Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалов выступил на международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»

«Модернизация - это вопрос не только технологий. Она должна охватывать все стороны жизни общества: технологии, институты, идеологию. Именно такое понимание модернизации предусмотрено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Вкладки

Событие

Дорогие друзья, уважаемые коллеги,

Президент РФ, Дмитрий Анатольевич Медведев, направил приветствие участникам конференции, мне поручено его зачитать.

Участникам и гостям Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия».

Рад приветствовать участников Международной конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия»!
Сегодня безусловным национальным приоритетом является повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основе модернизации и широкого внедрения инноваций. Это позволит России стать страной, благополучие которой обеспечивается преимущественно интеллектуальными ресурсами, значительно укрепит наши позиции на мировом рынке, а главное, повысит качество жизни людей, откроет широкие возможности для их творческой и деловой самореализации. Для достижения этих целей необходимо создать действенную систему долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны, и рассчитываю, что Ваш форум, собравший видных экспертов, представителей деловых кругов и государственной власти внесет свой вклад в решение этой актуальной задачи. Желаю Вам успехов, плодотворных дискуссий и всего самого доброго!

Дмитрий Медведев 21 января 2010 года.


После вступительных слов Владимира Александровича (В.А.Мау, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации), хотелось бы только сказать, что для меня это - лично большая ответственность, поскольку, действительно, конференция посвящена памяти Егора Тимуровича Гайдара. Мы планировали проведение этой конференции, поскольку считали, что самые острые фазы кризиса позади, и необходимо обсудить те уроки, которые мы должны извлечь из самого тяжелого периода 2009 года и поговорить о тех задачах, которые перед нами стоят на ближайшее будущее. Вместе с тем, мы хотели увидеть перспективы развития десятилетия по-новому. В настоящее время задают вопросы: повлияет ли кризис на наши планы по развитию страны к 2020 году, будем ли мы менять наши планы по модернизации страны до 2012 года, поскольку период до 2012 года является ключевым, значимым для того, чтобы построить определенные институты и уже дальше от них стартовать до 2020 года.

На все это нам нужно дать ответы, и надеюсь, что в течение всех этих дней, участники конференции смогут и в рамках круглых столов, и на пленарных заседаниях отвечать на эти вопросы. Для нас они в практической деятельности крайне важны. Для меня это так же большая ответственность, поскольку я не являюсь профессиональным экономистом, я являюсь юристом, но все последние годы работаю в экономической сфере. И словами Владимира Александровича могу сказать, что я - практикующий экономист и для меня видение различных проблем иногда отличается от того, как воспринимают это те, кто имеет определенную солидную экономическую школу. Но, тем ни менее, я работаю со всеми экспертами, наиболее важными или наиболее значительными в Российской Федерации, с теми, кто представляет зарубежную экономическую школу. И сегодня я бы хотел вместе с Вами поделиться видением того, как мы формируем сегодняшнюю повестку дня. Она не отличается от того, о чем я говорил в Петербурге в 2008 году. Часто мне задают вопрос, готовлюсь ли я к тому, чтобы держать ответ за сказанное в 2008 году? Готовлюсь. Но время не наступило. Считаю, что серьезно по поводу того, что нам удастся сделать за первый этап, то есть за этап с 2008 по 2012 год - этот разговор еще впереди. А в настоящий момент я бы хотел сказать, что я буду сегодня говорить по экономическому и социальному развитию страны через призму интеграции. Это продолжение того, что мы вместе с моими коллегами готовили к моему выступлению в Петербурге в 2008 году.

Рассчитываю, что в ходе работы нашей с Вами конференции, удастся продвинуть наше понимание ключевых проблем наступающего десятилетия, сформулировать ряд конкретных предложений по программе мер на 2010-2011 год.

Мы сегодня переживаем очень важный, переломный момент в развитии глобальных экономических процессов. Мир сталкивается с новыми технологическими вызовами. Полным ходом идет трансформация мировой экономики. Глобальный кризис стал сам порождением этих процессов и одновременно поставил острые вопросы о необходимости проведения структурных и институциональных преобразований в обозримом будущем. Эти преобразования стоят на повестке дня, и ни нам, ни другим государствам, ведущим странам мира, не удастся от них уклониться.

