Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 19 марта 2009 г.

Вкладки

Событие

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 19 марта 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об уточненном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год

Уточнение основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год осуществлялось с учетом оценки влияния на российскую экономику последствий мирового кризиса, эффекта от реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики в условиях кризиса, а также итогов развития в 2008 году.

С начала второго полугодия 2008 года развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России. Резкое падение экспортных цен на основную продукцию российского экспорта в сочетании с ухудшением условий кредитования и внешних заимствований привело к снижению экономического роста: в IV квартале до 1,1% к соответствующему периоду прошлого года. В целом за год темп роста ВВП составил 5,6 процента.

В IV квартале 2008 года промышленное производство в целом снизилось на 6,1% к соответствующему периоду 2007 года, в том числе обрабатывающие производства - на 7,7%, реальные располагаемые доходы снизились на 5,8%, инвестиции в основной капитал - на 2,3 процента.

Негативные тенденции конца 2008 года продолжились в январе текущего года. Снижение ВВП, по оценке Минэкономразвития России, составило 8,8% относительно января 2008 года. С исключением сезонного фактора снижение в январе 2009г. по отношению к декабрю 2008г. составило 2,4 процента.

Прогноз мировой экономики

Мировая экономика оказывает существенное влияние на динамику спроса на товары российского экспорта и цены на них.

После периода активного роста мировой экономики в 2004-2007 годах, когда среднегодовой темп составил около 5%, в 2008 году рост глобальной экономики замедлился до 3,4 процента, перейдя в 4 квартале в область отрицательных значений.

Предполагается, что относительно глобальных темпов роста 2009 год будет одним из худших в послевоенный период. Мировой ВВП сократится в 2009 году на 0,3 % (в США и Еврозоне спад на - 2,6-2,1%), при этом основной спад придется на первый и второй кварталы.

Замедлится рост развивающихся стран. Экономика Китая в 2009 году может показать самое значительное снижение темпов роста за последние 20 лет.


 

 

2007

2008

2009

Мир

4,9

3,4

-0,3

США

2,2

1,1

-2,6

Еврозона

2,6

0,9

-2,1

Япония

2,1

-0,1

-3,0

Китай

11,9

9,2

6,0


 

Характеристика базового варианта уточненного прогноза

Разработка параметров прогноза социально-экономического развития России на 2009 год осуществлялась с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, а также динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы.

Базовым вариантом прогноза предусматривается среднегодовое значение цены на нефть Urals в 2009 году на уровне 41 доллара США за баррель.

Прогноз учитывает реализацию комплекса антикризисных мер, направленных на оздоровление ситуации в российской экономике.

Параметры развития прогнозируются с учетом реализации мероприятий, по которым Правительством Российской Федерации уже приняты принципиальные решения.

Базовый вариант прогноза построен с учетом сохранения предельного уровня дефицита федерального бюджета 8,0% ВВП.

Основные макроэкономические параметры прогноза

1. Динамика спроса и предложения

Спад экономики, отмеченный в IV квартале 2008 года, наиболее вероятно, продолжится в течение первых двух кварталов 2009 года, так как положительный эффект принимаемых антикризисных мер начнет заметно сказываться только к концу второго квартала.

По оценке, темп роста ВВП в первом полугодии может снизиться на 4-5 п. пункта. Спад инвестиций может составить до 15-18 п. пунктов.

В результате снижения мировых цен и физических объемов в 2009 году экспорт сократится на 45%. Это приведет к сжатию инвестиционной активности при слабом росте торговли и стагнации реальных доходов населения. В результате ВВП сократится на 2,2%, при росте торговли на 0,3% и снижении инвестиций на 13,8%. Ожидается сокращение капитальных расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом, примерно, на 1% ВВП до 3,1% ВВП. Сокращение объема инвестиционных кредитов оценивается в 2,8 раза.

Падение промышленного производства в 2009 году ожидается на 7,4 процента.

2. ТЭК и экспорт

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, в 2009 году оценивается на уровне около 482 млн. т. или 98,9% к 2008 году.

Экспорт нефти прогнозируется на уровне 237 млн. т. или 97,5% к 2008 году, в связи с сокращением ее добычи.

