Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения

«Развитие авиастроения, наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой мы выделили в качестве ключевых приоритетов промышленной политики России. Именно за счёт этих секторов мы рассчитываем существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, а значит - и укрепить ее устойчивость, диверсифицировать экспорт».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития отечественного самолетостроения

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня здесь, на авиасалоне МАКС-2009, мы могли еще раз убедиться, каким серьезным потенциалом обладает отечественное авиастроение. Был представлен целый ряд перспективных гражданских и военных воздушных судов, другой техники. Это - «Сухой Суперджет», Антонов-148, транспортный «Ил-96-400», многоцелевые истребители поколения «четыре-плюс» и другие разработки, другие комплексы.

Развитие авиастроения, наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой мы выделили в качестве ключевых приоритетов промышленной политики России. Именно за счёт этих секторов мы рассчитываем существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, а значит - и укрепить ее устойчивость, диверсифицировать экспорт.

За последнее время проведена серьезная реструктуризация отрасли, приняты принципиальные решения по «линейке» воздушных судов, которые будут производить отечественные предприятия. При этом учитывались как реальные возможности наших конструкторских бюро и предприятий, так и перспективы развития внутреннего и внешнего рынков.

Что касается боевой авиации, то это одно из ведущих направлений Государственной программы вооружений, предусматривающей качественное развитие ВВС России. Просил бы сегодня отдельно доложить, как идет работа по боевому комплексу пятого поколения - комплексу «ПАКФА». Это один из наших приоритетов, работа по которому должна быть, безусловно, обеспечена необходимыми ресурсами.

Начиная с 2004 года, объем финансирования авиации со стороны государства увеличился - хочу это подчеркнуть, обратить ваше внимание на это, уважаемые коллеги - в 20 раз. Не на какие-то проценты, а в 20 раз! Только в текущем году, с учетом антикризисных мер, мы выделили на эти цели еще 80 млрд рублей.

Средства пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение наших предприятий. Порядка 35 млрд бюджетных рублей направлено на увеличение уставного капитала ключевых предприятий отрасли. Это и ОАО «РСК МиГ» - 15 млрд руб., ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» - 2,9 млрд руб.; ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» - 4,1 млрд руб.; ОАО «Моторостроитель» в Самаре - 1,4 млрд руб. Ежегодный взнос в уставный капитал ОАО «ОАК» на цели постройки гражданских судов - еще 6 млрд руб.

Добавлю, что буквально на днях Правительство приняло ещё одно аналогичное решение: за счёт бюджета на докапитализацию холдинговой компании «Сухой» выделяется 3,2 млрд рублей. Сегодня также обсудим возможность - хочу это подчеркнуть - мы обсудим возможность пополнения в текущем году капитала ОАО «РСК МиГ» на 15 млрд рублей. 15 млрд мы уже дали, и вот Михаил Асланович (М.А.Погосян), сегодня мы с ним встречались, обсуждали эту тему. Со Сбербанком он в постоянном контакте. Мы уже обсуждали эту проблему раньше, когда вам давали 15 млрд, и поговорим еще об аналогичной сумме в 15 млрд.

В предыдущие годы - хочу обратить на это ваше внимание - мы закупали для наших военно-воздушных сил, по сути, единичные образцы современной техники.

Сколько мы... Одну? Две? Три? Пять? Максимум шесть машин в год приобретали. В прошлом году впервые перешли на долгосрочные контракты и подписали контракты на закупку 32 самолетов «СУ-34». Общий объем финансирования - примерно 40 млрд рублей. 34 самолета «МИГ-29СМТ» на общую сумму 17 мрлд рублей.

И вот сейчас, перед нашим совещанием здесь на «МАКСе» подписаны рекордные для новейшей истории России контракты на приобретение 48 самолетов «СУ-35С», 12 самолетов «СУ-27СМ» и 4 самолетов «СУ-30М2» на общую сумму более 80 млрд рублей с поставкой до 2015 года. Конечно, это позволит нам оснастить новой современной - новейшей техникой наши военно-воздушные силы, загрузить наши авиационные предприятия, что всегда важно, а в условиях кризиса важно вдвойне.

