Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 г.

Вкладки

Событие

На заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 г. планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

2. О ходе выполнения мероприятий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

I. Основным комплексным документом, включающим антикризисные меры в части различных секторов экономики, является План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.
План действий содержит 55 мероприятий. По состоянию на 27 марта 2009 года исполнено 39 пунктов Плана действий, в том числе принято 17 федеральных законов. По 7 пунктам Плана действий соответствующие нормативные правовые акты внесены в Правительство Российской Федерации.
В марте 2009 года были приняты решения, относящиеся к поддержке финансовой устойчивости хозяйственных обществ и коммерческих банков. Продолжилась реализация мер, направленных на содействие занятости в субъектах Российской Федерации. Также в Правительство Российской Федерации были представлены проекты нормативных правовых актов, относящихся к обеспечению возможности проведения лизинговых операций при государственных закупках, предоставлении в аренду федерального недвижимого имущества субъектам малого и среднего предпринимательства.
1. В целях обеспечения размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2008 года № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты».
2. Принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование таможенно-тарифного регулирования экономики.
Утверждение на постоянной основе нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на нити полиэфирные (постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 197) будет способствовать стабильной работе российских предприятий позволит в последующие годы увеличивать объем производства импортозамещающей продукции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года №211 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005г. №732» предусматривается распределение 100 процентов объемов тарифных квот на 2009 год за вычетом 25 процентов объемов тарифных квот, распределенных в декабре 2008 года.
3. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 2009 г. №204-ФЗ Правительством Российской Федерации издано Постановление от 10 марта 2009 г. №205 «Об утверждении правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на срок до 5 лет».
4. В марте 2009 года федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжилась работа, направленная на обеспечение занятости населения.
В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года №1089, осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и разработка в субъектах Российской Федерации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Для поддержания занятости и социальной поддержке работников, находящихся под риском увольнения, занятых неполное рабочее время или находящихся в простое, предусматривается выделить 2009 году средства федерального бюджета в размере более 43,7 млрд. рублей. Эти средства будут направлены на организацию:
   • опережающего профессионального обучения, которое направлено на развитие качества рабочей силы, рост профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников;
   • общественных работы и временных рабочих места для стажировки молодых специалистов в целях приобретения опыта работы. Организация общественных работ и создание временных рабочих мест ориентирована на выполнение работ, имеющих социальную значимость для городов и районов;
   • переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов;
   • малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
В ходе реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, планируется:
   • осуществить опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации более 173,4 тыс. работников организаций, находящихся под риском увольнения. Общий объем средств, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на данное мероприятие, составляет около 1 595,3 млн. рублей;
   • создать более 947,1 тыс. временных рабочих мест для трудоустройства работников, находящихся под риском и организовать стажировку 20,7 тыс. человек. Объем средств, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на данное мероприятие, составляет около 18938,6 млн. рублей;
   • оказать материальную поддержку предпринимательским инициативам не менее 56,7 тыс. человек, которые помимо обеспечения собственной занятости создадут не менее 150,0 тыс. рабочих мест в сфере малого бизнеса; Объем средств, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятие по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, составляет около 2,7 млрд. рублей;
   • оказать адресную финансовую поддержку не менее 15,0 тыс. граждан, переезжающих для работы постоянного или временного характера в другую местность на территории субъекта Российской Федерации или за его пределы для работы на предприятиях, испытывающих потребность в работниках. Объем средств, выделенных бюджетам субъектов Российской Федерации на данное мероприятие, составляет около 882,5 млн. рублей.
В разработанных программах субъектов Российской Федерации планируется уменьшение квоты на выдачу разрешений на работу в 2009 году на 450 229 разрешений на работу.
Во всех субъектах Российской Федерации разработаны региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 23 марта 2009 года, Межведомственной рабочей группой при Минздравсоцразвития России рассмотрены 82 представленные региональные программы, из которых 79 региональных программ одобрено Межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда при Правительстве Российской Федерации в целях отбора для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Общий объем средств, который планируется направить на реализацию региональных программ, составляет 25,1 млрд. рублей.

