Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросу совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты

«Первая задача – определить, где по-настоящему необходим прямой государственный контроль, какие механизмы защиты прав граждан действительно целесообразно использовать. Все процедуры должны быть серьезно оптимизированы, исключены дублирующие и явно избыточные функции, ликвидирована почва для конфликтов интересов».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам совершенствования контрольно-надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и социальной защиты

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

У нас сегодня в повестке дня сложный, многоплановый вопрос. Предстоит оценить эффективность государственных услуг и системы надзора в здравоохранении, в области санитарного контроля и на потребительском рынке.

Как мы понимаем, все эти темы очень тесно связаны между собой. Речь идёт об очень чувствительных для наших граждан сферах. О том, с каким лечением человек столкнётся в больнице. Действительно ли ему окажут помощь или просто будут вытягивать деньги. Сможет ли он приобрести доступные, а, главное, эффективные лекарственные средства. Какого качества продукты питания и другие повседневные товары ему предложат в магазине или на рынке.

Ответственность государства, конечно, здесь очень велика. Ответственность перед каждым гражданином за охрану его здоровья, за обеспечение безопасности.

Сейчас у нас существует разветвлённая система госорганов, экспертных организаций, призванных решать такие задачи. Но нужно признать: эффект от их работы пока крайне низок. За стремлением контролировать «всё и вся» часто упускаются из вида реальные риски.

Непрозрачность процедур регистрации, скажем, лекарственных препаратов, продуктов питания, получения санитарных заключений порождает коррупционные схемы, когда за мзду можно выбить практически любое разрешение на любой продукт или услугу, причём предоставив в органы надзора зачастую весьма сомнительные, а часто и фальсифицированные документы.

И, наоборот, барьеров для нормального бизнеса, для инициативных, законопослушных людей - масса. Хочешь выпускать специальную технику для инвалидов - устанешь получать соответствующие разрешения и лицензии. Открыть новую клинику, внедрить современное оборудование, технологии и препараты - сложно и очень затратно. А вот столкнуться с какой-нибудь конторой «Рога и Копыта» под гордым названием «Медицинский центр» - несложно.

Для продвижения на рынок потребительских товаров тоже надо получать массу разрешительных документов или даже обязательную государственную регистрацию. И перечень подобных товаров огромен - от гвоздей до бриллиантов.

Рядом с откровенной коррупцией уживаются и вполне легальные способы «выкачивания» доходов из предпринимателей. Например, только в 2008 году за проведение всякого рода санитарно-эпидемиологических экспертиз участники рынка заплатили учреждениям Роспотребнадзора около 10 млрд рублей.

Конечно, с таким разросшимся «бюрократическим хозяйством» следует предметно разобраться. Нужно убрать барьеры для бизнеса и в то же время гарантированно оградить людей от недоброкачественных производителей и поставщиков товаров и услуг.

Первая задача - определить, где по-настоящему необходим прямой государственный контроль, какие механизмы защиты прав граждан действительно целесообразно использовать.

Все процедуры должны быть серьезно оптимизированы, исключены дублирующие и явно избыточные функции, ликвидирована почва для конфликтов интересов.

Как и в других сферах, нужно провести ревизию консалтинговых, экспертных, регистрационных услуг, оказываемых на платной основе. Подведомственные учреждения не должны превращаться в выгодный бизнес. Вместо этого можно было бы предусмотреть разумную и обоснованную государственную пошлину так, как мы с вами и говорили по другим сферам деятельности.

Считаю также, что в большинстве случаев возможно перейти от лицензирования к уведомительному порядку, то есть к декларированию качества в соответствии с требованиями законодательства.

Одновременно должна быть усилена ответственность - как административная, так и уголовная - за игнорирование установленных норм и принятых обязательств.

В первую очередь, это касается медицинской деятельности. Государство должно внимательно отслеживать и жёстко реагировать на любые нарушения стандартов оказания медпомощи, на случаи причинения вреда жизни и здоровью пациентов. А такое, к сожалению, у нас встречается нередко.

Для этого мы должны отказаться от неэффективных административных механизмов, которые на самом деле никого не защищают и не влияют на качество медицинской помощи. И вместо них создать действенную систему контроля и мониторинга работы медицинских учреждений.

Остановлюсь и на уже принятом в первом чтении проекте закона «Об обращении лекарственных средств». Он как раз уже построен на новых принципах. В частности, повышаются требования к качеству, эффективности и безопасности лекарственных препаратов, вводятся прозрачные и лаконичные процедуры регистрации.

Наряду с этим нужно ускорить принятие нового технического регламента «О безопасности изделий медицинского назначения». Урегулировать все вопросы: от производства до сервисного обслуживания и эксплуатации медицинского оборудования.

Несколько слов о контроле в сфере производства и продажи пищевых продуктов и других потребительских товаров. Он также явно избыточен. Фактически на всё требуется получать отдельные санитарные заключения, на первый взгляд, вроде бы правильные и обоснованные. На деле очень мало что работает эффективно.

У нас уже принято достаточно много новых технических регламентов. Действует закон «О защите прав потребителей». Активно работают общественные структуры, отстаивающие интересы покупателя.

Считаю, что санитарные заключения, государственная регистрация должны остаться только там, где их использование явно является общепризнанной, можно сказать, мировой практикой, например, при производстве детского или лечебного питания.

В остальных случаях вполне можно обойтись и без них, тем самым избавив добросовестных бизнесменов от двойного и даже тройного государственного контроля, за которым стоит не что иное, как попытка выбить деньги.

И в заключение хотел бы подчеркнуть. Наша задача стимулировать развитие потребительского рынка и социальной сферы, создать условия, когда производители товаров и услуг несут полную ответственность за работу, а не прикрываются бумажными заключениями, полученными за деньги и ничего не значащими, по-настоящему дорожат своей репутацией и заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в качество и в безопасность.

Давайте начнем работать.