Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 13 июля 2009 года

Вкладки

Событие

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 13 июля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Проект сценарных условий и основных макроэкономических параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов разработан с учетом оценки негативного влияния мирового кризиса, эффекта от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление российской экономики, а также итогов развития в январе-мае 2009 года.

Основные тенденции социально-экономического развития в январе-мае и до конца 2009 года

Финансовый кризис продолжает негативно влиять на российскую экономику. За январь-май ВВП, по предварительной оценке, снизился на 10,2% к соответствующему периоду предыдущего года. В мае снижение продолжилось и составило около 11 процентов.

С точки зрения использования ВВП продолжение спада связано, прежде всего, с ускорением падения инвестиционной активности, а также резким сокращением запасов, обусловленным падением производства при сдержанных темпах сокращения конечного потребления. Положительный вклад в динамику ВВП стал вносить чистый экспорт за счет быстрого сокращения объемов импорта.

Инвестиции в основной капитал сократились на 17,7% по сравнению с январем-маем прошлого года, в том числе в мае – на 23 процента. Общее снижение инвестиций в первом квартале 2009 года вызвано значительным сокращением капиталовложений в нефтедобычу (на 22,1%), в производство основных химических веществ (на 33,7%), в управление эксплуатацией жилого фонда (32,9 процента).

Объем работ по виду деятельности "Строительство" с начала года сократился на 19,2%, в том числе в мае наблюдалось замедление темпов роста ввода в действие жилых домов: их прирост составил 3,2% по отношению к маю предыдущего года против 10,9% – в апреле, а к апрелю 2009 года – снижение на 9,3 процента.

Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения и реальной заработной платы еще не столь заметно, за январь-май оно составило 0,4% и 2,0 процента. Однако это сказывается на динамике оборота розничной торговли – с начала года снижение составило 2,2%, а в мае – 5,6 процента.

Одной из причин интенсивного спада экономики остается сокращение внешнего спроса – экспорт с начала года, по оценке, составил 52,6% к соответствующему периоду прошлого года, прежде всего, в результате падения цен на нефть и сырьевые товары.

Импорт товаров составил 60,7% к январю-маю прошлого года.

Продолжается спад промышленного производства: за пять месяцев текущего года – на 15,4 процента. Наиболее сильный спад сохраняется в обрабатывающих производствах – на 22,4 процента. С исключением сезонности в мае отмечается рост в обрабатывающих производствах на 1,2%, в основном за счет экспортоориентированных отраслей, благодаря росту цен на нефть и цветные металлы.

В последнюю неделю мая текущего года, впервые с начала экономического кризиса, общая численность безработных снизилась на 600 тыс. человек по сравнению с последней неделей февраля и составила 6,5 млн. человек или 8,5% экономически активного населения. Начала снижаться и численность официально зарегистрированных безработных.

В последние месяцы отмечается тенденция замедления инфляции по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года. Если в марте потребительские цены были на 14% выше, чем за год до этого, то в мае инфляция снизилась до 12,3%, а в июне до 11,9 процента. За январь-июнь 2009 года инфляция составила 7,4% против 8,7% за аналогичный период прошлого года.

Ослабление денежной и фискальной политики и восстановление потребительского спроса повысит инфляцию в конце года до 12-12,5%, что, однако, ниже уровня 2008 года (13,3 процента).

Основные показатели развития экономики (в % к соответствующему периоду предыдущего года)

 

2009 – оценка

1 полугодие

2 полугодие

год

ВВП

89,8

93,2

91,5

Индекс потребительских цен, за период

107,4

104,2

112

Индекс промышленного производства

85,1

90,2

87,5

Обрабатывающие производства

78,5

87,2

82,9

Индекс производства продукции сельского хозяйства

101,2

98,8

100,0

Инвестиции в основной капитал

81,6

75,6

78,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

99,5

92,3

95,9

Реальная заработная плата

97,8

93,0

95,4

Оборот розничной торговли

97,0

91,4

94,2

Экспорт товаров, млрд. долл.

