Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин провел рабочую встречу с Заместителем Председателя Правительства России, Министром финансов России А.Л.Кудриным

На встрече обсуждалась подготовка бюджета и работа инструментов бюджета в решении социальных вопросов и проблем в реальном секторе экономики.

Событие

В.В.Путин провел рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства, Министром финансов А.Л.Кудриным
В.В.Путин провел рабочую встречу с заместителем Председателя Правительства, Министром финансов А.Л.Кудриным

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Алексей Леонидович, как у нас в целом ситуация с подготовкой бюджета, и как работают инструменты бюджета в решении социальных вопросов и проблем в реальном секторе экономики?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, в данное время проходит заседание Комитета по бюджету в Государственной Думе. То есть работаем и в выходные вместе с депутатами Государственной Думы по подготовке первого чтения рассмотрения нового законопроекта об изменении бюджета на этот год. В понедельник состоится заседание Думы и рассмотрение бюджета в первом чтении.

В целом, концепция законопроекта, все те принципиальные решения, которые связаны с поддержкой экономики, с проведением антикризисных мер поддерживаются депутатами Госдумы - членами тех комитетов, где мы уже успели рассмотреть эти вопросы.

Но, конечно, уже есть поправки ко второму чтению бюджета. Мы хотим часть этих поправок рассмотреть очень внимательно, потому что они, скорее, улучшают те предложения, которые подготовило Правительство по некоторым позициям. Поэтому мы готовы работать с депутатами по уточнению отдельных параметров наших предложений.

Если говорить о работе антикризисных мер, то, независимо от этих поправок, в рамках полномочий, которые Дума предоставила Правительству, уже реализуются антикризисные меры, и, прежде всего, они реализуются в области автомобильной промышленности, авиационных компаний. Уже заработали механизмы по гарантиям, связанным с перевозкой, по поддержке малого бизнеса, по поддержке экспорта, по субсидированию ставок в сельском хозяйстве и в отдельных отраслях промышленности. По отдельным мерам, которые Вы принимали на совещаниях, связанных с автомобильной промышленностью, уже готовятся документы по передаче соответствующих ресурсов.

Это все делается в рамках полномочий Правительства, которые Дума нам предоставила, несколько даже опережающе - до тех мер, которые будут отражены в бюджете.

В.В.Путин: Я хочу здесь обратить внимание на то, что Министерство экономического развития, которое Вы тоже курируете, должно во всех случаях, в которых мы поддерживаем те или иные отрасли или предприятия, главным образом предприятия, должно требовать представления планов по снижению издержек. Это касается в полном объеме и автомобилестроения.

А.Л.Кудрин: Я думаю, что это предложение - мера, связанная с сокращением издержек, - должно касаться всех тех предприятий, которым оказывается государственная поддержка. Потому что государственная поддержка должна оказываться тем предприятиям, которые готовы проводить рационализацию своей работы: повышение производительности, переход к новым, более экономичным технологиям.

В области оборонно-промышленного комплекса, где главным акционером, как правило, является государство, уже рассмотрено на комиссии, которую возглавляет заместитель министра финансов, 91 предприятие. Большинство предприятий нуждалось в кредитах. Даже без гарантий Правительства и дополнительных мер и субсидий большинство предприятий - практически все, кто обращался - получили кредиты наших ведущих банков. То есть даже не потребовались наши специальные, особые меры поддержки государства - просто были рассмотрены эти случаи, держались под контролем, и уже получены кредиты почти на сто млрд рублей - это уже случившийся факт.

Принят ряд решений по государственным гарантиям, но они медленно оформляются. В данном случае дело даже не за государством, а просто за процедурами банка, потому что государство приняло решение - там, где банк готов давать, мы даем гарантию 50% без дополнительных проверок этих документов. Часть из них получают и субсидии, в единичных случаях они получали уставной капитал. Поэтому в этих случаях работа полностью налажена, идет, как на конвейере: еженедельно принимаются решения сразу по нескольким предприятиям, иногда почти до десятка предприятий рассматривается. Собственно это и есть главные результаты.

Я бы еще хотел доложить Вам по результатам поездки на встречу «Большой двадцатки». Здесь я бы сразу отметил сферы, где нам сейчас нужно уже в рамках Правительства принимать решение.