Прогноз добычи нефти в 2009 году разработан исходя из недостаточного объема финансовых ресурсов для поддержания уровня добычи на "старых" выработанных месторождениях, в основном Западной Сибири, и освоения новых месторождений Восточной Сибири и Тимано-Печорской провинции, а также с учетом действующей системы налогообложения нефтяного комплекса.

Прогноз добычи газа в 2009 году учитывает возможное сокращение внутреннего спроса в результате снижения промышленного производства (металлургия, производство стройматериалов, химических удобрений и другие виды производств). В условиях складывающегося в январе-марте текущего года более резкого падения спроса на газ на внутреннем и внешнем рынках добыча газа в 2009 году может составить 620-644 млрд. куб. м., экспорт оценивается на уровне 190-196 млрд. куб. метров. При этом верхний диапазон добычи и экспорта газа оценивается исходя из обеспечения потребностей при более низких температурных условиях зимнего периода 2009-2010 годов и роста внешнего спроса из-за прогнозируемого снижения экспортных цен на газ во 2-ом полугодии 2009 года.

В прогнозе учтен планируемый выход на газовые рынки стран АТР (экспорт газа в рамках проекта Сахалин-2 - ввод в эксплуатацию завода по производству сжиженного природного газа в объеме 9,6 млн. т. в год).

Добыча угля в 2009 году ожидается на уровне 311 млн. т. (95,4 % к 2008 году) в связи с резким снижением спроса на продукцию металлургического комплекса, уменьшением выработки электроэнергии и сокращением спроса на уголь на внешнем рынке до 94 млн. тонн.

Производство нефтепродуктов. В 2009 году объем переработки нефти оценивается на уровне 237 млн. т. При этом экспорт нефтепродуктов при незначительном росте внутреннего потребления (на 0,2% к 2008 году) составит 117,3 млн. т.

Производство электроэнергии. В связи со спадом промышленного производства и снижением темпов развития других секторов экономики внутреннее потребление электроэнергии в 2009 году оценивается в объеме 1002,2 млрд. кВт. ч. или 98,3% к 2008 году.

3. Параметры инфляции

Уровень потребительской инфляции в 2009 году оценивается на уровне 13% за годовой период.

Негативное влияние на инфляцию будет оказывать ухудшение условий кредитования и рост процентных ставок по кредитам. Прежде всего, это сократит спрос на импортные товары, а также увеличит издержки производителей, использующих кредитные ресурсы. Рост издержек будет также связан с удорожанием импортных материальных ресурсов.

Для финансирования дефицита бюджета будет использоваться финансовый резерв, что хотя и окажет повышающее давление на инфляцию, однако позитивно отразится на поддержании спроса и будет способствовать росту предложения отечественных товаров в условиях резкого снижения ценовой конкуренции импорта.

Сдерживающее воздействие на инфляцию будут оказывать спросовые ограничения в связи с сокращением платежеспособного спроса, как со стороны населения, так и со стороны компаний.

Позитивное влияние на инфляцию также будет оказывать снижение мировых цен на продовольствие и материально-сырьевые ресурсы (нефтепродукты, металлы и др. товары), которое будет сдерживать рост цен на товары, торгуемые на внешних рынках, что положительно отразится на издержках потребителей, и отчасти будет нивелировать последствия девальвации рубля.

4. Промышленное производство

В 2009 году прогнозируется спад промышленного производства на 7,4%, в том числе в обрабатывающих производствах - на 9,7 процента.

Наиболее сильное снижение в 2009 году ожидается в металлургическом производстве, производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, в обработке древесины и производстве изделий из дерева, текстильном и швейном производстве, производстве кожи и обуви, целлюлозно-бумажном производстве, химическом производстве и производстве резиновых и пластмассовых изделий; в меньшей степени - в производстве пищевых продуктов.

5. Социальная сфера. Занятость и безработица

Прогноз численности занятых с учетом демографического фактора уменьшен в 2009 году до 67,2 млн. человек.

В связи с сокращением численности занятых в экономике общая безработица увеличится до 6 млн. человек в 2009 году, а уровень безработицы составит 8,2 процента.

