Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 5 марта 2009 г.

Вкладки

Событие

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 5 марта 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О мерах по обеспечению проведения в 2009 году сезонных полевых работ

В 2008 году увеличилось производство почти всех сельскохозяйственных культур.

По предварительным данным Росстата, в минувшем году объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос на 10,8% по сравнению с 2007 годом. При этом объем продукции растениеводства вырос на 17,6%, животноводства - на 3,4%.

Получены высокие производственные показатели по основным направлениям отрасли растениеводства.

Валовой сбор зерна составил 108,1 млн. тонн, что на 26,5 млн. тонн или 32,6% больше уровня 2007 года. Это является наилучшим показателем с 1990 года. Урожайность зерновых составила 23,8 ц/га, что является самой высокой продуктивностью зерновых посевов за всю историю России. Также впервые собрано 63,7 млн. тонн пшеницы.

Росту производства продукции растениеводства в прошедшем году способствовали меры, принятые на федеральном и региональном уровнях. Прежде всего, это: увеличение на 10% объема внесения минеральных удобрений; поставка по лизингу посевной и уборочной техники; внедрение современных ресурсосберегающих технологий.

На проведение сезонных полевых работ в оптимальные сроки также оказали влияние субсидируемые кредиты, полученные сельхозтоваропроизводителями на срок до 1 года на приобретение ГСМ, семян, удобрений и средств защиты растений и другие мероприятия по государственной поддержке отраслей растениеводства.

Государственная поддержка позволила сельхозтоваропроизводителям в 2008 году приобрести 271,4 тыс. тонн элитных семян сельскохозяйственных культур и завезти в северные регионы страны 14,3 тыс. тонн семян кормовых культур.

Договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур заключили хозяйства в 66 регионах. Из федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур выделено 3400,0 млн. рублей.

На возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным краткосрочным кредитам бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета всего было перечислено - 7111,5 млн. рублей.

Для уменьшения негативного воздействия роста цен на ГСМ, в федеральном бюджете 2008 года сельхозтоваропроизводителям были предусмотрены субсидии в размере 10,0 млрд. рублей на компенсацию части затрат на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.

В целях укрепления финансового положения сельскохозяйственных организаций продолжалась работа по реструктуризации их задолженности.

Мониторинг хода работы по реструктуризации задолженности показал, что в программе финансового оздоровления по Российской Федерации участвуют 12,9 тыс. хозяйств, с которыми подписаны соглашения о реструктуризации долгов на сумму 84,3 млрд. рублей.

В 2008 году наблюдалось некоторое улучшение финансовых результатов сельхозорганизаций. Доля прибыльных организаций возросла с 75 до 82% в 2008 году. Вместе с тем, совокупный уровень рентабельности сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) за счет увеличения производственных затрат составил 15% против 17,2% в 2007 году.

Подготовка к весенне-полевым работам

Озимые зерновые культуры размещены на площади 17,1 млн. га, или на 0,3 млн. га больше уровня предыдущего года. В том числе озимой пшеницы посеяно 13,8 млн. га (78% всей посевной площади), ржи озимой 2,4 млн. га, ячменя озимого 0,6 млн. га и озимой тритикале 0,3 млн. га.

Зябь поднята на площади 25 млн. га, что практически на уровне прошлого года.

В текущем году весенний сев намечено провести на площади 48,7 млн. га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур на площади 31,3 млн. га, что соответствует уровню прошлого года.

Наличие и состояние парка основных видов техники

После завершения полевых работ 2008 года более 70% в парке АПК России тракторов, плугов, культиваторов, сеялок и других машин требует текущего и капитального ремонта.

По оценкам специалистов общая потребность в финансовых средствах на восстановление техники составляет около 41 млрд. руб., из них на приобретение запасных частей 17,6 млрд. руб., в том числе для весенне-полевых работ 7,5 млрд. рублей.

В 2008 году сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 23,8 тыс. тракторов, 9,6 тыс. зерно - и 3,1 тыс. кормоуборочных комбайнов, что выше уровня 2007 года по тракторам - в 1,4 раза, по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам соответственно в 1,6 и 2 раза. Это заложило хорошие технические и технологические предпосылки в подготовке к весенне-полевым и уборочным работам в текущем году.