Кризис продолжается. Он проходит дальнейшие фазы своего развития, однако сегодня уже стало очевидным, что мы получили уроки в наиболее острых фазах кризиса. Итак, первое, кризис продемонстрировал устойчивость функционирования основных экономико-политических институтов. Это был второй крупный кризис, через который прошла Россия. Причем нынешний кризис - гораздо тяжелее, чем в 1998 году. Он носит глобальный характер. Несмотря на это, удавалось достаточно быстро реагировать в отдельных сферах на изменение конъюнктуры. Центральный Банк доказал, что он способен находить новые инструменты для решения возникающих проблем. Органами власти были приняты решения, которые позволили сдержать рост напряженности на рынке труда. Уверен, что из этого кризиса Россия выйдет с новым уровнем доверия к власти, к политическим и экономическим институтам. Второе, была подтверждена правильность макроэкономической политики минувшего десятилетия, в том числе необходимость формирования стабилизационных резервов, которые позволили смягчить финансовые последствия кризиса.

Особо хочу подчеркнуть, что это было сделано, в том числе благодаря усилиям Егора Тимуровича Гайдара. Он был одним из инициаторов и идеологов формирования Стабилизационного фонда. Однако мы должны усвоить и еще один урок. Резервы - это не решение проблемы. Это как «жаропонижающее» для больного, т.е. симптомы снимает, но болезнь не лечит. Нашей совместной болезнью является высокая зависимость страны от доходов, получаемых за счет торговли природными ресурсами, от внешней конъюнктуры и, в целом, от факторов, которые полностью находятся вне нашего контроля.

Отсюда вытекает третий урок, тоже вполне очевидный - острая необходимость модернизации экономики. Сильная зависимость от экспорта сырья и иностранных финансовых рынков определили масштабы падения производства и фондового рынка. Минувший год продемонстрировал и то, что важнейшее препятствие для модернизации находится в нас самих. На словах все согласны с важностью модернизации, однако процессы модернизации все еще недостаточно активны. Широко распространено мнение и идеология «Business as usual»: дождемся высоких цен на нефть, газ и металлы, и будем жить по-старому. Мы понимаем эту опасность и поэтому именно в кризисный год руководство страны, Президент Российской Федерации определили приоритеты политики модернизации. Напомню, к ним относится информационные технологии, энергоэффективность, ядерные технологии, космические технологии и телекоммуникации, и медицинские технологии. Мы намеренно послали сигнал экономике о том, на чем будут сконцентрированы усилия государства в ближайшие годы. При этом хочу подчеркнуть, что это именно те приоритеты, на которых мы повседневно концентрируем свое внимание. Но перечень не исчерпывающий.

Четвертый урок: кризис показал, что имеющиеся структурные и институциональные проблемы снижают эффективность нашей экономической политики. При выработке и реализации антикризисных мер мы постоянно наталкивались на ограничения, связанные с высоким уровнем монополизма и инфляции в российской экономике. Первый фактор резко ограничивал возможности бюджетного стимулирования, второй потребовал ужесточения денежной политики в условиях, когда большинство других государств мира напротив, смягчало ее, стимулируя кредитования.

Пятое: кризис вновь напомнил о необходимости повышения уровня защиты прав собственности. Частной собственности! Анатолий Борисович (А.Б.Чубайс, генеральный директор, председатель правления госкорпорации «Российская корпорация нанотехнологий»), Вы тогда спросили у меня в Петербурге... Отвечаю: теперь совершенно определенно - уровень защиты частной собственности в нашей стране. Иначе, наша экономика может рассчитывать лишь на краткосрочные инвестиции, а инвестиции в высокотехнологичные сектора возможны лишь при высоком уровне защиты прав собственности. Поэтому, данная проблема и связана с курсом на модернизацию.

