Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Президиума Правительства Российской Федерации 6 июля 2009

Вкладки

Событие

На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 6 июля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

I. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

Проект постановления "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" представлен в Правительство Российской Федерации Минэкономразвития России.

Проектом постановления утверждаются:

  • порядок предоставления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и учета указанных уведомлений;
  • перечень работ и услуг в составе отдельных видов деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем представляется уведомление.

Проектом также вносятся изменения в положения о Роспотребнадзоре, Ространснадзоре и ФМБА, утвержденные соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, от 30 июля 2004 г. № 398, и от 11 апреля 2005 г. № 206. Указанными изменениями предусматривается наделение перечисленных федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению приема и учету уведомлений о начале хозяйствующими субъектами отдельных видов предпринимательской деятельности.

II. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в статью 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - законопроект) представлен в Правительство Российской Федерации Минэкономразвития России.

Целью законопроекта является развитие института ипотечного кредитования путем сокращения с тридцати до пятнадцати дней предельного срока осуществления государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий и сооружений.

Действующим законодательством Российской Федерации (статья 20 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и статья 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") установлен предельный срок государственной регистрации ипотеки - в течение одного месяца со дня поступления необходимых для регистрации ипотеки документов в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

В то же время Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. № 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок государственной регистрации ипотеки жилых помещений сокращен до пяти рабочих дней, что значительно повышает привлекательность и эффективность института ипотеки жилых помещений для участников гражданского оборота.

В настоящее время государственная регистрация договоров об ипотеке в среднем по всем объектам недвижимости (в том числе, по жилым помещениям, земельным участкам, зданиям, сооружениям) составляет от 6 до 15 дней.

Сокращение общих сроков государственной регистрации ипотеки позволит создать условия для эффективного финансирования субъектов предпринимательской деятельности и привлечения инвестиций.

Кроме того, учитывая влияние системы государственной регистрации прав на деятельность хозяйствующих субъектов, в том числе в отношении которых осуществляются меры государственной поддержки в рамках реализации антикризисных мер, а также на доступность кредитных ресурсов для участников гражданского оборота, принятие законопроекта позволит создать условия для развития института ипотечного кредитования, повысит надежность и уверенность потенциальных инвесторов и создаст возможности для развития реального сектора экономики.

III. О проектах федеральных законов "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" и "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств".

ФСФР России представила проекты федеральных законов "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" и "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств".

1. Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)" направлен на создание правового регулирования процесса секьюритизации, обеспечивающего как привлечение в российскую экономику дополнительных финансовых ресурсов, так и расширение круга доступных для инвесторов ценных бумаг.

Под секьюритизацией в законопроекте понимается финансирование или рефинансирование активов юридических лиц, приносящих доход, посредством "преобразования" таких активов в торгуемую, ликвидную форму через выпуск (эмиссию, выдачу) ценных бумаг.

Для обеспечения правовых условий процесса секьюритизации законопроектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" и другие законодательные акты.

Основная модель секьюритизации финансовых активов предполагает, что исполнение обязательств по выпускаемым ценным бумагам обеспечивается залогом прав требований, которые непосредственно и являются объектом секьюритизации. В то же время российское законодательство о залоге носит фрагментарный, а в некоторых вопросах противоречивый характер, что увеличивает риски инвесторов при использовании данного вида имущества в качестве предмета залога при выпуске ценных бумаг.

Решение данной проблемы предполагается путем принятия отдельного законодательного акта, устанавливающего особенности обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом денежных требований и залогом прав по договору банковского счета (вклада). В связи с этим статья 334 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации дополняется новым пунктом 21, которым предусмотрена возможность установления отдельным законом особенностей залога движимого имущества, обеспечивающего исполнение по отдельным видам обязательств.

Изменения, вносимые законопроектом в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливают дополнительные обязанности налогоплательщиков при открытии или закрытии ими номинального банковского счета, а также особенности взыскания налога за счет денежных средств, находящихся на счете налогоплательщика, права по которому переданы в залог. Кроме того, законопроектом предусматриваются особенности налогового администрирования по номинальным банковским счетам и банковским счетам, права по которым переданы в залог.