Вследствие складывающейся в 2009 году ситуации на рынке труда произойдет увеличение численности официально зарегистрированных безработных до 2,8 млн. человек.

В 2009 году ожидается снижение реальной заработной платы до 95,9% по отношению к 2008 году. Снижение доходов наемных работников, а также доходов от собственности и предпринимательской деятельности приведет к снижению реальных доходов населения до 91,7%. Такое снижение доходов повлияет на расходы и сберегательную активность населения.

Несмотря на изменение экономической ситуации, государство будет выполнять свои обязательства по увеличению оплаты труда работников бюджетной сферы, социальных и трудовых пенсий.

В прогнозе учтено увеличение расходов на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений для эффективного перехода и дальнейшего функционирования в новых системах оплаты труда.

Базовая часть трудовых пенсий в прогнозный период будет индексироваться темпами, которые позволят довести социальную пенсию в 2009 году и в дальнейшем поддерживать ее на уровне прожиточного минимума пенсионера. Страховая часть трудовой пенсии будет индексироваться выше инфляции для поддержания ее реального роста.

В 2009 году величина прожиточного минимума возрастет в среднем на 758 рублей и, по прогнозу Минэкономразвития России, составит 5351 рубль.

Большая часть доходов и возрастающая доля сбережений населения будут расходоваться на потребление. В результате темп роста розничной торговли в 2009 году останется положительным и составит 100,3 процента, а снижение объемов потребления платных услуг населением не превысит 0,1% процента. В 2009 году предполагается изменение потребительских предпочтений в сторону более дешевых товаров, при этом малообеспеченные слои населения будет приобретать в основном продукты питания и предметы первой необходимости.

Последствием складывающихся тенденций явится изменение структуры оборота розничной торговли, сопровождающееся снижением доли продажи непродовольственных товаров и, соответственно, увеличением доли продовольственных товаров. Произойдет замедление спроса населения на чувствительные к изменению цен продукты питания, существенное сокращение покупки товаров длительного пользования. В структуре расходов домашних хозяйств на платные услуги большая часть расходов будет приходиться на оплату "обязательных" видов услуг, таких как жилищно-коммунальные, транспортные услуги, услуги связи и отдельные виды бытовых услуг.

2. О проекте программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации

Минэкономразвития России представлены в Правительство Российской Федерации материалы по данному вопросу, включая основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по оздоровлению российской экономики на 2009 год.

Министерством отмечается, что в октябре - декабре 2008 г. Правительством Российской Федерации уже реализован комплекс антикризисных мер, важнейшими среди которых являются мероприятия по обеспечению устойчивости финансовой и банковской системы, поддержке реального сектора (общесистемные меры), поддержке отдельных отраслей, развитию малого и среднего бизнеса, а также регулированию на рынке труда и социальная поддержка граждан.

В соответствии с проектом программы, в 2009 году Правительство Российской Федерации будет осуществлять свою деятельность исходя из следующих семи основных приоритетов:

- выполнение в полном объеме публичных обязательств государства перед населением. Оказание поддержки гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса;
- сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала будущего роста;
- развитие внутреннего спроса как основы посткризисного восстановления экономики и ее последующего поступательного развития;
- активизация и ускорение модернизации страны, переход к инновационному типу развития экономики;
- снижение административных барьеров для бизнеса, подготовка нового комплекса мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса;
- нормализация функционирования финансового сектора, включая банковскую систему и фондовый рынок;
- проведение ответственной макроэкономической политики, предполагающей, в том числе взвешенную бюджетную политику и поддержание равновесного обменного курса рубля.

Для соблюдения указанных приоритетов предполагается реализация следующих направлений.

1. Усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, государственная поддержка сферы занятости.

В рамках данного направления предполагается дальнейшее развитие приоритетного национального проекта "Здоровье", реализация мероприятий активной политики занятости, в том числе переобучение и переквалификацию, оказание адресной поддержки гражданам, в том числе в переезде в другую местность для трудоустройства.

2. Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала.

Предусматривается, что предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию вправе рассчитывать на поддержку государства.