Шестое: в минувшем году мы уделяли особое внимание обеспечению социальной стабильности и это был не популизм, а понимание того, что социально-экономическая стабильность, так же как и макроэкономическая, является необходимым условием для успешной модернизации. Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин считает, что наиболее важным условием для дальнейшей модернизации нашей страны является именно социальная стабильность. Именно без социальной стабильности в нашем обществе невозможны никакие экономические и социальные преобразования. Поэтому, весь наш антикризисный план базировался на понимании того, что чтобы мы не делали с экономическими институтами, мы не должны позволить себе какую-либо разбалансированность в социальных отношениях. Этим принципом мы руководствовались, принимая решения по поддержке отдельных отраслей и предприятий, а так же моногородов. От советской экономики нами унаследованы многие проблемы структурного характера, связанные с нерациональным размещением предприятий и трудовых ресурсов. Эти проблемы не могут быть решены быстро. В каждом случае решение должно приниматься индивидуально с учетом особенности данной отрасли или территории. Иногда даже вопреки экономической целесообразности. Одним из ярких примеров ситуаций такого рода является АвтоВАЗ и город Тольятти. Часто задают вопрос: а зачем вы тратите государственные деньги на поддержание АвтоВАЗа? Зачем Вы занимаетесь городом Тольятти? Не легче ли закрыть? Это невозможно. В городе живет 700 тысяч человек. Даже больше. И социальные проблемы, которые в этом городе возникают, а также и в других моногородах, это те проблемы, которые мы вынуждены и обязаны решать. Мы разделяем проблемы производства, то есть развитие самого производственного комплекса, автомобильного комплекса, и проблемы людей, которых государство не может бросить на произвол судьбы. И делать это будем ответственно, четко понимая, что будут делать работники предприятия и их семьи.

И, наконец, еще один урок. По порядку он последний, но для цели моего сегодняшнего выступления и для целей моей повседневной деятельности наиболее важный. Преодоление экономических трудностей в современном мире следует искать не в протекционизме и экономической изоляции, а в укреплении международного экономического сотрудничества, открытии рынков и интеграции. Вот основные направления нашего дальнейшего развития.

Теперь об интеграции. За последние годы Россия существенно активизировалась по различным направлениям международного сотрудничества. В конце 2009 года были подписаны документы о создании Таможенного союза, и было принято решение о формировании за 24 месяца единого экономического пространства. В этом году Россия председательствует в СНГ и мы рассчитываем предать новый импульс экономическому сотрудничеству. Мы ведем переговоры об углублении сотрудничества с ЕС, готовимся к председательству в Ассоциации Тихоокеанского Экономического Сотрудничества. При этом мы активно продолжаем переговоры по присоединению к Всемирной Торговой Организации и к Организации Экономического Сотрудничества и Развития. Мы планомерно реализуем курс на расширение внешнего экономического сотрудничества. Все названные направления являются звеньями одной цепи. Некоторые задают вопрос: насколько все эти процессы связаны? Я попытаюсь дать ответы, и еще раз хочу сказать, что мы считаем, что это звенья единой цепи, единой политики по обеспечению экономической интеграции. Прежде всего, мы выстраиваем самое тесное экономическое объединение, предполагающее формирование наднациональных регулирующих органов. Это - Таможенный союз и единое экономическое пространство в составе - Россия, Казахстан и Белоруссия. Можно предположить, что со временем границы этого пространства будут расширяться. При формировании такого единого пространства мы предусматриваем гармонизацию с законодательством европейского сообщества, в той мере, в которой оно будет содействовать экономическому росту единого экономического пространства. Вместе мы намерены продвигаться в направлении создания общего экономического пространства с ЕС.

Можно запутаться в терминах. Общее экономическое пространство, единое экономическое пространство - специалисты легко разберутся в разнице. Могу лишь сказать, что ЕЭП - то пространство, которое мы будем создавать между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Это образование, которое будет иметь наднациональное регулирование. Когда же мы говорим про общее экономическое пространство, мы имеем в виду гармонизацию законодательства. Но ЕС будет действовать в рамках своих регулятивных возможностей, а ЕЭП - в рамках своих. Оно предполагает не просто гармонизацию законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, капитала и граждан. Наша цель - пространство без барьеров и визовых режимов, пространство от Атлантики до Тихого океана. В отличие от единого экономического пространства, целью сближения с ЕС является именно общее пространство, скоординированные правила экономического поведения без формирования наднациональных органов.

