Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на пятом пленарном заседании диалога Россия–ЕС по финансовой и макроэкономической политике

Вкладки

Событие

Уважаемый господин Рен! Уважаемые дамы и господа!

Открывая сегодня наш финансовый диалог, хотелось бы подчеркнуть его растущую роль в развитии и углублении сотрудничества в финансово-экономической сфере между Россией и Европейским сообществом. Мы с удовлетворением отмечаем расширение взаимодействия и продвижение по различным направлениям диалога: в страховании, банковской сфере и регулировании финансовых рынков, повышении качества стандартов бухгалтерского учёта и аудита. Такой обмен особенно ценен для России в свете принимаемых ею в настоящее время мер по совершенствованию законодательства и практики регулирования финансового сектора.

Другой точкой сопряжения наших интересов становится обсуждение различных инициатив, выдвигаемых в настоящее время в рамках представительных международных форумов, таких как «Группа восьми», «Группа 20», Совет по финансовой стабильности. Логичным продолжением этой работы стало учреждение в формате диалога новой рабочей группы по стратегиям выхода из мер антикризисной поддержки и обеспечения устойчивого экономического роста. Данная группа могла бы стать неплохой площадкой для выработки общих с Евросоюзом подходов при реализации стратегий выхода и более тесному взаимодействию, координации позиций по рамочному соглашению «Группы 20» по обеспечению уверенного, сбалансированного и устойчивого роста.

Примечательно, что время проведения нашего диалога совпало с новыми испытаниями для мировой экономики. Ещё недавно набиравшее силу её восстановление существенно замедляется в последние месяцы. Период быстрого первичного посткризисного экономического роста, обусловленный главным образом действием масштабных государственных программ стимулирования, вероятно, подходит к концу. Вызывает беспокойство дальнейшее замедление динамики экономического развития во второй половине 2010 года и в 2011 году, поскольку развивающиеся страны вряд ли окажутся способными в полной мере компенсировать торможение конечного спроса со стороны США и других ведущих экономик.

На этом фоне весьма тревожными симптомами являются нестабильная ситуация на финансовых рынках, вызванная бюджетными и долговыми проблемами целого ряда экономик (в первую очередь европейских стран), крайне медленное восстановление спроса со стороны частного сектора, возобновившееся падение рынка недвижимости в США и довольно высокий уровень безработицы в ведущих развитых странах.

Около года назад разворачивалась бурная дискуссия о возможности трансформации финансового кризиса в суверенный долговой кризис. Последние события показали, что такая трансформация фактически произошла. Вместе с тем выяснилось, что эти два вида кризисов тесно взаимосвязаны: государственные долги растут в результате расходов по преодолению последствий кризиса, в то время как растущие риски государственных дефолтов приводят к дестабилизации финансовых рынков. Последнее обстоятельство ещё раз подчёркивает необходимость неотложной фискальной коррекции в наиболее уязвимых странах и составления среднесрочных программ фискальной консолидации во всех развитых странах. Хотя МВФ пропагандирует эту идею достаточно давно, успехи в этой области пока остаются ограниченными, что объясняется политической непопулярностью необходимых мер. Однако затягивание фискальной консолидации до тех пор, пока это не начнёт вызывать озабоченность рынков, также очень опасно, что видно из примера Греции. Если подобный сценарий реализуется в гораздо более крупной стране, последствия могут оказаться гораздо более плачевными, и не только для этой страны, но и для всей мировой экономики.

Внимательно отслеживаем последние кризисные события на долговых рынках Европы. Приветствуем принимаемые властями Евросоюза экстраординарные меры по поддержке экономики Греции и других стран-участников еврозоны, включая учреждение механизма стабилизации европейской финансовой системы размером до 500 млрд евро. Рассчитываем, что с их помощью удастся преодолеть нервозность инвесторов и решить проблемы с ликвидностью и рефинансированием госдолга так называемых периферийных стран еврозоны на ближайшие два-три года. Считаем, что на данном этапе многим европейским странам необходимо найти правильное соотношение (баланс) между обеспечением экономического роста и проведением значительной фискальной консолидации. При этом фискальная консолидация должна быть сбалансирована осуществлением целого ряда структурных реформ, направленных на усиление финансовой и экономической стабильности, повышение производительности и совершенствование условий конкуренции.

В то же время считаем, что предпринимаемые развитыми странами усилия по сокращению уровней дефицита бюджета и государственного долга недостаточны для достижения целей рамочного соглашения «Группы 20». Рассчитываем, что возглавляемой Президентом Евросовета Х.Ван Ромпуем рабочей группе по вопросам координации экономической политики удастся до конца года разработать эффективный механизм надзора за соблюдением положений Маастрихтского соглашения в части долговой устойчивости, а также согласовать параметры возможных санкций в отношении стран-нарушителей бюджетной дисциплины.

Мы со своей стороны подготовили проект соглашения о согласованной макроэкономической политике между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, формирующих единое экономическое пространство. В соответствии с этим соглашением мы намерены на регулярной основе обсуждать и согласовывать основные параметры макроэкономической и бюджетной политики трёх стран, вырабатывать совместные подходы к проведению экономических реформ и обеспечению макроэкономической стабильности. Рассчитываем в ближайшее время подписать это соглашение.

 Ещё одним признаком нестабильности мировой финансовой системы является возросшая волатильность резервных валют. Особое беспокойство вызывают односторонние попытки некоторых стран принять решения по управлению валютными курсами с целью выравнивания своего платёжного баланса и стимулирования экономического роста. В то же время мы не склонны сводить проблему существующих глобальных дисбалансов к исключительно валютному регулированию. Скорее всего, основная причина здесь кроется в различной конкурентоспособности, специализации разных стран в тех или иных секторах экономики, поэтому торговые дисбалансы имеют преимущественно структурную природу.

Другой причиной сохранения экономических дисбалансов является стимулирующая монетарная политика некоторых развитых стран, прежде всего США, которые пытаются таким образом решать свои структурные проблемы. Создание избыточной ликвидности в свою очередь представляет собой серьёзную проблему для стран с формирующимися рынками, стимулируя значительные притоки капитала на их финансовые рынки.  

Устойчивое оживление экономики требует восстановления доверия к финансовым институтам и регулирующим органам, которое было подорвано в результате кризиса. Этого невозможно добиться без проведения глубоких реформ в области регулирования и надзора за финансовым сектором. В этом направлении Россия поддерживает усилия Совета финансовой стабильности, Базельского комитета по эффективному банковскому надзору, Международной организации комиссий по ценным бумагам и других международных органов, регулирующих стандарты и надзорную практику. В ходе сегодняшнего мероприятия представители наших главных финансовых регуляторов познакомят вас с российским опытом проведения реформы регулирования в банковском секторе и на финансовых рынках. В свою очередь внимательно отслеживаем процесс создания новых наднациональных органов надзора за участниками финансовых рынков в Европе, который планируется завершить к 1 января 2011 года. Мы с интересом ожидаем создания европейского совета по надзору за системными рисками, а также трёх европейских агентств: по надзору за рынками ценных бумаг, банками и страховыми компаниями. Надеемся, что в ходе нашего сегодняшнего заседания мы сможем затронуть и эти вопросы.

Вместе с тем необходимо отметить, что реформа финансового регулирования до настоящего времени была ориентирована и учитывала в большей степени проблемы финансовых систем ведущих стран, что породило серьёзные сомнения со стороны многих стран с формирующимися рынками о степени применимости тех или иных регулирующих стандартов и их влиянии на развитие национальных финансовых систем и на экономический рост в целом. Отчасти ответом на эти вопросы стал поиск «Группой 20» некоей универсальной формулы по применению международных стандартов в сфере финансового регулирования - так называемого двухтрекового подхода к финансовым реформам развитых стран и стран с формирующимися рынками. Рассчитываем, что данный подход позволит учесть различный уровень развития финансового сектора развитых и развивающих рынков, разную степень их вовлечённости в рискованные операции на глобальном финансовом рынке, возможно более длительный адаптационный период и менее жёсткие правила при переходе на новые стандарты финансового регулирования.

Считаем полезным также обменяться нашими позициями о ходе реформирования Международного валютного фонда. К сожалению, ни в ходе наших недавних контактов по линии «Группы 20», ни на последнем заседании Международного валютно-финансового комитета МВФ так и не удалось принять решения. Остались несогласованными и другие элементы реформы: изменения в органах управления МВФ, размер и состав совета директоров, выборность директора-распорядителя и других должностных позиций в фонде. Решение этих вопросов позволило бы более успешно подготовить Сеульский саммит лидеров «двадцатки».

Предлагаемый в настоящее время сдвиг голосов в 2-3% от развитых стран к развивающимся государствам и странам с формирующимися рынками представляется нам недостаточным. Соответственно, если ожидаемое в настоящее время крупное увеличение (в 2 раза) капитала не приведёт к сколько-нибудь значительным изменениям структуры голосов в МВФ, то такой пересмотр голосов просто теряет смысл.

В завершение хотелось бы пожелать плодотворной работы всем участникам сегодняшнего заседания. Надеюсь, что эта встреча позволит нам сблизить свои позиции по этим и другим вопросам международной повестки дня, представляющим наибольший взаимный интерес, обменяться мнениями о проводимых в наших странах структурных реформах, а также определить дальнейшие направления работы в рамках нашего диалога.

Спасибо за внимание!