ПРЕСС – РЕЛИЗ*
На заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 апреля 2012 года планируется рассмотреть следующие вопросы:
1. О сценарных условиях долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года
Сценарные условия разработаны на вариантной основе. В документе выделяются два основных сценария социально-экономического развития в долгосрочной перспективе - консервативный и инновационный, которые исходят из:
Консервативный сценарий (энерго-сырьевой) предусматривает укрепление сырьевой специализации России в мире за счет реализации конкурентного потенциала России в энергетике и транспорте, активную модернизацию топливно-энергетического и сырьевого секторов при сохранении относительного отставания в гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслях экономики.
Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2011-2030 гг. прогнозируются на уровне 3,6%, промышленного производства - 3,4%, инвестиций в основной капитал - 5,3%, реальной заработной платы - 4,3%, оборота розничной торговли - 4,1%.
Данным вариантом предполагается обеспечение сбалансированности федерального бюджета после 2015 г.
Инновационный сценарий предлагается в качестве целевого варианта прогноза и предполагает использование конкурентных преимуществ российской экономики в новых наукоемких секторах, «экономике знаний», усиление инвестиционной и инновационной направленности экономического роста, укрепление позиций России в мировой экономике, а также создание современной транспортной инфраструктуры, модернизацию энергосырьевого комплекса и масштабное изменение структуры российского экспорта.
Среднегодовые темпы прироста ВВП в 2011-2030 гг. прогнозируются на уровне 4,4%, промышленности - 4,0%, инвестиций в основной капитал - 6,4%, реальной заработной платы - 5,2%, оборота розничной торговли - 4,8 процента.
Прогнозируется сокращение среднегодовой инфляции с 4,8% в 2012 г. до 3% в 2030 г., при этом предусматривается опережающий рост цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий.
Данным вариантом предполагается существенное повышение параметров эффективности экономики: производительность труда возрастет к 2030 г. в 2,5 раза к уровню 2010 г., доля экономики знаний, машиностроения, сектора телекоммуникаций и связи в ВВП - в 1,8 раза, энергоемкость ВВП - снизится на 46%. По размеру экономики Россия переместится с шестого места в 2011 г. на пятое в 2014-2021 гг., ее доля в мировой экономике возрастет с 3,0% в 2010 г. до 3,7% ВВП в 2030 г.
Реализация инновационного сценария предполагает сохранение дефицита федерального бюджета в 2015-2030 гг. на уровне 1,2-0,9% ВВП, рост государственного долга к 2030 гг. до 25-30% ВВП.
Также разработан сценарий форсированного роста, который характеризуется более благоприятными демографическими трендами, повышенной нормой накопления, интенсивным притоком капитала, а также ростом долгов частного сектора и высокой макроэкономической несбалансированностью, при этом среднегодовые темпы роста ВВП составят 4,7 процента.
Дополнительный экологический вариант инновационного сценария исходит из значительного усиления требований к экологичности экономического развития (в том числе в рамках Киотского протокола), что может привести к снижению ежегодных темпов роста экономики после 2020 года на 0,3-0,5 процентных пунктов.
2. О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровнях цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов
В сценарии уточнена оценка на 2012 г. отдельных макроэкономических показателей по сравнению с аналогичными данными уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.
В частности, уточнен в сторону повышения прогноз цены на нефть марки «Urals» (со 100 до 115 долл. за баррель), оборота розничной торговли (с 5,5 до 6,3%), реального эффективного курса рубля (с 0,2 до 4,4%), понижена оценка темпов прироста ВВП (с 3,7 до 3,4%), инвестиций в основной капитал (с 7,8 до 6,6%), среднегодового уровня инфляции (с 5,3% до 4,8 процента).
Умеренно-оптимистичный вариант сценарных условий предлагается в качестве основного для разработки параметров федерального бюджета на 2013 - 2015 гг. Указанный сценарий отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на стимулирование экономического роста и модернизации за счет улучшения инвестиционного климата, роста конкурентоспособности, повышения эффективности бюджетных расходов и предполагает проведение преобразований в секторе развития человеческого капитала и науки, направленных на развитие инноваций.
Прогнозируется, что цена на нефть марки «Urals» составит 97 долл. за баррель в 2013 г., 101 долл. за баррель в 2014 г. и 104 долл. за баррель в 2015 г.