125,5

148,7

274,2

Импорт товаров, млрд. долл.

82,2

107,8

190

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель

50,8

57,3

54,0

Экономическое развитие в предстоящие месяцы будет формироваться под влиянием ряда факторов. Прежде всего, это:

  • постепенное замедление кризисных явлений в мировой экономике;
  • дальнейшее ослабление фискальной и денежной политики во второй половине года;
  • осуществление основных мер государственной антикризисной политики и эффективность ее реализации;
  • окончание цикла снижения производственных запасов и их восстановление.

Эти факторы позволят приостановить падение ВВП во втором полугодии. В целом в 2009 году прогнозируется падение ВВП на 8-8,5 процентов.

Изменение основных макроэкономических показателей с исключением сезонного фактора (темп роста к предыдущему кварталу)

 

2009

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

ВВП

92,4

99,7

101,8

100,8

Промышленность

92,0

100,4

101

100,8

Инвестиции

81,2

98,7

97,5

98,0

Оборот розничной торговли

93,0

98,0

100,9

100,5

В производстве ВВП основным фактором роста во втором полугодии является ожидаемый рост промышленного производства (с исключением сезонности). По счету использования ВВП основным фактором выступает восстановление запасов и рост сальдо чистого экспорта, также возможно начало постепенного восстановления потребительского спроса.

Падение инвестиций в основной капитал оценивается в 2009 году около 21%. При этом во II полугодии продолжится тенденция снижения инвестиций. С исключением сезонности во II полугодии инвестиции будут на 4,5% ниже, чем в первом, а по отношению ко второй половине 2008 года инвестиции сократятся на 24,4 процента.

На снижение инвестиций существенное влияние окажет сокращение капитальных вложений в нефтяном секторе, уменьшение инвестиционных программ в компаниях электроэнергетики и Газпроме (на топливно-энергетический комплекс приходится около трети всех капитальных вложений), а также сокращение инвестиционной программы РЖД (падение инвестиций в железнодорожный транспорт общего пользования превысит 30 процентов). Общая неопределенность с динамикой конечного спроса, появившиеся у большинства производств незагруженные мощности, а также наличие существенной долговой нагрузки будут определять низкий спрос на инвестиции даже при улучшении доступа к кредиту.

Снижение оборота розничной торговли, напротив, уже к апрелю практически полностью было исчерпано. Во второй половине года ожидается, что динамика оборота розничной торговли стабилизируется, а к концу года начнет медленно восстанавливаться. За 2009 год розничные продажи сократятся в целом на 5,8%, при этом в IV квартале начнется рост (с исключением сезонности) по отношению к III кварталу.

Во II полугодии ожидается, что произойдет некоторое снижение цен на нефть и другие сырьевые ресурсы. Если в июне цена на нефть в среднем составила 68,3 долларов США за баррель, то во II полугодии в среднем нефть будет стоить 57,3 долларов за баррель. Такая динамика мировых цен на сырье затормозит восстановление стоимостных объемов экспорта, однако физические объемы экспорта начнут расти во второй половине 2009 года в результате очень низкой базы I полугодия (прежде всего на рынке газа) и оживления мирового спроса. В целом за год падение экспорта составит 7,1% по сравнению с падением в I квартале года на 14,3 процента.

Основным фактором, который должен привести к перелому тренда ВВП, является смена цикла изменения производственных запасов. Запасы последовательно снижались на протяжении IV квартала 2008 года и I квартала 2009 года. В I квартале снижение запасов было особенно интенсивным, что обеспечило более 80% от снижения ВВП. Прогнозируется, что во II квартале запасы снизятся до минимума и, начиная с III квартала, предприятия возобновят пополнение запасов, что начнет восстанавливать производство.

Таким образом, производство ВВП уже в III квартале под влиянием внешнего спроса и роста спроса на запасы может быть выше, чем за квартал до этого. По отношению к прошлому году спад замедлится: если в I полугодии снижение ВВП составило 10,4%, то во II полугодии ВВП снизится на 6,8 процента.

