Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д.Жуков, находящийся с рабочей поездкой в Калининграде, выступил на выездном заседании совещания по мониторингу ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации Северо-Западного федерального округа

Вкладки

Событие

Стенограмма:

Уважаемые участники совещания!

Мы проводим сегодня выездное совещание по мониторингу ситуации на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ.

Основная цель совещания - оценить ситуацию на рынке труда в целом в Российской Федерации, в том числе в Северо-Западном федеральном округе, обсудить те проблемы, которые необходимо решать в целях повышения занятости населения и снижения безработицы.

Улучшение общеэкономической ситуации в стране, а также реализация совместных мероприятий Правительства и регионов способствуют улучшению ситуации на рынке труда, о чем свидетельствует положительная динамика основных индикаторов рынка труда в 2011 году.

Общая численность безработных с начала года снизилась на 800 тыс. человек (с 5,8 в январе до 5,0 млн. человек в июле), а ее уровень - с 7,8 % до 6,5 % от численности экономически активного населения. По этому показателю мы вышли на докризисный уровень (в октябре 2008 года – 5,0 млн. человек и 6,6 %).

Хотя общая численность безработных и уровень общей безработицы за последнее время в Северо-Западном федеральном округе и снижались (соответственно, на 88 тыс. человек и на 1,2 %), тем не менее, в июле в 7 из 10 субъектов Российской Федерации, входящих в округ, уровень общей безработицы был выше, чем среднероссийский показатель (6,5 %).

Наибольшее значение уровня общей безработицы зарегистрировано в Республике Карелия – 10,4 % и Псковской области - 9,3%.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, снизилась с начала года с 1 млн. 609 тыс. человек в январе до 1 млн. 384тыс. человек в июле или на 225 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы при этом снизился с 2,1 до 1,8 % от экономически активного населения.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на 24 августа составила 1 млн. 347 тыс. человек.

Численность зарегистрированных безработных в Северо-Западном федеральном округе с начала года также снизилась более чем на 18,7 тыс. человек (со 114,5 тыс. человек в январе до 95,8 тыс. человек в июле).

Уровень регистрируемой безработицы в округе за этот период снизился с 1,5 до 1,3 %. Вместе с тем, в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ он выше среднероссийского показателя (1,8 %). Это Республика Карелия-2,3%, Вологодская и Архангельская области - 2,0%, Республика Коми и Калининградская область – 1,9 %.

Численность работников, работающих в режиме неполной занятости, уменьшилась с начала года с 487 тыс. человек до 236 тыс. на начало августа, то есть более чем на 250 тыс. человек. Большинство предприятий начинает работать в обычном, докризисном режиме.

Численность работников, работающих в режиме неполной занятости снизилась за этот период практически во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного федерального округа, более чем на 9,2 тыс. человек, за исключением Республики Коми и Калининградской области.

Хочу вас проинформировать, что Правительство поручило Минпромторгу совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проанализировать ситуацию с неполной занятостью, сложившуюся на ряде крупных предприятий, и подготовить до 1 сентября предложения по реализации мер, направленных на нормализацию ситуации на этих предприятиях.

В этом году в связи со снижением численности безработных и увеличением потребности работодателей в работниках (а с января по июль текущего года количество вакансий увеличилось на 482 тыс. человек и составило 1 млн. 521 тыс. человек), продолжилось снижение коэффициента напряженности на рынке труда (численности не занятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) с 1,8 в январе до 1,0 в августе.

Это происходило как за счет увеличения временных рабочих мест, так и за счет создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, возросло с начала года более чем на 47,4 тыс. единиц или на 38,9%, и составило в июле более 169 тыс. единиц.

Вместе с тем, хотя коэффициент напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в целом и снизился по сравнению с началом года с 1,3 до 0,7 единиц, в отдельных субъектах округа он выше, чем в среднем по России (в Республике Карелия-1,7, в Калининградской области -1,3, в Мурманской и Псковской областях – 1,2 и 1,1 соответственно).

Во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда на общую сумму 19,8 млрд. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета составляют 18,4 млрд. рублей (включая 2,7 млрд. рублей остатков средств субсидий из федерального бюджета, не использованных в 2010 году), с численностью участников более 450 тыс. человек.

