Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 24 ноября 2009 г.

Вкладки

Событие

На заседании Правительства Российской Федерации 24 ноября 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2010 год и основных направлениях приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 годы

Проект направлен на оптимизацию государственного имущественного сектора, а также на получение доходов от продажи федерального имущества.

В Проекте определены основные направления и задачи приватизации, прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, количественные характеристики подлежащего приватизации имущества, а также прогноз доходов федерального бюджета.

По состоянию на 1 января 2009 года Российская Федерация является собственником имущества 3765 федеральных государственных унитарных предприятий. Из них в отношении порядка 900 предприятий приватизация ограничена в силу законодательства Российской Федерации; более 900 предприятий уже включены в программу приватизации федерального имущества; порядка 400 предприятий не могут быть приватизированы в связи с банкротством; в отношении более 400 предприятий проводятся ликвидационные процедуры, в стадии реорганизации находятся около 600 предприятий; порядка 200 предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, в отношении которых целесообразно принятие иных управленческих решений.

В отношении оставшихся предприятий требуется принятие системных решений. Это предприятия, обслуживающие федеральные органы исполнительной власти или оказывающие содействие в выполнении возложенных на них функций; не обладающие какими-либо значимыми активами; санатории (пансионаты, дома отдыха) федеральных органов исполнительной власти); предприятия, приватизация которых в силу поручений Правительства Российской Федерации нецелесообразна до принятия соответствующих решений (предприятия геологической отрасли, лесопромышленного комплекса и др.

Учитывая результаты анализа состава федеральных государственных унитарных предприятий проект не содержит раздела, предусматривающего приватизацию ФГУПов. В тоже время в 2010 году будут приватизированы порядка 250 федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе предприятия, в отношении которых приватизационные процедуры были начаты в 2009 году, а также предприятия, исключаемые из перечня стратегических предприятий в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

Приватизационные процедуры в 2010 году будут продолжены, прежде всего, в отношении предприятий со значительным количеством объектов недвижимого имущества, земельных участков, требующих проведения работы по их формированию, технической инвентаризации и регистрации прав предприятия и Российской Федерации на них. Также это предприятия, подлежащие включению в состав вертикально интегрированных структур, решения об акционировании которых, принимались в течение 2009 года.

В то же время, задача оптимизации состава государственного имущественного сектора может быть решена с использованием не только приватизационных механизмов, но и путём проведения ликвидационных и реорганизационных процедур, включая преобразование государственных предприятий в некоммерческие организации.

При формировании перечня акционерных обществ, акции которых целесообразно включить в Проект, использовался комплексный подход, позволяющий обеспечить адаптацию процессов приватизации федерального имущества к сложившейся финансово-экономической ситуации с учетом необходимости обеспечения баланса между приватизацией как инструментом повышения доходов федерального бюджета в условиях ограниченного спроса и задачами улучшения структуры и состава государственного сектора.

При формировании указанного перечня учитывался принцип реалистичности исполнения программы приватизации на 2010 год. В Проект включены акционерные общества, находящиеся в федеральной собственности акции которых ни разу не предлагались к продаже, а также общества, продажи по которым не состоялись ввиду временной неблагоприятной рыночной конъюнктуры, но вызывающие интерес инвесторов. По той же причине в Проект включены акционерные общества, расположенные на территории Москвы и Московской области, что обусловлено традиционно более высоким спросом потенциальных инвесторов и, соответственно, более высокой вероятностью их продажи.

Также в Проект включены акционерные общества, финансовое состояние которых имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Такое имущество предлагается приватизировать в 2010 году во избежание риска нанесения ущерба имущественным интересам Российской Федерации и потери собственности в случае банкротства обществ.

В целях сокращения издержек на управление государственным имуществом в Проект включены акционерные общества, в которых доля участия государства в уставном капитале не позволяет обеспечивать принятие решений акционерами в интересах Российской Федерации.

Для выполнения бюджетного задания по поступлению средств от приватизации в 2010 году в Проект включены акционерные общества, имеющие относительно высокую (по результатам ранее проведенной оценки) рыночную стоимость и в то же время инвестиционную привлекательность.

Всего Проектом предусмотрена приватизация находящихся в федеральной собственности акций 461 акционерного общества, а также 56 объектов недвижимого имущества - казны Российской Федерации.

