Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Выступление Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова на VII Красноярском Экономическом Форуме

«Инвестиционная привлекательность российской экономики была подвержена определенным испытаниям. Но по результатам 2009 года мы считаем, что и политическая и экономическая системы доказали свою устойчивость».

Событие

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов во время выступления на VII Красноярском Экономическом Форуме
Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов во время выступления на VII Красноярском Экономическом Форуме
Выступление И.И.Шувалова: 

Здравствуйте дорогие друзья!

Вчера с Александром Геннадиевичем Хлопониным мы работали в Томске, где Президент Российской Федерации проводил заседание Комиссии по модернизации и технологическому обновлению. После обсуждения всех вопросов Президент подробно обсудил с нами свое выступление на Красноярском форуме 2008 года, когда он был кандидатом в Президенты. Меня Президент попросил приветствовать участников форума, передать наилучшие пожелания и то, что он помнит, что его экономическая программа была озвучена здесь в Красноярске на форуме. Она была озвучена после того как Владимир Путин выступил 8 февраля в Кремле с программной речью по развитию страны до 2020 года. Мне также поручено сказать, что его выступление носило программный и прагматичный характер. Это то, что мы осуществляем сегодня. Положения того заявления легли в основу программы действий правительства до 2012 года. Передо мной еще два выступления - «О России 2020» Владимира Владимировича Путина и «О модернизации страны» Дмитрия Анатольевича Медведева. Я бы хотел вкратце рассказать о том, что мы, опираясь на эту программу, делаем сейчас в правительстве. Отчитываться о проделанном еще рано, но в середине 2012 года будет видно с какими итогами мы подошли к этому периоду.

В последнее время много споров о том, существует ли реальное стратегическое планирование в России. Мне кажется, что эта дискуссия носит не вполне профессиональный характер, поскольку, если обратиться к документам, на основе которых функционирует правительство, то становится абсолютно понятно как эти приоритеты выстраиваются и каковы основные этапы нашей деятельности до 2012 года.

В феврале 2008 года Дмитрий Медведев на форуме говорил о «четырех И». Затем у нас появилась программа правительства до 2012 года.  Мы исходим из того, что основной программный документ о развитии страны - это концепция долгосрочного развития России до 2020 года, основной этап ее реализации с 2008 до 2012 года. «Четыре И» - это институты, инновации, инфраструктура и инвестиции. По каждому из направлений был предложен определенный набор законодательных актов. Сейчас в области институтов приняты федеральные законы по изменению политической и избирательной системы. Президентом были предложены инициативы по изменению судебной системы. Мы готовим ряд документов по защите от рейдерских захватов, чтобы изменить отношение к частной собственности у нас в стране. Работаем над снижением административных барьеров.

По инвестициям... Инвестиционная привлекательность российской экономики была подвержена определенным испытаниям. Но по результатам 2009 года мы считаем, что и политическая и экономическая системы доказали свою устойчивость. Мы понимаем, что несмотря на это, инвестиционный имидж России нуждается в корректировке. Место Российской Федерации в рейтингах не может нас устраивать. Несправедливо занимать такое низкое место в рейтингах. В течение 2010 года должна быть проведена определенная работа в данной области. Были даны соответствующие поручения и Президентом и Председателем правительства, созданы группы. В ближайшее время мы, думаю, сможем показать отечественным и зарубежным инвесторам положительную динамику в данном вопросе.

Инфраструктура... В докризисный период нами планировались значительные ассигнования на строительство автомобильных дорог, на модернизацию других видов транспорта. Сейчас в силу бюджетных ограничений реализовать все планы мы не сможем. Тем не менее, мы не понизили расходов на эту отрасль по сравнению с докризисным периодом. Темпы, которыми нарастали расходы были очень высокими. Сейчас нужно максимально увеличить эффективность расходования средств. Нас часто критикуют за то, что технологии производства дорог не самые совершенные, а стоимость выполнения работ высока. Нужно научиться расходовать средства иначе.

По инновациям могу сказать следующее: в самый разгар кризиса Президентом была создана специальная комиссия, перед которой ставится одна из самых приоритетных задач. Мы начали совместно развивать тему модернизации, она, в целом, отличается от понятия «инновации». «Модернизация» - более широкое понятие. Модернизация - это внедрение уже имеющихся технологий. Инновация - создание чего-то нового. Мы были в самых продвинутых по степени внедрения на рынок инноваций американских университетах и мы понимаем как это нужно организовывать в России. Создается закон, согласно которому будет регламентироваться эта область развития России. Реализуя задачи, поставленные Дмитрием Медведевым, нам еще предстоит преодолеть правовой нигилизм, существенно снижать административные барьеры. Мы должны заниматься налоговым администрированием и снижением налогового бремени, построением мощной финансовой системы, модернизировать транспортную и энергетическую инфраструктуру, формировать основу национальной инновационной системы и реализовывать программы социального развития.

