Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова 4 февраля 2010 года на Международном форуме «Россия 2010», организованном компанией «Тройка Диалог»

Вкладки

Событие

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Я рад приветствовать всех участников «Форума Россия 2010», собравшихся здесь. Совсем недавно в Академии народного хозяйства прошла большая конференция, на которой мы обсуждали все сложности сегодняшнего дня и перспективы развития нашей страны и мира в следующие десять лет. Но в той конференции участвовали большей частью представители власти и научного сообщества, и очень не хватало предпринимателей, как зарубежных, так и российских.

Я знаю, что Рубен Карленович [Варданян] посвящает много времени укреплению связей с международными инвесторами, и у него это очень хорошо получается. Но сегодня, говоря об инвестиционном климате России, мы не разделяем иностранный и российский капитал. Все те проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, желая инвестировать в Россию, достаются и российским инвесторам. И, может быть, даже в большем объеме. Говоря об изменении инвестиционного климата нашей страны, мы имеем в виду, наше стремление сделать так, чтобы люди и корпорации хотели и могли создавать процветающее дело в России, чтобы мы могли, используя политические механизмы и общественные институты, отдавать должное тем, кто добивается реального результата в бизнесе.

К сожалению, в России этого нет. Я согласен, что в России, скорее, известный артист, художник, деятель искусств, науки обладает общественным признанием в случае, если он достигает определенных высот, добивается профессиональных результатов. Если же предприниматель добивается определенных результатов, приносит благо обществу, мы ему должного пока не можем отдать. Это одна из причин проблем, с которыми мы в настоящий момент сталкиваемся, которые мы создали за десятилетие, когда строили новую систему экономических отношений. Я, конечно, отвечу на вопросы, которые поставил Рубен [Варданян], но позвольте мне осветить еще несколько вопросов.

Я бы хотел все-таки вернуться к 2004 году и напомнить, как мы формировали политическую и экономическую повестку, которая затем была реализована в приоритетных национальных проектах и в нашем плане по построению России как наиболее цивилизованной и благоприятной страны к 2020 году. Я хочу, чтобы вы знали: мы эти планы не забыли, и даже имели их в виду в тяжелые дни в 2009 году. Затем я бы хотел рассказать про то, как мы все-таки намереваемся в этом году работать по изменению ситуации с человеческим капиталом. У нас есть определенные запланированные мероприятия в увязке с модернизацией в плане изменения инвестиционного климата. А также я отвечу на вопросы, которые вы поставили о роли государства и т.д., поскольку это также касается изменения инвестиционного климата в нашей стране.

Мы в 2009 году переживали сложные времена, однако то, как мы закончили 2009 год (понятно, что моя оценка может быть субъективной, поскольку я за эту работу в правительстве отвечал, реализовывая вместе с коллегами антикризисный план), тем не менее, попытавшись оторваться от своей личной позиции, опираясь на мнение экспертов, которые работали и наблюдали за всеми действиями правительства в прошлом году, могу сказать: наша антикризисная программа была более удачной, чем у многих государств двадцатки. И закончили год мы с результатами, которые ожидали, имея в виду осуществление нашего плана. Более того, мы даже вышли на уровень инфляции лучший, чем мы думали будет складываться в течение года, и чем прогнозировали в начале 2009 года. При всех имеющихся сложностях и недостатках, при том драматическом падении российской экономики (почти 8%), которое мы пережили в прошлом году, мы считаем, что ситуация достаточно стабильна, поскольку осуществляя все антикризисные мероприятия мы исходили из главного. Главное - это не поддержка крупных корпораций, как это могло показаться из наших планов, а это социальная стабильность, которая бы нам позволила после выхода из кризиса продолжить нашу модернизационную повестку, наш модернизационный план.

Россия - очень сложная страна. И любая попытка дестабилизировать социальную ситуацию, социальные отношения, конечно же, следом приводит к тому, что мы не сможем далее осуществлять экономические изменения, не можем принимать реальные экономические законы, и реализовывать их в жизнь. Это очень важный момент, поскольку это Россию отличает от многих других государств, ведь правительства некоторых других государств могут игнорировать в значительной степени короткие колебания общественных волнений. В России же подобная ситуация, как мы наблюдали в начале 1990х годов, очень опасна. Она блокирует деятельность и законодательства и правительства по проведению реформ. Мы понимали, что 2009 год будет достаточно сложным, и мы будем должны его закончить с фактором социальной стабильности, чтобы с выходом из кризиса, модернизационная повестка была номером один.

