Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

В.В.Путин встретился со студентами Московского физико-технического института (МФТИ) в городе Долгопрудном Московской области

«Но сегодня вы знаете - весь мир и страна переживают известные экономические сложности. Это, конечно, затрагивает и высшую школу. Прежде всего, речь идет о том, чтобы обеспечить учебный процесс, о том, чтобы студенты, которые учатся на платной основе, могли финансировать свое обучение. И следующий, очень важный и очень острый вопрос - это, конечно, трудоустройство».

Событие

В.В.Путин встретился со студентами Московского физико-технического института /МФТИ/ в городе Долгопрудном Московской области
В.В.Путин встретился со студентами Московского физико-технического института /МФТИ/ в городе Долгопрудном Московской области

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые дамы и господа, дорогие друзья, коллеги!

Вы знаете, очень приятно посетить ваш вуз, посмотреть на одно из ведущих учебных заведений страны. Сейчас Николай Николаевич (Н.Н.Кудрявцев - ректор МФТИ) показывал ректоров вашего университета, тех, кто здесь работал раньше и работает сейчас. Конечно, это очень впечатляет. Начиная с академика Никольского (С.М.Никольский), которому более 100 лет и который прочитал здесь первую лекцию 1 сентября 1947 года, и до сих пор в строю, насколько, я знаю.

Среди руководителей этого вуза были выдающиеся ученые, государственные деятели, без всякого преувеличения, военачальники. Да и сейчас здесь у вас работает более 100 членов Академии наук, много людей, которые трудятся не только в науке, но и в реальном секторе экономики. Именно поэтому мы избрали ваш институт в качестве площадки для обсуждения проблем развития высшей школы и высшего образования.

Сегодня высшая школа развивается и развивается активно, улучшается ее материальная база. Мы только что побывали во вновь построенном общежитии. Это первое общежитие, построенное, как ректор сказал, с 1983 года - с тех пор ничего не строили. В связи с тем, что у государства возникли такие возможности, мы отфинансировали это строительство и ряд других объектов. Очень надеюсь на то, что это все будет эффективно использоваться. Тем более что, как сказал ректор, почти 70% студентов вашего института живут в общежитии, даже москвичи здесь живут, имея в виду, что до дома добираться все-таки далековато.

Но сегодня вы знаете - весь мир и страна переживают известные экономические сложности. Это, конечно, затрагивает и высшую школу. Прежде всего, речь идет о том, чтобы обеспечить учебный процесс, о том, чтобы студенты, которые учатся на платной основе, могли финансировать свое обучение. И следующий, очень важный и очень острый вопрос - это, конечно, трудоустройство. Это, наверное, ключевой вопрос любого выпускника.

Что касается первых двух, то вас это касается, наверное, в меньшей степени, потому что все-таки процент обучающихся на платной основе в вашем вузе не так велик, как, впрочем, и в других технических вузах. Это первое. Второе - все-таки руководству вашего института вместе с министерством удалось в последнее время осуществлять, на мой взгляд, очень здравую программу - программу перевода хорошо обучающихся студентов, учащихся на коммерческой основе, на бюджетные места. А вот для студентов других вузов - это, конечно, очень актуально.

В этой связи, используя нашу сегодняшнюю встречу, эту площадку, хочу сказать, что, во-первых, будет продолжена практика предоставления кредитов для обучения. Во-вторых, сейчас в Правительстве прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств для того, чтобы частично компенсировать студентам те кредиты, которые они будут брать. И третье - в системообразующих банках сейчас будут вводиться дополнительные программы подобного рода, программы финансирования кредитов под обучение.

Это вторая группа вопросов. А третья - это трудоустройство. Насколько мне известно, в вашем институте это тоже решается достаточно эффективно, потому что, начиная с 4 курса, многие уже работают, многие уже примерно представляют себе, где будут работать.

Хочу сказать, что это, конечно, идеальный вариант, потому что предприятия, на которых вы стажируетесь, уже понимают, с кем имеют дело, и имеют возможность сориентировать своего будущего работника, еще обучающегося в вузе, на предмет того, что будет востребовано на будущей работе. Они понимают, с кем имеют дело, а выпускнику легче сориентироваться, на что следует обратить первостепенное внимание, и как наиболее эффективным образом использовать время, которое вы проводите в высшем учебном заведении.

Я думаю, что востребованным будет также и дополнительное обучение в современных условиях, в связи с проблемами на рынке труда. Поэтому мы увеличим с этого года и количество бюджетных мест в магистратуре до 35 тысяч и количество в аспирантуре - до 30 тысяч. В прошлом году это было 25 тысяч.

Сейчас уже прорабатывается в Министерстве образования и науки вопрос: будем создавать вместе с нашими системообразующими предприятиями так называемые молодежные конструкторские бюро, будем расширять практику привлечения стажеров-исследователей сроком на 1-3 года. И, конечно, будем вместе с руководством высших учебных заведений работать над расширением инновационной инфраструктуры вокруг вузов. Имеются в виду малые предприятия, бизнес-инкубаторы и так далее и тому подобное, для того чтоб молодые люди могли заняться исследовательской работой сразу же после окончания высшего учебного заведения.

Это примерно те направления, которые мы сейчас прорабатываем, рассматриваем, чтобы стабилизировать ситуацию с выпускниками на рынке труда.

Все, что я сказал - это так, для затравки, для начала разговора. Я вас слушаю, наверняка у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста.

Студент: Владимир Владимирович, как вам новое построенное общежитие?

