Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

IX Международный инвестиционный форум «Сочи-2010»

«Мы хорошо понимаем, что только масштабные частные инвестиции позволят решить стратегические задачи модернизации страны <…> Никакие действия государства, никакие бюджетные ресурсы или административные решения не заменят каждодневной кропотливой работы частного бизнеса. Именно его действия шаг за шагом меняют характер экономики, формируют её новое, инновационное лицо».

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010»
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в работе IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010»

Выступление В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые участники форума, дамы и господа, коллеги!

Только что мы ознакомились с очень интересной выставкой - презентациями наших регионов, прежде всего, конечно, Южного федерального округа. Всё это говорит о том, что постепенно идёт восстановление экономики России и регионов Российской Федерации.

Мы по традиции каждый сентябрь встречаемся в Сочи. И также по традиции одними из главных тем форума являются обсуждение экономической повестки на будущий год, анализ текущей ситуации и в нашей стране, и в мире. Позвольте мне поделиться с вами планами, которые сейчас разрабатывает Правительство Российской Федерации.

Важнейший урок кризиса, который мы все пережили в 2008-2009 годах, заключается в том, что преодоление трудностей невозможно, если граждане не доверяют своим собственным властям, своему Правительству.

Наша экономика сравнительно быстро и без серьёзных, капитальных потерь смогла преодолеть спад именно потому, что люди в целом доверяли тем мерам, которые мы предпринимаем, и чувствовали, что Правительство защищает именно их интересы. Мы предложили и реализовали масштабную программу антикризисных мер, старались работать быстро, но без суеты.

Мы без колебаний распечатали резервный фонд. Собственно говоря, резервы страны и копятся, в том числе и не в последнюю очередь для того, чтобы их тратить в нужный момент. Мы пошли на дефицит бюджета, но поддержали доходы граждан, обеспечили рост пенсий, пособий, индексацию заработных плат в бюджетном секторе, создали дополнительные программы, такие как программы общественных работ для людей, которые были уволены или собирались уволиться с работы, для тех, кого перевели на неполный рабочий день, и для этих людей мы предусмотрели ряд мер поддержки.

Мы потратили значительную часть золотовалютных резервов, но сохранили стабильность национальной валюты. Поддержали банки, выдав им кредитов на общую сумму 2 с лишним трлн рублей.

По сути, это были инвестиции в надёжность банковской системы России. При этом, обращаясь к иностранным участникам нашего сегодняшнего форума, могу сказать, что при поддержке банковской системы страны мы не делали разницу между банками чисто российского происхождения и банками с иностранным капиталом. Всем помощь оказывали в одинаковом режиме и в одинаковом объёме.

Граждане страны убедились, что их вклады защищены, а банки устойчивы. Значит, был сделан ещё один необходимый шаг к появлению на кредитном рынке так называемых «длинных денег». К тому, чтобы накопления граждан не лежали под матрацем, а приносили стабильный доход и одновременно работали в интересах развития экономики.

Для справки скажу: объём вкладов в банках в текущем году увеличился на 30%, я уже говорил об этом, хочу повторить ещё раз. Был момент, когда люди занервничали, заволновались. Был момент, когда началось изъятие вкладов из банковской системы страны. Мы приняли решение - выдавать денег столько, сколько люди потребуют, без всяких ограничений ни по времени, ни по суммам. И мы оказались правы: в конце концов, вкладчики увидели, что банки работают надёжно, стабильно. Отток денег из банковской системы прекратился и более того - через месяц с небольшим, а то и в более короткие сроки, начался возврат денег в банковскую систему страны.

Объём депозитов в банках на 1 июля 2010 г. составляет 8,4 трлн рублей, а на 1 июля 2009 г. был 6,5 трлн рублей.

В целом кризис не смог сломать и позитивную повестку дня развития страны, перечеркнуть жизненные планы людей. Например, в 2010 году число новых ипотечных кредитов выросло более чем в 2 раза по сравнению с кризисным минимумом.

Текущий рост ВВП в России составляет порядка 4%, чуть больше. Промышленное производство с начала года выросло на 9,6%, реальные доходы населения - на 5% с лишним.

Ощутимо сократилась и безработица. Сейчас она составляет 7% экономически активного населения страны. В течение года создано более миллиона новых рабочих мест - восстановлено и создано заново. Во многих секторах экономики вновь, как и до кризиса, ощущается нехватка рабочих рук.

Кстати отмечу, что мы отменили основные ограничения на привлечение в Россию иностранных специалистов высшей квалификации. Ещё в прошлом году на этом форуме тоже об этом говорили. Разрешение на работу в России выдаётся сразу на три года и без всяких квот, а платить подоходный налог по российским, весьма умеренным ставкам (как известно, это 13%) иностранные специалисты теперь могут с первого дня после трудоустройства в России. Раньше был другой порядок.

Следующий шаг в этом направлении - это отказ от визового режима поездок между Россией и странами Евросоюза, который является основным сдерживающим фактором в человеческих и деловых контактах. Свою часть пути для отмены виз Россия готова пройти максимально быстро, дело - за политической волей наших европейских партнеров.

Уважаемые коллеги!

Мы хорошо понимаем, что только масштабные частные инвестиции позволят решить стратегические задачи модернизации страны, причём я имею в виду не только сектора, где бизнес уже активно работает и давно работает, но и те площадки, где до последнего времени доминировало государство, - социальная сфера, инфраструктура, стратегические производства.

Никакие действия государства, разумеется, никакие бюджетные ресурсы или административные решения не заменят каждодневной кропотливой работы частного бизнеса. Именно его действия шаг за шагом меняют характер экономики, формируют её новое, инновационное лицо.

Число реализованных проектов уже измеряется сотнями и даже тысячами в год. Счёт вложений идёт на десятки миллиардов долларов. Тем не менее, российская экономика по-прежнему не избалована, надо прямо это сказать, чрезмерным вниманием со стороны инвесторов - как зарубежных, так и собственных.

К бизнес-климату в России предъявляют много претензий - иногда обоснованных, иногда, откровенно говоря, на мой взгляд, не очень. Мы сами хорошо знаем наши проблемы и будем их последовательно решать.

Ключевым фактором сохранения доверия к своим действиям Правительство России считает взвешенную и по-хорошему консервативную макроэкономическую политику. В 2009 году бюджетный дефицит составил, как вы знаете, почти 6% ВВП - 5,9%. В текущем году ожидаем его уменьшения до 5,3%, а может быть, даже и ниже. Хотя совсем недавно и наши эксперты, и наши коллеги за рубежом таких оценок не давали. У них были гораздо более скромные, мягко говоря, представления о темпах восстановления российской экономики.

Совсем недавно были одобрены основные характеристики бюджета на 2011 год: дефицит запланирован на уровне 3,6%. Добавлю, что для финансирования дефицита планируется выпускать и рублевые облигации - не только внутри страны, но и на внешних рынках можно будет попользоваться российским долгом за рубли.

И конечно, в обозримой перспективе мы намерены вернуться к сбалансированному бюджету, выйти на нулевой дефицит. Другим фактором макроэкономической стабильности должна стать низкая инфляция, причём не как разовое явление, а как устойчивая и долгосрочная тенденция.

Правительством была утверждена специальная программа развития конкуренции. Аналогичные программы принимаются и на региональном уровне. Цель этих программ - в том, чтобы последовательно устранять все факторы, провоцирующие неоправданный рост цен, в том числе расширять пространство для свободной конкуренции, причём как в масштабах всей страны, так и на локальных рынках, разумеется. И конечно, не допускать появления новых монополий, которые развращают экономику и консервируют её отсталость.

Уважаемые дамы и господа!

Мы намерены серьёзно повысить требования к качеству регулирования бизнеса, работе контрольных и надзорных служб. Будем действовать сразу по нескольким направлениям. Принято решение о подготовке пакета мер, которые будут облегчать получение разрешений на строительство производственных объектов.