В 2010 году будут предложены к приватизации пакеты акций акционерных обществ строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, акционерных обществ машиностроения и др. (за исключением стратегических акционерных обществ).

Исходя из оценки прогнозируемой стоимости предлагаемых к приватизации объектов, в 2010 году ожидаются поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества в размере 18 млрд. рублей.

2. Об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2009 года

Общие параметры исполнения федерального бюджета

За 9 месяцев 2009 г. объем ВВП составил 28 479,2 млрд. рублей и снизился на 8,6% к соответствующему периоду прошлого года. За 9 месяцев 2009 г. потребительские цены на товары и услуги выросли в среднем на 11,0%.

Доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2009 г. сложились в сумме 5 114,4 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета за отчетный период по кассовому исполнению составили 6 441,6 млрд. рублей. Дефицит федерального бюджета составил 1 327,2 млрд. рублей.

I. Доходы федерального бюджета.
В общей сумме поступивших доходов федерального бюджета 5 114,4 млрд. рублей налоговые доходы составили 55,1%, неналоговые доходы - 44,9%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,4%), поступлений таможенной пошлины (32,8%), налога на добычу полезных ископаемых (13,3%) и налога на прибыль организаций (2,8%).
1. Налоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2009 г. составили 2 818,3 млрд. рублей и на 393,9 млрд. рублей или на 16,2% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2009 г.
Большая часть налоговых поступлений федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (53,4% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (24,1%), единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет (13,3%), налога на прибыль организаций (5,1%), акцизов по подакцизным товарам (продукции) (1,4%).
2. Неналоговые доходы федерального бюджета за 9 месяцев 2009 г. составили 2 294,9 млрд. рублей и на 600,9 млрд. рублей или на 35,5% больше суммы, предусмотренной в прогнозе на 9 месяцев 2009 г. В структуре неналоговых доходов доходы от уплаты таможенных пошлин составили 73,1%, доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 12,2% от общего объема неналоговых доходов.
3. Безвозмездные поступления и целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей за I полугодие 2009 г. составили 1,2 млрд. рублей.

II. Расходы федерального бюджета.
1. В целом кассовые расходы федерального бюджета за отчетный период составили 6 441,6 млрд. рублей или 65,9% к уточненной бюджетной росписи на 2009 г. Кассовые непроцентные расходы федерального бюджета за 9 месяцев 2009 г. составили 6 295,2 млрд. рублей или 66,0% к уточненной бюджетной росписи (за 9 месяцев 2008 г. - 4 463,2 млрд. рублей или 60,3% к уточненной бюджетной росписи).
Кассовые расходы на реализацию приоритетных национальных проектов в отчетном периоде составили 235,6 млрд. рублей (62,9% уточненной бюджетной росписи), в том числе по проектам:

(млрд. рублей, в % к уточненной бюджетной росписи)
наименование приоритетного национального проекта 9 месяцев 2009 г.
Здоровье 81,3 (63,7)
Доступное и комфортное жилье - гражданам России 136,6 (62,2)
Образование 17,7 (64,8)
Кроме того, на реализацию проекта «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» за 9 месяцев 2009 г. расходы составили 122,2 млрд. рублей (77,4% уточненной бюджетной росписи).

III. Объем государственного долга на 1 октября 2009 г. составил 2 908,9 млрд. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2009 г. на 216,9 млрд. рублей.
По состоянию на 1 октября 2009 г. совокупный объем средств Резервного фонда составил 2 298,0 млрд. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния - 2 764,4 млрд. рублей.

3. О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на 2009 год предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в общей сумме 193,4 млрд.рублей. По состоянию на сегодняшний день между бюджетами субъектов Российской Федерации распределено 110,2 млрд.рублей (перечислено 102,2 млрд. рублей).

Нераспределенный Правительством Российской Федерации остаток финансовой помощи субъектам Российской Федерации за счет указанных средств составляет 83,2 млрд.рублей.