В промышленности в 2009 году прогнозируется спад производства на уровне 11-13%, в том числе в обрабатывающих производствах – 15-17 процентов. Наиболее сильное снижение ожидается в металлургическом производстве, производстве строительных материалов, машиностроительных отраслях, в меньшей степени ? в производстве пищевых продуктов и добыче топливно-энергетических ресурсов.

Основные изменения в оценке 2009 года

 

2009 – прогноз

май

июль

отклонение

Цены на нефть Urals (мировые), долларов / баррель

45

54

9,0

Валовой внутренний продукт,

темп роста %

94

91,5

-2,5

Промышленность, %

90,7

87,5

-3,2

Инвестиции в основной капитал, %

76,3

78,6

2,3

Реальная заработная плата, %

92,5

95,4

2,9

Оборот розничной торговли, %

94,5

94,2

-0,3

Экспорт, всего

Млрд. долл. США

253,6

274,2

20,6

Импорт, всего

Млрд. дол. США

202,9

190

-12,9

Быстрое повышение цен на нефть в последние месяцы привело к необходимости повышения оценки цены на нефть с 45 долларов за баррель, прогнозируемых в апреле, до 54 долларов за баррель в среднем за 2009 год. Это привело к росту дефлятора ВВП с -0,8% до 0,9 процента. Однако, несмотря на это, оценка стоимостного объема ВВП снизилась почти на 380 млрд. рублей до 38461 млрд. рублей в результате дальнейшего ухудшения оценок реального производства. Если в апреле прогнозировалось сокращение ВВП на 6%, то с учетом полученных данных за апрель и май оценка 2009 года понижена до 8,5 процента. Основным фактором этой коррекции стала динамика производственных запасов. Ожидалось, что восстановление запасов начнется уже во II квартале 2009 года, после снижения в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года, однако данные за апрель и май не показывают смену цикла в динамике запасов. Другим фактором, повлиявшим на переоценку ВВП, стал незначительный рост в апреле-мае физического объема экспорта. В целом за год динамика экспорта понижена с -5,7% до -7,1 процента. Таким образом, в целом сезонно выравненное производство ВВП во II квартале оказалось на 2% ниже, чем в первом, при этом по первоначальному прогнозу стабилизация динамики ВВП ожидалась во II квартале.

Оценка инвестиционного спада была несколько уменьшена в результате ожидания более высокого уровня инвестиций инфраструктурных компаний. Если эти планы не будут реализованы, то спад инвестиций может достичь 24-26 процентов. С другой стороны, предполагается, что принимаемые меры по снижению рисков банковского кредитования дадут эффект, и стагнация банковского кредита во втором полугодии сменится его умеренным ростом.

Относительно более высокие доходы населения, а также сокращение нормы сбережений сдерживают спад в розничной торговле. Вместе с тем, в случае новой волны сокращения занятости и доходов населения ситуация в розничной торговле может ухудшиться.

Слабый внутренний спрос и более сильное, чем предполагалось, укрепление рубля привели к снижению прогноза индекса потребительских цен. Оценка инфляции за год понижена с 13% до 12-12,5 процентов.

Сценарии экономического развития

Консервативный сценарий (1a) – стагнация экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Рост ВВП составит 100,1% в 2010 году, 101,5% в 2011 году, 103,2% в 2012 году. В этом варианте в условиях сокращения дефицита бюджета до 5,5% в экономике происходит резкое сжатие государственного спроса и, особенно, государственных инвестиций.

Умеренно оптимистичный сценарий (2а) – оживление в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВВП составит 101% в 2010 году, 102,6% и 103,8% в последующие годы. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.

Одновременно прорабатывался дополнительный нефтяной сценарий (1b) – оживление в экономике, ведомое ростом цен на нефть и более интенсивным оживлением в мировой экономике. Вариант 1b предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть Urals будет стоить 60 долларов США за баррель в 2010 году, 70 – в 2011 году и 77 долларов США за баррель – в 2012 году.

Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза на период 2010-2012 годов осуществлялась на основе базовых вариантов 1а и 2а, учитывающих консервативную оценку развития внешних условий и, прежде всего, умеренно низкую динамику цен на нефть Urals в 2010-2012 гг. на уровне 55 долларов США за баррель в 2010 году, 56 долларов США в 2011 году и 57 долларов США за баррель в 2012 году.

Варианты 1а и 2а различаются, прежде всего, гипотезами о масштабах государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития в 2010-2012 годах, выраженной, в конечном счете, в величине дефицита федерального бюджета, а также реакцией бизнеса на кризис. В варианте жесткой финансовой политики (вариант 1а) дефицит федерального бюджета в 2010 году ограничивается строго уровнем 5,5% ВВП с последующим снижением до 3% и 2% ВВП. В варианте 2а дефицит федерального бюджета ограничивается уровнем 6,5% ВВП с последующим снижением до 4% и 3% ВВП. В результате мультипликативного эффекта от использования дополнительных средств государственной поддержки (государственных капитальных вложений, государственных закупок, гарантий и др.) увеличение темпа роста ВВП в 2010-2011 годах может составить 1,0-1,2 процентных пункта.

Менее существенное сокращение государственных капитальных вложений в варианте 2а в первую очередь будет способствовать положительной динамике инвестиций в основной капитал видов деятельности с высокой долей бюджетного финансирования (транспорт, образование, здравоохранение). Дополнительный прирост капиталовложений данных видов деятельности может составить 4,4 и 2,6 п.п. в 2010 и 2011 годах соответственно, что будет способствовать увеличению темпа роста общего объема инвестиций в основной капитал в этот период на 1,6-3,2 п.п. против варианта 1а.

Вариант 2а предлагается в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2010-2012 годы.

2. О проекте федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Основной идеей законопроекта является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранения излишних административных барьеров в торговле.

Стратегическими задачами законопроекта являются создание условий, позволяющих:

  • обеспечить единство экономического пространства на всей территории страны путем проведения единой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере торговой деятельности;
  • исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
  • ограничить возможность государственного воздействия на развитие торговой деятельности только посредством использования законодательно установленных методов регулирования;
  • определить роль федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
  • обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки;
  • обеспечить гласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговой деятельности и доступность информации в данной области;
  • сформировать условия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное и цивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.

Для реализации указанных задач законопроект предусматривает:

  • создание и закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений в области торговли;
  • закрепление исчерпывающего перечня методов государственного регулирования в области торговой деятельности;
  • определение и разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении регулирования торговой деятельности;
  • определение порядка организации торговой деятельности;
  • определение порядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;
  • установление правил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров, обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров;
  • установление перечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности;
  • создание условий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационных ресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации, складывающейся в сфере торговли.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности (торговли) на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в связи с поставкой товаров.

В законопроекте сформулирован исчерпывающий перечень методов государственного регулирования торговой деятельности; при этом непосредственно в законопроекте определяется содержание таких методов как установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности, антимонопольное регулирование в сфере торговой деятельности, техническое регулирование в сфере торговой деятельности, информационное обеспечение в сфере торговой деятельности.

Для организации торговой деятельности законопроектом предусматривается подача хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях (сооружениях, помещениях), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, предполагается осуществлять в соответствии с утверждаемыми органами местного самоуправления схемами, разрабатываемыми с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе городов и иных поселений, и достижения нормативов обеспеченности населения торговой площадью. Для целей поддержки малого и среднего бизнеса в общем количестве предусмотренных схемой мест, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривается квота не менее пятидесяти процентов для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства.

Для упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на государственных и муниципальных землях, в стационарных зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности законопроектом предусматривается проведение аукционов (конкурсов) на право заключения договоров на размещение и использование нестационарных торговых объектов.

С целью стимулирования формирования рыночной системы реализации продовольственных товаров на товарном рынке Российской Федерации в законопроекте предусмотрены правила заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров.

