Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел совещание по экономическим вопросам

«Сегодня мы рассмотрим ситуацию в кредитно-финансовой системе страны. Предметно обсудим положение дел как в самих банках, так и предложения по увеличению кредитования реального сектора экономики».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по экономическим вопросам
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по экономическим вопросам

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги,

Сегодня мы рассмотрим ситуацию в кредитно-финансовой системе страны. Предметно обсудим положение дел как в самих банках, так и предложения по увеличению кредитования реального сектора экономики.

Мы с вами говорим об этом постоянно. Сегодня еще раз вернемся к этой теме, обсудим ее предметно. Вопрос острый, и его постоянно ставят перед Правительством депутаты Госдумы и представители бизнеса. Только что я был на одном мероприятии подобного рода, на встрече с представителями малого и среднего бизнеса. Там этот вопрос ставился остро и обсуждался самым предметным образом. Собственно говоря, куда ни приедешь, первый вопрос на любом предприятии - как у нас функционирует финансовая система и уровень ставок?

Вместе с тем Правительство понимает, насколько серьёзны и глубоки проблемы в самом банковском секторе. Это - сужение доступа к зарубежным заемным ресурсам, ухудшение качества кредитных портфелей, возросшие риски заемщиков, трудности с привлечением средств для пополнения собственного капитала.

Все эти обстоятельства, мы понимаем, вынудили банки существенно повысить процентные ставки по кредитам.

Наша задача состоит в том, чтобы найти пути решения этих проблем, сохранить стабильность и надежность банковской системы страны и при этом вновь открыть доступный кредит для предприятий реального сектора.

Многое уже сделано: прежде всего, восстановлено доверие к национальной валюте - курс рубля стабилизировался. Последние недели мы наблюдаем постепенное замедление темпов инфляции. Обращу ваше внимание, что в январе текущего года инфляция составила 2,4%, в феврале уже 1,7%, в марте инфляция составила 1,3%. По прогнозам Минэкономразвития, в апреле инфляция может составить 1,1-1,2%.

Это значит, что можно рассчитывать и на снижение ставки рефинансирования Центрального банка. Да, Сергей Михайлович? (обращаясь к С.М.Игнатьеву, председателю Центробанка) Конечно, мы понимаем, что этот вопрос находится в исключительной компетенции совета директоров ЦБ.

Со своей стороны, Правительство должно создать условия, при которых снижение базовых ставок не останется символическим шагом, а реально приведет к уменьшению стоимости кредитных ресурсов. В этой связи, считаю целесообразным дать несколько поручений.

Первое. Как вы знаете, в бюджете предусмотрено 300 млрд рублей на предоставление государственных гарантий по кредитам для системообразующих предприятий. Однако, прямо нужно сказать, созданный механизм оказался для банков неудобным. Госгарантия составляет до 50% выданной ссуды, но получить деньги от государства банк может лишь после того, как реализует весь залог. Но мы с вами знаем, что происходит на рынке. Это весьма сложная процедура, требующая много времени. Да и залоги часто уже ничего не стоят. Обсуждая проблемы отдельных предприятий в конкретных отраслях, мы как раз в диалоге с банками столкнулись с этой проблемой.

Банк берет на себя большие риски. Поэтому поручаю Минфину совместно с Банком России пересмотреть механизм государственных гарантий. Нужно сделать его более комфортным и привлекательным для коммерческих банков, чтобы предоставление гарантий действительно снижало кредитные риски, а значит, надеюсь, - и процентные ставки по кредитам для заемщика.

Вариант решения мог бы быть следующим. В момент погашения долга - если предприятие окажется неплатежеспособным - банк сразу получает деньги по госгарантии и только потом начинает реализовывать залог. То есть гарантия станет более привлекательной.

При этом государство становится кредитором предприятия-неплательщика и будет участвовать в дальнейших процедурах по урегулированию его задолженности, что для банка тоже является дополнительной и серьезной поддержкой.

Окончательные предложения прошу представить в двухнедельный срок.

Второе. Самое пристальное внимание следует уделить вопросам дополнительной капитализации банков. Без этого трудно, конечно, решать проблему так называемых плохих долгов, в целом повысить устойчивость банковской системы.

Да, увеличение капитализации - это, прежде всего, задача акционеров, собственников банка. Но и государство, конечно, в современных условиях, в условиях сегодняшнего мирового экономического кризиса, не может здесь оставаться безучастным свидетелем.

В 2009 году на дополнительную капитализацию банков у нас зарезервировано свыше 550 млрд рублей. Это «плюс» к тем 757 млрд рублей, которые уже предоставлены коммерческим банкам в виде так называемых субординированных кредитов.

Вместе с тем, механизм госпомощи при докапитализации банков также нуждается в модернизации. Сегодня на каждый рубль, направленный акционерами в капитал банка, государство также вкладывает один рубль. Считаю, что это уже немалая поддержка банковской системе. То есть, соотношение средств собственников и государства составляет 1 к 1.

Предлагается на новом этапе поддержки банковской системы увеличить эту пропорцию до 1 к 3. То есть, на каждый рубль акционеров государство добавит ещё три рубля в виде субординированного кредита. Первый вариант банковской поддержки, 1 к 1, когда на один рубль акционера государство вкладывает 1 рубль, сохраняется для тех банков, которые не участвовали в этих мероприятиях до сих пор. Причем участие во второй стадии поддержки должно быть обусловлено участием в первой. То есть во второй стадии будут участвовать только те, кто отметился на первом этапе работы.

Еще одним источником повышения капитализации банков может стать использование государственных облигаций. Прошу проработать этот вопрос в двухнедельный срок. Только что мы обсуждали это с председателем Центрального банка - ЦБ поддержит эти усилия Правительства.

Нам необходимо подстегнуть кредитование реального сектора. И помощь банкам будет тесно увязана с обязательствами по расширению кредитования экономики. Я об этом говорил, выступая в Государственной Думе.

Для этого вводится следующее правило: сколько средств госпомощи получит банк - в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Подчеркну - в объеме не меньше полученной господдержки.

Причем по цене, что очень важно для реального сектора, не выше, чем ставка рефинансирования ЦБ плюс три процентных пункта. Сегодня это значит 13% плюс три процента - 16%. И это должна быть конечная цена для заемщика, включая все комиссионные выплаты.

Срок выдачи предоставляемых кредитов должен быть не менее одного года. ЦБ должен жестко контролировать и следить за соблюдением этих условий.

Эти ресурсы будут предоставляться тем коммерческим банкам, которые будут удовлетворять условиям кредитования реального сектора экономики. На наблюдательном совете Внешэкономбанка перед выдачей этих ресурсов - вы знаете, что эти ресурсы направляются именно через ВЭБ - будем смотреть на кредиты, которые тот или иной коммерческий банк уже выдал с 1 января 2009 года, и на перспективный кредитный портфель по секторам экономики, которые банк собирается кредитовать за счет полученных средств господдержки.

Сами банки будут обязаны предоставлять публичную отчетность по объемам кредитования и, кроме того, о вознаграждениях своих топ-менеджеров. Думаю, коллеги меня поймут - в современных условиях это будет нелишним.

А сейчас переходим к обсуждению.