В целях повышения эффективности сделок секьюритизации финансовых активов и избежания дополнительного налогообложения их участников законопроектом предлагаются изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что при уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), или при переходе указанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного от реализации права требования, над стоимостью реализованного товара (работ, услуг), а при последующей уступке требования - над суммой расходов на приобретение указанного требования.

Кроме того, законопроект распространяет ранее установленный специальный порядок налогообложения прибыли у ипотечных агентов на все специализированные финансовые общества.

Изменения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" направлены на регулирование деятельности специализированного финансового общества, в том числе осуществлению эмиссии облигаций, обеспеченных залогом прав (требований) по денежным обязательствам (денежных требований) и (или) ценных бумаг.

Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации специализированных финансовых обществ, создаваемых в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, устанавливаются предусмотренными законопроектом изменениями в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".

2. Проект федерального закона "Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств" направлен на установление особенностей обеспечения исполнения финансовых обязательств залогом прав (требований) по денежным обязательствам и залогом прав по договору банковского счета (вклада).

Законопроект предусматривает, что залогом прав (требований) по денежным обязательствам и залогом прав по договору банковского счета (вклада) могут обеспечиваться финансовые обязательства. При этом под финансовыми обязательствами для целей данного законопроекта понимаются обязательства, одной из сторон которого является финансовая организация, а также обязательства, удостоверенные ценными бумагами либо связанные с исполнением обязательств по ценным бумагам.

Законопроектом устанавливается детальное регулирование вопросов, связанных с использованием на финансовом рынке института залога прав (требований) по денежным обязательствам.

В частности, с целью обеспечения исполнения финансовых обязательств предусматривается возможность залога прав (требований) по денежным обязательствам, которые возникнут в будущем из существующего обязательства или из будущего обязательства. Законопроектом устанавливаются требования к содержанию и учету договора о залоге прав (требований) по денежным обязательствам, определяются момент возникновения залога, а также обязанности залогодателя и права залогодержателя при залоге.

Кроме того, в законопроекте закрепляются положения, позволяющие использовать в рамках обеспечения исполнения финансовых обязательств институт залога в отношении такого специфического объекта гражданского оборота как права (требования), вытекающие из договора банковского счета (вклада).

Залог права по договору банковского счета (вклада) в соответствии с законопроектом допускается при условии, что на основании такого договора клиенту открывается специальный залоговый банковский счет.

IV. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике".

Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "Об электроэнергетике" вносит Минэнерго России.

Целью настоящего законопроекта является закрепление норм, регулирующих отношения, возникающие при установлении очередности принятия оптовым рынком электроэнергии объема производства электрической энергии, произведенной газотурбинными и газопоршневыми тепловыми электростанциями, использующими в качестве основного топлива попутный нефтяной газ или продукты его переработки.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере регулирования очередности принятия оптовым рынком электрической энергии, вырабатываемой субъектами электроэнергетики - владельцами генерирующих мощностей различного вида.

Попутный нефтяной газ (ПНГ) - это ценнейшее химическое сырье и высокоэффективное органическое топливо. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 210 попутный нефтяной газ является стратегическим видом минерального сырья.

В отличие от газов природных горючих, состоящих в основном из метана, попутный газ содержит значительное количество этана, пропана, бутана и других предельных углеводородов используемых в химической и нефтехимической промышленности. Его сжигание в факельных установках приводит как к значительным потерям ценного химического сырья, так и к значительным выбросам твердых загрязняющих веществ и ухудшению экологической обстановки в нефтепромысловых районах.

Существенным направлением использования попутного нефтяного газа и продуктов его сепарации является применение его в качестве топлива для получения электроэнергии на газотурбинных и газопоршневых электростанциях, что требует подачи электроэнергии в существующую сеть, а, следовательно, и установление порядка доступа на оптовый рынок таких электростанций.