Вот только что мы обсуждали проект строительства верфи на Дальнем Востоке. И наш южнокорейский партнёр сразу обратил внимание на что? Стандарты не подходят - несовременные, и это ведёт к удорожанию и отсутствие дополнительных стимулов, которые могло бы дать государство в рамках специальных режимов. Все это, он прямо сказал, может удорожать проект на 30-50%. Мы это понимаем, видим, и, разумеется, будем работать над устранением этих барьеров.

Речь идёт о сокращении сроков и стоимости различных экспертиз, введении максимально простых процедур при использовании типовых проектов.

Кроме того, завершается разработка типовых договоров подключения к электрическим сетям, а также существующих условий присоединения к объектам коммунальной инфраструктуры. Эти документы будут утверждены решением Правительства, что существенно сократит возможности манипулировать инвесторами и навязывать им невыгодные условия со стороны поставщиков ресурсов.

Буквально на днях мы приняли ещё одно принципиальное решение, которое должно облегчить выход на рынок новой промышленной продукции. Разрозненные и затратные для производителей системы сертификации будут ликвидированы. Вместо них должна появиться единая национальная система аккредитации. Заключения о безопасности товаров будут выдаваться независимыми лабораториями и экспертами.

Добавлю, что мы активно принимаем новые технические регламенты, гармонизированные со стандартами развитых экономик. Более того, теперь наши законы разрешают признавать в России технические нормы и правила Европейского союза, Белоруссии и Казахстана в связи с заключением нами договора о Таможенном союзе.

С 2011 года в России возрождается система дорожных фондов, источниками для пополнения которых станут акцизы на нефтепродукты. Мы увеличили их, как вы знаете, на один рубль. Это принесёт значительные ресурсы на цели дорожного строительства. Благодаря дорожным фондам мы рассчитываем мобилизовать дополнительные средства на ремонт и строительство дорог, а главное - перейти от реализации отдельных проектов к системному обновлению всей дорожной сети страны, начиная с федеральных трасс и заканчивая дорогами в сельской местности.

Уверен, что хорошие дороги станут важнейшей инвестицией государства в повышение конкурентоспособности страны в целом на долгосрочную перспективу, а в ближайшие годы создадут дополнительный спрос в экономике, причём для современных дорог требуется, конечно, практически всё - от песка и щебня до сложнейших компьютерных систем. Мы это прекрасно понимаем, рассчитываем на этот синергетический эффект. Рассчитываем на приход в дорожное хозяйство и частных инвестиций, в том числе через механизмы концессий.

Это замечание относится, конечно, и к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Недавно принятые законодательные поправки открывают эту сферу для реализации проектов на основе частно-государственного партнёрства.

Теперь позвольте несколько слов о налогах.

Конечно, сейчас не лучшие времена для их снижения. Необходимость сокращать дефицит бюджета стоит не только перед Россией, но и перед большинством стран мира. Более того, у многих государств эта проблема значительно острее, чем в Российской Федерации.

Наш подход заключается в том, чтобы избегать фронтального роста налогов. В России по-прежнему сохраняется низкая ставка налога на прибыль для организаций - 20%. С другой стороны, в 2011 году произойдёт повышение страховых взносов на социальное обеспечение - это вынужденное, неизбежное решение: мы должны платить достойные пенсии нашим пожилым гражданам и иметь средства на модернизацию здравоохранения.

Но даже в этих условиях была найдена возможность сохранить более низкие ставки взносов для компаний из сектора информационных технологий, резидентов техническо-внедренческих зон, малых инновационных предприятий при вузах и средств массовой информации.

Кроме того, мы продолжим выстраивание системы налоговых стимулов для инвестиций в создание высокотехнологичных производств. В частности, уже в осеннюю сессию Правительство внесёт в Государственную Думу законопроект об уточнении порядка учёта расходов на НИОКР.

Мы также приняли решение отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не оборачиваются на биржевом рынке. Эта льгота имеет существенное значение для развития венчурного бизнеса в Российской Федерации.

Чтобы стимулировать предприятия покупать новое энергоэффективное оборудование, предлагается освободить его от налога на имущество сроком на три года со дня постановки на баланс.

И наконец, деятельность компаний в области здравоохранения и образования будет освобождена от налога на прибыль, причём это касается как некоммерческих организаций, так и коммерческих структур. Это делается в России впервые. Для них такие налоговые каникулы продлятся как минимум до 2020 года.

Могу также сказать: налоговые органы получили чёткое указание помогать добросовестным налогоплательщикам грамотно использовать предоставленные им льготы, и, конечно, не придираться по пустякам и мелочам.

Глубокая модернизация ожидает и российскую таможню. Перед ней поставлена задача сделать процедуры экспорта и импорта промышленной продукции максимально простыми и необременительными.

И в рамках создания Таможенного союза с нашими партнёрами из Белоруссии и Казахстана многие решения уже приняты: в частности, в 2 раза сокращены перечни представляемых на таможню документов, установлен срок выпуска товаров при экспорте - 4 часа.

Сейчас в Государственной Думе прошёл первое чтение новый закон «О таможенном регулировании», который призван снять проблемы, остающиеся в этой сфере. Например, в нём вводится такая норма, как предварительное обсуждение с бизнесом любых изменений в таможенных правилах.

Серьёзно упрощаются и процедуры оформления технологического оборудования, а также образцов, ввозимых для научной работы, испытаний, выставок и так далее и в некоторых других подобных случаях.

Надеюсь, что в ближайшее время работа над законопроектом «О таможенном регулировании» будет завершена.

Кроме того, Россия присоединяется к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Предложения о ратификации конвенции уже направлены в Государственную Думу России.

И ещё один факт, который, мне кажется, прошёл незамеченным. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана уже привело к уменьшению размера импортных пошлин. В 2008 году средняя ставка импортной пошлины составляла 11,5%, а в 2010 году снизилась до 10,15%. То есть, не будучи пока членом Всемирной торговой организации, Россия всё больше интегрируется в мировую торговлю.

И здесь я хотел бы обратиться к нашим потенциальным инвесторам. Нужно использовать это время, работать на внутреннем рынке, но рассчитывать уже не только на внутренний российский рынок, но и нужно, конечно, производить продукцию, которая была бы конкурентоспособна на любых мировых рынках.

Наша страна находится в центре интеграционных процессов на пространстве СНГ. У нас есть конкретные планы и «дорожные карты» по углублению взаимодействия с нашими партнёрами и на постсоветском пространстве, и с другими странами. И потому стоит задуматься над тем, чтобы, как я уже сказал, думая о будущем, если и разворачивать производство в России, то только конкурентоспособное на мировых рынках, а не рассчитанное исключительно на внутреннее потребление в России.

Уважаемые коллеги!

Завершая своё выступление, я хотел бы пожелать участникам форума плодотворной работы, приятного пребывания в Сочи. Познакомьтесь с тем, как идёт работа по подготовке к Олимпийским играм в 2014 году. Уверен, вам будет это интересно - интересно посмотреть, какие масштабные работы здесь осуществляет Россия: наши строители, специалисты в самом теснейшем контакте с партнёрами и с Американского континента, и из европейских стран. Город буквально меняется на глазах к лучшему.

Я хочу пожелать вам успехов и поблагодарить за внимание. Спасибо большое!

 * * *

Прежде всего, хочу сказать, что в целом наши прогнозы на 2010 год оправдались. Я сейчас не буду вдаваться в нюансы. Сначала эти прогнозы были достаточно пессимистичными, потом чрезмерно оптимистичными, но в среднем произошло то, чего мы и ожидали. В целом, как я уже говорил в своём вступительном слове, восстановление российской экономики идёт очень быстрыми темпами.

У нас сокращение в прошлом, в 2009 году, как вы помните, было почти 8% (7,9%, по-моему), а в этом году - рост. Сначала говорили: хорошо бы в ноль выйти, а в этом году - рост и рост устойчивый. Уже сейчас более 4%. Думаю, где-то так до конца года и сохранится - 4-4,4% будет.

У нас в 2008 году инфляция была свыше 13%, в 2009 году мы её сократили до 9%, а в этом году она у нас будет уже 7% с небольшим. Рассчитываю, что с небольшим.