Объем ВВП ожидается на уровне 65,8 трлн рублей в 2013 г. (прирост составит 3,8%), 73,4 трлн рублей в 2014 г. (4,4%) и 81,5 трлн рублей в 2015 г. (4,7 процента).
Прогнозируется ускорение темпов прироста инвестиций в основной капитал с 6,4% в 2013 г. до 7,8% в 2015 г. и оборота розничной торговли - с 5 до 5,7%.
Объемы промышленного производства увеличатся на 3,4% в 2013 г., на 4,1% в 2014 г. и на 4,2% в 2015 г.
Прирост реальных располагаемых доходов населения составит 4,5% в 2013 г. (в т.ч. прирост реальной заработной платы - 5,4%), 5,3% в 2014 г. (6,3%) и 5,2% в 2015 г.
Прогнозируется, что инфляция снизится до уровня 4,5-5,5% в 2013 г. и не превысит 4-5% в 2014 - 2015 гг.
Консервативный вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности отечественных товаров по отношению к импорту, более низкие расходы на развитие инфраструктурного сектора, проведение более жесткой бюджетной политики, связанной со стагнацией государственного инвестиционного спроса и более низкими темпами роста заработных плат бюджетников и военнослужащих. Годовые темпы роста экономики в 2012 - 2015 гг. оцениваются на уровне 3,1-4,1%, что в среднем на 0,4 процентных пункта ниже, чем в умеренно-оптимистичном сценарии.
Дополнительный вариант А предусматривает резкое снижение цен на нефть в 2013 - 2015 гг. до уровня 82-85 долл. за баррель, а также падение спроса на товары российского экспорта, в том числе на газ. В результате даже в случае отсутствия негативных шоков, связанных с массивным оттоком капитала и резким сжатием кредита, будет иметь место значительное ослабление курса рубля и всплеск инфляции до 8-10%. В таких условиях рост российской экономики в 2013 - 2015 гг. оценивается на уровне 2-4%.
Дополнительный вариант С характеризуется сохранением высоких цен на нефть (на уровне 125 долл. за баррель в 2012 - 2013 гг. и 115-120 долл. за баррель в 2014 - 2015 гг.). Прирост ВВП в 2013 - 2015 гг. составит 4,1-4,7%.
3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»
Проект федерального закона внесен Минфином России.
Законопроект подготовлен на основе результатов исполнения федерального бюджета в I квартале 2012 г., оперативной информации об исполнении федерального бюджета за январь-март 2012 г. и ожидаемых итогов социально-экономического развития в 2012 г.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» в части показателей, утвержденных на 2012 – 2014 г.
Законопроект сформирован на основе следующих показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 г.:
Показатель |
2012 г. | |
Закон о бюджете | Уточненный прогноз | |
ВВП, млрд. руб. |
58 683,0 |
60 590,0 |
Цена на нефть марки «Юралс» (долл. США/бар.) |
100,0 |
115,0 |
Индекс потребительских цен (дек/дек) |
6,0 |
6,0 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США |
28,7 |
29,2 |
Фонд заработной платы (млрд. рублей) |
14 472,0 |
14 750,0 |
Законопроектом предлагается утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2012 г., уточненные с учетом изменения ожидаемых итогов социально-экономического развития в 2012 г.:
млрд рублей
Показатель |
Закон о бюджете |
Законопроект |
Доходы - всего |
11 779,9 |
12 677,0 |
% к ВВП |
20,1 |
20,9 |
Нефтегазовые доходы |
5 574,9 |
6 383,3 |
Ненефтегазовые доходы |
6 205,0 |
6 293,7 |
Расходы |
12 656,4 |
12 745,1 |
% к ВВП |
21,6 |
21,0 |
Дефицит |
-876,6 |
-68,1 |
% к ВВП |
-1,5 |
-0,1 |
Законопроектом предлагается утвердить расходы федерального бюджета на 2012 г. в сумме 12 745,1 млрд рублей, что на 88,7 млрд рублей больше показателя, утвержденного Законом о бюджете.
Кроме того, Минфином России предлагается к распределению экономия бюджетных средств в объеме 46,9 млрд рублей, в том числе по инвестиционным расходам (в связи с отсутствием необходимой документации), по обслуживанию внутреннего государственного долга, по исполнению государственных гарантий.