Энергообеспеченность в 2008 году выросла до 145 л.с., в 2009 году составит 150 л.с, на 100 га пашни.

Обеспеченность ГСМ

Минсельхозом России совместно с регионами России определена, согласована с Минэкономразвития России и утверждена в Минэнерго России потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в основных видах горюче-смазочных материалов - дизтопливе и автобензине: на 2009 год по дизтопливу в объеме 5,45 млн. тонн и автобензине 2,02 млн. тонн.

Потребность в финансовых средствах для приобретения автобензина и дизтоплива в 2009 году (в ценах на 12.02.09 г. Росстат) составит в пределах 137,8 млрд. рублей.

По данным Минэнерго России, оптовые цены на рынке дизельного топлива по состоянию на 12.02.2009 года составили в среднем по России 19169 руб./тонну. Средняя цена на автобензин А-76/80 составила 16458 рубля за тонну. За пять недель мониторинга цен (с 15 января по 12 февраля 2009 года) наметилась устойчивая тенденция роста цен на ГСМ. За указанный период средние оптовые цены предприятий нефтепродуктообеспечения выросли наавтобензин на 17,6%, а на дизельное топливо на 20,2 процента.

Обеспеченность семенами

По данным ФГУ "Россельхозцентр" Минсельхоза России семенами яровых культур для весеннего сева сельхозтоваропроизводители практически обеспечены в полном объеме.

Обеспечение минеральными удобрениями

В соответствии с Госпрограммой в 2009 году необходимо внести не менее 2,2 млн.т.д.в. (млн тонн действующего вещества) минеральных удобрений, в том числе под весенний сев сельскохозяйственных культур 1,7 млн.т.д.в. Общая стоимость удобрений составит порядка 43 млрд. рублей, из которых - 33-35 млрд. рублей необходимы для приобретения удобрений к проведению весенне-полевых работ.

Ресурсы минеральных удобрений к весенне-полевым работам 2009 года по состоянию на 1 февраля с.г. составили 554 тыс. тонн д.в. или на 225 тыс. тонн д.в. больше соответствующей даты 2008 года (32% к потребности). В общем объеме удобрений, азотные составляют 413 тыс. тонн д.в., что практически полностью удовлетворяет потребности сельхозтоваропроизводителей в проведении ранне-весенней подкормки озимых зерновых.

Мелиорация

На государственных оросительных и осушительных системах, относящихся к федеральной собственности, предстоит осуществить ремонт 4909 гидротехнических сооружений, 1007 электрифицированных насосных станций, выполнить земляные работы по очистке от заиления водопроводящих трактов в объеме 14960 тыс. куб. метров. Для осуществления этих работ требуется 1,0 млрд. рублей.

Предстоит осуществить подготовку оросительных систем, находящихся в пользовании сельхозтоваропроизводителей, на площади 2154 тыс.га, и осушительных систем - 1436 тыс. га. На 01.02.2009 г. подготовлено 48% оросительных и 52% осушительных систем. В 2008 году на этот период было соответственно 47 и 50%.

Подготовлен план полива на 2009 год, который предусматривает полив сельскохозяйственных культур на площади 2,6 млн. гектар, что на 10% больше 2008 года.

Одной из проблем в обеспечении проведения влагозарядковых и вегетационных поливов для производства овощей, кормов и других культур остается оплата за используемую электрифицированными насосными станциями электроэнергию.

На федеральном балансе находится 1770 электрифицированных насосных станций.

Оплата электроэнергии для ФГУ по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению осуществляется по регулируемым и неурегулированным тарифам на электроэнергию, поставляемую бюджетным организациям.

Объем финансовых средств, направляемых на проведение сельскохозяйственных работ

На государственную поддержку товаропроизводителей агропромышленного комплекса всего предусмотрено 194,8 млрд. рублей (с учетом дополнительно выделенных 87,0 млрд. рублей в рамках антикризисных мер) против 137,2 млрд. рублей в 2008 году.