В рамках данного направления раскрыты меры, касающиеся общей поддержки реального сектора, а также меры, направленные на поддержку отдельных отраслей экономики, в частности, сельского хозяйства, автомобилестроения, жилищного строительства, металлургии, а также оборонно-промышленного, транспортного и лесопромышленного комплексов.

3. Снижение административного давления на бизнес.

Отмечается, что в 2009 году будет усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Будет продолжена работа по устранению излишних административных барьеров, установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям, а также льготные арендные ставки при аренде малыми и средними компаниями федерального имущества.

4. Повышение устойчивости национальной финансовой системы.

В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы предполагается реализация мероприятий по трем основным направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы; повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков, испытывающих трудности.

5. Макроэкономическая политика.

Приводятся меры по поддержанию макроэкономической устойчивости, взвешенной бюджетной политики, снижению темпов роста инфляции, повышению доверия к рублю, расширению банковского кредитования и его удешевления для предприятий и граждан.

6. Реализация антикризисных мер в субъектах Российской Федерации.

Предусматривается, что поддержка бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета будет осуществляться с учетом:

реализации принятых Правительством Российской Федерации решений о снижении уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, на которые предоставляются субсидии из федерального бюджета;
сокращения направлений предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с одновременным увеличением объемов оставшихся субсидий и концентрации их на решении 3-4 наиболее важных первоочередных для регионов задач;
обеспечения компенсации выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации путем совершенствования существующего механизма предоставления дотаций.

Предполагается организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечения заемных ресурсов.

Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующих предприятий и организаций.

В целом, по мнению Минэкономразвития России, реализация предлагаемых мер позволит гражданам России и национальному бизнесу пройти через кризис без серьезных экономических потерь.

3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

4. О внесении изменений в федеральные законы о бюджетах Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусматривает исключение из текстовых статей и приложений Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" показатели бюджета Фонда на плановый период 2010 и 2011 годов.

Статья 1 законопроекта устанавливает в 2009 году дефицит бюджета Фонда в объеме 17,1 млрд. рублей. Компенсацию сокращения налоговых доходов Фонда по сравнению с утвержденными Федеральным законом от 25 ноября 2008 года N 215-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" в соответствии с параметрами уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год, предусматривается произвести за счет бюджетных ассигнований, получаемых из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, что позволит своевременно и в полном объеме осуществлять направление дотаций в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.

Законопроектом предлагается исключить установление размера ежемесячно перечисляемых из бюджета Фонда дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, что позволит при определении размера перечисляемых дотаций учитывать фактическое исполнение бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования по доходам.

5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан"

Учитывая прогноз более высокого уровня инфляции, чем был заложен в бюджете, базовая часть пенсии с 1 декабря 2009 года должна быть увеличена на 31,38 процента (вместо 26,4 процентов, запланированных ранее).

В связи с этим проектом предусматривается с 1 декабря 2009 года увеличить базовую часть пенсии для обычного пенсионера по старости на 612 рублей, при этом ее размер составит 2562 рубля в месяц.

Соответственно будут повышены и базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Кроме того, в результате принятия законопроекта помимо увеличения размеров базовых частей трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца произойдет увеличение тех денежных выплат, размеры которых определяются в соответствующем процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии.

К таким выплатам относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительное материальное обеспечение, граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"; ежемесячная доплата к государственной пенсии граждан Российской Федерации из числа бывших сотрудников международных организаций системы организации объединенных наций.

В результате предлагаемых законопроектом изменений размеры ежемесячных денежных выплат, осуществляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (названная категория граждан получает ежемесячные денежные выплаты в размерах, предусмотренных для соответствующих категорий граждан - "чернобыльцев"), гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; соответствующим категориям ветеранов, получающих ежемесячные денежные выплаты в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; инвалидов, в том числе детям-инвалидам; Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы (членов их семей), Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы с 1 апреля 2009 года увеличатся на 13 процентов.

Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" предусматривалось увеличение размеров указанных выплат с 1 апреля 2009 года на 8,5 процентов.