К рассматриваемому распределению дотаций предлагается часть средств в сумме 58,3 млрд.рублей, в том числе:

• 35,2 млрд.рублей - 63 субъектам Российской Федерации по итогам исполнения их бюджетов за 8 месяцев 2009 г. в соответствии с критериями распределения дотаций, подготовленными Минфином России и одобренными на заседании рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации (протокол № 45 от 22 октября 2009 г.);
• 12,3 млрд.рублей - 32 субъектам Российской Федерации, у которых дополнительные доходы в 2010 году от индексации ставок отдельных видов налогов и государственных пошлин не покрывают выпадающие доходы в связи с изменением методик расчета нормативов от уплаты некоторых видов акцизов и дополнительные расходы с учетом отмены софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов Российской Федерации;
• 10,8 млрд.рублей - 10 субъектам Российской Федерации на оказание финансовой поддержки по решениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Распределение дотаций между субъектами Российской Федерации в сумме 35,2 млрд.рублей производится пропорционально недостатку доходов для обеспечения вышеуказанных расходных обязательств субъектов Российской Федерации с учетом уровня фактической бюджетной обеспеченности, сложившегося по итогам исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за январь - август 2009 года, и выполнения мер, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях компенсации дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, возникающих в 2010 году в связи с отменой софинансирования из федерального бюджета части расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и изменением налогового законодательства, предлагается оказать регионам финансовую помощь в объеме 12,3 млрд. рублей, у которых показатель расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2010 году менее двукратного среднероссийского уровня.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина, Правительства Российской Федерации предлагается оказать дополнительную финансовую помощь в сумме 10,8 млрд. рублей следующим субъектам Российской Федерации:

- Республике Алтай в сумме 283,4 млн. рублей - для финансового обеспечения завершения строительства и ввода в эксплуатацию в 2009 году средней школы на 640 учащихся в селе Акташ Улаганского района Республики Алтай;
- Республике Бурятия в сумме 250 млн. рублей - для завершения строительства и обеспечения ввода в эксплуатацию до 1 января 2010 года спортивного центра в 18 квартале г. Улан - Удэ и школ в селах Алцак, Верхняя Заимка, Мостовка;
- Республике Ингушетия в сумме 496,1 млн. рублей - для финансового обеспечения мероприятий по реализации Федерального закона от 24 ноября 2008г. № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике», разработки проектно-сметной документации на объекты, строительство которых предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы «Социально - экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы», материально - технического обеспечения органов внутренних дел Республики Ингушетия, приобретения современной диагностической и лечебной аппаратуры для лечебно - профилактических учреждений Республики Ингушетия, компенсации расходов по установке стационарных металлодетекторов на избирательных участках;
- Республике Мордовия в сумме 1 500 млн. рублей - для компенсации снижения доходов бюджета Республики Мордовия в связи с перерегистрацией в 2005 году крупнейшего налогоплательщика и прекращением деятельности на территории республики нефтяных компаний;
- Республике Саха (Якутия) в сумме 500 млн. рублей - в целях финансового обеспечения мероприятий, направленных на развитие социальной инфраструктуры, ликвидации ветхого и аварийного жилья и аварийных школ, недопущения роста кредиторской задолженности по социально значимым расходам;
- Чеченской Республике в сумме 224,4 млн. рублей - для возмещения ущерба, нанесенного вследствие разрушений жилых домов в районе аэродрома «Ханкала» города Грозного в ноябре 2002 года, а также для финансового обеспечения Федерального закона от 24 ноября 2008 г. № 207-ФЗ «О мерах по организации местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике» в части межевания земель на территории Чеченской Республики;
- Камчатскому краю в сумме 388,1 млн. рублей - для компенсации дополнительных расходов бюджета края, связанных со снижением тарифов на электрическую энергию;
- Иркутской области в сумме 200 млн. рублей - для целей восстановления энергоснабжения Байкальского целлюлозно-бумажного комбината;
- Ярославской области в сумме 3,7 млрд.рублей - на финансирование мероприятий, связанных с подготовкой празднования в 2010 году 1000-летия основания г.Ярославля;
- Чукотскому автономному округу в сумме 3,2 млрд. рублей - в целях погашения долговых обязательств по ранее полученному Чукотским автономным округом кредиту в результате отпуска драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.