По информации, предоставленной субъектами РФ, потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочных кредитных ресурсах на проведение весенне-полевых работ составляет около 116,32 млрд. рублей. С учетом собственных средств сельхозтоваропроизводителей для проведения весенних полевых работ потребуется около 200 млрд. рублей. При этом ОАО "Россельхозбанк" готов предоставить кредитов на данные цели около 60,0 млрд. руб., Сбербанк - 55,0 млрд. руб.

Среди мер, принимаемых Минсельхозом России по кредитованию организаций АПК:

• создание рабочей группы по координации вопросов кредитования предприятий агропромышленного комплекса с участием представителей ведущих банков, объединений сельхозтоваропроизводителей и агрохолдингов;
• проведение совместно с банками еженедельного и ежемесячного мониторинга кредитования предприятий АПК;
• определение совместно с банками объемов кредитных ресурсов на 2009 год;
• утверждение списка системообразующих организаций АПК;
• создание рабочей группы по системообразующим предприятиям для оценки их финансово-экономического состояния.

Правительством Российской Федерации принято решение о направлении в 2009 году средств федерального бюджета на увеличение уставных капиталов ОАО "Россельхозбанк" в объеме 45 млрд. рублей и ОАО "Росагролизинг" - 25 млрд. рублей. Агропромышленный комплекс включен в основные отраслевые приоритеты меморандума о финансовой политике Банка Развития (Внешэкономбанка).

Банками уточнены объемы кредитования на проведение весенних полевых работ, в т.ч. в разрезе субъектов Российской Федерации.

2. О ходе выполнения мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики

В целях обеспечения оздоровления ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики Правительством Российской Федерации реализуется следующая схема принятия мер, направленных на поддержку реального сектора экономики и населения, развитие финансовой и банковской системы.

I. Основным комплексным документом, включающим антикризисные меры в части различных секторов экономики, является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным 6 ноября 2008 г. № 4863п-П13).

План действий содержит 55 мероприятий, по состоянию на 24 февраля 2009 г. исполнено 37 пунктов Плана действий, в т.ч. принято 17 федеральных законов, 33 постановления Правительства Российской Федерации, 5 распоряжений Правительства Российской Федерации.

В феврале 2009 года были приняты решения, относящиеся к поддержке сельского хозяйства и малого бизнеса.

Реализовано решение о дополнительной капитализации ОАО "Россельхозбанк" и ОАО "Росагролизинг". В этих целях утверждено распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. № 122-р о направлении в I квартале 2009 года средств федерального бюджета на увеличение уставных капиталов ОАО "Россельхозбанк" в объеме 45,0 млрд. рублей для кредитования предприятий АПК и проведения закупочных интервенций и ОАО "Росагролизинг" в объеме 25,0 млрд. рублей в целях приобретения и последующей передачи по договорам лизинга отечественной сельскохозяйственной техники.

В целях увеличения программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой Внешэкономбанком России, через направление части дополнительных ресурсов на цели кредитования малого бизнеса, включая предоставление займов до 1 миллиона рублей мелким заемщикам, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 2009 г. "О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в целях реализации механизма рефинансирования портфелей кредитов предприятий малого и среднего бизнеса, сформированных российскими кредитными организациями, за счет средств, выделяемых Российской Федерацией Внешэкономбанку России, 5 февраля 2009 г. Наблюдательным советом Внешэкономбанка России был утвержден "Порядок осуществления государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)" финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства".

В рамках реализации мероприятия ожидается сохранение ранее достигнутого уровня доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение ликвидности кредитных организаций в целях кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Средства планируется предоставлять банкам, под залог прав требований к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям инфраструктуры (факторинговые, лизинговые компании). Одновременно предполагается последующее развитие программы за счет введения возможности рефинансирования в Банке России под залог прав требований к кредитным организациям, участникам программы.

Кроме того, в Правительство Российской Федерации в установленном порядке представлены нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий Плана действий по пунктам №№9, 25, 41, 54:

• проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций);
• проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы";
• доработанный проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса - головным исполнителям (исполнителям) государственного оборонного заказа на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях";
• проект постановления Правительства Российской Федерации "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении в аренду федерального недвижимого имущества";

II. С целью решения специфических проблем развития конкретных секторов экономики, а также точечной настойки инструментов государственной поддержки применительно к конкретному сектору Правительством Российской Федерации разрабатываются и реализуются дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку развития экономики и ведущих секторов, наиболее уязвимых к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования, которые позволят обеспечить сохранение темпов и качества роста экономики в условиях мирового финансового кризиса.