В этом году Россия председательствует в СНГ и я со своими коллегами уже начал объезжать государства СНГ. Как Вы знаете, в СНГ сейчас входит 11 государств, и мы получаем информацию от лидеров государств СНГ. Как бы они видели модернизацию этого формата? Я думаю, чуть позже будет созвана специальная конференция, это будет в начале марта, и мы тогда об этом будем более подробно говорить, но в повестке у нас стоит модернизация СНГ. И если, действительно, ранее заявлялось, что СНГ в начале 90-х годов было форматом, который должен был не допустить повторение югославского сценария, то в настоящий момент СНГ - это формат, который востребован самой жизнью для обеспечения реальных интеграционных процессов. Мы начали работу с тем, чтобы активизировать экономическое сотрудничество входящих в него государств. Уже готов проект договора СНГ о зоне свободной торговли, который отвечает самым высоким международным стандартам. Естественно, что базовые принципы пространства СНГ могут быть примерно такими же, какими мы планируем заложить в наши отношения с ЕС. Таким образом, через ЕЭП мы прокладываем мост к другим государствам СНГ для формирования общего экономического законодательства с тем, чтобы база для развития бизнеса была на всем этом пространстве едина. Через параллельное продвижение по этим двум направлениям мы в перспективе сможем подойти к широкому экономическому пространству, охватывающему страны, входящие и в ЕС и в СНГ. Таким образом, активизация интеграционных процессов не локальный проект, не просто дань традиционным дружественным отношениям с Белоруссией и Казахстаном, и тем более, не результат ностальгии по СССР. Мы часто слышим, что это, возможно, повторение опыта СССР. Могу Вам сказать, что ничего общего с проектом под названием «СССР» это не имеет. Это - совершенно другой современный интеграционный проект. Таможенный союз и единое экономическое пространство создают принципиально новые институциональные и экономические условия для нашего развития. Это расширение рынков товаров и услуг, и усиление не только внешней, но и внутренней конкуренции. Единое экономическое пространство создает условие, в том числе для конкуренции юрисдикций. Оно не предполагает немедленной и полной унификации законодательства и практики его применения. В связи с этим, бизнес сможет выбирать, где ему комфортней развиваться, при каком налоговом режиме и администрировании, чья судебная система более справедлива, какая таможня работает более эффективно. И нам, в связи с этим, надо быстрее работать, поскольку наши соседи - Казахстан и Белоруссия - значительно продвинулись по созданию многих институтов. И когда я говорю о факторе внутренней конкуренции, это следует учитывать. Мы готовы активно использовать опыт наших партнеров. В частности, уже в ближайшее время мы намерены использовать в качестве российских техрегламенты, которые уже действуют, как техрегламенты в Казахстане. По этому поводу вчера Президент России принял определенное решение и в течении нескольких недель, а мы собираемся это сделать до первого марта, основные правительственные решения будут приняты.

Расширение рынков и усиление конкуренции будут, в свою очередь, способствовать активизации процессов модернизации. Модернизация - это вопрос не только технологий. Она должна охватывать все стороны жизни общества: технологии, институты, идеологию. Именно такое понимание модернизации предусмотрено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящий момент многие задают вопросы, следует ли нам изменить эти ориентиры, стоит ли нам эту программу изменить. Хочу сегодня подчеркнуть: мы не намерены пересматривать поставленные задачи, ни их перечень, ни сроки их исполнения. Хотя естественно, теперь мы должны по тактике принимать совершенно другие решения, поскольку время, упущенное для решения многих вопросов в 2009 году, необходимо наверстать более интенсивной работой в оставшееся время да 2012 года. Мы должны создать условия, при которых человек может позволить себе заниматься любимым делом, выбирать свой путь, будь то интеллектуальное развитие, повышение своего благосостояния или то и другое вместе, а государство должно ему в этом помочь. Понимаю, что это - очень амбициозная задача и ее никогда не удавалось полностью решить, но мы идем вперед и работа по достижению этих целей ведется. Ведется работа с тем, чтобы создать лучшие условия для ведения бизнеса, однако в настоящий момент совершенно очевидно, что уровень экономической несвободы и необходимость работы над улучшением бизнесклимата это - сегодня самая острая повестка дня.

Перед нами Президент поставил ряд задач. Мы сейчас с Министерством экономического развития и с другими министерствами и ведомствами работаем над тем, чтобы представить определенный проект, в результате которого бизнесклимат в нашей стране в ближайшее время значительно будет улучшен. При этом мы понимаем, что конкуренция за то, чтобы предприниматели развивались на территории той или другой страны огромна. Это демонстрируют отдельные страны ЕС, Азии и здесь нам упускать свой шанс нельзя. В современном мире главным конкурентным преимуществом являются интеллектуальные ресурсы. Природные ресурсы вывести нельзя, а умный и энергичный человек может уехать туда, где создаются наиболее благоприятные условия для его самореализации. Это касается и высокотехнологичного бизнеса. Он несопоставим и более подвижен, чем традиционные отрасли, не привязан к какому-то определенному месту. Он будет развиваться там, где созданы благоприятные для бизнеса и комфортные для людей условия. Мы уже конкурируем за людей с другими странами, а с созданием единого экономического пространства эта конкуренция еще больше обострится. Нефтяные скважины и газовые месторождения конечно не переедут в государства-партнеры по ЕЭП, но новые предприятия будут создаваться там, где эффективней функционируют налоговые органы, правоохранительная система, суды. Поэтому, развитие человеческого капитала остается одной из главных задач Правительства.

