На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 20 августа 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О проектах Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и плана мероприятий по ее реализации.
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу представлен Минприроды России.
Проекты Водной стратегии и мероприятий по ее реализации увязаны с основными документами, определяющими социально-экономическое развитие страны на среднесрочную перспективу до 2012 года и перспективу до 2020 года, и включают следующие основные направления развития водохозяйственного комплекса:
Достижение целей по указанным направлениям развития водохозяйственного комплекса предусматривается в мероприятиях, план которых предлагается к утверждению.
По оценке Минприроды России, реализация мероприятий, предусматриваемых в Водной стратегии на период до 2020 года, обеспечит:
Основное практическое назначение настоящей Стратегии заключается в проведении единой государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов, принятии и реализации ориентированных на сохранение водных экосистем управленческих решений, обеспечивающих наибольший социальный и экономический эффект, и создании условий для эффективного взаимодействия всех участников водохозяйственного комплекса.
2. Об образовании Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии в филиале «Саяно-Шушенская ГЭС» ОАО «РусГидро» и организации работ по обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей объединенной энергосистемы Сибири.
В целях организации расследования причин аварии на филиале «Саяно-Шушинская ГЭС» ОАО «РусГидро», а также ликвидации ее последствий, организации работы по обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей Объединенной энергосистемы Сибири и оказания социальной поддержки пострадавшим и членам их семей Минэнерго России вносит проект распоряжения по созданию Комиссии Правительства Российской Федерации. Также вносятся проекты Положения о Комиссии и ее состава.
Проектом Положения о Комиссии определяется круг основных ее задач, в частности: расследование причин аварии, ликвидация ее последствий, организация мероприятий по оказанию социальной поддержки пострадавшим и их семьям, организация мероприятий по предотвращению угрозы нарушения условий жизнедеятельности населения, а также оценка влияния аварии на обеспечение устойчивого энергоснабжения потребителей Сибири.
3. О проекте технического регламента о безопасности машин и оборудования.
Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к машинам и оборудованию при проектировании, изготовлении, транспортировании и хранении, обеспечивающие их безопасность.
Реализация установленных в регламенте минимально необходимых требований направлена на обеспечение следующих видов безопасности с учетом степени риска причинения вреда: биологической, механической, пожарной, термической, химической, электрической, безопасности от излучений, взрывобезопасности.
Объектами технического регулирования данного Регламента являются все машины и оборудование, в том числе и бытового назначения. Перечни машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию, утверждаются Правительством Российской Федерации вместе с утверждением настоящего технического регламента. Перечни сформированы на основе номенклатуры машин и оборудования, подлежащих обязательной сертификации и декларированию в существующих системах сертификации.
Регламент не распространяется на следующие виды машин и оборудования:
Вышеперечисленные машины и оборудование выведены из-под действия регламента, так как для их проектирования и эксплуатации требуется установление требований, отличающихся от устанавливаемых настоящим регламентом.
Настоящий технический регламент разработан на основе использования результатов анализа:
Установленные в настоящем регламенте требования гармонизированы с основными положениями европейской директивы 98/37ЕС «Машинное оборудование», являющейся основной для обеспечения безопасности в данной сфере в странах ЕС.
Для реализации требований установленных настоящим техническим регламентом изготовителю конкретных машин и оборудования необходимы определенные технические решения, соответствующие установленным положениям регламента. Выполнение требований настоящего регламента может обеспечиваться путем реализации положений национальных стандартов, применение которых является добровольным.
Таким образом, предлагается двухуровневая система технического регулирования:
1) регламент «О безопасности машин и оборудования», который содержит обязательные для применения и исполнения требования безопасности, установленные с учетом оценки риска;
2) национальные стандарты, которые содержат конкретные технические решения для реализации требований регламента для конкретных видов машин и оборудования.
Положения стандартов установлены для добровольного и многократного применения.
Требования регламента заданы таким образом, чтобы обеспечивать при их реализации необходимый уровень безопасности на всех стадиях жизненного цикла машин и оборудования, и в то же время не превышать необходимого минимального уровня, исключающего создание излишних барьеров для экономической деятельности. Оптимальная совокупность этих требований закладывается на стадии проектирования машин и оборудования.