Средства субсидий из федерального бюджета на финансирование региональных программ по первому и второму этапам перечислены во все субъекты Российской Федерации на общую сумму 15,5 млрд. рублей.

Уважаемые коллеги!

Хотел бы обратить ваше внимание на то, что практически по всем дополнительным мероприятиям региональных программ, направленным на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, в 2011 году (за исключением организации общественных работ) численность участников составляет немногим более половины запланированных.

Низкий уровень реализации мероприятий региональных программ отмечается в г. Санкт-Петербурге, Псковской, Ленинградской областях, Республике Карелия (меньше 20 % от запланированной численности).

Не приступили к реализации или реализуются низкими темпами мероприятия по опережающему обучению и стажировке женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда (в Республике Карелия, Архангельской области, г. Санкт-Петербурге – 0% от запланированной численности участников, Мурманской (8 %), Вологодской (9 %), Ленинградской (13 %) областях).

Обращаю особое внимание руководителей субъектов округа на ситуацию с реализацией мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Региональными программами округа на 2011 год предусмотрены указанные мероприятия для 8,1 тыс. безработных граждан. Соответствующие договоры были заключены с 5,7 тыс. участников мероприятия. Фактически открыли собственное дело только 4079 человек или 50 % от запланированного показателя.

Прошу в ближайшее время принять меры по улучшению положения с реализацией этого мероприятия, которое зарекомендовало себя как одно из самых эффективных в региональных программах за предыдущие годы.

Кроме того, прошу обеспечить координацию реализации в округе программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в части содействия самозанятости безработных граждан, программ создания собственного дела в сфере сельского хозяйства, мер поддержки малых форм предпринимательства в сфере науки и других действующих мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Также необходимо активизировать организацию опережающего профессионального обучения и стажировок работников, находящихся под угрозой увольнения, предусматривающих привлечение наставников.

В Северо-Западном федеральном округе насчитывается 41 монопрофильный населенный пункт. Они расположены в республиках Карелия и Коми, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Мурманской и Новгородской областях.

Ситуация на рынке труда в большинстве монопрофильных населенных пунктов постепенно стабилизируется. В целом, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости и проживающих в монопрофильных населенных пунктах округа, снизилась с 12,5 тыс. человек в январе 2011 года до 9,8 тыс. человек на 1 июля.

Уровень регистрируемой безработицы в 19 монопрофильных населенных пунктах по состоянию на 1 августа не превышает среднероссийский показатель (1,8 %).

Вместе с тем, в 22 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы все еще превышает общероссийский показатель, в том числе в 4 монопрофильных населенных пунктах превышение составляет 2 и более раза.

Наибольший уровень регистрируемой безработицы отмечается в следующих монопрофильных населенных пунктах: город Онега и поселок Ясный Архангельской области, города Кондопога и Пудож Республики Карелия.

В 24 монопрофильных населенных пунктах на 1 августа коэффициент напряженности на рынке труда превышает среднероссийский показатель.

Я прошу уделить проблеме занятости и безработицы в монопрофильных населенных пунктах особое значение, разработать дополнительные меры по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях с высокой напряженностью на рынке труда, в том числе в моногородах.

Несколько слов о ближайшей перспективе.

В целях повышения эффективности осуществления органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения предусматривается внесение изменений в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в сфере занятости населения.

Завершается согласование законопроекта, предусматривающего уточнение отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также расширение перечня полномочий субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

В частности, предполагается к полномочию, переданному для реализации органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнести осуществление социальных выплат безработным гражданам.

Мероприятия по содействию занятости населения и материально-техническое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости населения будут являться расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Законопроектом также предусматривается наделение Правительства Российской Федерации правом разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, а также по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Учитывая позитивную динамику по реализации дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2012-2014 годах планируется реализация:

во всех субъектах Российской Федерации – мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места;

в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, и в монопрофильных населенных пунктах – опережающего профессионального обучения и стажировки работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения, в российских и зарубежных образовательных учреждениях; стажировки выпускников учреждений профессионального образования в других субъектах Российской Федерации; аттестации ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию.

Кроме того, планируется стимулирование работодателей к замещению свободных рабочих мест безработными гражданами, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда.