Выступление В.В.Путина на заседании:
Я прежде всего хочу сказать, уважаемые коллеги, что мы с вами эту тему обсуждаем долго. Да, собственно говоря, даже первый шаг… Когда он был сделан? Лет семь назад. Мы считали, что мы разделили эти полномочия достаточно глубоко. И тогда тоже, кстати говоря, Дмитрий Николаевич Козак этим самым активным образом занимался. Но уже тогда стало ясно, что этого недостаточно, и, по сути, этот процесс так в вялотекущем режиме и продолжался. И то, что Дмитрий Анатольевич в последнее время активизировал его, эта сегодняшняя дискуссия, открытая такая, очень интенсивная дискуссия, показывает, что сделано это было Президентом абсолютно своевременно.
В этой связи я хотел просто пройтись по проектам документов, но позволю себе некоторые такие лирические отступления, поскольку здесь коллеги уже и Франклина Делано Рузвельта вспомнили, и пошли по таким несколько капитальным вопросам. В этой связи хотел бы сказать, что Рузвельт в условиях такой великой депрессии, как называли спад производства в США в 1930-е годы, действительно регулярно раз в неделю выступал по радио и с самыми разными темами. Самыми разными, а не только с темой трудовых отношений. Но главная цель была совершенно в другом – он занимался общенациональной психотерапией, для того чтобы внушить гражданам страны уверенность в завтрашнем дне. Тогда не было ни телевидения в сегодняшнем понимании этого слова, ни тем более интернета. У нас есть различные средства, работа с общественными организациями, с обществами… Конечно, нельзя сказать, что мы ими эффективно пользуемся, и нужно наращивать эти наши усилия.
Что касается содержания некоторых вопросов, здесь уже коллеги из Правительства ответили нашим руководителям регионов. Налог НДС, налог с продаж, оборотный… Я сейчас не буду вникать в эти субстанции: они непростые. Налог с оборота – это вообще не налог совсем, это такой оброк, скорее всего. И когда-то он, может быть, был востребован. Конечно, абсолютно прав Евгений Степанович (Е.С.Савченко – губернатор Белгородской области), когда говорит о важности дорожного строительства, но мы с вами только что создали дорожные фонды – федеральный и региональные и просчитали источники поступления денег в дорожные фонды. Они просчитаны, и налог, и эти фонды будут наполняться – напомню, с правом регионов передавать часть этих поступлений в муниципальные бюджеты и с созданием там соответствующих дорожных фондов. Более того, некоторые из присутствующих здесь коллег прямо ко мне обращались (я уже об этом публично говорил) и говорили о том, что там столько будет денег, что мы не сможем их освоить на цели дорожного строительства, – разрешите нам, дайте нам право использовать на другие цели. Послушайте, давайте мы сначала тогда запустим этот механизм, который должен работать с 1 января следующего года, освоим эти средства, посмотрим, как это работает, а потом нужно будет, наверное, и можно делать какие-то выводы и готовить следующие шаги. Это в части, касающейся дорожного строительства, НДС и оборотных налогов с продаж.
Кстати говоря, вы же это хорошо знаете, мы очень напряжённый бюджет принимаем, 2012-й, 2013-й, 2014 – до 2020 года у нас огромные расходы предусмотрены на оборону, на безопасность. Гособоронзаказ один только 20 трлн! Там каждая копейка посчитана! Если мы снизим, скажем, НДС хоть на 1%, то выпадающие доходы мы за счёт чего получим? Или мы будем сокращать эти программы? А ещё мы будем финансировать повышение заработных плат для военных и других силовых структур в следующем году и в 2013-м. За счёт чего мы будем пенсии индексировать с вами при дефиците Пенсионного фонда? Это всё нужно очень внимательно посчитать. Я вообще ничего не исключаю из того, что здесь прозвучало, но всё нужно самым внимательным образом просчитывать.