II. С целью решения специфических проблем развития конкретных секторов экономики, а также точечной настойки инструментов государственной поддержки применительно к конкретному сектору Правительством Российской Федерации разрабатываются и реализуются дополнительные антикризисные меры, направленные на поддержку развития экономики и ведущих секторов, наиболее уязвимых к возмущениям на финансовом рынке и ухудшению условий банковского кредитования, которые позволят обеспечить сохранение темпов и качества роста экономики в условиях мирового финансового кризиса.
1. В целях обеспечения в 2009 году предоставления кредитной линии лизинговым компаниям автопроизводителей на осуществление лизинговых операций с автомобильной техникой российского производства, в законопроекте, вносящем изменения в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов», предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение новых расходных обязательств Российской Федерации для предоставления в 2009 году российским лизинговым компаниям, определяемым Правительством Российской Федерации, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 году на осуществление лизинговых операций с автомобильной техники российского производства, в объеме 1 млрд. рублей.
2. Предусмотрено создание специализированной лизинговой компании с уставным капиталом до 40 млрд. рублей в целях осуществления закупок автомобильной и дорожно-строительной техники, производимой на территории Российской Федерации.
Минфином России представлен проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, предусматривающий перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», на внесение взноса в уставный капитал ОАО »Государственная транспортная лизинговая компания» в размере 3 млрд. рублей.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 4 февраля 2009 года № 93, в соответствии с которым Минтранс России наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
Минтрансу России поручено представить в Правительство Российской Федерации предложения по вопросу внесения в уставный капитал ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» 10 млрд. рублей, в том числе 7 млрд. рублей за счет перераспределения выделенных Минтрансу России средств федерального бюджета.
3. Предусматривается компенсировать в 2009 году в полном объеме затраты ОАО «Российские железные дороги» на перевозку в Дальневосточный федеральный округ легковой автомобильной техники, произведенной на территории Российской Федерации, и поставляемой производителем этой техники, а также обеспечить разработку порядка предоставления компенсации.
В рамках части 6 статьи 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены бюджетные ассигнования на указанные цели.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2009 года № 194 «О перевозках ОАО «РЖД» новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа» утверждены правила предоставления в 2009 году соответствующих субсидий ОАО «РЖД» и определен перечень легковых автомобилей, перевозка которых осуществляется без взимания провозной платы.
4. Предусмотрено внесение изменений в федеральный бюджет на 2009 год, предусматривающих субсидирование затрат предприятий лесопромышленного комплекса на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на создание запасов древесины, сырья и топлива.
Выделено 325 млн. рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам предприятий лесопромышленного комплекса.
5. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 205 «Об утверждении Правил предоставления в 2009 -2011 годах из федерального бюджета российским организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, лесопромышленного комплекса, машиностроения для нефтегазового комплекса и станкоинструментальной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на техническое перевооружение на техническое перевооружение на срок до 5 лет».
Предполагается увеличение объемов субсидий организациям-исполнителям государственного оборонного заказа на осуществление основной деятельности до 15 млрд. рублей, а также субсидий с целью предотвращения банкротства - на 3 млрд. рублей.