В целях расширения и повышения результативности мониторинга за использованием кредитными организациями денежных средств, выделяемых для поддержки финансовой системы Российской Федерации, принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с указанным Законом Банк России принял следующие нормативные акты:

• указание Банка России от 9 февраля 2009 г. № 2182-У "О порядке назначения уполномоченных представителей Банка России, осуществления ими деятельности и прекращения осуществления ими своей деятельности". Указание устанавливает требования к служащим Банка России, которые могут быть назначены уполномоченными представителями, определяет процедуры их назначения и прекращения осуществления ими своей деятельности, а также предусматривает:
• участие уполномоченных представителей Банка России без права голоса в заседаниях органов управления кредитных организаций, органов управления кредитных организаций, принимающих решения по вопросам кредитования, управления их активами и пассивами;
• получение уполномоченными представителями от кредитных организаций информации о намерении осуществить сделки (операции), определенные Законом;
• запрос уполномоченными представителями информации и документов, касающихся деятельности кредитных организаций по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами), размера вознаграждения, выплачиваемого кредитными организациями единоличным и коллегиальным исполнительным органам;
• проведение уполномоченными представителями работ по предварительному анализу полученных от кредитных организаций информации и документов;
• информирование уполномоченными представителями руководства Банка России о результатах предварительного анализа информации и документов, полученных от кредитных организаций.

Указание в соответствии с Законом согласовано с Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 121-р);

• указание Банка России от 9 февраля 2009 г. № 2181-У "О порядке представления кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России", устанавливающее порядок представления кредитной организацией уполномоченному представителю информации о намерении осуществить сделки (операции), определенные Законом, а также по запросу уполномоченного представителя Банка России информации о размере вознаграждения, выплачиваемого кредитной организацией единоличному и коллегиальному исполнительным органам, информации и документов по вопросам кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами (требованиями и обязательствами) и другой информации.

В январе 2009 года в адрес территориальных учреждений Банка России направлены письма Банка России о необходимости при проведении в 2009 году проверок уделять особое внимание проверкам деятельности кредитных организаций, получивших средства государственной поддержки.

В данных письмах акцентировано внимание на необходимость проверки достоверности представленных кредитными организациями информации и документов уполномоченным представителям Банка России и выполнения кредитными организациями рекомендаций Банка России по ограничению роста иностранных активов, а также на обязательное отражение в актах проверок информации о выявленных фактах предоставления банками кредитов организациям, не осуществляющим реальной деятельности, проводящим операции, подпадающие под категорию "сомнительных".

Кроме того, в связи с поступившей в Банк России от правоохранительных органов информации о банках, осуществлявших вывод денежных средств за рубеж в период предоставления им средств государственной поддержки (в том числе в объемах, превышающих объемы полученных государственных средств), и в целях установления фактов, свидетельствующих о наличии в данных кредитных организациях непрозрачных операций, связанных с выводом денежных средств за рубеж, и их возможной взаимосвязи с расходованием средств государственной поддержки планируется организация инспекционных проверок как на плановой, так и внеплановой основе.

В настоящее время внесены корректировки в утвержденный Сводный план комплексных и тематических проверок на 2009 год в части переноса сроков проведения проверок данных кредитных организаций на более ранний период.

Совет директоров Банка России 9 февраля 2009 г. утвердил Указание Банка России "О внесении изменений в Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2009 г. № 13397. Предусмотрено получение ежемесячной информации об объемах средств, направляемых банками на кредитование приоритетных секторов экономики.

III. С целью организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, обеспечения проведения комплексного анализа и определения направлений дальнейшего развития отраслей экономики, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 957 образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики.