Таким образом, дополнительные бюджетные ассигнования в сумме 135,6 млрд рублей Минфином России предлагается направить на следующие мероприятия.
1. 43,4 млрд рублей – социальное обеспечение отдельных категорий граждан и улучшение качества жизни населения, из них:
2. 15,6 млрд рублей – повышение оплаты труда и денежного довольствия, из них:
3. 12,0 млрд рублей – информатизация, из них:
4. 21,2 млрд рублей – модернизация, материально-техническое переоснащение и капитальный ремонт, из них:
5. 9,3 млрд рублей – взносы в международные организации и проведение мероприятий международного значения, из них:
6. 15,0 млрд рублей – расходы инвестиционного характера, из них:
7. 19,1 млрд рублей – иные расходы федерального бюджета, из них:
4. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона представлен Минрегионом России.
Постановлением Конституционного Суда «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С.Епанечникова и Е.Ю.Епанечниковой», которым статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие Жилищного кодекса) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.
В Определении Конституционного Суда указано, что введение в действующее законодательство статьи 7 Федерального закона было обусловлено задачей защиты прав тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя, оказались пользователями жилой площади, принадлежащей другому наймодателю, не являющемуся их работодателем, что исключало возможность использования этих помещений в качестве общежитий и, соответственно, выселения проживающих в них граждан по основаниям, предусмотренным для выселения из специализированного жилищного фонда.
Фактически это привело к изменению правового статуса граждан и тем самым потребовало изменения правового режима занимаемых жилых помещений.
Действующая редакция статьи 7 Федерального закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями в общежитиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), и переданных в ведение органам местного самоуправления.
Норма статьи 7 Федерального закона не содержит ограничения распространения правового режима социального найма на пользование жилыми помещениями в общежитиях по дате передачи жилых домов, использовавшихся в качестве общежитий, в ведение органов местного самоуправления: до или после введения в действие Жилищного кодекса.
Вместе с тем, в правоприменительной и судебной практике статья 7 Федерального закона рассматривается, как не позволяющая применять нормы Жилищного кодекса о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления после 1 марта 2005 г., то есть после введения в действие Жилищного кодекса, а также, если граждане были вселены в такие жилые помещения после указанной даты.
Предлагаемое законопроектом изменение редакции статьи 7 Федерального закона направлено на устранение неопределенности в вопросе применения нормы закона во времени и позволит исключить неверное ее толкование в правоприменительной практике.
5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 73 Уголовного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона внесен Минюстом России.
По результатам совещания Совета Безопасности предусмотрено проработать вопрос об ограничении возможности применения условного осуждения при рецидиве преступлений и (или) совершения тяжкого преступления к лицам, повторно совершившим преступления в период испытательного срока при условном осуждении, а также в течение оставшейся неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении.
Проектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс, устанавливающие основания для невозможности назначения условного наказания:
Предлагаемые законопроектом меры обусловлены возрастающим количеством тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных осужденными в период испытательного срока либо в течение неотбытой части наказания, и направлены на повышение эффективности борьбы с рецидивной преступностью.
6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Проект федерального закона внесен Минобрнауки России.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части определения порядка образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и порядка осуществления ими отдельных государственных полномочий.
Законопроектом предлагается закрепить норму о формировании указанных комиссий высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В части осуществления комиссиями отдельных государственных полномочий законопроектом предлагается установить, что по вопросам, отнесенным к их компетенции, комиссии принимают постановления, которые обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
7. О проекте федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей»
Проект федерального закона внесен Минобрнауки и МИДом России.
Договор между Российской Федерацией и Французской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей подписан 18 ноября 2011 г. в Москве.
Договор направлен на создание юридической базы для развития сотрудничества между двумя странами в области усыновления (удочерения) детей. Основная цель – обеспечить интересы детей, передаваемых на международное усыновление (удочерение). В основе Договора лежат принципы и положения Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) от 29 мая 1993 г.
8. О проекте федерального закона «О принятии поправок к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, одобренных постановлениями Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития от 30 сентября 2011 г. № 137 и от 30 сентября 2011 г. № 138»
Проект федерального закона внесен Минэкономразвития и МИДом России.
Согласно статье 1 Соглашения Европейский банк реконструкции и развития осуществляет свою деятельность в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Монголии.