В связи с этим в настоящее время рассматривается вопрос о равном доступе государственных и частных организаций к бюджетным деньгам, выделяемых на цели образования и здравоохранения. Деньги должны следовать за учеником, студентом, пациентом, причем оплачиваться должна услуга, а не организация определенной формы собственности. Над конкретными законопроектами, которые эту проблему разрешат, мы работаем и у нас есть все шансы принять соответствующие законы в 2010 году.

Также мы обсуждаем, пока не принято окончательное решение, что мы могли бы пойти на полное освобождение частного бизнеса, связанного с формированием человеческого капитала, образования и здравоохранения от налога на прибыль. При этом развитие человеческого капитала требует решения и жилищных условий. Это - один из наших приоритетных национальных вопросов. За кризисный год нам удалось сохранить строительную отрасль и даже придать ей новый импульс к строительству нового жилья. Государство установило предельно доступные цены, выше которых оно отказалось покупать квартиры у бизнеса. И после некоторого сопротивления бизнес принял правила игры. Более того, тем самым удалось установить ценовые ориентиры для рынка жилья экономкласса. Мы считаем, что до 2008 года в крупных городах жилье экономкласса и не самых лучших стандартов стоило неоправданно дорого. Это была очень высокая неоправданная цена, и в настоящий момент, те ориентиры, которые мы установили для жилья экономкласса до 30000 рублей, это ориентиры, которые бизнесом также разделяются. В ближайшее время мы проведем ряд мер по демонополизации и дебюрократизации этого сектора, развернем массовые программы строительства жилья экономкласса качественного и доступного для большинства граждан. И в настоящий момент, Вы знаете, за год работы Фонда по содействию развития жилищного рынка, было выставлено на продажу свыше 1000 земельных участков. Совсем недавно А.Браверман, руководитель этого Фонда докладывал Председателю Правительства РФ о проделанной работе и мы исходим из того, что в полной мере земельным ресурсом строительные организации будут обеспечены и в 2010 году. При снятии определенных градостроительных ограничений мы сможем в 2010 году уже жилья экономкласса построить больше, чем даже в докризисный период.

Особое внимание мы будем уделять институту аренды жилья, что является необходимым условием для повышения мобильности населения и еще одного важного фактора - модернизации. К проектам модернизации, как я уже сказал, относится и энергоэффективность. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев считает, что повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов является еще одним приоритетом. И дело не только в предельной энергоемкости нашего ВВП. Занимаясь энергоэффективностью, общество меняет модель своего поведения, появляется рачительное отношение к природным богатствам, появляются новые передовые технологии. В связи с этим, принят Закон об энергосбережении и энергоэффективности, в котором определены основные механизмы стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности, позволяет субъектам Российской Федерации двигаться быстрее там, где они готовы. Кроме того, осуществляются пилотные проекты по строительству энергоффективных жилых кварталов, школ и поликлиник. Реализация пилотных проектов позволит распространить в последствии успешный опыт по всей стране. Повышение энергоэффективности - основной инструмент по снижению выбросов углекислого газа, что даст свой вклад в улучшение экологии для наших граждан и будущих поколений, и выполнять те международные обязательства, которые Российская Федерация возьмет на себя в пост-Киотский период.