III. С целью организации постоянного контроля за реализацией принятых решений, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, обеспечения проведения комплексного анализа и определения направлений дальнейшего развития отраслей экономики, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2008 года № 957 образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики (далее - Комиссия).
На заседаниях Комиссии в марте 2009 года были рассмотрены следующие вопросы:
   • о потребительских ценах на основные продукты питания;
   • о ситуации с обеспечением граждан доступными по цене и ассортименту лекарственными средствами;
   • о предложениях по обеспечению экономической устойчивости Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева».
Было поручено подготовить методические рекомендации к соглашениям, заключаемым между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими предприятиями и организациями торговли (их объединениями), а также разработать положения, направленные на упрощение доступа отечественных производителей сельскохозяйственной продукции к услугам розничных и оптовых торговых сетей.
В части совершенствования лекарственного обеспечения поручено, в том числе, разработать проекты нормативных правовых актов по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства по Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также внести в лицензионные требования фармацевтической деятельности положения о соблюдении лицензиатами, осуществляющими оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, установленных предельных оптовых и предельных розничных надбавок.
Вопросы поддержки отдельных предприятий дополнительно рассматриваются в рамках работы с системообразующими организациями, перечень которых утвержден решением Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 23 декабря 2008 года. В состав данного перечня включены 295 организаций. В соответствии с решением Комиссии от 23 декабря 2008 года создана рабочая группа по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций (далее - рабочая группа).
Основными направлениями деятельности рабочей группы являются:
   • организация мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих и градообразующих предприятий;
   • обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки системообразующих и градообразующих предприятий;
   • подготовка на основании мониторинга предложений по комплексу мер, направленных на обеспечение устойчивости финансово-экономического состояния системообразующих предприятий;
   • подготовка для рассмотрения на Комиссии предложений по уточнению перечня системообразующих предприятий.
На основании предложений ряда федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации подготовлен перечень предприятий (1148 единиц), имеющих существенное значение для экономики субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (предприятия регионального значения). Данный перечень был рассмотрен и одобрен на состоявшемся 24 февраля 2009 года заседании Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
Приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 20 марта 2009 года № 64 утверждено Положение об организации мониторинга финансово-экономического состояния предприятий регионального значения (далее - Положение), который также определяет порядок разработки и рассмотрения предложений по комплексу мер, направленных на обеспечение устойчивости финансово-экономического состояния предприятий регионального значения.
Минрегионом России направлены письма в субъекты Российской Федерации о представлении предложений о реализации федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки, в том числе за счет средств федерального бюджета, в отношении градообразующих предприятий, а также предприятий, численность занятых на которых превышает 2% от численности населения населенного пункта, где расположено предприятие, при численности населения указанного населенного пункта свыше 100 тысяч человек.
Минрегион России на основании заключений Минздравсоцразвития России и федерального органа исполнительной власти, в сфере ведения которого находится соответствующая отрасль экономики, направляет предложения и сводное заключение в Межведомственную рабочую группу по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций.
Минпромторгом России 31 декабря 2008 года приказом № 485 была создана Комиссия по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли.
Предложения указанной Комиссии по мерам государственной поддержки предприятий направлены на:
   • пролонгацию или рефинансирование действующих кредитов на пополнение оборотных средств;
   • предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков;
   • содействие в получении кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях, для реализации инвестиционных проектов компаний;
   • компенсацию процентных ставок по кредитам;
   • увеличение уставного капитала предприятий;
   • снижение социальной напряженности при высвобождении персонала за счет организации общественных работ и переподготовки сотрудников для обеспечения их занятости и др.
Рекомендации Комиссии по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли направляются в Межведомственную рабочую группу по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций, входящих в перечень системообразующих организаций, для дальнейшего рассмотрения.