На заседаниях Комиссии в феврале 2009 г. были рассмотрены следующие вопросы:

• выполнение мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики;
• меры, направленные на создание экономически обоснованных условий кредитования реального сектора экономики;
• о перечне градообразующих предприятий;
• об основных направлениях инвестиционной программы электроэнергетики в 2009-2011 годов и мерах по оптимизации затрат организаций электроэнергетики;
• о мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы;
• о выполнении решений, направленных на создание механизмов, обеспечивающих занятость высвобождаемых граждан и предусматривающих организацию временных рабочих мест и возможность получения дополнительной квалификации.

Вопросы поддержки отдельных предприятий дополнительно рассматриваются в рамках работы с системообразующими организациями, перечень которых утвержден решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 23 декабря 2008 г. В состав данного перечня включены 295 организаций. В соответствии с решением Комиссии от 23 декабря 2008г. создана рабочая группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций.

Основными направлениями деятельности рабочей группы являются:

• организация мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих и градообразующих предприятий;
• обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки системообразующих и градообразующих предприятий;
• подготовка на основании мониторинга предложений по комплексу мер, направленных на обеспечение устойчивости финансово-экономического состояния системообразующих предприятий;
• подготовка для рассмотрения на Комиссии предложений по уточнению перечня системообразующих предприятий.

3. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации ведётся работа по возрождению и организации деятельности студенческих отрядов. Это обусловлено подъемом производства, появлением объемов работ в различных отраслях экономики, потребностью в мобильных кадрах. Активизировалась работа молодежных, общественных, политических, профсоюзных и других организаций в этом направлении.

В развитии движения студенческих отрядов Российской Федерации прослеживается устойчивая динамика роста. Так, в течение летнего периода 2001 года в студенческих отрядах трудилось 24 тыс. человек в составе 745 разнопрофильных отрядов, в 2005 году студенческие отряды насчитывали 4,5 тысяч разнопрофильных отрядов с общей численностью около 156 тысяч человек. В настоящее время движение студенческих отрядов Российской Федерации насчитывает свыше 250 тыс. человек.

Студенческие отряды участвуют в реализации приоритетных национальных проектов "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Развитие АПК", в реализации таких общероссийских проектов, как строительство спортивных объектов Зимней Олимпиады - 2014 в городе Сочи, проведение капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации программ Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", возведение объектов для проведения саммита АТЭС-2012 на острове Русский Приморского края.

На сегодняшний день направленность работы студенческих отрядов весьма разнообразна: строительные, педагогические, сельскохозяйственные отряды, студенческие отряды проводников, сервисные и разнопрофильные отряды. К разнопрофильным отрядам относятся: охрана правопорядка, спасательные, экологические, поисковые отряды (поиск и захоронение останков солдат ВОВ), работа в супермаркетах, рекламных акциях, восстановление культурных памятников и архитектуры. Это позволяет говорить о том, что труд студентов можно применять практически во всех областях социально-экономического развития страны.

Вопросы организации занятости студентов в настоящее время приобретают особую актуальность и соответствуют приоритетным направлениям Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. Один из проектов Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации - проект "Карьера", основными целями которого являются:

• самоопределение молодежи на рынке труда;
• развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Для достижения этих целей должны быть реализованы, в том числе, мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм обеспечения занятости молодежи.

Несмотря на то, что наблюдается рост активности студентов, участвующих в движении студенческих отрядов, движение испытывает ряд существенных трудностей:

• отсутствие единого определения понятия, понимания особенностей организации и деятельности студенческого отряда как у представителей работодателей, органов государственной власти, так и у самих участников движения студенческих отрядов;
• отсутствие единых стандартов и подходов к подготовке и организации студенческих отрядов;
• отсутствие единой системы защиты прав и законных интересов участников студенческих отрядов, информирования отрядов о приоритетных запросах рынка труда в различных регионах Российской Федерации;
• дискредитация студенческих отрядов вольнонаемными бригадами молодых людей, выдающих себя перед работодателями за студенческие отряды;
• отсутствие единого подхода и понимания роли студенческих отрядов в процессе гражданского и патриотического воспитания молодежи в образовательных учреждениях.

В отсутствие единого понятия статуса студенческих отрядов наблюдается значительный разброс форм и видов организации студенческих отрядов: 45% студенческих отрядов являются общественными объединениями, 42% действуют на базе государственных органов и учреждений, не менее 7% зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью, 4% - как некоммерческие партнерства, 2% являются межрегиональными общественными объединениями.