В.В.Путин: Мне понравилось. Современное. Качество, надеюсь, неплохое, три человека в одной квартире. Правда, когда мы с Николаем Николаевичем зашли в одну комнату, там стояло две кровати, и мне сказали, что здесь будут жить три студента. Я несколько удивился, но потом обнаружил там еще одну кровать, так что надеюсь, что все рассчитано, как положено.

Что меня особенно порадовало - это то, что руководству вашего института удалось не просто построить его в срок (а построили достаточно быстро), но еще и сэкономить на этом строительстве. В наших условиях это редкое явление - обычно приходят за деньгами, говорят: «Мало, дайте еще». Здесь совсем другая картина, а это значит, что люди думают, прежде всего, о студентах, о деле. Сэкономили, как я понимаю, не за счет качества. Как сказал ректор, ваши бывшие выпускники, которые сегодня уже академики и профессора, зашли в общежитие и заплакали: «Нам бы такие условия».

Но, к сожалению, не во всех ваших общежитиях такие же условия, как в этом. Но это тоже понятно, потому что все, что было построено в 1950-е, 60-е, 70-е годы, уже морально и физически устарело. Но, насколько мне известно, ремонты проводятся регулярные.

Как ректор сказал, большое число студентов в институте приехали из провинциальных городов, что, честно говоря, очень радует. Это все-таки здорово, что МФТИ поддерживает эту практику, «систему физтеха». Во-первых, собирают по всей стране талантливых ребят, что само по себе очень здорово, и обеспечивают возможность занятия исследовательской работой. В целом это охватывает, если я не ошибаюсь, 500 человек, да?

Н.Н.Кудрявцев: Исследовательская работа?

В.В.Путин: Да.

Н.Н.Кудрявцев: Больше. У нас все занимаются исследовательской работой. Старшие курсы все, а это уже две тысячи.

В.В.Путин: Николай Николаевич, как удалось привлечь талантливых ребят со всей России?

Н.Н.Кудрявцев: Во-первых, у нас работает заочная физико-техническая школа. Эта школа работает на бесплатной основе. Раньше это было так: вам присылается задание, вы его решаете, высылаете обратно, и студент или аспирант - ваш куратор высылает вам все замечания и таким образом ведет ученика. Составляют задание обычно преподаватели и аспиранты уже более высокого уровня. Сейчас мы также осваиваем электронную форму - через Интернет уже все это могут делать.

В этой школе обучаются старшие классы - 4 старших класса. Обучается где-то 15 тысяч человек по всей России.

В.В.Путин: Я не понял, это такая виртуальная школа?

Н.Н.Кудрявцев: Да, это виртуальная школа.

В.В.Путин: То есть ребята обучаются по всей стране?

Н.Н.Кудрявцев: Да, совершенно точно. Можно написать, и вы будете зачислены в эту школу. Там нет никаких вступительных экзаменов. Вы будете учиться, повышать свой уровень по физике и математике. То есть мы делаем как бы социальный лифт, чтобы в случае, если парень или девушка умные, вне зависимости от своих родителей, они могли бы найти свой путь.

Заканчивают эту школу обычно 4-5 тысяч человек - выпускной класс. К нам поступает четверть из выпускников, остальные - по всей России в другие вузы. Из студентов физтеха, кто здесь, половина эту школу закончили.

В.В.Путин: То есть по сути это подготовительные курсы?

Н.Н.Кудрявцев: Да. Можно и так назвать. Руководит школой наш выпускник, он же в свое время был победителем и членом национальной сборной по физике. Очень успешно руководит. Он молодой, ему еще нет 30 лет.

В.В.Путин: Здесь есть выпускники этой школы?

Н.Н.Кудрявцев: Да, поднимите руки, как говорится.

В.В.Путин: Много.

Студент: Даже есть те, кто в ней преподавал. Студенты на 1-2 курсе в качестве небольшой подработки работают преподавателями в той школе и сами проверяют задание школьников.

В.В.Путин: То есть когда поступаете в вуз, уже начинаете работать как преподаватели?

Студент: Это по желанию.

В.В.Путин: За деньги?

Реплика: Конечно же!

Н.Н.Кудрявцев: Эта школа финансируется федерально, не школьниками. Федеральная заочная физико-техническая школа.

В.В.Путин: Понятно. И сколько в ней учатся, год, да?

Н.Н.Кудрявцев: Можно 4 года. Но можно поступить и в 11-й, последний класс. Такое тоже бывает. Она работает больше 40 лет и очень успешно.

В.В.Путин: Сейчас, после компьютеризации школ в стране в целом, наверное, работа этой школы стала проще?

Н.Н.Кудрявцев: Дело в том, что мы сейчас находимся на этапе перелома и даже получили грант от нашего Министерства - перевод в электронную форму.

Здесь нужно разработать соответствующую программу, чтобы это было интерактивно, а не просто посылание электронных писем туда и обратно, чтобы это был некий диалог и так далее. То есть требуется некоторая работа, но я думаю, что мы уже близки к финишу.

В.В.Путин: Кстати говоря, в этом году мы будем внедрять федеральную целевую программу подготовки и поощрения молодых преподавателей. Она так и называется - «Программа по поддержке научно-педагогических кадров». В рамках этой программы будут выдаваться гранты молодым ученым.

И продолжим прежнюю систему грантов для молодых кандидатов и для молодых докторов наук. Для молодых кандидатов наук ежегодный грант будет 600 тысяч рублей, а для молодых докторов наук - миллион рублей.