Теперь по поводу фельдшерско-акушерских пунктов и так далее. Естественно, есть общие стандарты. Мы же сейчас внедряем с вами новую систему, связанную с модернизацией здравоохранения, с новыми стандартами. Стандарты должны быть одинаковые для всей страны – как в Перми, так и в Москве, как в Тюмени, так и в Краснодаре, в Новосибирске, в Омске и в Красноярске. Надо стремиться к тому, чтобы люди, где бы они ни проживали, на любой территории Российской Федерации, в деревне или в крупном городе, пользовались одинаковыми стандартами. Ясно, что ещё далеко до этого, но именно к этому надо стремиться и нужно, чтобы был орган, который мог бы это контролировать. Можно, конечно, и нужно делегировать и в муниципалитеты определённые полномочия. Но так же, как нельзя делегировать определённые полномочия без денег в регионы, так же нельзя без денег делегировать полномочия и в муниципалитеты: ещё хуже будет!
Теперь по проекту документа. Просто по пунктам, всего здесь содержательных 15 пунктов, у меня по восьми есть определённые…не соображения, знаете, уважаемые друзья и коллеги, это даже не предложения, это просто мысли вслух, для того чтобы мы все с вами подумали.
Пункт первый: Государственный ветеринарный надзор и Федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор. Знаете, есть правила, которые должны быть единообразно понимаемы везде, по всей территории страны, первое. Второе – Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, это не значит, что мы должны злоупотреблять этими инструментами, но во всём мире эти инструменты используются для защиты внутреннего рынка в рамках действующих в ВТО правил. Надо просто подумать над этим.
Далее, санитарно-эпидемиологический надзор, государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий. Качество и безопасность – это общенациональные задачи, как мне представляется. Это не значит, что органы на местах, в регионах не могут этого делать, но просто надо подумать над этим ещё раз.
Технический надзор. Вы знаете, я бываю практически везде, где у нас, к сожалению, случаются катастрофы и трагедии. Скажем, вот в том же Кузбассе – это в том числе результат недостаточного технического надзора и неправильной его организации, и нам нужно очень внимательно к этому подходить. Мы не можем, на мой взгляд, разбить технический надзор по регионам, чтобы везде был разный стандарт, тоже внимательно нужно посмотреть.
Соблюдение, например, трудового законодательства предлагается отдать в регионы. Послушайте, у нас не может быть пермского законодательства, владивостокского, хабаровского или московского, или питерского. У нас единообразное должно быть законодательство, единое для всей страны, тем более в области трудовых отношений.
Или метрологический надзор. Региональный и межмуниципальный характер, включая Федеральный государственный пожарный надзор. Вот здесь коллега из Красноярска уже говорил. Мы собрали в кучу, причём здесь говорится о региональном и межмуниципальном характере вот этих, в том числе по пожарам, событий. Региональный… Пожар спрашивать не будет, он перекинулся с одного региона в другой, и всё. И мы будем принимать решение: чья это ответственность? Кто должен тушить пожар – регион или какие-то федеральные органы власти? Внимательно нужно к этому отнестись.
Вот надзор в области здравоохранения. Очень многое отнесено и так на уровень регионов Российской Федерации по сути здравоохранения, по определению организации учреждений здравоохранения. Ну, можно. Здесь же вы договорились, что нельзя и функцию исполнять, и самому себя контролировать. Это тоже вопрос.
И наконец, одна вещь, которая, казалось бы, вообще не должна относиться к Федерации. Наверное, многие здесь со мной не согласятся. Звучит так (15-й пункт): нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере народных художественных промыслов. Мелочь, казалось бы. Вы знаете (я не хочу никого обидеть), попса и так выживет, а народное творчество, народная культура и народные промыслы нуждаются в государственной поддержке. И так во всех странах мира делается, кстати говоря. Можно, конечно, свалить туда – и в регионы, и в муниципалитеты. Предлагаю вам над этим подумать. Спасибо.