Представленным законопроектом предусматривается также увеличение до 480 рублей норматива финансовых затрат на 2009 год на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению по рецептам врача (фельдшера) лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Принятие данной нормы необходимо для определения размеров субвенций, направляемых в 2009 году бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан данной социальной услуги.

6. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 2292 Трудового кодекса Российской Федерации"

В настоящее время расследование случаев острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, возникновение которых обусловлено воздействием вредных производственных факторов, в том числе - излучения при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. #967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний".
Решение о квалификации события как несчастного случая или как профессионального заболевания принимается уполномоченными лицами с учетом всех обстоятельств события и наличия медицинского заключения.

Таким образом, установление Правительством Российской Федерации отдельного порядка расследования случаев острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, не требуется.
В связи с этим предлагается часть девятую статьи 2292 Трудового кодекса Российской Федерации исключить.

7. О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации Федеральной адресной инвестиционной программы за 2008 год

Финансирование ФЦП за счет всех источников составило в 2008 г. - 1 653,5 млрд. рублей, или 88 % к намечавшимся годовым объемам финансирования, в том числе за счет федерального бюджета - 765,3 млрд. рублей (98 %), средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 325,7 млрд. рублей (100,4 %) и внебюджетных источников - 562,4 млрд. рублей (72,6 %).

По данным Федерального казначейства, в 2008 г. объекты и мероприятия ФАИП за счет средств федерального бюджета с учетом всех изменений и уточнений были профинансированы в размере 480,1 млрд. рублей (с учетом государственного оборонного заказа), что составляет порядка 98,1 % от общего объема бюджетных инвестиций, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2008 г. В том числе в рамках программной части профинансировано 314,7 млрд. рублей (97,7 % от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование программной части), в рамках непрограммной части - 165,4 млрд. рублей (98,7%).

Согласно Перечню строек и объектов в 2008 году финансировались 2 217 строек, объектов и мероприятий, в том числе 1 531 объект - в рамках программной части и 686 объектов - в рамках непрограммной части.

8. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации.

Изменения, предлагаемые для внесения в Федеральный закон "О пожарной безопасности" направлены на уточнение отдельных аспектов деятельности органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц при осуществлении надзора за исполнением требований пожарной безопасности, в том числе установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вызвано отсутствием возможности привлечения виновных лиц к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действующая редакция упомянутых статей предусматривает ответственность только за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Кроме того, в целях совершенствования профилактики нарушений требований пожарной безопасности планируется включение дополнительного вида административного наказания для юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части установления уголовной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности обусловлено тем, что действующая редакция упомянутой статьи уголовно наказуемым деянием признает только нарушение правил пожарной безопасности с уголовно-правовыми последствиями, исключая ответственность за нарушения законодательных актов, устанавливающих требования пожарной безопасности.

Реализация законопроекта позволит юридически урегулировать общественные отношения, возникающие в связи с решением вопросов в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе при осуществлении государственного пожарного надзора за исполнением требований пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации в этой сфере.

9. О проекте федерального закона "О выкупе чеков "Урожай-90", выплатах сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и внесении изменений в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах"

Цель законопроекта заключается в урегулировании на законодательном уровне вопросов, касающихся чеков "Урожай-90", обязательств государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года, состава государственных долговых товарных обязательств и срока исковой давности по данным обязательствам.

Законопроектом предусматривается выкуп чеков "Урожай-90" из расчета суммы, указанной на чеке, уменьшенной в 1000 раз.

Выплаты сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года предусматриваются из расчета 0,4 рубля за 1 тонну проданных государству зерна и 0,8 рубля за 1 тонну маслосемян, 1 рубль за 1 тонну картофеля и 1,2 рубля за 1 тонну овощей.

Размер выкупа чеков "Урожай-90" и выплат сдатчикам сельхозпродукции урожая 1991 года определен с учетом того, что указанные категории граждан не предоставляли свои денежные средства государству и законопроектом предусматриваются выплаты им за нереализованное право на приобретение товаров народного потребления повышенного спроса в условиях дефицита в 1990 - 1991 годы. Кроме того, учтены положения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1997 г. # 1182 "О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" в части облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1992 года.

Для осуществления выкупа чеков "Урожай-90" и выплат сдатчикам" сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года предусматривается направить средства федерального бюджета до 35 млн. рублей.