Критику о том, что наш антикризисный план был не слишком удачным, не хуже и не лучше, чем в других государствах «двадцатки», я не принимаю. Я считаю, что он был успешным. Если вы посмотрите на экономические показатели и предостережения экспертов в ноябре-декабре 2008 года, то мы закончили год с лучшими показателями, чем могли бы. Когда нам говорят об официальных прогнозах по развитию экономики, которое правительство публиковало в конце 2008 года и в начале 2009 года, могу вам сказать, что все эти прогнозы были весьма и весьма приблизительными. Мало кто понимал, что на самом деле будет происходить с курсом валют, уровнем инфляции, процентными пунктами ВВП. Мы, работая в экономическом блоке правительства, приблизительно понимали: если по отдельным направлениям будет потрачена критическая масса денежных средств, то мы не допустим падения экономики больше чем на 8%, с инфляцией нам удастся бороться, и системообразующие крупнейшие предприятия будут продолжать свою экономическую деятельность. Вот такие краткие результаты по работе в 2009 году. Говорю это специально, не для того, чтобы отчитаться, а чтобы понимать, как мы для себя в течение 2009 года формулировали повестку на 2010 год.

До повестки 2010 года, я еще раз напомню все же, как мы формулировали образ тех изменений, которые мы сегодня наблюдаем. Понимаете, в политике, так же как и в бизнесе, важно уловить тенденции, которые вас приведут к передовым позициям. Поскольку вы представляете бизнес-сообщество, вы представляете каждый свой рынок. Если улавливаете нечто новое, и это новое можете реализовать в новые экономические связи, в новый продукт - на финансовом рынке или в каких-либо технологических процессах, вы получите преимущество на рынке, возможность больше зарабатывать и развивать свой бизнес.

По поручению президента в 2004 году мы образовали серьезную группу экспертов - российских и зарубежных - и в течение года работали, чтобы нащупать линии, тенденции будущего развития. Стало абсолютно понятно: главное, за что в будущем будут бороться наиболее развитые экономики, главное, что является для России самым важным фактором экономического развития - это человек и его способности. Мы поняли, что фактор человеческого капитала выходит на первое место. Не машины, не техника, не экономика традиционного типа, а именно человек с его способностями адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим явлениям и быть в состоянии предлагать новое.

Эта повестка затем была озвучена Президентом в 2005 году, и потом реализовалась в конкретных мероприятиях, под названием «Приоритетные национальные проекты». Если вы вспомните эти проекты, то три из них, безусловно, приводят к качественному изменению человеческого капитала в нашей стране. Это жилье, то есть базовые принципы для каждой семьи, безопасность человека. Это способность человека получить образование самому и дать возможность своим детям получить хорошее образование, общее и профессиональное. Это также система медицинской помощи и в целом обеспечение здоровья нации, когда сами люди будут не просто воспринимать ее как некую социальную систему.
Как вы помните, был такой старый советский термин «собес», не знаю, можно ли его перевести на английский язык или нет, но мы понимаем, что вся эта система образования и здравоохранения должна из понимания «собес» перейти на высококачественный уровень высокотехнологической экономики. Это должны быть наиболее развитые и самые лучшие и важные для страны отрасли экономики, а не «собес» в унизительном смысле, которые применялся в нашей стране в прошлом. Мы достаточно успешно осуществляли национальные проекты, задавая темп и некоторые линии поведения, чтобы в стране все ощутили необходимость изменений в этих сферах. Потихоньку, начиная с муниципального, регионального и федерального уровней, все в одной лодке, ввязались бы в работу по изменению всех этих систем.