4. О совершенствовании контрольно-надзорной деятельности и снижении административных барьеров

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № Пр-964 Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с Контрольным управлением Президента Российской Федерации проведена проверка деятельности органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными функциями, а также реализующих разрешительные процедуры, в результате которой выявлены многочисленные нарушения законодательства Российской Федерации.

В числе основных нарушений отмечены делегирование отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти подведомственным организациям и иным хозяйствующим субъектам; привлечение коммерческих структур к выполнению работ, относящихся к функциям федеральных органов исполнительной власти; несоблюдение законодательства о конкуренции; навязывание хозяйствующим субъектам платных услуг при прохождении сопутствующих процедур и проведении экспертиз; монопольное ценообразование на услуги подведомственных и «околоведомственных» организаций; нарушение установленных сроков выдачи разрешительных документов; оказание преференций аффилированным организациям; дублирование контрольно-разрешительных функций.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации, а также по результатам рассмотрения материалов Генеральной прокуратуры Российской Федерации Правительством Российской Федерации было поручено Минэкономразвития России и иным федеральным органам исполнительной власти:
• внести предложения по оптимизации полномочий органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными функциями, а также реализующих разрешительные процедуры;
• проанализировать информацию федеральных органов исполнительной власти о ходе исправления выявленных в результате указанных проверок нарушений и представить доклад для рассмотрения на заседании Правительства Российской Федерации.

Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 августа 2009 г. № Пр-2197 (пункты 3 и 9) по вопросам снижения административных барьеров для малого и среднего бизнеса Правительством Российской Федерации было поручено Минэкономразвития России разработать проекты нормативных правовых актов и комплекс мер по совершенствованию и регламентации деятельности федеральных органов исполнительной власти, порядка предоставления платных услуг, усилению ответственности за неправомерные действия.

Также Правительством Российской Федерации было поручено проработать вопросы о сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности и включить соответствующие предложения в указанный доклад.

В докладе содержится информация о результатах рассмотрения федеральными органами исполнительной власти нарушений, выявленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, и их устранении, а также предложения по совершенствованию государственного управления, в том числе по оптимизации контрольно-надзорной деятельности и снижению административных ограничений предпринимательской деятельности.

Ввиду системного характера указанных нарушений, по мнению Минэкономразвития России, требуется детальный анализ существующих контрольно-надзорных и разрешительных функций органов исполнительной власти и их оптимизация и серьезное обновление фактически устаревшего законодательства.

В этой связи Минэкономразвития России разработан проект плана первоочередных мер Правительства Российской Федерации по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и снижению административных барьеров.

Также Минэкономразвития России проанализированы предложения федеральных органов исполнительной власти и представлен сводный отчет по основным направлениям сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности.

Кроме того, Минэкономразвития России предлагается ряд дополнительных мер в рамках дальнейшего сокращения административных ограничений предпринимательской деятельности, таких как рассмотрение вопроса об аккредитации органов по сертификации и созданию единого национального органа по сертификации, подготовка нормативных правовых актов, направленных на исключение требований о предоставлении информации из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за плату и др.

Проектом постановления утверждается исчерпывающий перечень платных услуг, оказываемых при предоставлении федеральными органами исполнительной власти государственных услуг. При этом услуги, включенные в перечень, оказываются федеральными органами исполнительной власти, федеральными государственными учреждениями или федеральными государственными унитарными предприятиями и не могут оказываться иными организациями. К таким услугам относятся, например, государственная экспертиза проектной документации; государственная экспертиза результатов инженерных изысканий; государственная экологическая экспертиза; государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.

Проектом постановления устанавливается запрет федеральным органам исполнительной власти при предоставлении государственных услуг требовать от граждан и организаций обращения за оказанием платных услуг, не предусмотренных перечнем, а также документы, являющиеся результатом оказания платных услуг, не предусмотренных перечнем.

Проектом распоряжения предусматривается утверждение плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009 - 2010 годах по следующим основным направлениям:
• совершенствование контрольно-надзорных и разрешительных функций;
• совершенствование предоставления государственных услуг, ликвидация посреднических рынков;
• обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
• повышение эффективности бюджетных расходов;
• совершенствование системы государственной гражданской службы и противодействие коррупции.

Мероприятия указанного плана предусматривают как проведение системного анализа и оптимизации осуществляемых федеральными органами исполнительной власти функций (государственных услуг), так и внесение необходимых изменений в законодательство Российской Федерации.

5. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» подготовлен Минпромторгом России во исполнение положений пункта 3 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2007 г. № СН-П7-4062.

Утверждение Правительством Российской Федерации единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, обязательное подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, предусмотрено пунктом 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» на переходный период, до вступления в силу соответствующих технических регламентов.

Принятие постановления позволит сформировать единый документ вместо нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих виды продукции, подлежащие обязательному подтверждению соответствия. Документ будет содержать объекты обязательного подтверждения соответствия. Это позволит субъектам предпринимательской деятельности, органам государственного контроля (надзора), иным заинтересованным лицам получать более оперативную информацию об объектах, подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Одновременно постановление направлено на устранение имеющихся случаев дублирования работ по обязательному подтверждению соответствия применительно к одной и той же продукции.

Продукция, в отношении которой установлены требования технических регламентов, продукция, требования к которой установлены в соответствии со статьей 5 и пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О техническом регулировании», а также продукция из номенклатуры Федерального космического агентства в перечни не включена.

На основе принятого постановления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии совместно с Федеральной таможенной службой, а также с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти будет организована публикация информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, а также с указанием кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» разработан в связи с необходимостью временного приостановления отдельных норм бюджетного законодательства Российской Федерации об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета в целях своевременной реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, социальному обеспечению населения, а также учета замечаний Счетной палаты Российской Федерации к текстовым статьям проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».

1. В целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета законопроектом предлагается временно приостановить отдельные нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации об объемах использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в частности:

1) формирование нефтегазовых доходов федерального бюджета;
2) формирование и использование нефтегазового трансферта;
3) величину, источники формирования Резервного фонда и требование к установлению в федеральном законе о федеральном бюджете объема использования средств этого фонда;
4) источники формирования Фонда национального благосостояния;
5) отнесение доходов от доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния на прирост средств Фонда национального благосостояния, переданных в доверительное управление;
6) учет нефтегазовых доходов федерального бюджета, операций с этими доходами, представление отчетности об их поступлении и использовании, опубликование сведений об их использовании и зачислении в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Поскольку в 2010-2012 годах не предполагается формирование нефтегазового трансферта, зачисление нефтегазовых доходов федерального бюджета в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, законопроектом предлагается также приостановить следующие нормы:
1) об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета для финансового обеспечения нефтегазового трансферта;
2) о внесении в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период расчетов прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета;
3) о рассмотрении Государственной Думой в первом чтении прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета и объема нефтегазового трансферта;
4) об учете нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также при его рассмотрении и утверждении;
5) об учете нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в доходах, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете общего объема доходов.

Ввиду того, что в 2010-2012 годах раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта предлагается не осуществлять, законопроектом предусматривается, что на этот период объемы средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Предлагается также внесение изменений в Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» в части переноса до 1 января 2013 года вступления в силу нормы, определяющей величину нефтегазового трансферта к объему валового внутреннего продукта.

2. Согласно положениям проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Правительству Российской Федерации предоставлено право направить в 2010 году средства федерального бюджета в размере до 195 млрд. рублей на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, а также по социальному обеспечению населения.

Вместе с тем нормы Кодекса предусматривают обязательное утверждение федеральным законом о федеральном бюджете случаев и порядка предоставления субсидий юридическим лицам из федерального бюджета.

В этой связи законопроектом предлагается устранить коллизию между указанными нормами и приостановить отдельные положения Кодекса до 1 января 2011 года в случаях, установленных федеральными законами в целях реализации по решениям Правительства Российской Федерации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики Российской Федерации, рынка труда и отраслей социальной сферы, социальному обеспечению населения.

3. В целях обеспечения равномерного исполнения долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации перед федеральным бюджетом, снижения долговой нагрузки и обеспечения сбалансированности бюджетов регионов законопроектом предлагается увеличить срок предоставления одного из видов бюджетных кредитов - на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) - до 5 лет.