Дефицит у нас был меньше, чем, скажем, в некоторых европейских странах, и в 2009 году, но всё-таки довольно большой. А параметры дефицита этого года я вам уже назвал, и он значительно снижается. В следующем году уже на 3,5-3,6 мы рассчитываем, а, может быть, даже ниже будет.

Откровенно говоря, ни наши эксперты, ни наши коллеги в Европе, в Штатах даже не верили, что мы можем так быстро сокращать дефицит бюджета. Но мы это делаем. Делаем за счёт сокращения, к сожалению, определённых программ, но не чувствительных для экономики. А чувствительными мы считаем программы, связанные с развитием инноваций, с переходом экономики на инновационный путь развития и не за счёт социальных программ.

В этих условиях, в условиях достаточно жёстких бюджетных ограничений, в том числе связанных с дефицитом, с инфляцией, мы всё-таки пошли на существенное, я хочу это подчеркнуть, поддержание уровня жизни граждан. У нас даже в 2009 году выросли реальные доходы населения на 2,3%, по-моему. Это реальные, за минусом инфляции. А в этом году они будут ещё больше - рост 4,4%.

У нас пенсии в этом году - многие знают об этом - в этом году средний размер трудовой пенсии по старости вырастет на 45%. Мы не сократили никаких пособий, а многие даже увеличили.

Одним из существенных показателей устойчивого роста экономики является постоянное снижение уровня безработных. Мы количество безработных сократили на миллион и на целый пункт ушли вниз - целый процентный пункт. Это очень хорошие периферийные признаки, как вы понимаете, восстановления и оздоровления экономики.

Конечно, нам бы многие вещи хотелось видеть ещё более стабильными и быстро меняющимися в положительную сторону. Вот последний вопрос был по поводу цен на энергоносители. Конечно, до сих пор доходы бюджета от продажи нефти и газа являются очень существенными и позволяют нам решать и социальные проблемы, и проблемы развития. Но мы в ближайшей перспективе планируем сокращение нефтегазовых доходов и, наоборот, увеличение доходов бюджета от не нефтегазового сектора, несмотря на то, что сегодня, как здесь один из наших коллег сказал, мы уже вышли на 1-е место по добыче нефти в мире, обогнав Саудовскую Аравию.

Тем не менее, мы планируем доходы бюджета этого сектора сокращать и, наоборот, увеличивать от не нефтегазового сектора. Мы планируем доходы следующего года очень консервативно, исходя из тех оценок, которые я сейчас услышал: 80 долларов за баррель, 100 долларов. Мы планируем доходы бюджета, исходя из 75 долларов, а расходную часть считаем из 70 долларов.

Я считаю, что это оправданно, потому что риски мировой экономики сохраняются, мы их видим и намерены действовать очень аккуратно. Такая политика, консервативная политика, дала положительные результаты в период кризиса, когда мы имели возможность оперативно реагировать на возникшие проблемы, поддержать, как я уже говорил, финансовый сектор страны, поддержать граждан, осуществить масштабные социальные проекты и проекты по поддержке реальных секторов экономики.

Кстати говоря, по поводу реального сектора экономики, здесь представители тоже есть, уже говорили об этом. У нас ведь падение промышленного производства было еще больше, чем сокращение экономики в целом. Оно составило почти 10%: 9% с лишним - 9,9%. А сейчас рост: мы не в ноль вышли, а обеспечили рост свыше семи - 7,7%, по-моему, рост промышленного производства.

А перерабатывающая промышленность, которая «легла» в прошлом году, еще круче (15% с лишним - 15,3%), сейчас поднимается тоже более устойчивыми и быстрыми темпами. Уже примерно в 10% рост вышел - 9,9%.

Всё это позитивные, конечно, сигналы. Мы будем делать всё для того, чтобы эти сигналы стали устойчивой тенденцией - делаю упор, прежде всего, на соблюдение макроэкономических параметров. Но что касается расчёта цен на энергоносители, как я уже сказал, будем исходить из консервативной оценки.

Комментарии В.В.Путина к выступлениям участников форума

Р.Р.Симонян: Владимир Владимирович, главная проблема - демографическая. Надо повышать рождаемость, чтобы было больше населения, особенно молодого.