Н.Н.Кудрявцев: Это не то, что ему в карман пойдет. Это и на организацию, ведь он там как бы руководитель, и на инфраструктуру...

В.В.Путин: Почему в карман не пойдет? Отнимаете деньги?

Н.Н.Кудрявцев: Потому что надо инфраструктуру создавать у себя.

В.В.Путин: Как у вас с оборудованием?

Н.Н.Кудрявцев: На первой волне в конкурсе инновационных вузов мы победили с программой - высокие технологии, экономика и инновации. Это самая трудная часть инновационной цепочки - от научной идеи до пилотного образца, который уже интересен бизнесу или промышленности.

Мы имели два года финансирования за счет бюджета - по 210 млн рублей. 75% этих средств мы потратили на приобретение оборудования. От уникального (мы сделали три уникальных центра) до лабораторной - Вы увидите лабораторную. Мы зайдем еще, посмотрим.

В.В.Путин: Как у вас с оборудованием?

Н.Н.Кудрявцев: На первой волне в конкурсе инновационных вузов мы победили с программой - высокие технологии, экономика и инновации. Это самая трудная часть инновационной цепочки - от научной идеи до пилотного образца, который уже интересен бизнесу или промышленности.

Мы имели два года финансирования за счет бюджета - по 210 млн рублей. 75% этих средств мы потратили на приобретение оборудования. От уникального (мы сделали три уникальных центра) до лабораторной - Вы увидите лабораторную. Мы зайдем еще, посмотрим.

Остальные деньги мы потратили в основном на методические разработки.

Сейчас все-таки наблюдается разрыв поколений. Молодежь пошла работать в вузы, мы прилагаем большие усилия, но молодой возраст сейчас кончается 30-35 годами. И чтобы этот опыт не ушел, мы зафиксировали эти методические разработки. Это были две возможности получить деньги. Поэтому институт существенно преобразился в последнее время. Причем, я должен сказать, что, перед этим закупки были опять же в 1980 году, 1985-м - самое позднее. Где-то сотрудникам даже пришлось заново идти приобретать квалификацию. Но в основном мы опирались, конечно, на молодых.

В.В.Путин: А вот если вернуться к школе, о которой Вы сказали. Вы через эти школы привлекаете ребят к себе?

Н.Н.Кудрявцев: Да.

В.В.Путин: А напрямую экзамен сдают? И часть поступает в рамках ЕГЭ?

Н.Н.Кудрявцев: Три потока фактически существуют.

В.В.Путин: И как они распределяются?

Н.Н.Кудрявцев: Первый поток - ЕГЭ.

В.В.Путин: Много в рамках ЕГЭ? Сейчас, мы знаем, продолжается активная дискуссия по единому экзамену. Как Вы его оцениваете?

Н.Н.Кудрявцев: Я оцениваю так, что нужно дело делать. Здесь, по-моему, дискутировать уже поздно, если решения приняты, и они, на мой взгляд, взвешенные. У нас образовательная среда консервативная - это хорошо. Было много людей, которые осторожно к ЕГЭ относились. Что мы сделали? Мы в эксперименте по ЕГЭ с самого его начала приняли участие, чтобы подготовиться, и стали смотреть, как учатся ребята, которые поступили по ЕГЭ. Они учатся ничуть не хуже, чем те, кого мы принимаем по собственным экзаменам.

В.В.Путин: А здесь среди участников нашей встречи есть те, кто по единому государственному экзамену поступили?

Студент: Да, я поступал по ЕГЭ, у меня было 100 по физике и 100 по математике.

В.В.Путин: Вы откуда?

Студент: Из Ростова-на-Дону.

В.В.Путин: И Вы прислали свои документы?

Студент: На самом деле я участвовал в физтеховских олимпиадах, которые аналогичны вступительным экзаменам, и у меня тоже был почти максимальный балл. Поэтому мне было несложно получить самый максимальный балл по ЕГЭ.

В.В.Путин: У Вас по всем предметам был максимальный балл?

Студент: По физике и математике.

Н.Н.Кудрявцев: По профилирующим.

В.В.Путин: А сама сдача единого экзамена какую-нибудь трудность для Вас представила?

Студент: Поскольку я готовился к физтеховским олимпиадам и к обычным школьным олимпиадам, то был готов и к ЕГЭ.

В.В.Путин: Какие Вы видите минусы в ЕГЭ?

Студент: Мне кажется, что иногда часть экзамена, которую проверяют люди, - они не всегда объективно проверяют. Мне повезло, можно сказать, а у некоторых знакомых были накладки.

В.В.Путин: Но в целом возможность поступления через единый государственный экзамен увеличивает число талантливых ребят, которые приезжают из провинции? Или это не имеет отношения?

Н.Н.Кудрявцев: Для нас - это расширение регионального фактора. Родители не всегда могут обеспечить своих детей возможностью приехать сюда в Москву сдавать экзамены, и наша география стала сужаться. Это тоже сказалось на качестве нашего приема. Мы это почувствовали.

В ЕГЭ есть всякие олимпиады. Мы очень активно участвуем в олимпиадном движении, расширили свою географию и сейчас принимаем с трех потоков: с ЕГЭ, собственного экзамена и олимпиады. Вот олимпиады: всероссийская и мы еще сами проводим их в 30 городах, то есть мы выезжаем навстречу нашим абитуриентам во все крупные центры. У нас сейчас даже все оценки номинированы в 100 баллах - и по олимпиадам, и внутренним, и по ЕГЭ.