Выкуп чеков "Урожай-90" и выплаты сдатчикам сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года предусматривается осуществить с 15 апреля по 31 декабря 2009 года.

По данным обязательствам устанавливается годичный срок исковой давности.

Законопроектом предусматривается также внести изменения в Федеральный закон "О государственных долговых товарных обязательствах".

В соответствии со статьей 1 данного закона к государственным долговым товарным обязательствам относятся облигации государственных целевых беспроцентных займов 1990 года, целевые чеки и целевые вклады на приобретение легковых автомобилей в 1991 - 1995 годах, чеки "Урожай-90" и обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года.

Законопроектом предусматривается исключить из данного перечня государственных долговых товарных обязательств чеки "Урожай-90" и обязательства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года в связи с тем, что между владельцами данных чеков, сдатчиками сельскохозяйственной продукции урожая 1991 года и государством не возникало отношений, характерных при осуществлении государственных заимствований, и владельцы чеков и сдатчики сельхозпродукции не являлись кредиторами государства.

Принятие законопроекта позволяет на законодательном уровне завершить урегулирование вопросов по обязательствам государства, предусмотренным Федеральным законом "О государственных долговых товарных обязательствах".

10. О распределении дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2009 год

Министерство финансов Российской Федерации направило проект распоряжения Правительства Российской Федерации о предоставлении в 2009 году из федерального бюджета бюджетам Республики Ингушетия, Самарской и Ярославской областей дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. # 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрены дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 13 указанного Федерального закона, распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации или осуществляется в установленном им порядке.

Распоряжением предлагается утвердить предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в 2009 году бюджетам Республики Ингушетия, Самарской и Ярославской областей в общей сумме 462 556,5 тыс. рублей.

Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации будет осуществляться в пределах резерва средств в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, увеличения бюджетных ассигнований из федерального бюджета на указанные цели не потребуется.

11. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации

Минфином России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Проектом постановления функции по выравниванию бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, осуществляемые Минрегионом России, с 1 марта 2009 г. передаются Минфину России.

Проектом постановления предлагается внести изменения в Положение о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. # 40 "Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в части исключения из него функций и полномочий Минрегиона России по вопросу выравнивания бюджетной обеспеченности за счет средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Соответствующие изменения вносятся также в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2004 г. # 501 "Вопросы Министерства регионального развития Российской Федерации".

Передача указанных полномочий Минфину России как федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, обеспечению устойчивого функционирования бюджетной системы Российской Федерации, потребовала также внесения соответствующих изменений в Положение о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. # 1010.

Передача указанной функции Минфину России дает возможность принятия оперативных решений по оказанию финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации с использованием применяемых Минфином России финансовых инструментов с учетом результатов проводимого им еженедельного мониторинга исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

12. О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" подготовлен Минобрнауки России в инициативном порядке в целях приведения Положения в соответствие с нормами вступившей в силу с 1 января 2008г. Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в части уточнения объема полномочий и функций Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Положением уточняется компетенция Роспатента, в частности вносятся изменения, касающиеся приема Роспатентом заявок

Роспатент наделяется полномочиями по исполнению новых государственных функций, связанных с государственной регистрацией договоров залога исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, и перехода прав исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации без договора, а также регистрацией сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации.

Реализация предлагаемого постановления упорядочит выполнение Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам функций федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, установленных частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.

13. Об утверждении технического регламента о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков

Разработчик технического регламента: ОАО "Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности".

Соисполнители: Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, ОАО "Центральный научно-исследовательский институт кожевенно-обувной промышленности".

Целью разработки технического регламента является:

защита жизни и здоровья детей и подростков в возрасте до 18 лет;
предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей при реализации и использовании продукции.