Перечисленные проблемы препятствуют развитию движения студенческих отрядов, достижению его целей - общественного воспитания, формирования гражданственности, патриотизма у молодежи, реализации социальных и трудовых инициатив студенчества, приобретения молодыми людьми навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, содействия личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации молодежи.

Для определения места студенческого отряда в воспитательном и образовательном процессе необходимо в законодательстве Российской Федерации формально определить понятие студенческого отряда.

Определение понятия студенческого отряда в законодательстве Российской Федерации позволит:

• обеспечить развитие эффективных организационных форм студенческих отрядов, единой информационно-координирующей структуры штабов студенческих отрядов;
• оперативно ориентировать студенческие отряды, их участников на приоритетные запросы рынка труда;
• обеспечить контроль за соблюдением трудового и гражданско-правового законодательства в сфере деятельности студенческих отрядов, защиту прав их участников;
• сформировать системные организационно-правовые подходы во взаимоотношениях между работодателями и молодежью, участвующей в студенческих отрядах;
• обеспечить поддержку участников патриотического движения студенческой молодежи, повышение эффективности деятельности в сфере гражданского и патриотического воспитания молодежи;
• обеспечить формирование кадрового резерва для различных отраслей экономики, мобилизации молодежи на решение актуальных для государства задач, ее профессиональной ориентации и адаптации на рынке труда;
• приобрести молодым людям дополнительные рабочие специальности, трудовой стаж и опыт работы, заработать первые собственные средства и улучшить свое экономическое положение.

Стремительное развитие движения студенческих отрядов требует формального закрепления их статуса на уровне федерального законодательства, поскольку вопросы, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией студенческих отрядов, укладываются в рамки регулирования Федерального закона "Об общественных объединениях".

Основная идея законопроекта заключается в правовом закреплении и развитии деятельности студенческих отрядов.

Целями разработки законопроекта являются совершенствование законодательства в сфере работы со студенческой молодежью, закрепление статуса студенческих отрядов.

Законопроект, в качестве особенности по организации и деятельности студенческих отрядов по сравнению с правовым статусом других общественных объединений, предусмотренным законодательством Российской Федерации об общественных объединениях, определяет, что студенческие отряды создаются для организации временной занятости обучающихся образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях хозяйства на возмездной и (или) безвозмездной основе.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

• обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
• поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
• осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
• поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
• объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов, работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

К полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание государственных услуг по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые. В соответствии со ст. 11 Федерального закона общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Цель создания студенческих отрядов соответствует целям создания таких общественных объединений, как общественное учреждение.

В связи с этим представляется обоснованным установление законопроектом ограничения организационно-правовой формы студенческих отрядов в виде общественного учреждения.

Формы государственной поддержки студенческих отрядов как общественных учреждений установлены в статье 17 Федерального закона.

4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с осуществлением должностными лицами структурных подразделений специальных подразделений федеральной противопожарной службы государственного пожарного надзора (контроля) за исполнением требований пожарной безопасности в особо важных и режимных организациях.

Суть предлагаемых изменений заключается в отнесении структурных подразделений специальных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях профилактики и тушения пожаров в особо важных и режимных организациях, к органам государственного пожарного надзора, а также наделении должностных лиц этих подразделений правами и обязанностями по осуществлению государственного пожарного надзора.

Реализация законопроекта позволит создать эффективную систему организации и осуществления государственного пожарного надзора на объектах военно-промышленного комплекса страны и повысить уровень защищенности особо важных и режимных организаций.

5. О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации

Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" подготовлен Минфином России в порядке исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 31.10.2008 № СС-П16-6557, пункта 19 Плана подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации".

Пунктом 8 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации") установлено, что Единый государственный реестр налогоплательщиков ведется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Этим законом вносятся изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 85). Так, на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти возлагаются функции по определению порядка и срока хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов, а также порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы.

На основании пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Кроме того, на основании пункта 2 статьи 93 Закона Минфин России будет утверждать форму заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, форму страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, форму документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования.

Принятие проекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.

4 марта 2009 г.
г. Москва

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.