Позже в 2008 году Президент выступил с речью о построении совсем другой страны к 2020 году. Я везде в своих выступлениях об этом говорю, поскольку считаю, что это крайне важно - для экономистов, для социологов, политологов... Очень важно увидеть свое качественное состояние в будущем, и когда ты увидишь его, вся тактическая деятельность начинает подстраиваться под то, как этого качества добиться. Когда в феврале 2008 года прозвучало, что Россия будет наиболее привлекательной страной для проживания и ведения бизнеса, одной из наиболее сильных стран в экономическом смысле, мы имели в виду, что нам предстоит пройти огромный путь. Это не была какая-то пропаганда или сиюминутная политическая установка, мы понимали, что это тяжелая работа, но она будет сопряжена с глобальными, политическими, экономическими, социологическими, культурологическими изменениями в мире. Мы понимали, что как раз находимся на пороге этих изменений. И не оттого, что все далеко ушли и нам нужно скорее всех догонять, мы понимали, что будут такие изменения, которые полностью будут менять иерархию и местоположение различных государств и обществ. В этой системе изменений и в этой гонке у России появится новый шанс, и шанс обязательно будет реализован. Вот на чем основано наше понимание, что Россия к 2020 году будет другой страной.

Мы также понимали, что, начиная с 1993 года, Россия к 2008 году прошла огромный путь, сейчас - это абсолютно другая страна с построением совершенно иных экономических и социальных отношений. Мало кто из других государств, в частности, государств БРИК и других развивающихся стран, смог показать такие глобальные масштабные изменения. Россия показала и достигла определенного уровня развития. И мы исходили из того, что если темпы изменений не снижать, но работать последовательно, то за 12 лет до 2020 года мы сможем добиться реальных качественных изменений в построении других систем, способных обеспечивать улучшение человеческого капитала, чтобы человек чувствовал себя совершенно иначе, когда за человеческим капиталом следует изменение системы правоохранительных органов, когда человек чувствует себя в большей безопасности, когда экономика становится совершенно другой и т.д. Хотел бы еще раз подчеркнуть, что вот этот план по построению страны с другим качественным уровнем жизни и качественными возможностями для развития личности и бизнеса, мы осознали и сформулировали к 2008 году.

Потом стало ясно: для того, чтобы реализовывать эти планы, нам нужна новая модернизационная повестка, которую озвучил президент Дмитрий Медведев. Это планы по модернизации и внедрению инноваций. Тогда в кризисный 2009 год были определены приоритетные направления, по которым мы будем работать в первую очередь, добиваясь модернизации и инноваций. Это не значит, что по другим направлениям мы не будем этого добиваться, мы просто выбрали наиболее важные точки, по которым сможем обеспечить продвижение вперед. Это является как раз мощным дополнительным стимулом для такого качественного изменения в стране. И это как раз связано с тем, что коренным образом должно изменить поведение каждого.
Говоря о модернизации, мы не столько имеем в виду завоз технологически нового оборудования, либо способность это оборудование произвести самостоятельно (что, конечно, тоже важно), сколько то, о чем я говорил вначале, о чем говорили коллег, которые выступали на этой сцене. Главное - начинать изменения с себя, модернизировать свое поведение. Если мы говорим о качестве человеческого капитала и о том, как мы с вами живем, это значит, что каждый из нас должен пристегивать ремни безопасности в автомобиле, а не как в России «на авось», соблюдать правила дорожного движения и правила приличия, которые присущи другим нациям и другим культурам. Это значит много чего еще: когда ты ответственен за свое здоровье и за здоровье близких, для того, чтобы не нагружать дополнительными расходами национальную систему здравоохранения, когда ты ответственен за то, чтобы получить наилучшие знания для себя и для своих детей и т.д. и т.п. Мы понимаем, что это сейчас в такой широкой степени отсутствует в России, но это не значит, что мы к этому не должны идти.

Все те вопросы, которые рассматривает президентская комиссия по модернизации - кирпичик за кирпичиком должны выстраивать определенную линию поведения, чтобы реально уже в ближайшие годы показать, что мы в состоянии качественно изменить жизнь в России.

Но теперь к главному - плану работы в 2010 году. Никакая модернизация не будет возможной, если мы существенно не изменим инвестиционный климат в стране. И это совершенно понятно руководству страны - и президенту, и председателю правительства, и ключевым министрам. Без демонстрации нежелания мириться с этим, добиваться хорошего качественного быстрого изменения нам не удастся. Нам нужно это сделать в короткие сроки. И в течение 2010 года мы в состоянии эту работу осуществить.

Действительно, два дня назад, Президент России проводил совещание, предварительно соответствующие поручения по подготовке этого вопроса давал Председатель Правительства РФ, мы вместе с Министром экономического развития, Министром финансов и другими моими коллегами по кабинету, эти вопросы отрабатывали. Мы понимаем, что конкретно можно сделать в числе первых мероприятий в 2010 году. Подготовив свою повестку дня и сравнив ее с тем, что нам дали опросы российских и зарубежных граждан, мы увидели, что опросы отличаются. По нашей просьбе, два инвестбанка, у которых есть иностранные сотрудники и клиенты, подготовили шорт-лист. Респонденты отвечали на вопрос, что является камнем преткновения, наиболее серьезным препятствием в России для комфортного проживания. Российские граждане также ответили, что для них является наиболее сложной проблемой. Где-то эти проблемы соприкасаются, а где-то нет.

Действительно, мы понимаем, что очень недружелюбна административная система в России - к иностранцам при обращении и получении визы, при прохождении таможенного и паспортного контроля, да и просто в городе - люди мало улыбаются друг другу. В повседневной жизни мы понимаем, с какими сложностями сталкиваются иностранцы, которые не в состоянии пригласить сюда своих родственников, отдать детей обучаться в хорошие школы, чувствовать себя в безопасности и т.д. Мы эти все проблемы понимаем. Вместе с тем россияне, которые должны чувствовать себя даже в большей степени защищенными, потому что они граждане нашей общей страны, не могут свободно распорядиться своими деньгами для начала бизнеса, потому что они не чувствуют, что правоохранительная и судебная системы страны будут вставать на защиту их законных прав в случае их нарушения. Нет этого ощущения! Его невозможно построить в одночасье, за один год. Это последовательная работа, которую нужно проводить год от года, но главное, что мы должны по этим направлениям обеспечить демонстрацию изменений в системе.

Пройдет 2010 год, вы соберетесь на очередную конференцию под эгидой «Тройки Диалог» и скажете, что в России за этот год что-то ухудшилось, что-то осталось на том же уровне, но есть вопросы, по которым и правительство, и общество продвинулись. Да, мы видим, что инвестиционный климат меняется к лучшему. Чтобы менять климат к лучшему, главное, нужна широкая общественная дискуссия и, как результат этой дискуссии, - понимание того, что мы должны точно так, как наших деятелей науки, культуры и искусства, общественно признавать и отдавать дань уважения тем, кто создал собственное дело, тем, кто создавал новые рабочие места и преумножал национальное богатство. Нет пока в стране такого понимания. Чтобы оно пришло, должно не только правительство и президент работать, главное - работа граждан. Зачастую мы не можем переступить через себя и уважать успешного человека, который чего-то добился. Нам нужно в себе это преодолеть и начинать понимать, что за реальной работой бизнесмена стоит труда не меньше, а может быть даже и больше, и обязательно больше рисков, чем у деятелей науки и культуры. Бизнесмен рискует часто собственной жизнью у нас в стране, своими капиталами, рискует всем. Часто работа требует такой отдачи, что, как вы знаете, это влияет даже на семейные отношения, потому что ты не можешь, как некоторые бюрократы, закрыть в 6 часов офис и уйти домой смотреть телевизор, потому что твоя работа требует усилий в течение 24 часов. Вот это все должно быть понято обществом. Люди, добившиеся успехов в бизнесе, должны быть общественно признанными.

Вместе с тем в этом году мы должны изменить наши подходы к миграционной политике. Причем изменения будут касаться не только наиболее квалифицированных работников, но и тех, кто трудится на наших стройках, тех, кто выполняет ту работу, которую россияне не делают. Нам нужна цивилизованная либерально-миграционная политика, при которой люди будут чувствовать себя достойно, а не униженно. Разрешение для получение работы, статус мигрантов - все это должно быть соразмерно возможностям людей, в том числе и финансового характера, и с той работой, которую они будут выполнять. Может быть, в этом году мы сможем принять решения не по всему кругу вопросов миграционной политики, но отдельные решения мы точно в состоянии провести и продемонстрировать, что к 2011 году эта система изменится. Люди себя будут чувствовать более комфортно. Мы это в состоянии сделать.

Кстати, в рамках председательства в СНГ в 2010 году мы хотим рассматривать миграционные вопросы в качестве одних из основных. Я понимаю, что здесь, на Форуме, представлен в основном иностранный капитал, но рабочие руки, которые нужны в том числе и на совместных предприятиях, и на дочерних компаниях иностранного капитала, - часто люди из Молдовы, Украины, государств Средней Азии. В данном случае Россия пользуется реальным преимуществом по сравнению с другими государствами. Мы можем пользоваться трудом квалифицированных рабочих, которые говорят по-русски, доброжелательно настроены к россиянам, а нам нужно научиться уважать их труд. Эту работу мы также будем проводить.

В 2010 году будут снижаться административные барьеры для начала собственного бизнеса. В прошлом году мы такую работу провели. Вы знаете, что есть список 13 видов деятельности, при которых бизнесмен просто уведомляет власть, что он начал свое дело. Мы считаем, что этот список может быть расширен, и исходим из того, что для осуществления и строительной, и инвестиционной деятельности, возведения производственных мощностей либо инвестирования в недвижимость процедуры можно значительно упростить. Мы исследовали как работают эти процедуры в регионах - ситуация очень разная. Там, где субъекты РФ активно работают на привлечение инвесторов, например, в Татарстане, существует достаточное количество торговых площадей, магазинов, соответствующих европейским нормам, существует бизнес-центры, там все растет как на дрожжах. И разрешения для начала строительства, во-первых, прозрачны, во-вторых, требуют минимального количества дней. А есть города, в которых на это уходит более двух лет, требуется огромное количество согласований (около 150-200), и при этом еще необходимо раздать множество взяток. Это - ответственность субъектов Федерации, их полномочия устанавливать такие правила, но мы будем с ними бороться. Мы в состоянии принять общее рамочное требование к законодательным и нормативным актам субъектов и муниципалитетов, чтобы ситуация менялась к лучшему.

Теперь о роли государства. Вот Рубен Варданян сказал, что роль государства растет. И да, и нет. Если посмотреть, что происходило с национализацией, точнее, квазинационализацией (это не национализация в классическом смысле, а приобретение государством активов на фоне возможных банкротств), то ситуация в России некритична. Если вы сравните, например, какие огромные финансовые вливания были сделаны правительствами в банковскую систему США и европейских государств и какую собственность получили правительства, то в России совсем не значительные случаи. Мы действительно в последние годы замедлили темпы приватизации, это правда. Но сказать, что мы в кризисный 2009 год получили большое количество активов в собственность государства взамен предоставляемой помощи, нельзя. Это не правда. Вы знаете, что наиболее острые вопросы по замещению кредитования решались в 2008 году, и мы не получили в собственность активы, а Внешэкономбанк финансировал кредитные соглашения, то есть замещая иностранных кредиторов, выдавая валюту, предоставленную Банком России. При этом залог, который находился в иностранных кредитных учреждениях, переходил в залог Российской Федерации. Ни один предмет залогов в настоящий момент не был реализован в пользу РФ. Более того, в банках, которые находятся под управлением АСВ (агентства, которое создано для целей санации), проделывается определенная работа, и некоторые банки уже готовятся к тому, чтобы быть реализованными на открытых торгах после очищения. Поэтому упрек в том, что роли государства в собственности становится больше, я не принимаю, это не так. Но в 2010 году мы должны значительно расширить программу приватизации. Мы вернулись к теме приватизации, и на 2010 год утвердили определенные планы, которые значительно больше, чем в предыдущие 2-3 года. На совещании, которое было два дня назад, мы договорились, что по планам приватизации посмотрим на возможные активы, которые можно предоставить в частное управление.

Также мы посмотрим на определенные возможности налоговой системы. Теперь мы уже заявляем, что в целом налоговая система в 2009 году приобрела свои основные очертания, мы больше не можем себе позволить снижать налоговое бремя на бизнес. Считаю, что у нас очень хорошая налоговая система, в виде установленного законодательства и ставок. Много чего необходимо поправить в администрировании, мы будем это делать, есть определенные планы и у Министерства финансов и у Федеральной налоговой службы. Кроме того, мы в состоянии принять решение по отдельным налоговым режимам, чтобы поддерживать предприятия, создаваемые в специальных зонах, либо те, которые будут работать в отдельных секторах.