В.В.Путин: Но вот Андрей сказал справедливо, есть там и минусы, нужно их как-то учитывать и совершенствовать, самое главное.

Н.Н.Кудрявцев: Это самая трудная задача. Некий элемент субъективности здесь действительно при оценке может быть. Это не тест.

В.В.Путин: Но они могут быть и при вступительных экзаменах.

Н.Н.Кудрявцев: Совершенно верно. Как засчитать - вот задачу решил на 70% или 90%? В этом проблема.

Студент: Есть еще проблема, когда несколько способов решения. В ЕГЭ они не всегда представлены проверяющим, поэтому они могут задачу не засчитать.

В.В.Путин: Хотя она решена корректно? Но это нужно учитывать, эти минусы, и совершенствовать систему.

А.А.Фурсенко: Мы сейчас как раз меняем. По математике со следующего года сделаем специальный шаг, мы работаем сейчас с математиками, чтобы немножко изменить систему. Не в этом году, а в следующем. И в принципе мы хотим выложить в Интернете весь набор задач, несколько тысяч, которые будут использоваться в рамках ЕГЭ. То есть все эти задачи должны быть известны, потому что, если мы считаем, что человек решил пять тысяч задач за свою школьную жизнь, то этого вполне достаточно для того, чтобы принять его. Поэтому бояться ничего не надо.

В.В.Путин: А если он не сам будет решать эти задачи?

А.А.Фурсенко: Какое это имеет значение, если он хотя бы запомнил, как кто-то другой решил?

В.В.Путин: Ну да. Исследовательской работой занимаются ребята?

Н.Н.Кудрявцев: Да, все старшекурсники, кто с третьего, кто с четвертого курса. Они здесь, их можно спросить.

В.В.Путин: Кто занимается, какой работой? Пожалуйста.

Студент: Я участвую в исследовательской работе в конструкторском бюро, которое разрабатывает малые спутники, с которым будет телемост в Королеве. Например, наши ребята работают в «Газпроме», тоже частично от института, и очень многие могут защищать эту работу как свою диссертацию - как бакалаврскую, так и магистерскую, и дальше работать в этом направлении. Я думаю, что почти все здесь присутствующие старшекурсники на базе кафедр и организаций тоже ведут исследовательскую работу. Это общепринятая практика.

В.В.Путин: Вы сотрудничаете с каким-то предприятием напрямую?

Студент: На базе кафедры я занимаюсь в Институте машиноведения, и там, в частности, наша кафедра занимается базами данных и очень важным приложением - теорией автомобильных потоков. То есть мы занимаемся построением теории для организации движения транспорта по Москве. Пока это находится не в самом удачном состоянии, но...

В.В.Путин: Да, мы это чувствуем. Вы действуете в правильном направлении, хотим пожелать успехов.

Студент: У меня уже есть несколько публикаций по этой тематике. Несмотря на то, что я только на четвертом курсе.

В.В.Путин: Вы занимаетесь и потоками, и космосом одновременно?

Студент: Да, можно успевать и то, и то.

В.В.Путин: А что интереснее?

Студент: Даже не знаю. Мои родители занимались космосом, поэтому туда почему-то тянет. А вот решение проблемы с транспортными потоками может очень помочь. Я сам вожу машину и чувствую, что это нужно сделать, а то водить очень плохо.

В.В.Путин: Да, иногда лучше и не выезжать.

Студент: Лучше жить в общежитии.

В.В.Путин: И правда.

Студент: Чем меньше людей ездят, тем проще.

В.В.Путин: Вот Вы сказали про спутники, какие-то аппараты уже запускали там, где вы принимали участие?

Студент: Нет, но сейчас идет разработка пилотного аппарата, который представляет квинтэссенцию современных технологий в спутникостроении, и который даст возможность российской космонавтике перейти от тяжелых аппаратов, которые строились раньше и сейчас строятся по тем же схемам, которые делают большие КБ в тысячу человек, две тысячи. Именно из-за большой сложности аппарат и строится до шести лет.

В.В.Путин: А главная проблема с этими аппаратами у нас сейчас какая?

Студент: Они тяжелые, и их мало. Насколько я знаю, у нас есть всего один космический аппарат, который выполняет задачи дистанционного зондирования.

В.В.Путин: Самое главное - это срок жизни, от этого зависит вся экономика.

Студент: Да, если мы сможем увеличить срок жизни вдвое, то это вдвое повысит доходность аппарата, потому что расходы будут практически такие же. Все это тоже решается. Мы считаем, что наш аппарат может быть построен коллективом из 50 человек против тысячи, весить в десять раз меньше и работать на несколько лет дольше. При этом он будет выполнять все те же самые функции, что и аппарат предыдущего поколения.

В.В.Путин: Вообще наша космонавтика должна быть более наукоемкой.

Студент: Да. Потому что у нас в космонавтике много специалистов прошлых лет, уже пожилых людей, и технологии довольно старые. Несмотря на то, что у нас такой серьезный задел в космонавтике, в ракетоносителях, достаточно долгое время было отставание именно по использованию этой штуки, спутникового хозяйства. И, несмотря на то, что мы вывели первого человека на орбиту, первый спутник связи построили американцы. С тех пор мы пытаемся компенсировать это отставание. И сейчас, за счет того, что у нас появились такие возможности, очень быстро вводить в это дело студентов, мы можем, наконец, нагнать. Создать аппараты мирового уровня, которые будут конкурировать и превосходить зарубежные аналоги. И делаться они будут целиком из отечественных комплектующих, это позволит как-то диверсифицировать это направление работы.

В.В.Путин: Сейчас мы уже значительно увеличили срок жизни отечественных аппаратов, на несколько лет, но этого все равно маловато. Еще лет на пять было бы неплохо. Вот наша комплексная задача¸ там и материалы, и...

Студент: Да, если откажет что-то одно, то потеряется, нет достаточного дублирования.

В.В.Путин: Это не вы там с американскими спутниками столкнулись, нет?

Студент: Нет, мы тут не причем.

В.В.Путин: Случайно получилось?

Студент: Ну, как сказать. Есть такой старый анекдот: американский шаттл столкнулся с метеоритом...

В.В.Путин: Это приличный анекдот? Ничего? А то пресса тут.

Студент: Сообщение для прессы: американский шаттл столкнулся с метеоритом и потерпел крушение. Экипажу советского метеорита выдана правительственная награда.

В.В.Путин: Реализовали, значит. Кто сейчас занимается какими исследованиями?

Студент: Я сейчас уже на 4 курсе, работаю в научно-образовательном центре нанотехнологий, который два года назад посетил Дмитрий Медведев. И сейчас у нас там много направлений исследований.

 

В.В.Путин: Это в Институте Курчатова?

Студент: Нет, это у нас здесь новый корпус - наш факультет и кафедра конкретно занимаются разработкой систем газовых полупроводниковых сенсоров. Это, конечно, довольно старая задача, люди этим давно занимаются. Но, тем не менее, есть некоторые проблемы, в частности, мы стараемся, чтобы наша система могла выделять вещества на фоне посторонних примесей вроде выхлопов автомобильных газов, которых сейчас много в атмосфере.

Также мы постоянно расширяем базу веществ. В общем, это может найти много промышленных применений, как на производстве, так и в системах безопасности.  И современные материалы, и современное оборудование нам в той задаче очень сильно помогают.

В.В.Путин: Если соединить  все ваши усилия, то наши спутники будут летать лет 20.

Вам известна программа, которую мы предложили года полтора-два назад о развитии нанотехнологий? И Фонд нанотехнологий тоже известен?

Студент: Да. Сейчас у нас в институте наш образовательный центр сильно развивается, и молодых сотрудников там намного больше, чем пожилых. То есть большая часть наших сотрудников - это студенты, средний возраст в районе 25 лет. Больше половины - это студенты, удалось их завлечь, найти для них интересное занятие.

В.В.Путин: Это совсем молодая отрасль, перспективная.

Студент: Руководят нами люди лет от 30 до 40.

В.В.Путин: Какие-то контакты с другими научными центрами есть у вас? Как построено ваше взаимодействие с коллегами в других центрах в Москве, на территории страны, может быть, даже за границей?

Студент: Часто наш научно-образовательный центр выполняет задачи исследования разных приборов, которые производятся другими центрами. Из-за того, что у нас есть современное и многофункциональное оборудование по микроскопии.

В.В.Путин: То есть вы предоставляете возможность кому-то другому на нем работать?

Студент: Да, мы предоставляем возможность на нем работать. И сейчас даже разрабатывается идея центров коллективного пользования, чтобы люди, у которых нет этого дорогостоящего оборудования, но они хотят что-то исследовать, могли бы принести это нам, и мы смогли бы исследовать этот образец во всех деталях.

В.В.Путин: А у вас есть допуск к оборудованию в других научных центрах?

Студент: Конечно же, есть, но это уже вопрос нашего руководства, которое контактирует с такими центрами.

В.В.Путин: Это я понимаю, но возможно ли, чтобы исследователи - студенты или ученые, которые здесь работают, - пользовались аппаратурой в других центрах, в том числе и в Академии наук, скажем?

Н.Н.Кудрявцев: Владимир Владимирович, в нормальной научной среде это не проблема.

В.В.Путин: Я спрашиваю, у вас-то это функционирует?

Н.Н.Кудрявцев:  Конечно. Любой руководитель, который работает в этой системе, знает соседей слева, справа и так далее, так что нет проблем.

В.В.Путин: Мы вчера только встречались с президентом Академии наук Ю.С.Осиповым, обсуждали эту тему. Он уверяет меня в том, что база Академии наук активно используется другими исследовательскими центрами, в том числе и вузами.

Н.Н.Кудрявцев: У нас Академия наук осталась единственным системным партнером после развала СССР. Из 96 базовых организаций, я думаю, у нас в Академии наук находится 43, то есть половина.

И внутри Академии такой обмен идет очень активно - на уровне конкретных руководителей.

В.В.Путин: У вас еще есть филиал в Киеве, да?

Н.Н.Кудрявцев: Да, в Киеве.

В.В.Путин: Это учебный филиал?

Н.Н.Кудрявцев: Он работает по следующей схеме. Мы принимаем ребят в Киеве, выезжает комиссия. Некоторые украинцы приезжают поступать сюда, и мы их, как говорится, тоже добавляем. Они учатся здесь четыре года, получают степень бакалавра, а на научную работу уезжают в Украинскую академию наук. Там 6 кафедр находится, это отделение работает в полную силу, наверное, с 1978 года. Вот в 1998 году были проблемы, даже думали: закрывать - не закрывать, но решили бороться и не закрыли. Филиал вполне востребован, и мы очень довольны украинскими ребятами.