Одной из причин неэффективного использования попутного нефтяного газа является отсутствие уверенности в принятии оптовым рынком электроэнергии (мощности) электрической энергии, выработанной на станциях, использующих в качестве топлива попутный газ, что существенно тормозит реализацию проектов, направленных на эффективное использование попутного нефтяного газа.

Утилизация попутного нефтяного газа путем переработки в электроэнергию и обеспечение приоритетного доступа на оптовый рынок электроэнергии, произведенной газотурбинными и газопоршневыми тепловыми электростанциями, использующими в качестве основного топлива попутный нефтяной газ или продукты его переработки, приведет к значительному экономическому эффекту.

V. В проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О континентальном шельфе Российской Федерации", "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".

Внесение предлагаемых изменений в указанные федеральные законы обусловлено необходимостью уточнения функций органов государственной власти федерального и регионального уровней в области использования, охраны, воспроизводства, разведки и разработки природных ресурсов.

Законопроектом предусмотрено введение ограничений субъектного состава пользователей участков недр во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации и континентальном шельфе Российской.

Законопроектом предусматривается включение в лицензию на право пользования участком недр условий осуществления буровых работ, создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, прокладки подводных кабелей и трубопроводов без получения дополнительной лицензии в случае, если выполнение таких работ является необходимой составляющей работ по недропользованию. Законопроектом предусматривается, что проведение работ по выемке грунта на континентальном шельфе должно предусматриваться в проектной документации на создание искусственных островов, сооружений и установок, прокладку подводных кабелей и трубопроводов, при этом получение отдельного разрешения на такие работы не требуется.

Законопроектом предусматривается согласовывать решения о выдаче разрешений на проведение морских научных исследований, приостановке части таких исследований, проводимых на берегу, и их возобновлении с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляются указанные исследования на берегу или используется береговая инфраструктура.

Законопроектом предлагается также привести отдельные положения указанных федеральных законов в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

Предлагаемые законопроектом нормы направлены на обеспечение целостности государственного управления морской деятельностью, а также на урегулирование порядка и процедуры захоронения отходов, проведения дноуглубительных работ, перемещения и сброса грунтов на морском дне с учетом положений Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов от 29 декабря 1972 г.

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а предлагаемые изменения позволят упорядочить взаимодействие органов государственной власти федерального и регионального уровней в этой сфере, а также устранить излишние административные барьеры в части создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, в территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с условиями, устанавливаемыми проектной документацией на осуществление работ, связанных с пользованием такими участками недр в целях регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов.

Принятие законопроекта позволит повысить эффективность использования природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, устранит имеющиеся пробелы правового регулирования.

VI. О проекте федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Министерство образования и науки Российской Федерации вносит проект федерального закона "О признании утратившим силу пункта 2 статьи 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", разработанный с целью устранения противоречия между статьями 1232 и 1490 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 1490 ГК РФ определено, что порядок государственной регистрации договоров об отчуждении исключительного права на товарный знак, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на товарный знак, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

В соответствии со статьей 1232 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства.

В случаях, когда результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации подлежит в соответствии с ГК РФ государственной регистрации, отчуждение исключительного права на такой результат или на такое средство по договору, залог этого права и предоставление права использования такого результата или такого средства по договору, а равно и переход исключительного права на такой результат или на такое средство без договора, также подлежат государственной регистрации. При этом порядок и условия такой государственной регистрации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, статьей 1232 ГК РФ установлено, что правила регистрации договоров о распоряжении исключительным правом, а также перехода без договора исключительного права на все объекты интеллектуальной собственности, включая товарные знаки, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что товарный знак является объектом интеллектуальной собственности, который наиболее активно используется в экономическом обороте и по которому имеется наибольшее количество споров хозяйствующих субъектов, представляется целесообразным установить правила регистрации договоров о распоряжении исключительными правами на все объекты интеллектуальной собственности в случаях, предусмотренных ГК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В связи с этим представляется необходимым внесение изменения в статью 1490 ГК РФ.