4. Законопроектом в целях учета замечаний Счетной палаты Российской Федерации к текстовым статьям проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» вносятся изменения в Кодекс и Федеральный закон № 63-ФЗ, предусматривающие:

1) предоставление финансовым органам права вносить изменения в утвержденные ими перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также в состав закрепленных за этими администраторами кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации или классификации источников финансирования дефицитов бюджетов. Данная норма будет способствовать своевременному поступлению доходов в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

2) исключение проекта программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) из перечня документов и материалов, предоставляемых одновременно с проектом бюджета;

3) предоставление права использования федеральными государственными загранучреждениями доходов, получаемых в текущем финансовом году от разрешенных видов деятельности, а также остатков таких средств на начало текущего финансового года. При этом федеральные государственные загранучреждения должны обеспечивать учет поступлений и использования указанных доходов с отражением соответствующих операций в отчетности об исполнении федерального бюджета.

4) предоставление права органам Федерального казначейства открывать и вести лицевые счета для учета операций юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, получающих средства из федерального бюджета.

5. В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2008 г. № ВП-П13-7745, от 21 мая 2009 г. № КА-П13-2804, от 13 октября 2009 г. № КА-П13-5844 Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо завершить формирование федеральной адресной инвестиционной программы и внести необходимые изменения в порядок ее формирования, обеспечить разработку проектов нормативных правовых актов о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные целевые программы (федеральные целевые программы).

6. В проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» учтены доходы федерального бюджета от операций с государственным материальным резервом, превышающие бюджетные ассигнования на поставку материальных ценностей в государственный резерв. Указанные доходы федерального бюджета могут быть получены за счет реализации материальных ценностей, сроки хранения которых истекли, из государственного резерва без восполнения их запасов.

Вместе с тем Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» не предусматривает правовых оснований, позволяющих проведение реализации материальных ценностей из государственного резерва без их одновременной поставки.

В этой связи законопроектом предлагается ввести норму в соответствии с которой Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения о реализации материальных ценностей государственного материального резерва, не входящих в состав неснижаемого запаса, по истечении установленного срока их хранения без одновременной поставки в государственный материальный резерв равного количества аналогичных материальных ценностей с восполнением таких запасов в последующие годы.

7. О проекте федерального закона «Об обращении с радиоактивными отходами»

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью создания и законодательного закрепления условий и механизмов, направленных на прекращение создания дальнейших проблем в области обращения с радиоактивными отходами (далее - РАО) в Российской Федерации, а также необходимостью своевременного их решения в отношении накопленных РАО.

При этом законопроект направлен на имплементацию (фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне) в национальное законодательство положений ратифицированной Российской Федерацией в 2005 году «Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами».

Целью законопроекта является установление правовых основ деятельности при обращении с ранее накопленными и вновь образующимися РАО.

Принятие законопроекта позволит устранить пробелы в правовом регулировании отношений по обращению с РАО, при этом будет создана правовая база, унифицированная с общепризнанными принципами и нормами международного права, которая на единой законодательной основе позволит осуществить разработку нормативных документов и требований к методам и условиям обращения с РАО и способам их захоронения.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, помимо средств, предусмотренных на обращение с РАО федеральной целевой программой «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с накопленными РАО.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Представленный законопроект разработан с целью совершенствования порядка исчисления срока лишения специального права, установленного статьей 32.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время в правоприменительной деятельности существует проблема с определением начала истечения срока лишения права управления транспортными средствами в случае, если лицо, лишенное судом права управления, не сдало в орган, исполняющий этот вид наказания, соответствующее удостоверение (специальное разрешение) или иные документы после вступления в силу решения суда о лишении такого права.

В соответствии со статьей 32.7 Кодекса течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения специального права. Документы должны быть сданы лицом, лишенным специального права, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 32.7 Кодекса, в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение срока лишения специального права начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов.

Однако недобросовестные граждане, не сдавшие удостоверения, по окончании срока лишения права, обращаются за выдачей им дубликата соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иного документа взамен утраченного, мотивируя свои действия тем, что срок лишения истек (с момента вступления решения суда в силу) и они не уклонялись от сдачи документов, так как утратили их после составления протоколов об административных правонарушениях.

Предлагаемый законопроект устраняет данный пробел, дополняя Кодекс нормой, предусматривающей обязанность лица, в отношении которого вступило в законную силу решение суда о лишении его права управления транспортным средством, уведомлять соответствующий орган, исполняющий решение суда, об утрате соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иного документа. В противном случае течение срока лишения специального права будет считаться прерванным.