На решение вопросов исключения недобросовестных практик при заключении и исполнении хозяйствующими субъектами, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, договоров с поставщиками продовольственных товаров, направлены нормы антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли. В законопроекте сформулирован перечень недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставку продовольственных товаров.

В целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, развития конкуренции и недопущения злоупотреблений в сфере торговли, антимонопольные требования также предусматривают запрет принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений (актов), ограничивающих конкуренцию в сфере торговли.

В законопроекте определены основные формы содействия развитию торговой деятельности. В числе основных мер по поддержке торговой деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления предусматривается разработка региональных и муниципальных целевых программ развития торговли и инвестиционных проектов, направленных на развитие торговой инфраструктуры, применение мер экономического стимулирования отдельных категорий хозяйствующих в сфере торговли субъектов, организация и проведение мероприятий, стимулирующих деловую активность хозяйствующих в сфере торговли субъектов и способствующих сотрудничеству между организациями торговли и производителями продовольственных товаров.

Для реализации важнейших социальных функций торговли законопроект предусматривает создание условий для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе за счет развития и размещения сети организованной торговли, путем установления минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, методика расчета которых должна определяться на федеральном уровне.

В рамках содействия развитию торговой деятельности законопроектом предусматривается создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов Российской Федерации.

Реализация законопроекта в целом позволит усовершенствовать законодательство о торговой деятельности и, тем самым, обеспечить прозрачность принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в сфере торговли, унификацию требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить развитие торговой деятельности для максимально полного удовлетворения потребностей в товарах, а также создать основу для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

3. О состоянии конкуренции в Российской Федерации.

ФАС России представлен доклад по данному вопросу для рассмотрения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.

Ежегодное представление в Правительство Российской Федерации доклада о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещение его на сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" отнесено к полномочиям ФАС России в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" (пункт 10 части 1 статьи 23).

Согласно докладу, задачами антимонопольной политики в условиях кризиса являются:

  • придание конкурентной политике регионального измерения;
  • развитие конкуренции как инструмента повышения эффективности экономики (особое внимание инновационным (наукоемким) отраслям и отраслям с высоким потенциалом увеличения производительности труда);
  • обеспечение соблюдения конкурентных принципов при проведении антикризисной политики, недопущение ущемления интересов общества и бизнеса в ходе реструктуризации и финансового оздоровления компаний;
  • создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных компаний;
  • снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса.

По данным на начало 2008 года, общее количество предприятий в Российской Федерации выросло на 3,7% по сравнению с 2007 годом и составило 4,67 млн единиц. Стала снижаться доля крупнейших компаний в экономике (10% валового внутреннего продукта в 2005 году создавалось 10 компаниями, в 2007 году – 16 компаниями). Возросло число субъектов малого предпринимательства и показатели их оборота.

В ряде отраслей экономики, в том числе добыче металлических руд, химическом производстве, производстве нефтепродуктов, металлургическом производстве, связи, уровень рентабельности в 2008 году существенно превышал средние показатели, что может свидетельствовать о недостаточно развитой конкуренции.

В докладе приводится информация о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках, в том числе на рынках строительных материалов, электрической энергии, нефтепродуктов, услуг доступа в Интернет, в розничной торговле лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

В целях развития конкуренции в Российской Федерации в докладе содержатся предложения, направленные на:

  • изменение законодательства о естественных монополиях, в том числе в части его приведения в соответствие с антимонопольным законодательством, уточнения сферы деятельности естественных монополий, расширения методов регулирования и введения конкурсных процедур при предоставлении права пользования основными средствами субъектов естественных монополий;
  • развитие конкуренции в сфере образования, включая устранение избыточных процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, исключение передачи государственных функций государственным учреждениям и предприятиям, повышение прозрачности деятельности образовательных учреждений;
  • сокращение количества государственных и муниципальных унитарных предприятий, особенно действующих на конкурентных рынках;
  • развитие малого предпринимательства, в том числе сокращение административных барьеров, расширение доступа к государственному заказу, кредитным ресурсам, недвижимости и инженерной инфраструктуре;
  • расширение применения биржевых механизмов ценового регулирования путем выдачи антимонопольным органом предписаний хозяйствующим субъектам о продаже определенного объема продукции и согласовании стартовых цен;
  • развитие конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе расширение числа организаций, осуществляющих прием платежей от населения, сокращение практики одностороннего изменения тарифов банками на ведение счетов организаций и предпринимателей, установление минимальных стандартов страховой услуги.