В.В.Путин: Я, знаете, почему вас спрашиваю? Потому что как раз в нанопроекте одно из направлений деятельности - объединение всего позитивного, что есть хотя бы на постсоветском пространстве. Потому что те ученые, которые занимаются этой проблематикой в республиках бывшего Советского Союза, - как правило, где-то уделяется этому внимание, где-то просто средств не хватает - не востребованы у себя дома. Надо дать им возможность реализовать себя. Это будет приносить явно положительный результат для всего постсоветского пространства и для тех стран, где эти ученые живут и работают, и, естественно, для нас. То есть такое системное объединение усилий в такой системной проблеме, как нанотехнологии, будет приносить очень хорошие и серьезные результаты. Поэтому то, что у вас есть филиал, это такая инфраструктурная вещь, которую можно использовать по наиболее перспективным направлениям не только с точки зрения подготовки кадров, но и как исследовательскую базу.

Н.Н.Кудрявцев:  Владимир Владимирович, Физтех является ассоциированным членом международной организации Академии наук. Туда входят все академии наук бывших союзных республик за исключением прибалтийских. Пару раз в год собирается заседание, мы там все обсуждаем, и ассоциированные члены имеют возможность общаться. Фактически на Физтехе в меньшей степени представлены другие республики. У нас есть отделение в Белоруссии, но, к сожалению, оно сейчас пока находится в стадии консервации, в основном из-за отсутствия интереса с той стороны. А так из всех республик у нас учатся в основном члены национальной сборной по физике и математике. В основном по физике.

В.В.Путин: То есть талантливых ребят вы тоже приглашаете. Очень хорошо.

Н.Н.Кудрявцев:  Здесь еще надо сказать, что половина ребят из Украины становятся россиянами к концу обучения.

В.В.Путин: Это их выбор.

Н.Н.Кудрявцев:  Совершенно верно.

В.В.Путин: Ребята, ко мне есть какие-то вопросы? Или пойдем посмотрим лаборатории и то, что вы хотели мне показать?

Cтудент: Интересно, как государство будет в будущем поддерживать  инновационные технологические проекты на самой ранней стадии?

В.В.Путин: У нас целый набор инструментов поддержки этих проектов. Об одном из них я уже сказал - создан Фонд нанотехнологий. Существует целый набор федеральных целевых программ в сфере высоких технологий. Более того, то, что касается высоких технологий, несмотря на все сложности финансового характера текущего и, скорее всего, следующего года, мы при принятии решения о том, что является наибольшим приоритетом в условиях кризиса, сохранили все высокотехнологичные проекты - по космосу, по гражданскому и военному судостроению, по машиностроению у нас отдельный проект есть, и ряд других, я на память сейчас не помню. То есть все, что было высокотехнологичного, мы ничего практически не урезали. Небольшие сокращения есть, но они носят незначительный характер. Оставили практически все высокотехнологичные проекты по линии Министерства образования и науки. Это первое направление.

Второе - инвестиционные проекты. Здесь государство поддерживает отдельные высокотехнологичные инвестиционные проекты и будет поддерживать дальше. Это инвестиционное направление тоже сохраняется.

И, наконец, третье направление - это поддержка малого и среднего бизнеса, особенно в высокотехнологичных сферах. Мы приняли решение о том, чтобы создать особый режим поддержки при налогообложении именно малого и среднего бизнеса вообще, а что касается высоких технологий - в особенности. Для высоких технологий сделаны особые исключения и особые преференции.

Ну и все, что касается науки, о чем мы сегодня говорили - это также  поддержка кадров, все это вместе.

А.А.Фурсенко: Можно еще два слова?

В.В.Путин: Да, Андрей Александрович, пожалуйста.

А.А.Фурсенко: Программа, о которой говорит Владимир Владимирович, - это научно-педагогические кадры.

В.В.Путин: Это новая программа.

А.А.Фурсенко: Она начинается в этом году. Сейчас будет объявлен первый конкурс. Там очень большое количество направлений, причем там поощряется именно участие молодых людей. Поэтому обратите внимание, она на сайте представлена.

И второе - есть такой фонд довольно известный, Фонд содействия малым предприятиям в научно-технической сфере.  Несмотря на то, что пришлось кое-где сокращать финансирование, финансирование этого фонда не сокращено ни на копейку. Это означает, что поддержка малых предприятий, инициативных людей, которые готовы запустить проект через малое предприятие, она будет расширена по сравнению с прошлым годом очень существенно. По-моему, там финансирование будет увеличено по сравнению с прошлым годом на 30 с лишним процентов. Поэтому все те проекты, о которых вы говорите, они известны, в интернете посмотрите.

В.В.Путин: Я хочу еще вам сказать, что практически все наши действия, когда мы какие-нибудь решения принимаем, допустим, в сфере налогообложения - вот сейчас мы достаточно последовательно и активно двигаемся в области пенсионной реформы... Для вас это пока не актуально, но тем не менее имеет практическое значение. Сейчас скажу в чем. В целом пока это еще не реализовано, но намеченный шаг - это фактическое увеличение единого социального налога. Это будет не налог, это будут страховые отчисления. Отчисления как бы увеличиваются. Но для малых предприятий, работающих в инновационной сфере, мы сделаем исключение, и для них увеличения не будет. Это просто как пример.

И наконец, особые экономические зоны для развития высокотехнологичных проектов - они тоже остаются и будут функционировать. Так что целый набор инструментов, который был создан за последнее время, мы будем поддерживать, совершенствовать и внедрять новые инструменты. Это то, что делается государством. А что касается поддержки частных компаний, то, мне кажется, что вашему вузу как раз жаловаться не приходится. Контакты большие, прямые. Многие руководители компаний - они, кстати, будут присутствовать сегодня на нашем совещании - не просто формально, но фактически присутствуют в вузе и даже преподают, а студенты проходят стажировки на этих предприятиях. Так что это очень хорошая форма, будем надеяться, что она тоже будет развиваться. Хотя, конечно, в условиях сегодняшнего дня многим компаниям приходится несладко и, наверное, это так или иначе отражается на их взаимодействии с высшей школой.