Действие технического регламента распространяется на следующие группы продукции:
- изделия для ухода за детьми (соски молочные, соски-пустышки, посуда, столовые приборы, санитарно-гигиенические, галантерейные изделия, щетки зубные, массажеры для десен);
- игрушки;
- одежда, швейные изделия из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажные изделия, готовые штучные текстильные изделия;
- обувь, кожгалантерейные изделия;
- коляски для детей, велосипеды;
- издательская (учебная, книжная, журнальная) продукция, электронные учебные издания, школьно-письменные принадлежности.
Реализация установленных в техническом регламенте требований направлена на обеспечение химической, биологической, механической, пожарной, электрической, термической, радиационной безопасности, взрывобезопасности и безопасности излучений продукции, предназначенной для детей и подростков.
С учетом социальной значимости продукции для детей и подростков и результатов оценки риска в проекте технического регламента установлено обязательное подтверждение соответствия установленным требованиям в форме обязательной сертификации и декларирования.
Публичное обсуждение технического регламента проводилось с 25 сентября 2005 г. По 25 января 2006 г., были учтены предложения, полученные и после указанного срока.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента будет осуществляться Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

14. О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" призван определить органы, на которых возложена организация регистрации, классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, а также подготовки и дипломирования членов экипажей указанных судов.

Проектом постановления Министерству транспорта Российской Федерации предписывается разработать и утвердить до 1 июня 2009 г.:

порядок регистрации спортивных парусных судов, прав на них и ведения реестра этих судов;
правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов;
правила дипломирования членов экипажей спортивных парусных судов.

Проект также предусматривает внесение соответствующих изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.

Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по совершенствованию системы контроля за спортивными судами в Российской Федерации" будет способствовать совершенствованию контроля и надзора за спортивными судами, развитию парусного спорта в Российской Федерации.

15. О подготовке российских спортсменов для участия в XXI Олимпийских зимних играх и X Паралимпийских зимних играх 2010 в г.Ванкувере (Канада)

Минспорттуризмом России подготовлен проект распоряжения Правительства Российской Федерации об обеспечении условий для подготовки российских спортсменов для участия в XXI Олимпийских зимних играх и X Паралимпийских зимних играх 2010 года в г.Ванкувере (Канада).

Проектом распоряжения предусматривается образовать организационный комитет по подготовке и участию российских спортсменов в играх и утвердить его состав. Также проект распоряжения содержит поручения заинтересованным федеральным органам исполнительной власти по разработке и реализации плана мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень подготовки российских спортсменов для участия в играх.
Принятие проекта распоряжения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Реализация федеральными органами исполнительной власти поручений, содержащихся в проекте распоряжения, будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на финансирование их деятельности.

16. Об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об образовании организационного комитета по подготовке и проведению празднования 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина подготовлен Федеральным космическим агентством.

Учитывая значимость полета в космос Ю.А.Гагарина как для отечественной, так и для мировой истории, представляется целесообразным утвердить состав организационного комитета под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. Это позволит оперативно решать в ходе работы оргкомитета весь комплекс вопросов, связанных с проведением юбилейных мероприятий, в том числе международного характера, а также обеспечит привлечение, при необходимости, к их реализации федеральных органов исполнительной власти.

Организационному комитету необходимо поручить обеспечение разработки и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина, а также разработку финансово-экономического обоснования указанного плана.

Реализация предлагаемого проекта распоряжения Правительства Российской Федерации позволит скоординировать деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по принятию участия в праздновании 50-летия полета в космос Ю.А.Гагарина.

17. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций

Проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о поощрении и взаимной защите инвестиций разработан на основе типового соглашения и в значительной степени воспроизводит его положения. Среди них, в частности:

1.Допуск инвестиций инвесторов государства одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны в соответствии с законодательством государства принимающей договаривающейся стороны.

2.Предоставление каждой договаривающейся стороной инвестициям и доходам инвесторов государства другой договаривающейся стороны режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется инвестициям и доходам собственных инвесторов или инвестициям и доходам инвесторов любого третьего государства.

3.Сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима в отношении инвестиций и доходов инвесторов государства другой договаривающейся стороны при условии, что такие изъятия не применяются и не вводятся на дискриминационной основе по сравнению с режимом, применяемым или вводимым в отношении инвестиций и доходов инвесторов любого третьего государства.

Реализация Соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность и предсказуемость правовой среды, и будет способствовать активизации инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Туркменистаном.

Москва,
18 марта 2009 г.

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.