4. О проекте федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении".

В целях создания договорно-правовой базы российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения 27 февраля 2009 г. был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Болгарией о социальном обеспечении (далее - Договор).

Договор представляет собой сбалансированный документ, призванный создать договорно-правовую базу для российско-болгарского сотрудничества в области социального обеспечения.

Договор распространяется на лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Республики Болгарии, проживающих на их территориях, а также членов семей перечисленных лиц.

Договор распространяется на пособия по временной нетрудоспособности, по материнству и для семей с детьми; на погребение; на трудовые пенсии: по старости (в том числе досрочные трудовые пенсии), по инвалидности и по случаю потери кормильца; на социальные пенсии; на выплаты застрахованному лицу вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, или членам семьи в случае смерти застрахованного лица по этим причинам.

Предоставление пенсий согласно Договору осуществляется с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Российской Федерации и Республики Болгарии, за исключением случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени.

При этом каждая Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Данный порядок пенсионного обеспечения отвечает интересам Российской Федерации, поскольку обеспечивает гражданам Российской Федерации, имеющим стаж работы на территории Российской Федерации, проживающим в настоящее время в Республике Болгарии, учет страхового (трудового) стажа, приобретенного в Российской Федерации и получение за этот период пенсий по законодательству и за счет средств Российской Федерации. Соответственно гражданам Республики Болгарии, имеющим стаж работы на территории Республики Болгарии, проживающим на территории Российской Федерации, учет трудового стажа, приобретенного на территории Республики Болгарии, будет осуществляться по законодательству и за счет средств Республики Болгарии.

В отношении пособий по временной нетрудоспособности и по материнству предусматривается назначение и выплата согласно законодательству и за счет средств той Договаривающейся Стороны, законодательство которой распространяется на застрахованное лицо в период его пребывания на территории одной из Договаривающихся Сторон.

При этом предусматривается учет страхового (трудового) стажа для установления права на пособие или определения его размера, приобретенного на территории обеих Договаривающихся Сторон.

Кроме того, в Российской Федерации Договор распространяется на обеспечение по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а в Республике Болгарии - на пенсии по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, которые будут предоставляться Сторонами в зависимости от того, на чьей территории осуществлялась трудовая деятельность на момент страхового случая.

Согласно положениям Договора любая информация о лицах, которой обмениваются Договаривающиеся Стороны, является конфиденциальной и может быть использована только для целей применения Договора.

Договор подлежит ратификации в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".

Указанный Договор ратифицирован Народным собранием Республики Болгарии 9 апреля 2009 г.

5. О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о предоставлении Правительству Республики Куба государственного кредита для финансирования поставок российской строительной и сельскохозяйственной техники.

6. О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации.

Минфин России внес проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации".

Проект постановления подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ, которым внесен ряд изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Согласно статье 26.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядок расчетов между указанными страховщиками, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

В соответствии со статьей 31 вышеуказанного законодательного акта координация действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования также осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

Таким образом, проектом постановления Минфин России наделяется полномочием, касающимся принятия нормативных правовых актов по установлению требований к соглашению о прямом возмещении убытков, порядка расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также особенностей бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков. Кроме того, на Минфин России возлагается функция по координации действий по участию профессионального объединения страховщиков в международных системах страхования.

7. О предоставлении из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Калининградской области.

8. О предоставлении из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Республики Калмыкия.

9. О предоставлении из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Ярославской области.

10. О выделении Правительству Республики Дагестан бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Москва,
11 июля 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.