Студент: Владимир Владимирович, я просто хочу еще раз проблему описать... Высокотехнологические проекты. Сейчас мы видим, что они не могут найти должного финансирования в каких-то структурах. С одной стороны, из фонда поддержки развития малого предпринимательства - это маленькие деньги, 700 тыс. рублей в год, а с другой стороны, компания "Роснано", например, дает слишком большие, но они просто туда не подходят.

В.В.Путин: Вы знаете, если Вы полагаете, что раньше было легко найти финансирование, то ошибаетесь. Современные условия как раз, может быть, в некотором смысле и больше шансов могут дать. Почему? Потому что сегодня, как никогда, востребованы новые технологии. Ну, скажем, в сфере энергосбережения. Сегодня, когда ресурсов, финансовых ресурсов не хватает для того, чтобы быть конкурентоспособным, нужно быть эффективным. И любые высокотехнологичные проекты, повышающие эффективность производства - они будут востребованы. В этом я даже не сомневаюсь. И сегодня, может быть, быстрее, чем вчера, когда на это не обращали внимание. Потому что от повышения конкурентоспособности будет зависеть выживаемость. Все воспринимается острее, и такие предложения - они будут востребованы. Ну, а трудности, конечно, были, есть и будут всегда.

Студент: Николай Николаевич уже говорил, у нас большинство студентов - приезжие из регионов. Мы получаем здесь хорошее образование. Но чтобы молодым специалистам дальше идти в высокотехнологичное производство или работать в институте преподавателем, встает большой вопрос - где жить? Можно ли услышать Ваше мнение, совет, может быть?

В.В.Путин: Это самый острый вопрос и для молодых ученых, и для молодых специалистов. Это всегда ответственный выбор. Что касается государственных усилий, то существует программа "Жилище". Там существуют программы, связанные с молодыми специалистами, молодыми семьями, которым на основе софинансирования между Федерацией и регионом предоставляются жилищные кредиты. Сейчас, конечно, это усложнилось, без всяких скидок, можно сказать. Но это все, тем не менее, функционирует. И если вы сегодня уже имеете какие-то отношения с предприятием, на котором собираетесь работать, то и с этим предприятием можно этот вопрос прорабатывать. И предприятие может поучаствовать в организации жилищного кредита. Это реальная вещь. Хотя, в современных условиях - не простая, имея в виду, что стоимость кредита увеличена. Но она, надо признать, не может не быть увеличена, имея в виду, что у нас инфляция 13%. Кредит не может быть меньше инфляции. То есть, в известном смысле - может, но ставка рефинансирования... И в отдельных регионах такое софинансирование очень значительно. Вот это самый прямой путь. Или - напрямую с предприятием.

Н.Н.Кудрявцев: Владимир Владимирович,  если предприятие очень заинтересовано в работе конкретного выпускника, и пока не может ему купить квартиру, оно обычно обеспечивает съем квартиры - как первый этап вхождения. 

В.В.Путин: Да, но это временное решение. Молодому человеку, как правило, нужно свое жилье, чтобы семью создать.

Н.Н.Кудрявцев: С другой стороны, девушек в Москве тоже очень много красивых...

В.В.Путин: Все-таки, наверняка, Антону, как и любому другому молодому человеку, хочется быть в состоянии самому решать эти проблемы. Это правильное направление мысли. Но самый кардинальный способ решения проблемы - это активная трудовая деятельность, достойный заработок, и на этой основе - приобретение жилья.

Студент: К школьной теме... Я много репетиторствую, и у меня есть такой случай. Ученица в 11 классе, и у нее совсем нет физики.

В.В.Путин: Нет физики? Вообще нет физики? Интересно! А что у нее есть?

Студент: Есть экономика. Это школа при Высшей школе экономики. У нее выбор поступления - между Высшей школой экономики и Физтехом. И чтобы поступить в Физтех , ей надо сдать ЕГЭ. А чтобы сдать ЕГЭ, надо чтобы у нее была физика. Поэтому она нашла учителя в этой же школе, чтобы он ей преподавал физику. Но как другие, которые не подсуетятся? Человек в школе, он не знает до конца, как дальше идти, может только в 11 классе он решит поступать в Физтех или какой-то другой физический вуз.

В.В.Путин: Понятно. Для меня это абсолютно неожиданно и странно. Потому что мне всегда казалось, что базовое образование должно быть основано на общих стандартах. И то, что у нас при получении базового среднего образования в этих школах не дают общих знаний по основным дисциплинам - это совершенно неожиданно для меня. Это скорее вопрос к Министру образования и науки, но мы с ним отдельно поговорим на этот счет, может быть даже не в этой аудитории. Даже не знаю, как это объяснить. Наверное, считается, что они в этой школе уже получили весь необходимый объем знаний, а потом идет какая-то специализация. Я-то считаю, что до конца должны изучать базовые дисциплины - и математику, и физику. Но логика простая, наверное, - если вы уже получили базовое образование и хотите дальше совершенствоваться в определенной области, вы можете остаться в этой школе, а можете перейти в другую. Видимо, логика такая. Но в наших условиях это непросто, видимо, сделать, с учетом местожительства. Нужно же еще куда-то ездить. Это даже для старшеклассников непросто. Поэтому, думаю, что такие образовательные системы нуждаются в совершенствовании, аккуратненьком.