3. О проектах инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Представленные Минэнерго России проекты инвестиционных программ и финансовых планов субъектов электроэнергетики сформированы с учетом:
   • уточненного прогноза электропотребления, которым предусмотрен его спад по России в 2009 году на уровне 4,5% с последующим подъемом в 2010 году - 0,1%, в 2011 году - 1,5%, в 2012 году - 3%;
   • создания объектов, обеспечивающих проведение XXII Олимпийских игр в 2014 году в г.Сочи и саммита АТЭС в 2012 году;
   • необходимости оптимизации бюджетных расходов в 2009 году, которые в соответствии с доведенными Минфином России лимитами финансирования сокращены в среднем на 30%.
Кроме того, при доработке инвестиционных программ учитывались ограниченность и сокращение инвестиционных ресурсов, направляемых частными инвесторами на финансирование инвестиционных проектов (ОАО «РУСАЛ» - проект БЭМО, частные оптовые и территориальные генерирующие компании - ОГК/ТГК), возможность снижения издержек в инвестиционной деятельности энергокомпаний (в среднем на 10 - 20%).
Доработанные проекты инвестиционных программ субъектов электроэнергетики на 2009 - 2011 годы предусматривают ввод генерирующих мощностей в объеме 5850 МВт, ЛЭП - 33 935 км и трансформаторных мощностей в объеме 55895 MBА, в том числе в 2009 году генерирующих мощностей - 2 030 МВт, ЛЭП - 9887 км и трансформаторных мощностей -17007 MBА.
Доля гидрогенерации в общем объеме вводов генерирующих мощностей в 2009 - 2011 годы составляет 33% (1,9 ГВт), доля атомной генерации - 34% (2 ГВт), доля тепловой генерации - 33% (1,9 ГВт).
Основными источниками финансирования инвестиционных программ энергокомпаний, в уставных капиталах которых участвует Российская Федерация, в 2009 году являются средства, учитываемые в тарифах (амортизация и целевые инвестиционные средства) - 174 млрд. рублей (32%), бюджетные средства - 134 млрд. рублей (около 24%), плата за технологическое присоединение (для ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «РАО ЭС Востока») - 64 млрд. рублей (12%), заемные средства - 58 млрд. рублей (10,5%), средства от продажи активов, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», - 52 млрд. рублей (9,5%), прочие собственные и привлеченные источники (в том числе прибыль, возврат НДС, средства частных инвесторов и прочие) - около 40 млрд. рублей.
Инвестиционная программа ОАО «ФСК ЕЭС» на 2009 - 2011 годы предусматривает строительство свыше 6,3 тыс. км линий электропередачи и ввод трансформаторных мощностей в объеме около 32,7 тыс. MB А, в том числе в 2009 году - 1508 км линий электропередачи и 9608 МВА трансформаторной мощности. Программа предусматривает строительство объектов выдачи мощности электростанций, объектов федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», объектов повышения надежности электроснабжения Москвы, Санкт-Петербурга и Тюмени, объектов, включенных в Соглашения с администрациями других регионов, программу развития электрических сетей в Сочинском регионе, строительство объектов выдачи мощности АЭС, энергоснабжения ВСТО и БТС-2, а также энергоснабжения АТЭС.
Инвестиционная программа ОАО «Холдинг МРСК» на 2009 - 2011 годы предусматривает строительство 27,5 тыс. км линий электропередачи и ввод трансформаторных мощностей в объеме 22,2 тыс. МВА, в том числе в 2009 году - 7441 км линий электропередачи и 6912 МВА трансформаторной мощностей. Программа предусматривает развитие и реконструкцию распределительных сетей в регионах Российской Федерации, а также строительство объектов электроснабжения Олимпийских игр в г.Сочи, реализацию программы льготного присоединения объектов малого (до 15 кВт) и среднего (до 100 кВт) предпринимательства, строительство объектов энергоснабжения НПС БТС-2.
Инвестиционная программа ОАО «РАО ЭС Востока» на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод генерирующих мощностей в объеме 285 МВт, строительство 2094 км линий электропередачи, ввод 1009 МВА трансформаторных мощностей, в том числе в 2009 году - 221 МВт генерирующих мощностей, 938 км линий электропередачи и 487 МВА трансформаторных мощностей. Программой предусмотрено строительство Совгаванской ТЭЦ, Сахалинской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ, реализацию программы оптимизации локальной энергетики и другие, включая строительство объектов энергоснабжения саммита АТЭС.
Инвестиционная программа ОАО «ОГК-1» на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод мощностей в объеме 780 МВт, в том числе Каширская ГРЭС (блок N 3 - 330 МВт в 2009 году), Уренгойская ГРЭС - 450 МВт. Также предусматривается строительство Нижневартовской ГРЭС (блок # 3).
Инвестиционная программа ОАО «РусГидро» на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод мощностей в объеме 1930 МВт, в том числе проект БЭМО - 1 667 МВт, Бурейская ГЭС - 35 МВт, Зарамагские ГЭС - 15 МВт, Кашхатау ГЭС - 65 МВт. В 2009 году предусмотрен ввод 74 МВт генерирующих мощностей, среди них Зарамагская ГЭС и доввод Бурейской ГЭС.
Инвестиционная программа ОАО «Концерн Энергоатом» на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод мощностей в объеме 2 000 МВт, в том числе Волгодонская АЭС (блок # 2 в 2009 году), Калининская АЭС (блок # 4 в 2011 году), а также работы по продлению эксплуатационного ресурса энергоблоков I и II поколений, инвестиционные проекты на объектах по обращению с облученными ядерными топливом и радиоактивными отходами, реконструкции (переустройству) и техническому перевооружению действующих предприятий и другие.
Инвестиционная программа ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» на 2009 - 2011 годы предусматривает ввод мощностей в объеме 855 МВт, в том числе в 2009 году - 405 МВт. Программа предусматривает расширение Сочинской ТЭС, реконструкцию Ивановской ГРЭС с вводом двух ПТУ и строительство Калининградской ТЭЦ-2 (пусковой комплекс блока # 2 - ПГУ-450 МВт).
Инвестиционная программа ОАО «СО ЕЭС» на 2009 - 2011 годы предусматривает реализацию проектов развития технологий расчета, анализа и регулирования электроэнергетических режимов, развития технологий поддержки торговых процедур, сопровождения рынка и отчетности, повышения надежности функционирования диспетчерских центров и системы оперативно-диспетчерского управления и другие.