На этой же стадии установлена необходимость разработки документа «Обоснование безопасности», в котором должны быть определены принципы и конструктивные особенности, соблюдение которых обеспечивает необходимый уровень безопасности, а также необходимость проведения оценки риска.
Для стадии изготовления определены необходимые положения, обеспечивающие реализацию на стадии проектирования заданных требований таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности всех изготавливаемых устройств, входящих в состав машин и оборудования, с учетом остальных стадий жизненного цикла.
Требования к транспортированию, хранению машин и оборудования, их узлов и деталей заданы таким образом, чтобы эти стадии могли сами быть реализованы безопасно и не снижали допустимый уровень риска.
Уделено внимание установлению требований безопасности для стадии эксплуатации, включая необходимые положения о проведении различных видов ремонта, модификаций и различных видов технического обслуживания, если они необходимы.
Порядок проведения обязательного подтверждения соответствия, установленный в регламенте, в необходимой степени гармонизирован с таковым в Директиве ЕС98/37.
В настоящем регламенте определен порядок проведения государственного контроля (надзора), предусмотрены заключительные и переходные положения, обеспечивающие его вступление в силу.
Закрепление установленных в техническом регламенте обязательных требований положительно повлияет на безопасность и качество машин и оборудования, сблизит нормативно-правовые базы ЕС и России в этой сфере, упростит процедуру оформления таможенных документов, будет стимулировать предпринимательскую деятельность, а также будет способствовать уменьшению затрат на проведение подтверждения соответствия и улучшению экономического и инвестиционного климата.
Поскольку технический регламент согласован с европейскими экспертами в процессе непосредственного обсуждения и фактически гармонизирован с европейскими нормативно-правовыми документами в сфере технического регулирования, то его вступление в силу существенно снизит затраты при проведении экспортно-импортных операций.
4. О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам Федеральной антимонопольной службы.
ФАС России внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу.
Проект постановления направлен на приведение полномочий ФАС России в соответствие с Федеральным законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», Федеральным законом «О защите конкуренции», Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом «Об электроэнергетике».
В частности, проектом постановления предусматриваются дополнительные полномочия ФАС России по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи ФАС России предоставляется право самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:
Проектом постановления также предусматривается наделение ФАС России полномочиями:
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов увеличено количество субъектов, подпадающих под контроль ФАС России.
К таким, в частности, теперь относятся уполномоченный на ведение официального сайта Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, организация, оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта Российской Федерации и обеспечению функционирования такого сайта; уполномоченный на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или муниципальных контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и операторы электронных площадок.
5. О полномочиях Федерального космического агентства в области использования государственной авиации.
Проект постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу внесен Роскосмосом.
Проект постановления подготовлен во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации о создании федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».
Роскосмосом совместно с Минобороны России проводятся мероприятия по ликвидации Российского государственного научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, а также входящего в его состав 70-го отдельного испытательно-тренировочного авиационного полка особого назначения имени В.С.Серегина, базирующегося на аэродроме Чкаловский.
Входящие в состав указанного авиационного полка воздушные суда государственной авиации подлежат закреплению за создаваемым федеральным государственным бюджетным учреждением «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».
Законодательством Российской Федерации (Воздушный кодекс Российской Федерации, ст. 25.2.) определено, что организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующим уполномоченным органом, имеющим подразделения государственной авиации.
Проектом постановления предусматривается наделение Роскосмоса полномочиями по организации и оперативному управлению деятельностью государственной авиации, используемой подведомственными Агентству организациями, и внесение соответствующих изменений в положение о Роскосмосе.
Принятие проекта постановления позволит Роскосмосу осуществлять организацию и оперативное управление деятельностью государственной авиации, используемой подведомственными Роскосмосу организациями для обеспечения подготовки космонавтов и решения мобилизационно-оборонных задач.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Проект федерального закона разработан в связи с возникшей проблемой при реализации положений статей 8 и 24 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 8 и 24 Федерального закона установлено, что при создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, а также филиалов высших учебных заведений необходимо согласование указанных решений с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации или с органами местного самоуправления.