VII. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации".

Законопроект разработан в целях обеспечения предоставления авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в том числе двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по их уплате.

Законопроектом предлагается внести изменение в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации, дополнив ее положением дающим право Правительству Российской Федерации определять иные (кроме установленных статьей) основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, в отношении иностранных воздушных судов и комплектующих к ним.

В соответствии с действующей редакцией статьи отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется плательщику таможенных пошлин, налогов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • задержка этому лицу финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
  • товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче;
  • осуществление лицом поставок по межправительственным соглашениям.

Как следует из перечисленного, действующая редакция статьи не дает права предоставления отсрочки в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним.

Одним из основных условий сохранения бизнеса авиационных перевозок является обновление парка воздушных судов с введением в эксплуатацию эффективных (особенно с точки зрения топливной эффективности) современных самолетов и вертолетов.

Обновление парка воздушных судов требует значительных финансовых затрат, что в условиях обусловленного кризисом снижения объема авиационных перевозок при сохранении высоких цен на авиационное топливо становится даже для устойчивых в экономическом отношении авиакомпаний практически невыполнимой задачей.

Неотложное принятие мер поддержки авиакомпаний, в том числе в части предоставления отсрочки уплаты таможенных платежей в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, создаст условия реализации авиакомпаниями проектов обновления парка воздушных судов и следовательно обеспечит сохранение и развитие бизнеса авиационных перевозок.

VIII. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Данный Федеральный закон разработан во исполнение статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и направлен на комплексное решение базовых вопросов функционирования морских портов в Российской Федерации. Вместе с тем, в Федеральном законе содержится ряд норм, реализация которых требует подготовки соответствующих актов Правительства Российской Федерации.

Статья 28 Федерального закона предусматривает возможность изъятия у собственника земельного участка, расположенного в границах морского порта, для государственных нужд в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что государственные органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, определяются земельным законодательством. Земельным кодексом Российской Федерации не определены конкретные органы государственной власти, уполномоченные принимать указанные решения.

Настоящим проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается наделить Федеральное агентство морского и речного транспорта полномочиями организовывать работу по изъятию, а также резервированию земель для государственных нужд в целях строительства и расширения морских портов.

Статья 30 Федерального закона расширяет компетенцию Федерального агентства морского и речного транспорта, наделяя полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении федерального имущества, закрепленного за подведомственными агентству федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

Статья 31 Федерального закона расширяет компетенцию Федерального агентства морского и речного транспорта, наделяя полномочиями по выдаче заключений о наличии неразрывной связи объектов инфраструктуры морского порта, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту.

Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации подготовлен в целях перераспределения указанных полномочий между Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

IX. О внесении изменений в Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономичекого развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях.

Проект постановления "О внесении изменений в Положение о полномочиях федеральных органов исполнительной власти по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях" (далее - проект постановления) внесен Роскосмосом.

Проектом постановления предусматривается дополнение функций Роскосмоса в части информационного обеспечения навигационной деятельности во исполнение Федерального закона "О навигационной деятельности", изменение и дополнение функций соответственно Минтранса России и Минэкономразвития России в связи с изменением состава и структуры Роскартографии, а также уточнение функций других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти во исполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по системе ГЛОНАСС.

Принятие проекта постановления будет способствовать скоординированной работе заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в вопросах использования и развития системы ГЛОНАСС, в том числе широкомасштабному и комплексному внедрению спутниковых навигационных технологий во все секторы экономики Российской Федерации.

Принятие проекта постановления упорядочит полномочия Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральной аэронавигационной службы, Федерального космического агентства, Федерального агентства по рыболовству и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по поддержанию, развитию и использованию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны и безопасности государства, социально-экономического развития Российской Федерации и расширения международного сотрудничества, а также в научных целях и обеспечит реализацию указанных полномочий в полном объеме.

Москва,
3 июля 2009 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.