Студент: Мне просто казалось, что выбор - вплоть до 11 класса - уж точно должен быть.

В.В.Путин: Конечно. Я с Вами согласен. Для меня это стало неожиданным. Повторяю: видимо в связи с тем, что базовые знания уже считаются полученными, а там дальше дело идет к специализации. Хочешь - специализируйся, не хочешь - переходи в другую школу. Но даже в условиях Москвы это сделать непросто. Уже не говоря о периферии, - иногда это просто невозможно, наверное. Это вопрос, конечно, Министерства.

А.А.Фурсенко: Вопрос профильной школы. Я думаю, скорее всего, это девочка эту школу выбрала. Она выбрала эту школу потому, что в тот момент хотела идти на экономику. И поэтому эта школа при «вышке», по-моему, там 10-11 класс - профильная школа именно этого направления. Другое дело, что, наверное, сегодня, когда есть ощущение, что экономика - это не все в нашей жизни, так сказать, возникли какие-то другие соображения. Проблема выбора опасна потому, что...

В.В.Путин: Проблема выбора, естественно, всегда существует. Выбор должен сделать сам человек, но все-таки государство должно обеспечивать стандарты.

А.А.Фурсенко: Стандарты обеспечены - до 9-го класса даются базовые знания по физике. Владимир Владимирович, как Вы знаете, мое образование немножечко в другую сторону было. Я тоже считаю, что физику нужно учить до 11-го класса, как и математику, но это позиция, в том числе, и этой школы. И эти ребята выбрали именно эту школу потому, что там не было физики, а была экономика, гуманитарные специальности и так далее.

Студент: Она выбрала, а в сентябре узнала ситуацию.

В.В.Путин: Потом передумала.

А.А.Фурсенко: И я думаю, что поступала с большим трудом в эту школу.

В.В.Путин: Вы знаете, дело в чем - дело в том, что люди в этом возрасте до конца еще не могут определить. Это так. И в случае со знакомой Ильи - девушка молодая совсем, да? Сегодня у нее одни приоритеты, завтра - другие. А физику уже не преподают. Не знаю, правильно ли это. Нам нужно подумать над этим.

Студент: Просто я сам обучался в специализированной школе - физматшколе в Новосибирске. Здесь многие тоже обучались там. И там в принципе давали базовые знания по экономике, по многим предметам. Даже на гуманитарные факультеты у нас поступали...

В.В.Путин: Конечно. И у вас до конца была, там, литература, история...

Студент: Вся база была полностью.

В.В.Путин: Пример, который Вы привели, конечно, с перебором. Это перебор, с точки зрения окончательного выбора.    Человек не может отойти от выбора, хотя школу еще не закончил. Не думаю, что это обоснованно. Но правила такие, что дают школе поступать подобным образом - нужно посмотреть на уровне министерства. Спасибо, что обратили внимание на этот момент.

Какие еще вопросы есть?

Студент: Владимир Владимирович, смотрите, у нас есть довольно много вузов в России и среди них есть вузы, занимающиеся, скажем так, элитным образованием...

В.В.Путин: Плохое слово - элитное...

Студент: Хорошо - лучшее образование...

В.В.Путин: Углубленное.

Студент: И есть единый государственной экзамен, есть олимпиады, олимпиадное движение. Как Вы видите, развитие этих двух параллельных вещей, одна - отбирает лучших из лучших, а вторая обеспечивает выбор и покрытие большого числа людей?

В.В.Путин: Мне кажется, что обе имеют право на существование. Андрей же говорил, что он сам сдавал единый экзамен, но сразу же увидел в нем определенные изъяны. Естественно, базовое ведомство, в данном случае Министерство образования, должно будет учитывать такие вещи и совершенствовать саму систему ЕГЭ. Но это не исключает того, что можно и нужно осуществлять поиск талантливых людей с помощью олимпиад и подобных конкурсов. Это используется сегодня, используется весьма эффективно. И не только вашим институтом - МФТИ - используется университетом московским, петербургским университетом, да и всеми практически ведущими вузами. Это дает возможность уже на ранней стадии выявить примерно контингент, который нужен тому или иному учебному заведению. Потом, это все-таки конкурс, олимпиада, элемент творчества - это всегда полезно. Я думаю, что мы должны и будем это поддерживать.

Студент: Есть некоторая ориентация людей на госэкзамен, а не на широкое и глубокое знание предмета - скажем так, на двух стульях сидеть сложно...

В.В.Путин: Ну да. Тем не менее, как здесь уже было сказано, система ЕГЭ дает возможность пошире посмотреть на всю страну. А система олимпиад, как бы качественно она ни была выстроена, носит все-таки избирательный характер и не дает возможность раскинуть эту сеть по всей стране. Поэтому, как мне кажется, сочетание того и другого направления - это правильно. Плюс - ведущим вузам предоставляется возможность напрямую проводить собеседования с возможными будущими студентами, с абитуриентами. Это тоже востребовано. Мне кажется, что ненужно зацикливаться на чем-то одном. Нужно выбирать такой инструментарий, который позволит высшим учебным заведениям отбирать наиболее талантливых людей, которые действительно хотят получить ту или иную специальность. Имеют склонность к определенному роду деятельности, а не идут просто потому, что так модно или по каким-то дежурным соображениям.

Все?! Я хочу пожелать вам успеха, ребята! Спасибо вам большое.