Принятие законопроекта будет способствовать фактическому выполнению решения суда о лишении гражданина специального права.

9. О внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации и некоторые акты Правительства Российской Федерации

В практике применения Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, выявился ряд сложных вопросов, требующих разрешения.

Проектом соответствующего постановления Правительства Российской Федерации для разрешения этих вопросов предлагается внесение следующих изменений:

- в абзац первый пункта 60 Регламента, в соответствии с которыми на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации будут направляться проекты актов Правительства Российской Федерации, имеющих нормативный характер.
- в абзац второй пункта 60 Регламента, в соответствии с которым на заключение в Министерство финансов Российской Федерации будут направляться проекты любых актов, оказывающих влияние на доходы и расходы соответствующих бюджетов. Аналогичные изменения предлагается внести в абзац третий пункта 60 Регламента;
- в пункт 73 Регламента предлагается внести изменение, исключающее требование о принятии только на заседаниях Правительства Российской Федерации решений об образовании, реорганизации и упразднении правительственных комиссий и советов, если указанные комиссии и советы образуются для решения вопросов чрезвычайного характера;
- предлагается новая редакция пункта 108 Регламента, согласно которой запрос члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Председателю Правительства Российской Федерации или его заместителям направляется Аппаратом Правительства Российской Федерации для подготовки ответа соответствующим федеральным органам исполнительной власти, руководители которых (или их заместители) должны дать автору обращения письменный ответ и предоставить запрашиваемые документы или сведения не позднее чем в 30-дневный срок со дня поступления в Правительство Российской Федерации этого обращения.

10. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Проектом постановления предусмотрено возложение на Минприроды России, Росприроднадзор и Ростехнадзор дополнительных функций, отнесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в областях обращения с отходами производства и потребления и недропользования, а также возложением функций по государственному управлению в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения на Минприроды России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404.

За Минприроды России предлагается закрепить функции по утверждению порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об обращении с отходами, по разработке порядка осуществления добычи подземных вод пользователями недр в границах предоставленных им горных отводов для собственных нужд, а также передать от Росприроднадзора функции по государственному управлению в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

За Росприроднадзором предлагается закрепить функции по контролю и надзору в области охраны окружающей среды, а также по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по объектам, подлежащим федеральному экологическому контролю.

За Ростехнадзором предлагается закрепить функции по надзору и контролю в области обращения с отходами, выдаче разрешений на создание объектов размещения отходов, организации приема и рассмотрения отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства.

Возложение указанных функций на Минприроды России, Росприроднадзор и Ростехнадзор позволит реализовать нормы Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», направленные на упрощение процедур предоставления отчетности в сфере обращения с отходами и получения права на добычу подземных вод недропользователями в пределах горного отвода для собственных нужд.

11. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. №609

Проектом постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609», которым утвержден специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», предусмотрено внесение в указанный технический регламент множественных поправок, предусматривающих приведение его положений в соответствие с другими нормативными правовым актами:

1. Уточняется терминология и приводится в соответствие с техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720.
2. Уточняются объекты технического регулирования. В объекты технического регулирования включаются двигатели внутреннего сгорания для автобусов и грузовых автомобилей, предназначенные для установки на технику, подлежащую оценке соответствия. Исключаются - классические легковые автомобили; техника, ввозимая физическими лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, и приобретенная ими до вступления в силу регламента; автомобили, ввозимые беженцами и вынужденными переселенцами в качестве личного имущества.
3. Требования, установленные регламентом, приводятся в соответствие с поправками к Правилам Европейской экономической комиссии ООН (членом которой является Российская Федерация), вступившими в силу в 2008 - 2009 годах.
4. Сроки вступления в силу требований экологических классов для автомобильной техники, имеющей действующие сертификационные документы и дополнительно не подлежащей подтверждению соответствия требованиям экологической безопасности, приводятся в соответствие с изменениями к техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 1076.

В соответствии с указанным техническим регламентом в действующей редакции требования к топливам экологического класса 4 вступают в силу с 1 января 2012 г., экологического класса 5 - с 1 января 2015 г.

12. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности Российско-Монгольской компании с ограниченной ответственностью «Монголросцветмет»

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о деятельности КОО «Монголросцветмет», подписанное в г. Москве 25 апреля 2007 г., является одним из основных в совокупности международных договоров, составляющих правовую базу сотрудничества между Российской Федерацией и Монголией.
Соглашение направлено на создание высокоэффективного производства путем внедрения передовых технологий добычи и переработки производства плавикового шпата, цветных металлов и выпуска продукции более глубокой переработки, а также поставок этой продукции в Российскую Федерацию, Монголию и другие страны.
На основании статьи 12 Соглашения освобождаются от обложения таможенными пошлинами основная продукция, произведенная КОО «Монголросцветмет» при вывозе ее с территории Монголии и ввозе на территорию Российской Федерации, а также материалы, оборудование и другие товарно-материальные ценности, приобретаемые на территории Российской Федерации исключительно для основной производственной деятельности компании, при их вывозе с территории Российской Федерации и ввозе на территорию Монголии.
Освобождение продукции компании от импортной таможенной пошлины повышает привлекательность российского рынка для КОО «Монголросцветмет», давая возможность стимулировать рост поставок в Российскую Федерацию и обеспечить российских производителей дефицитным сырьем.

13. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза

Проектом постановления предусматривается одобрить проект Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза, разработанный во исполнение решения о формировании правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, принятого главами государств Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, которое состоялось в г. Сочи 16 августа 2006 г.

Подписание проекта Договора обусловлено необходимостью формирования правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС с учетом углубления интеграции между Российской Федерацией, Республикой Белоруссией и Республикой Казахстан.

14. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства

Проект Соглашения предусматривает меры, направленные на упрощение порядка пребывания и осуществления временной трудовой деятельности:
• работников представительств (филиалов), являющихся гражданами государства одной Стороны, но работающими в представительствах (филиалах) юридических лиц, расположенных на территории государства другой Стороны;
• работников одной группы компаний, предприятия и организации которых находятся на территориях государств Сторон;
• руководителей предприятий, являющихся гражданами государства одной Стороны и осуществляющих руководство этими предприятиями на территории государства другой Стороны;
• высококвалифицированных работников, являющихся гражданами государства одной Стороны, но заключившими трудовой договор с работодателем, находящимся на территории государства другой Стороны;
• молодых специалистов, являющихся гражданами государства одной Стороны и отправляющихся на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны;
• граждан государства одной стороны в возрасте от 18 до 30 лет, желающих посетить государство другой Стороны для проведения каникул с возможностью осуществления временной трудовой деятельности.
В частности, Соглашением предусматривается предоставление указанной категории граждан следующих льгот:
• отказ от применения в отношении граждан Сторон квот, ограничивающих их временную трудовую деятельность на территории государств Сторон;
• отказ от оценки целесообразности привлечения и использования иностранных работников в отношении указанных категорий граждан Сторон, что дает им право осуществлять трудовую деятельность на всей территории принимающего государства, кроме территорий с регламентированным режимом посещения;
• возможность продления иностранному гражданину срока последующего пребывания с целью осуществления трудовой деятельности на срок до 3-лет без выезда за пределы принимающего государства;
• возможность получать медицинские документы в государстве постоянного проживания граждан на условиях взаимного признания;
• возможность передвижения по территории государства другой Стороны без осуществления процедуры миграционного учета при условии, что срок нахождения в месте пребывания не превышает 10 рабочих дней;
Кроме того, проектом Соглашения определяется порядок пребывания членов семьи указанной категории граждан государства одной Стороны на территории государства другой Стороны.
Принятие данного проекта Соглашения, не имеющего аналогов среди существующих международных договоров Российской Федерации, являющегося первым подобным документом с государством - членом Евросоюза, позволит создать благоприятные условия для инвесторов.

15. О выделении Правительству Чеченской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на ликвидацию последствий ливневых дождей, прошедших на территории Чеченской Республики в июне 2009 г.

Проектом распоряжения Правительства Российской Федерации предусматривается выделение Правительству Чеченской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 83 914,5 тыс. рублей на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на поврежденных результате ливневых дождей, прошедших в июне 2009 г. на территории Чеченской Республики, объектах жилищно-коммунального хозяйства. 

Москва,
23 ноября 2009 года