Начиная форум хочу сказать следующее: к результатам форума мы относимся в правительстве как к интеллектуальному продукту, который позволяет нам создавать свои планы, а потом их реализовывать. В прошлом году на VI Форуме были высказаны идеи, которые мы использовали при построении плана антикризисных мероприятий, мы полагались на то, что было разработано в Красноярске. Так вот «пятый элемент», о котором позже стал говорить президент - интеллект. Это то, что вы здесь сегодня представляете, это то, что вы сегодня сможете предложить в качестве результатов форума.

Как мне кажется, форум очень правильно назван - «Вызовы и ценности модернизации». Основным вызовом модернизации является наше личное отношение, наше субъективное отношение к тому что из себя представляет предприниматель - новатор. В нашей стране нет уважения к предпринимателю, как к человеку, который может принести перспективные изменения. Наше консервативное отношение может привести к тому, что перед нами встанет перспектива забыть о том, что мы можем жить в успешной стране. Успех сейчас зависит от нашего умения создавать новое и завтра же его модернизировать. Мы десятилетиями были приучены к тому, что на машине можно ездить пока она не развалится. Современное инновационное общество должно быть ориентировано на потребление инновационных продуктов. Это наше непонимание ценности новаторства является главным препятствием в этом «5 элементе», который обозначен как интеллект. В рамках дискуссий форума этому будет уделено отдельное внимание.

Задача сложная, но ее реализация принесет улучшение качества жизни большей части жителей нашей страны и даст возможности каждому проявить себя. Надеюсь, что сегодня нам удастся плодотворно поработать. Благодарю за внимание!

Речь во время дискуссии:

Интересно было послушать. Со многим согласен. Но многое было и сомнительным. Иногда возникает ощущение, что люди не читают программных документов. Но это, отчасти, и наша вина - возможно, мы не до конца разъясняем те действия, которые осуществляет Администрация Президента и Правительство. Если говорить о модернизации и о возможных потерях, стоит вспомнить о предмете «История государства и права». В вузе он изучается два года. Если оценивать попытки модернизации в прошлом, то нередко они заканчивались ощутимыми провалами. И Петр и Павел и Екатерина делали попытки модернизации властных структур, в перестроечный период модернизация тоже захлебнулась, поскольку все всегда упирается в социальную стабильность в стране. Нам нужна такая модернизация в ходе которой при каких-то потерях сохранялась бы социальная стабильность. Модернизация, обновление, изменение не должны превышать порогов нормальных потерь. В противном случае, это будет означать для нас фактор высокой социальной нестабильности, которая все начинания и завершит.

Фактор социальной стабильности в России нужно рассматривать как действительный реальный приоритет. Очень правильно обращаться к опыту других стран, но мы не должны забывать, что в России всегда были уникальные условия и игнорировать наш культурный и исторический капитал невозможно. Сохранив социальное равновесие, мы продвинемся вперед. Сложнейшая задача для нас всех - сохранить курс. Очень легко критиковать правительство или политические партии, но правильные ответы для России очень сложно найти. Нам нужны механизмы, при которых власть и общество будут взаимодействовать, обмениваясь идеями и двигаясь вперед. Деление на государство-бизнес-общество, по-моему, порочно. Бизнес - это лучшая часть общества! Бизнес несет созидание на своих плечах. Власть действительно отделена, но это тоже спорно. Разделение несет интеллектуальный конфликт, который является препятствием на пути инноваций. Мы все одинаково понимаем понятие «модернизации» и я его озвучил, но заставлять людей учить это определение насильно нельзя. Придумать можно разные термины, но стратегическое направление должно быть одно.

Многое мы понимаем по-разному, но жизнь не ждет. Ответы нужно искать быстро и применять их в тактических политических решениях. По поводу программ и их исполнения: неправильно относиться к каждой программе как к аксиоме. Жизнь стремительно меняется и изменения в программу могут быть приняты. Вызовы могут меняться. Мы вынуждены порой говорить о неактуальности некоторых частей наших программ. И мы, безусловно, программы корректируем. Программа 2020 при всех недостатках нашей жизни показывает, что за 15 лет мы прожили такую жизнь, которая кардинальным образом изменила нашу страну. 15 лет назад все было иначе. Сложно всем не только бизнесу, но и власти. Нам нужно не потерять темпы и за грядущие годы добиться таких изменений, как за предыдущие 15 лет.