Вместе с тем, общая ситуация в авиапроме остается непростой, мягко говоря. И дело не только в том, что экономический кризис привел к «сжатию» рынка, к дефициту кредитных ресурсов, негативно сказался на финансовом положении предприятий. Дело не только в этом. Экономические трудности со всей очевидностью подчеркнули системные проблемы самой отрасли. О них мы не раз говорили и раньше, но решаются все эти вопросы и проблемы недопустимо медленно.

Я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда. За примерами далеко ходить не нужно.

Целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и заграницу принес, как это ни странно, не прибыль - а одни убытки.

Я прошу «ОАК» и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок.

Не выполняются планы производства гражданских самолетов. Причем это относится не только к сегодняшнему дню, но и к докризисным временам тоже.

Далее. Авиастроительная отрасль оказалась сейчас в крайне сложном финансовом положении. Перед тем, как сюда придти, мы сейчас, по сути, провели еще два совещания, разбираясь подробно с финансовым положением. Общая сумма долговых обязательств «ОАК» и ее дочерних обществ - более 119-120 млрд рублей. Причем порядка 64 млрд - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий.

На фоне благоприятной экономической обстановки погашение ранее взятых кредитов планировалось осуществить за счет распродажи непрофильных активов, перекредитования по меньшим ставкам, размещения акций. Сегодня все эти решения, конечно, не будут уже работать. Не надо было тянуть с этим.

Вместе с тем, учитывая форс-мажорную ситуацию, конечно, необходимо разработать программу финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от накопленных так называемых токсичных долгов. Такая программа финансового оздоровления должна быть внесена в Правительство в течение ближайшего месяца, ну в крайнем случае, в течение полутора месяцев. То есть за оставшееся время в августе и за сентябрь к первому октября я жду вас с докладом. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Шувалову), у вас чтобы собрались все заинтересованные лица - и сформулируете мне необходимые предложения.

Кроме того, поручаю подготовить предложения по совершенствованию механизмов поддержки продаж отечественной авиационной техники. Имею в виду как развитие лизинга на внутреннем рынке, так и меры по содействию экспорту. Вот сегодня ВЭБ и корпорация, которая будет производить «Суперджет», подписали соответствующий документ по финансовому обеспечению деятельности по продажам. Это важный, правильный, хороший шаг в нужном направлении.

В заключение хотел бы предостеречь от иллюзий, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента.

Повторю: мы намерены и будем инвестировать в авиастроение. Но нам необходима реальная отдача. Я хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, отрасль должна работать в рыночных условиях. Мы прекрасно понимаем, что ситуация сложна, и конкуренты ваши на мировых рынках имеют прямую поддержку со стороны своих правительств. Но, во-первых, не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно. А, во-вторых, все-таки нельзя ссылаться постоянно на эту практику. У нас в стране мы можем работать эффективно и должны добиться этой эффективности во что бы то ни стало.

Бюджетные средства предназначены, прежде всего, для того, чтобы помочь становлению по-настоящему конкурентных компаний. Предприятий, способных зарабатывать на рынке, самостоятельно генерировать и привлекать ресурсы для развития и технического обновления, формировать весомые портфели заказов, как в России, так и за рубежом. Именно в этом заключается наша общая стратегическая задача.

Хочу еще раз повторить: мы, конечно, будем поддерживать авиастроение. Без авиации у российской экономики нет будущего, да и обороноспособность обеспечить невозможно без современной боевой авиации, без современных комплексов. Но это не значит, что этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы. Соответствующие ведомства должны внимательно следить за тем, как идет работа и на конкретных предприятиях, в компаниях, и в отрасли в целом.

Давайте приступим к обсуждению.