В.В.Путин: Согласен. Уже без всяких шуток и без иронии говорю, что это одна из проблем. Ещё совсем недавно казалось, что в России это неподъёмная задача абсолютно. Вспомните, лет пять назад считалось, что из этого демографического тупика, этого демографического пике вниз, не выбраться никогда. Ситуация кардинальным образом поменялась - у нас устойчивый тренд на повышение рождаемости, на снижение смертности. Причём по основным показателям смертности (и от сердечно-сосудистых заболеваний, и по онкологии, и по инфекционным заболеваниям, и по детской смертности, по материнской смертности) - устойчивый позитивный тренд. Впервые в прошлом и этом году мы выходим на стабилизацию населения Российской Федерации. Это не в последнюю очередь результат целенаправленных действий наших программ, которые мы запустили, - с 2006 года начали действовать эти программы. Это, по сути, всё, там почти всё - демография, так или иначе связано с демографией. Но года четыре назад мы запустили специальные демографические программы, и они, надо сказать, сработали даже более эффективно, я считаю, чем во многих странах наших партнёров, в том числе и в странах Евросоюза.

Но, если позволите, по поводу основного вопроса, который Вы сформулировали: чем отличается российская экономика от экономики наших потенциальных конкурентов, наших партнёров и конкурентов? Конечно, отличия есть. И в выступлениях участников нашей дискуссии это прозвучало, причём в разных выступлениях. Кто-то говорит, что в некоторых странах есть высокий образовательный уровень населения, и это - конкурентоспособное преимущество. Наука хорошая - и это конкурентное преимущество. У некоторых есть большое количество минеральных ресурсов, и там это - конкурентное преимущество. А у нас есть и то и другое. Вот есть и то и другое! И это такая синергия, которая не может не дать позитивного эффекта, и, безусловно, этот эффект есть, даётся.

Наш коллега, который имеет прямое отношение к нефтянке, сам сказал о том, что Россия вышла на 1-е место в мире, сейчас, в данный момент, обогнав Саудовскую Аравию по производству нефти в сутки. Ну, знаете, у меня очень добрые отношения с нашими партнёрами во многих странах мира, и мы часто общаемся просто как друзья, как товарищи. И мне один из моих друзей (он один из руководителей страны арабского мира, а страна - член ОПЕК) как-то так с досадой в своё время сказал: «Вам много не надо нефти качать. Вам иногда нужно проявить смекалку, для того чтобы немножко притормозить». Я понимаю, что мы иногда раздражение вызываем у стран ОПЕК, поскольку, не будучи страной, входящей в эту организацию, производим побольше нефти, и это влияет на мировые цены на рынках и так далее. Я что этим сейчас хочу сказать? Мы всё-таки будем координировать нашу работу с ОПЕК. Также будем координировать нашу работу в рамках созданной недавно организации производителей и экспортёров газа, где одним из наших ключевых партнёров является Катар. Но не только в энергетике (а если энергетика - это не только углеводороды, это и атомная энергетика, это и возобновляемые виды источников энергии) - мы по всем этим направлениям работаем.

Я уже говорил, и это много раз было сказано: нашей основной задачей является модернизации экономики, перевод её на современные рельсы развития. Наш коллега из «Боинга» упоминал о сотрудничестве, которое развивается много лет: начали с 12 наших специалистов, а сейчас тысяча человек! Не 500, а уже тысяча у них работает, и филиалы есть в регионах Российской Федерации.

Мы сейчас выходим действительно на более глубокое сотрудничество с «Боингом». Имеется в виду создание совместных производств по тому же титану. Наш коллега сказал, что они очень аккуратно и даже с определённой тревогой смотрели на развитие этого сотрудничества, потому что - я обратил на это внимание, и я его понимаю - он говорит: «Возникает зависимость». Но не все знают, какая зависимость. Если я не ошибусь, процентов 25 титана сегодня «Боинг» получает из России, так же как «Эйрбас», кстати говоря. А это не просто металл - это металл высокого передела. Мы до сих пор некоторые вещи, некоторые детали не могли производить в Российской Федерации в связи с отсутствием современного оборудования. Вот сейчас «Боинг» развивает отношения с нашим предприятием «Ависма» (ВСМПО-Ависма». - Прим. ред.), делают совместное предприятие, переходят на следующие степени передела этого металла. Это уже высокие технологии, и это совместная работа, которая и создаёт базис сотрудничества и экономического, кстати говоря, и политического будущего. Это как раз то, что вызывает взаимозависимость.