30 сентября 2011 г. постановлением № 137 Совет управляющих ЕБРР одобрил поправку к статье 1 Соглашения, расширяющую географический мандат банка на регион Южного и Восточного Средиземноморья (Марокко, Египет, Тунис, Иордания).
С тем, чтобы ЕБРР мог начать свою деятельность в новом регионе, не дожидаясь принятия указанной поправки к статье 1, постановлением № 138 Совет управляющих также одобрил поправку к статье 18 Соглашения, позволяющую использовать средства специальных фондов, находящихся под управлением банка, в любой стране-члене ЕБРР, а не только в странах операций.
В соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» поправки к Соглашению подлежат принятию в форме федерального закона.
9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся морского и речного транспорта
Проект постановления внесен Минтрансом России.
Проектом предлагается внести изменения в положения о Минтрансе России, Росморречфлоте и Ространснадзоре, а именно:
10. О внесении изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Проект постановления внесен Минприроды России.
Проект постановления разработан в целях установления полномочий Минприроды России по утверждению требований к схеме размещения искусственного участка земли на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (или части его), а также к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка.
Принятие проекта постановления создаст правовые основания для подготовки документации по обоснованию принятия решений о создании на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и их комплексного освоения.
11. О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации
Проект постановления внесен Минэкономразвития России.
Проект направлен на реализацию Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов" и предусматривает определение уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок и критерии отбора оператора Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, а также порядок формирования и ведения реестра.
В соответствии с проектом постановления Минэкономразвития наделяется полномочиями по изданию нормативных правовых актов, определяющих порядок и критерии отбора оператора реестра, порядок формирования и ведения реестра, порядок и сроки включения сведений в реестр юридическими лицами и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, перечень сведений о фактах деятельности юридических лиц, включаемых в реестр, а также порядок, сроки и стоимость размещения указанных сведений в сети Интернет.
12. О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации (в части приведения пункта 5.2.2877 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
Проект постановления внесен Министерством экономического развития.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 статьи 22 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» части 7 и 8 статьи 28 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» излагаются в новой редакции.
Проектом постановления предполагается привести пункт 5.2.2877 Положения о Министерстве экономического развития в соответствие с новой редакцией частей 7 и 8 статьи 28 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
13. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации
В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» положения о Минздравсоцразвития, Росздравнадзоре и ФМБА дополняются нормами, предусматривающими осуществление ими полномочий в сфере охраны здоровья (всего 105 полномочий), в том числе по:
Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» за Минздравсоцразвития закрепляется полномочие по утверждению порядка изготовления и распределения бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств и психотропных веществ.
На основании Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Минздравсоцразвития наделяется полномочием по утверждению порядка прохождения медицинского осмотра лица, желающего пройти спортивную подготовку, и перечня медицинских противопоказаний к участию в спортивных мероприятиях с учетом особенностей соответствующих видов спорта.
Проект постановления разработан с целью приведения положений о Минздравсоцразвития, Росздравнадзоре и ФМБА в соответствие с изменениями законодательства.
14. О внесении изменения в Положение о Федеральном дорожном агентстве
Проект постановления внесен Минтрансом России.
Проектом постановления предлагается наделить Федеральное дорожное агентство полномочием обращаться от имени Российской Федерации с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на автомобильные дороги федерального значения, земельные участки в границах полос отвода указанных автомобильных дорог, а также на земельные участки, изъятые в установленном порядке для размещения автомобильных дорог федерального значения.
15. О выдаче правительству Сахалинской области на основании судебных решений государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области
Проект распоряжения внесен МЧС России.
В результате землетрясения, произошедшего 2 августа 2007 г. на территории Невельского района Сахалинской области, пострадало население, нанесен значительный материальный ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и федеральной собственности, лишились жилого помещения 7 761 человек (3 406 семей).
В соответствии с распоряжениями Правительства России правительству Сахалинской области ранее было выдано 2 117 государственных жилищных сертификатов для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате землетрясения.
Проектом распоряжения предусматривается выдать в 2012 г. правительству Сахалинской области три государственных жилищных сертификата (во исполнение судебных решений и по результатам рассмотрения представленных правительством Сахалинской области обосновывающих документов) для предоставления их гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации.
Москва,
25 апреля 2012 года
* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Президиума Правительства Российской Федерации.