Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления госуслуг в сфере сельского хозяйства

«В предстоящие месяцы мы рассмотрим ситуацию с контролем и надзором по оказанию госуслуг во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы … Необходимо продолжать твердую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, всякие жулики».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления госуслуг в сфере сельского хозяйства
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления госуслуг в сфере сельского хозяйства

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Мы с вами сегодня поговорим об одной из серьезных проблем, к которой, так или иначе, возвращаемся в последнее время. Речь идет о необходимости наведения порядка в сфере государственного контроля и надзора. Мы при этом должны рассматривать эту работу только как часть общей ревизии нашей российской бюрократии, повышения эффективности всего государственного аппарата.

О том, что в сфере контроля много проблем, говорят не только большие финансовые и организационные издержки, которые приходится нести и гражданам Российской Федерации, и представителям бизнеса. Об этом говорит не только высокий уровень коррупции, к сожалению, но и такие масштабные трагедии, как, например, пермская.

Очевидно, что сегодня большинство контрольных процедур, к сожалению опять же, носит чисто формальный характер. Это, как правило, проверки без всяких проверок или это инструмент «для выбивания мзды». Такое положение дел, конечно, не может устраивать ни граждан, ни представителей бизнеса, ни государство. И если мы хотим улучшить деловой климат, а мы должны это сделать, если мы хотим стимулировать средний и малый бизнес, надо менять процедуры, а главное, содержание самого контроля и надзора.

Следует, наконец, нацелить надзорные органы на предотвращение реальных угроз, на защиту жизни и здоровья людей, на то, чтобы оградить наш рынок от некачественных и опасных подчас товаров и услуг. Кроме того, необходимо продолжать твердую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, всякие жулики.

И, конечно, важно устранить почву для использования надзорных процедур как инструмента некачественной конкуренции и административного давления на бизнес. Но, с другой стороны, и это тоже нужно иметь в виду, надо ощутимо повысить уровень ответственности для недобросовестных предпринимателей, которые соблюдают свои личные интересы, но не собираются и не соблюдают общенациональные стандарты качества и безопасности.

В предстоящие месяцы мы рассмотрим ситуацию с контролем и надзором по оказанию госуслуг во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Сегодня поговорим о сельском хозяйстве, начнём сегодня с сельского хозяйства.

Мы знаем с вами и видим хорошо: отечественный АПК развивается достаточно уверенно. Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что эта сфера деятельности станет прибыльной. Она такой уже практически стала. Растут не только объёмы производства, увеличивается доля российской продукции на нашем отечественном рынке. Мы завоевываем международные рынки, в том числе, скажем, рынок зерна, которое в советское время закупали по импорту.

В модернизацию агрокомплекса пошли серьёзные, долгосрочные инвестиции. Однако нужно признать, достигнутые успехи могли бы быть ещё более весомыми.

Во-первых, высокие административные издержки снижают конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортом, во многих случаях подавляют бизнес-инициативу, особенно так называемых малых форм хозяйствования, которые, кстати, производят у нас по некоторым позициям больше половины продукции - это и молоко, и овощи, и многое другое.

Только в 2009 году на получение справок от Россельхознадзора предприниматели, по самым скромным подсчетам, истратили 4 млрд рублей. А еще примерно такую же сумму истратили на различные справки и бумажки на региональном уровне. Это - не считая растущих из года в год расходов на разного рода экспертизы, которые навязываются со стороны госучреждений. Причём многие госорганы всё еще совмещают контрольные функции - государственные функции - и платные услуги.

Порой дело доходит до абсурда. Мы здесь посмотрели, как функционирует вся эта цепочка. Например, при перевозке партии импортных фруктов или овощей по маршруту Санкт-Петербург-Челябинск нужно получать каждый раз новый сертификат в каждом месте, где выгружается хотя бы один ящик продукции. Кстати, по стране этих сертификатов за год выдаётся более 1 миллиона. Такое же положение с цветами, с посевным материалом и так далее.

Тем самым формируется огромный коррупционный рынок. Здесь и есть, на самом деле, почва для коррупции. И услуги этого рынка, в конечном счёте, оплачиваются из кармана потребителя.

Далее. Нет необходимости объяснять насколько важны вопросы безопасности в сфере производства и реализации продуктов питания. Однако существующая система, при всей внешней солидности, обеспечивает далеко не полный контроль, а главное - не самый эффективный.

Те же сертификаты часто выдаются «заочно». Ветеринары даже «в глаза не видят» частенько контролируемую продукцию. Просто из раза в раз формально переписывают бумажки, документы и штампуют их.

При этом по-прежнему существуют так называемые «серые» хозяйства, в которых производство продовольствия (прежде всего, конечно, это мясная продукция) идёт вообще без всякого контроля, с нарушением элементарных санитарных требований и правил. Вот вам и контроль, и надзор.

По факту получается, что система контроля в агропромышленном комплексе создаёт проблемы для добросовестных производителей, а тот, кто протаскивает на российский рынок нелегальную или некачественную продукцию, в том числе и импортную, легко обходит все эти требования и оказывается в более выгодном положении, получает незаслуженную прибыль. Ну, а главное - подвергает опасности здоровье, а подчас и жизнь потребителя.

И ещё одна очень важная тема. В сфере АПК пока не выстроены чёткие отношения между федеральными и региональными органами власти и управления. Особенно это касается оперативного реагирования на локальные вспышки ветзаболеваний. Недопустимо много драгоценного времени тратится на взаимное перекладывание ответственности и межведомственную переписку. При этом неизбежно растут потери производителей и бюджетные расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Считаю, что итогом нашей сегодняшней встречи должно стать принятие комплексных решений по реформированию системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, включая изменение федерального законодательства и ведомственной нормативной базы.

Надо переходить на современные рыночные формы контроля, использовать механизмы аккредитации, страхования, возможности независимых организаций по экспертизе качества и безопасности продукции.

И хотел бы повторить: сокращение избыточных контрольных функций должно сопровождаться повышением ответственности всех участников рынка. Эти процессы должны идти параллельно и должны быть взаимоувязаны. И все, о чем мы сегодня договоримся, должно быть отражено в итоговом документе, в итоговом протоколе, который и должен лечь в основу, а в будущем - в решение на законодательном уровне и на уровне решения Правительства Российской Федерации.

Давайте начнем работать.