Так же как в энергетике, допустим, у нас с Европой: мы газ туда продаём, а они его потребляют. Сколько шума было: мы зависим, зависим от России! А мы от вас зависим, потому что это основной потребитель. Это на самом деле хорошая зависимость. То же самое в сфере промышленного производства - с «Боингом», с «Эйрбас» у нас такие контакты.

Если говорить про финансовую сферу, в отношении которой я позволил себе здесь пошутить, то на самом деле мы и в финансовой сфере всё ближе и ближе с нашими партнёрами. Мы, кстати говоря, очень благодарны нашим партнёрам из финансовых учреждений Соединенных Штатов и Европы. Они очень аккуратно работают. Они, когда пришли на наш финансовый рынок, привнесли сюда значительную позитивную долю производственной культуры этого сектора, надёжность добавили в финансовый сектор России и стали неотъемлемой частью финансового сектора Российской Федерации.

Я в своём вступительном слове говорил, когда мы антикризисные меры предлагали и здесь, в России, их осуществляли, мы не делили банки на своих и чужих. Банки со 100-процентным иностранным участием получали такую же помощь, как и наши банковские учреждения - чисто российские. Но, кстати говоря, наши филиалы или дочерние банки российских учреждений в Западной Европе такой поддержки не получали. Я считаю, что их дискриминировали. Но, надеюсь, это всё со временем встанет на свои места.

Мы готовы дальше развивать эти отношения, углублять их. Мы ничего не имеем против, если солидные финансовые учреждения Соединенных Штатов, наших европейских партнёров будут входить в капиталы наших ведущих банковских учреждений. Мы такую возможность рассматриваем. Ничего здесь такого необычного нет. Мы готовы работать с нашими партнёрами по этому направлению.

То же самое касается инфраструктуры. Я надеюсь, что мы с нашими французскими партнёрами проекты будем осуществлять - и этот, и другой. Я очень вам благодарен за такую взвешенную позицию по проблеме, связанной с дополнительной экспертизой экологической составляющей проекта строительства трассы Москва-Петербург. Благодарен вам за то, что вы с пониманием к этому относитесь. Сейчас у нас в Общественной палате идут дискуссии, мы их продолжим. Вместе с общественностью определим окончательно вариант развития этого проекта.

Но это, правда, первый концессионный проект в сфере инфраструктуры. Первый. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы он был успешным. Но я уверен, что это непоследний. Кстати, что касается портовой инфраструктуры, то в отличие от других стран, скажем Соединенных Штатов, мы не вводим никаких ограничений на привлечение иностранного капитала в эту портовую инфраструктуру. И уж точно не ведём себя избирательно. Мы не говорим, что арабский капитал мы туда допускать не будем. Пожалуйста! Кстати говоря, портовая инфраструктура у нас развивается весьма успешно, быстрыми темпами, практически по всему периметру Российской Федерации. По всему. И на Дальнем Востоке заложены новые порты.

А некоторые проекты уже реализованы. Скажем, по системе ВСТО - это трубопроводная система, которая идёт к берегу Тихого океана из Западной и Восточной Сибири. Там уже порт построен, работает, функционирует и будет развиваться. Ещё у нас там есть проекты, уже работы идут на Дальнем Востоке по этим направлениям.

Развивается здесь порт на Черном море, в Новороссийске. На северо-западе большое, мощное развитие. У нас несколько лет назад под Петербургом вообще не было площадки, несколько лет только шли разговоры о том, чтобы там создать порт. Теперь он там переваливает, по-моему, до 70 млн тонн, стал крупнейшим в стране. За несколько лет построили и развиваем его постоянно. Сейчас на южном берегу Финского залива ещё один порт заканчиваем - в Усть-Луге. По-настоящему крупное портовое сооружение. Там вложения оцениваются в миллиарды долларов. В миллиарды! И мы с удовольствием будем привлекать наших партнёров к этой совместной работе.