Мы также будем заниматься улучшением судебной системы. Мы понимаем, что в адрес судов со стороны и российских, и зарубежных инвесторов идет очень много критики. Исходим из того, что та активная работа, которая ведется Президентом и его Администрацией, даст свои плоды в этом году. Это сфера деятельности Президента, но, как вы знаете, суды - это огромная система, очень консервативная, мы понимаем присущие ей сложности, но видим, что, например, в системе арбитражных судов появляются другие, совершенно прозрачные отношения. Многие инвесторы согласны, что арбитражная система изменяется к лучшему.

Еще работа, которую нам нужно будет провести в этом году - и я прошу у вас в этом помощи - мы должны провести работу по изменению нашего инвестиционного климата. Если вы посмотрите на рейтинги, которые по классификации Всемирного банка или других агентов присвоены России, то они не всегда справедливы. Посмотрите на последние рейтинги африканских и азиатских государств и сравните с рейтингами России - даже зарубежные инвесторы, которые давно работают у нас, не согласны с этими оценками. Мы считаем, что эту работу мы упустили. Здесь нет ничего сложного: это последовательная и ежедневная работа по разъяснению того, что в России происходит и будет происходить. И главное, нам надо продемонстрировать изменения в жизни простых россиян и инвесторов.
В завершение хочу сказать следующее. «Короткие горизонты», про которые говорил Рубен Варданян, удлиняются. Вы это поймете, если посмотрите, как вели себя инвесторы пять лет назад и как они ведут себя сегодня, в какие проекты входят российские инвесторы, взглянете на тот уровень инфляции, который сложился в 2009 году, прогноз по инфляции на этот год. Кстати, многие инвесторы, эксперты, сотрудники Банка России и Минфина считают, что 2010 год может быть уникальным для борьбы с инфляцией. Он может быть переломным годом, когда мы начнем показывать лучшие результаты. И дойти до того уровня инфляции, который мы обозначили для себя как базовый.

У нас много недостатков, мы о них знаем. Работая в правительстве, мы тоже не отрываемся от жизни, у каждого из нас есть близкие, родственники, друзья. Мы понимаем, насколько сложно в таких условиях жить. Можете себе представить, что даже на своем уровне мы сталкиваемся с огромным бюрократическим вмешательством и сопротивлением при решении каких-то личных вопросов. И мы понимаем, насколько сложно простым людям без властных полномочий и определенных связей решить те или иные вопросы. Для нас главное добиться, чтобы в течение последующих лет мы смогли себе (правительству) показать и вам продемонстрировать, что действительно ситуация меняется. Она менялась в предыдущие 15 лет, будет менять и в перспективе до 2020 года. Мы в состоянии это сделать. Это конкретные и реальные планы. Но только вместе с вами. Потому что именно бизнес будет эти планы реализовывать.

Многие российские иностранные инвесторы запутались по поводу наших объяснений о вступлении в ВТО. Создание Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана никоим образом не подменяет и не отменяет наши планы по вступлению в ВТО. Мы создали Таможенный союз, сейчас дорабатываем отдельные конечные планы, чтобы с 1 июля выйти на внешнюю таможенную границу и применять единый таможенный кодекс, у нас есть множество технических сложностей, но есть и политическая воля, и установки руководства страны, и работа экспертов, чтобы эти планы реализовать. Но вступление в ВТО для нас по-прежнему остается приоритетной задачей, просто есть некоторые сложности. Они разрешимы. В данном случае надеемся на поддержку наших партнеров - все понимают, о ком идет речь - и когда этот партнер захочет нас поддержать, процесс завершится. У нас сейчас работают специальные переговорные группы, мы надеемся, если удастся найти компромиссы по оставшимся вопросам, то вступление в ВТО состоится. Руководство страны нас проинструктировало найти «развязки» на политическом уровне, поскольку уровень экспертов исчерпан. Мы со своей стороны будем эту работу проводить, но не все зависит от нас. Нужна поддержка со стороны европейских и американских предпринимателей, которые будут свои правительства ориентировать на то, чтобы вступление в ВТО России, Казахстана и Белоруссии произошло как можно быстрее.