Такой подход, как представляется, не согласуется с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, поскольку на практике означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут влиять на решения, принимаемые в области обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Кроме того, образовательные учреждения Федеральной службы безопасности, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности, относятся к органам Федеральной службы безопасности согласно статье 2 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности», а решение об их создании или упразднении отнесено к полномочиям Директора ФСБ России на основании подпункта 37 пункта и Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации.
Следовательно, установление обязанности согласования решений о создании или об упразднении высших учебных заведений или их филиалов не соотносится с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно решают вопросы организации деятельности подведомственных образовательных учреждений и их филиалов, в том числе вопросы их создания, реорганизации и ликвидации.
Кроме того, в Федеральном законе не установлены правовые последствия отсутствия согласования с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации или с органами местного самоуправления решений о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также филиалов указанных образовательных учреждений.
Предлагается внести изменения в статьи 8 и 24 Федерального закона, устанавливающие, что в интересах обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации решения о создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также филиалов указанных образовательных учреждений не требуют согласования с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации или с органами местного самоуправления.
7. О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России».
Целью проекта «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России» является повышение эффективности, качества услуг и финансовой устойчивости предприятий жилищно-коммунального хозяйства в пилотных муниципальных образованиях, отобранных на конкурсной основе.
Соглашением предусматривается привлечение Российской Федерацией моновалютного займа в размере 200 млн. долларов США со сроком погашения 15 лет, включая льготный 5-летний период.
Финансирование мероприятий, реализуемых в рамках проекта, общая стоимость которого оценивается в 205,9 млн. долларов США, помимо привлечения займа МБРР, предполагает также софинансирование в размере 5,9 млн. долларов США за счет средств федерального бюджета.
По информации Минрегиона России, в рамках реализации проекта будет осуществлен принципиально новый комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства на региональном и муниципальном уровнях.
В рамках реализации проекта предусматривается осуществление реформирования институциональных связей во всем секторе жилищно-коммунального хозяйства - от предприятий по управлению и обслуживанию жилья до предприятий, предоставляющих коммунальные услуги, а также привлечение инвестиций, направленных на восстановление, модернизацию и переоснащение существующей инфраструктуры.
8. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Исландии».
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Исландии об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Исландии имеет своей целью либерализацию режима взаимных поездок граждан.
В нем предусматривается упрощение процедуры и порядка выдачи однократных виз сроком действия до 3 месяцев, а также многократных виз для определенных категорий граждан, унифицируются визовые сборы, четко регламентируются сроки оформления виз.
Данное Соглашение подлежит ратификации в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации».
9. О подписании Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Организацией Договора о коллективной безопасности об условиях пребывания Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности на территории Российской Федерации от 19 декабря 2003 г.
Положениями данного Протокола в статью 13 Соглашения вносится изменение, в соответствии с которым Правительство государства пребывания предоставляет Секретариату Организации Договора о коллективной безопасности на условиях, установленных для федеральных органов исполнительной власти, служебные помещения, необходимые для осуществления им своих функций.
10. О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, Положение о Федеральном дорожном агентстве, Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Положение о Федеральной аэронавигационной службе.
11. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260.
Проектом постановления предусматривается дополнить Регламент Правительства Российской Федерации и Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации новыми разделами, регламентирующими порядок обеспечения доступа к информации о деятельности Правительства и Аппарата Правительства соответственно. Также проектом предлагается дополнить перечень функций Аппарата Правительства Российской Федерации в части обеспечения работы с запросами информации о деятельности Правительства, уточняется порядок представления информации при подготовке заседаний Правительства Российской Федерации.
Принятие проекта постановления позволит обеспечить открытость и доступность информации о деятельности Правительства Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации, что соответствует Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (раздел «Создание информационного общества»).
12. О выделении Правительству Карачаево-Черкесской Республики бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и выдаче государственных жилищных сертификатов в связи с ликвидацией последствий землетрясения, произошедшего на территории Карачаево-Черкесской Республики 11 октября 2008 г.
Москва,
19 августа 2009 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.