Теперь о финансовой интеграции. Успех евразийской интеграции должен способствовать укреплению нашей финансовой системы. Мир меняется. Перенастраивается мировая финансовая система. Международный бизнес сейчас как никогда стремиться к экспансии, к выходу на традиционные рынки и юрисдикции. Долгосрочные макроэкономические проблемы, то есть высокий долг, дефицит и перспектива роста налогов развитых стран заставляет производственный и финансовый бизнес все активней смотреть в восточном направлении. Это открывает новые возможности для России, точнее для формируемого евразийского экономического пространства. У нас появляется уникальный шанс в перспективе десяти- пятнадцати лет стать привлекательным финансовым рынком для мирового капитала. Это задача очень трудная, но решаемая, поэтому высказанная два года назад идея создания в России международного финансового центра становится более актуальной. Тенденция притока капитала в новые регионы будет набирать силу. Мы можем воспользоваться этой тенденцией и усовершенствовать структуру финансового рынка. Вы знаете, Правительством был принят конкретный план создания международного финансового центра. Однако к этому плану по поручению и Председателя Правительства и Президента мы вновь обращаемся и считаем, что мы готовы будем принять определенное решение в течение этого и будущих годов для того чтобы этот план имел более конкретное очертание, и мы достигали поставленных целей быстрее.

Укрепление финансовой системы поможет нам ответить на один из главных вызовов ближайшего десятилетия - сбалансированность пенсионной системы. В разгар кризиса мы приняли решения по совершенствованию пенсионной системы. Я знаю, что многие критикуют правительственные подходы и хотел бы дать несколько пояснений по этому поводу. Кстати, Егор Гайдар в своих работах последних лет настойчиво подчеркивал, что именно неясность в пенсионной системе - главный вызов макроэкономической стабильности в будущем. За эти решения нам нужно отвечать. Постараюсь объяснить, какой маневр предприняло правительство, принимая эти решения. Мы существенно повысили пенсии, поддержав старшее поколение. Это справедливо само по себе. Но не будем забывать и о том, что повышение пенсии стимулирует повышение спроса, причем в значительной мере на отечественные товары и услуги. Оппоненты также утверждают, что новая пенсионная система закрывает возможности для формирования накопительных пенсий, а это, в свою очередь, лишает экономику длинных пенсионных денег. Уверен, что ситуация будет складываться иначе, поскольку по мере экономического роста и роста благосостояния населения, по нашим планам, доля среднего класса к 2020 году существенно возрастет, а тем самым значительно увеличится прослойка тех, кто может позволить себе частные пенсионные сбережения.

Другое дело, что для этого также нужны надежные негосударственные пенсионные фонды и низкий уровень инфляции. Наконец, мы определили уровень государственного пенсионного обеспечения, четко послав сигнал гражданам - остальное в ваших руках. Государство будет обеспечивать определенный уровень пенсий, приблизительно одинаковый для всех граждан, и стимулировать добровольное пенсионное страхование. А далее каждый должен определить свою стратегию на будущее, будь то надежная семья, либо многолетнее накопление, либо какой-то другой вариант, либо сокращение потребления в старости.

В завершении подведу краткий итог сказанного. Первое. Мы извлекли ряд важных уроков из кризиса. С одной стороны, подтвердилась правильность курса последних лет на поддержание макроэкономической стабильности, прошла проверку на прочность социально-политическая система. С другой стороны, обострились традиционные институциональные ограничения, включая защиту прав собственности. Второе, мы не только не отступаем от планов модернизации, но и активизируем эту работу, причем формирование единого экономического пространства станет новым стимулом движения вперед, существенно расширит рынок и одновременно обострит конкуренцию за человеческие ресурсы. Третье, для того чтобы быть конкурентноспособным на расширяющимся рынке, мы должны существенно облегчить условия существования бизнеса и вплотную заняться улучшением инвестиционного климата. Также мы должны безусловно помнить, о том, что жизнь простых людей должна в ближайшее время значительно измениться. Нужно упростить отношения наших граждан с бюрократическими структурами, необходимо перестать их мучить бесполезными бюрократическими процедурами и по этому поводу правительство также ведет в настоящий момент активную работу.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Мы прожили очень сложный год, обрели важный опыт, который необходимо учесть и трансформировать практические решения. Я совсем не согласен с теми, кто считает, что перспективы в значительной степени упущены, поскольку 2009 год оказался годом, когда мы не приняли наиболее важные решения. Я считаю, что это ошибочная точка зрения. Если Вы внимательно посмотрите на все действия правительства долгосрочного и краткосрочного характера, я считаю, что 2009 год - это новая стартовая площадка по обеспечению модернизации страны, по тому, чтобы выполнить задачи страны, которые были перед нами поставлены, по новым возможностям к 2020 году. При этом стабильная и достойная жизнь наших людей остается основным приоритетом работы правительства. Спасибо.