4. Об основных направлениях совершенствования государственного регулирования торговой деятельности и развития торговли в Российской Федерации в 2009 году.

Минпромторгом России внесены в Правительство Российской Федерации материалы по вопросу совершенствования государственного регулирования торговой деятельности и развития торговли в Российской Федерации в 2009 году.
1. Последствия мирового финансового кризиса отразились на состоянии потребительского рынка и развитии розничной торговли в Российской Федерации.
Снижение темпов роста реально располагаемых доходов населения, сокращение потребительского кредитования, рост цен привели к снижению платежеспособного спроса населения и, как следствие, к замедлению темпов роста продаж потребительских товаров.
Несмотря на то, что в целом по итогам 2008 года объем товарооборота в розничной торговле по сравнению с 2007 годом увеличился на 13% (в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 16,1%), рост объема продаж, начиная с III квартала 2008 года, существенно замедлился и в декабре прошедшего года составил лишь 4,8%, в январе 2009 года - 3,1%, а в феврале текущего года впервые за последние 10 лет зафиксировано сокращение розничного товарооборота на 2,4% по сравнению с февралем 2008 года.
Ожидаемые риски развития негативных тенденций на потребительском рынке и в торговле в 2009 году связаны с продолжением снижения потребительского спроса населения, перераспределением потребительской корзины в пользу продовольственных товаров низкой пищевой ценности, сокращением продаж непродовольственных товаров длительного пользования, повышением цен на импортные товары и на отечественные товары с высоким содержанием импортной составляющей.
Среди основных проблем, препятствующих нормальному функционированию торговых организаций, выделяются недостаточность оборотных средств и сокращение доступности кредитных ресурсов, в том числе предоставляемых на длительные сроки, сокращение инвестиционных программ, направленных на развитие обеспеченности населения услугами торговли, и рабочих мест в торговле.
Серьезным препятствием в развитии конкуренции в торговле является низкая обеспеченность торговыми площадями, что обуславливает ограничение доступа производителей (поставщиков) потребительских товаров, в первую очередь продовольственных товаров, в торговые сети, установлении торгующими организациями дискриминационных условий заключения договоров реализации товаров в розничной торговле.
2. В целях преодоления негативных тенденций в торговле, решения задач по обеспечению в условиях кризиса устойчивого развития торговли Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработан проект мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году.
В состав указанных мероприятий включена разработка стратегии развития торговли на период до 2015 года, подготовка проектов актов, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования торговой деятельности, защиты прав потребителей, развитие конкуренции и взаимодействия производителей сельскохозяйственной продукции и торговых сетей, а также системы подготовки кадров работников торговли.
Так, предусматривается завершение работы по подготовке проекта федерального закона об основах государственного регулирования торговой деятельности, а также подготовка законопроектов о внесении изменений в федеральные законы, регулирующие производство и оборот алкогольной продукции, качество и безопасность пищевых продуктов в части упорядочения торговли этой продукцией.
В целях улучшения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере торговли и защиты прав потребителей планируется создание на федеральном и региональном уровнях межведомственных экспертных и координационных органов по вопросам развития торговли и защиты прав потребителей.
Предусматриваются меры по анализу системы ценообразования в сфере производства и реализации продовольственных товаров, развитию современных форм логистики в торговле.
3. Правительством Российской Федерации по ряду вопросов обеспечения функционирования торговли в условиях кризиса ранее были даны поручения, которые находятся в различной стадии выполнения, в том числе по вопросам:
• кредитной поддержки крупнейших организаций торговли продовольственными товарами;
• принятия компаниями сетевой торговли мер по недопущению снижения товарооборота, сдерживаю роста розничных цен, сокращению отсрочки оплаты товаров, принятых на реализацию;
• разработки правил взаимодействия сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающих предприятий и организаций торговли в целях формирования взаимовыгодных партнерских отношений и экономически обоснованных цен на продовольственные товары при их производстве и реализации;
• государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, в том числе осуществляющих деятельность в торговле.
Кроме того, в целях обеспечения устойчивого развития торговли в 2009 году необходимо решение нескольких принципиальных вопросов, касающихся:
• контроля за ценами в торговле и разработки механизмов ограничения роста цен на товары первой необходимости;
• сбалансированного развития различных форм розничной торговли, в первую очередь сельскохозяйственной продукцией;
• развития инфраструктуры оптовой торговли;