Одна часть мер связана с тем, что мы стали членами Форума финансовой стабильности. Кстати его на «двадцатке» переименовали в Совет финансовой стабильности, в английской аббревиатуре получилось FSB (Financial Stability Bond).

В.В.Путин: Что они ни делают, все ФСБ получается.

А.Л.Кудрин: Это организация, которая будет действительно разрабатывать меры новых инструментов контроля и надзора за финансовыми рынками и, в общем-то, следить за исполнением всех правил и требований на финансовых рынках.

Россия получила три места в этом Совете. Мы сейчас готовим документы по нашим представителям, которые будут участвовать во всех ключевых заседаниях. Но уже вступая в эту организацию, мы должны в ближайшее время подготовить применение в Российской Федерации ряда стандартов по финансовым рынкам, которые уже применяются во многих странах.

Во-вторых, нам придется в числе тех одобренных сейчас на «двадцатке» документов также подготовить у себя нормативные акты по контролю над финансовыми рынками. Если говорить о каких-то принципах этих документов, то это означает, что более четко должна быть проведена классификация финансовых учреждений: от банков, финансовых компаний - всех, кто работает с финансовыми инструментами.

В.В.Путин: В целом это делает работу в данной сфере более прозрачной и эффективной.

А.Л.Кудрин: Она делается более прозрачной, позволяет всем клиентам, гражданам, которые вкладывают свои деньги, доверяют свои деньги в управление, ведут свои страховые программы, пенсионные программы - везде, где присутствуют риски кредитования или риски финансовых инструментов, понимать, с какой вероятностью они могут ждать возврата этих средств, процентов, доходов по этим инструментам. Все эти институты должны быть снова классифицированы, распределены риски по ним и жесткости требования к управлению этими институтами и рисками.

В этом смысле есть целый ряд все время появляющихся новых инструментов, которые всегда остаются за рамками регулирования. Поэтому необходим более полный охват всех этих новых инструментов, надзор, классификация, более похожие, унифицированные правила для разных рынков разных стран. Нужен особый контроль за трансграничными операциями крупных международных корпораций, которые, может быть, открываются в какой-то оффшорной зоне, но ведут операции на всех рынках, и у регуляторов до сих пор не складывалось полной картины их действий и кредитоспособности их финансовых инструментов. Предполагается, что будут бюро истории кредитов, которые будут создаваться в мировом масштабе и учитывать, где может любой инвестор, любой гражданин, который может инвестировать в ценные бумаги западных или наших компаний, получить исчерпывающую информацию об этих рисках, об этих компаниях, об их возможностях.

В.В.Путин: Алексей Леонидович, в результате состоявшихся договоренностей в Лондоне возникают ли какие-либо дополнительные финансовые обязательства перед Россией?

А.Л.Кудрин: В настоящий момент из тех новых ресурсов, которые мировое сообщество пока намеревается собрать для поддержки стран, нуждающихся в помощи, 1 трлн 100 млрд долларов, у России нет никаких обязательств. Мы пока не заявили никакого участия в этом пакете. Мы исходим из того, что в зоне СНГ мы уже прикладываем достаточные усилия в пределах разумных возможностей Российской Федерации по поддержке тех стран, которые находятся в нашей зоне. Это отмечено мировым сообществом, в том числе в ходе дискуссий, которые проходили в Лондоне.

Создание фонда ЕврАзЭС в 10 млрд долларов, по сути, является такой же поддержкой, о которой мы говорим. То есть - наше участие тоже замечено. Но возможно, что у нас будут интересные предложения по размещению наших бумаг в ценные бумаги, допустим, Международного валютного фонда. Они могут казаться интересными, но мы по этому вопросу не принимали решения, будем следить за состоянием рынка и качеством доходности этих инструментов. Идет речь о том, что мы все равно размещаем золотовалютные резервы в надежные ценные бумаги. Ценные бумаги МВФ являются достаточно надежными, и мы, изучив ситуацию, можем для себя определиться по данному вопросу. На данный момент у нас никаких обязательств, связанных с новыми кредитными ресурсами МВФ нет.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.