Повторяю: у нас максимально разбюрокраченная работа ведётся в сфере инфраструктуры, абсолютно деполитизированная.

Теперь по поводу различного уровня переделов, высоких технологий и финансовых центров. Роман (обращаясь к Р.В.Троценко - президенту Объединенной судостроительной корпорации), вы думаете, для вас это говорил? Он для меня это всё говорил. Вот он говорит: «Не нужно вкладывать деньги в наноиндустрию, микроэлектронику, там далеко вперёд все ушли, сложно догнать. Лучше в авиацию и судостроение». То есть что он мне говорит: «Деньги давай сюда. Не туда, а сюда давай деньги, в судостроение». Но я хочу сказать, что, во-первых, специалисты могут посмотреть и знают, какими этапами развивается российская микроэлектроника. Я вас уверяю, в конце этого года она будет соответствовать европейскому стандарту и уровню, по всем уровням переделаем, во всяком случае вплотную к этому приблизится и будет развиваться дальше и мы будем вкладывать туда ресурсы и деньги. Потому что - и многие это прекрасно понимают - без микроэлектроники, без наноиндустрии и технологий не будет современного ни авиа-, ни судостроения, тем более ракетостроения. А вот все эти составляющие нам крайне нужны и с точки зрения развития экономики, и с точки зрения обеспечения безопасности государства.

Что касается финансового центра в России, в Москве. Это не эфемерная задача, но мы прекрасно понимаем и отдаём себе отчёт в том, что она сложна. Об этом, знаете, ещё Анатолий Александрович Собчак говорил, о финансовом центре в Петербурге. Я это очень хорошо знаю, до деталей. Но мы с вами понимаем, что создать финансовый центр можно несколькими способами. Первый, самый простой, - офшор. Но мы в России не пойдём по пути создания офшоров в Москве. Но вот создать такой реальный, мощный финансовый центр - это за 5 минут не делается.

Что такое привлечь сюда крупные финансовые учреждения? Конечно, нужно и соответствующие налоговые изменения сделать - не офшорного характера, но очень либеральные с точки зрения функционирования, существования и развития финансового банковского сектора. Конечно, эти изменения будут нужны. Нужно инфраструктурно развивать ту территорию, куда мы привлекаем банки. Нужно просто... Вы знаете, там есть вещи, которые на первый взгляд с банками совсем не связаны...Культурная среда должна быть соответствующей... Там очень много составляющих, и это - задача, которая не решается за один день. Но она решаема. Во всяком случае всё, что касается наших ближайших соседей, - это абсолютно реально, что касается стран СНГ: они, совершенно очевидно, стремятся к сотрудничеству, развитию наших отношений в финансовом секторе. Но, допустим, наши финансовые взаимоотношения с Белоруссией на 90 с лишним процентов уже в безвалютном варианте осуществляются в рублях, это само по себе происходит. С Украиной у нас растёт объём расчётов в рублях, с другими странами СНГ. Я думаю, что это наверняка будет продолжать расти с Казахстаном. Так что, вы знаете, это - не болтовня, это абсолютно реализуемая задача.

Конечно, нужно ещё многое сделать дополнительно, для того чтобы привлекать сюда и крупные финансовые западные институты, но они уже работают у нас, и работают, повторяю, неплохо.

Что касается инвестиций. Про значение инвестиций и про то, как мы к этому относимся, я уже сказал. Но меня, вы знаете, что радует? Меня радует то, что в последнее время инвестиции - это у нас уже дорога с двусторонним движением. По данным Центрального банка Российской Федерации, за первое полугодие текущего года прямые инвестиции в Российскую Федерацию составили примерно 22,5 млрд долларов. А наши компании проинвестировали в различные проекты за границей примерно 20 с небольшим млрд долларов. Это уже сопоставимые величины. И в целом это тоже очень хороший позитивный процесс.

Спасибо.