• создания условий для развития конкуренции в торговле, усиления контроля за нарушениями антимонопольного законодательства в деятельности торговых организаций;
• разработки и реализации современных требований к обустройству объектов торговли, а также профессиональных требований к персоналу, занятому в сфере торговли;
• разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере торговой деятельности.
С учетом изложенного представляется целесообразным одобрить представленный Минпромторгом России проект мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году, поручить Минпромторгу России и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти организовать реализацию указанных мероприятий с учетом выполнения ранее данных поручений Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого функционирования торговли, обратив особое внимание на решение отмеченных приоритетных вопросов, и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации в IV квартале 2009 года.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в часть седьмую статьи 236 и исключении части девятой статьи 246 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Целью законопроекта является выполнение требований Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.12.2003 №18-П по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК), согласно которому часть седьмая статьи 236 не подлежит применению, а часть девятая статьи 246 УПК признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 129.
В соответствии со статьей 125 (часть 6) Конституции Российской Федерации и статьей 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Часть седьмая статьи 236 УПК, исключающая обжалование вынесенного по итогам предварительного слушания постановления суда о приостановлении производства по делу, не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению как содержащая регулирование, ранее признанное Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации.
Часть девятая статьи 246 УПК признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, поскольку допускает пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств, лишает стороны возможности оспорить названные судебные решения в вышестоящем суде в связи с иными основаниями, нарушая тем самым их конституционные права.
Вместе с тем в Определении от 22 апреля 2005г. №208-0 Конституционный Суд Российской Федерации указал, что решение суда о назначении судебного заседания, будучи направленным только на определение места, даты, времени и условий проведения судебного заседания и тем самым - на обеспечение рассмотрения уголовного дела в разумные сроки, не препятствует подсудимому реализовать свое право на доступ к правосудию, на защиту в состязательном процессе, равно как не нарушает и иные его конституционные права.
С учетом этого в части седьмой статьи 236 УПК может быть установлено ограничение на обжалование судебного решения, принятого по итогам предварительного слушания, только в части определения места, даты, времени и условий проведения судебного заседания.
В связи с этим проектом предлагается в часть седьмую статьи 236 УПК внести соответствующее изменение, а часть девятая статьи 246 УПК подлежит исключению из УПК.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Проект федерального закона направлен на регулирование общественных отношений в сфере участия иностранных граждан в трудовой деятельности.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен перечень иностранных граждан, на которых не распространяется требование о получении разрешения на работу на территории Российской Федерации.
К их числу также отнесены иностранные граждане, приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования.
Вместе с тем отсутствует должный контроль за уровнем подготовки и квалификации иностранных преподавателей, привлекаемых для работы в российских образовательных учреждениях.
Законопроектом предлагается распространить весь комплекс необходимых мероприятий, предусмотренных нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на иностранных граждан при приеме на работу на территории Российской Федерации в качестве преподавателей образовательных учреждений, за исключением приглашенных по международным программам двустороннего и многостороннего обмена педагогическими и научными работниками.
В области высшего образования Российская Федерация с 2003 года является участником Болонского процесса, который направлен на формирование единого европейского образовательного пространства и достижение высокого уровня мобильности как студентов, так и преподавателей. Принятие указанного федерального закона обеспечит привлечение высококвалифицированных иностранных преподавателей для работы в российских образовательных учреждениях.
Реализация распоряжения не повлечет выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

7. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Отделения Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации и Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств об условиях пребывания Отделения Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации от 4 июля 2001 г.»

8. О внесении изменений в состав Президиума Правительства Российской Федерации.

Москва,
8 апреля 2009 г.


* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.