Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова на конференции «Ренессанс Капитал»

Вкладки

Событие

Здравствуйте, доброе утро, уважаемые дамы и господа!

Позвольте от имени Правительства Российской Федерации поприветствовать вас на XIX ежегодной конференции инвесторов, которую традиционно организовывает «Ренессанс Капитал». Особенно отрадно, что по окончании Санкт-Петербургского Экономического Форума, который только что закончил свою работу, а мы считаем, что этот Форум - главный форум страны, тем не менее, «Ренессансу» удалось собрать такое представительное мероприятие - конференцию с таким большим количеством инвесторов, представляющих, как мне сказали, свыше 35 государств.

Тема конференции, как мне представляется, крайне важна. В нынешнем 2010 году Российская Федерация председательствует в СНГ, и в течение своего председательства мы намерены продвигать особенно важную тему. Она - новая в рамках СНГ. Мы попытаемся сформировать принципы нового соглашения о зоне свободной торговли, и к концу 2010 года мы попытаемся выйти на согласованные принципы такого соглашения. В лучшем случае, мы сможем подготовить текст такого соглашения. Формат СНГ на протяжении всех последних лет вызывает много интересов, много споров: какое будущее у СНГ, какое будущее у России в СНГ, насколько этот формат в состоянии адаптироваться к другим интеграционным процессам. Мы исходим из того, что с формированием Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном формат СНГ также получит совершенно новое развитие.

Позвольте мне два слова сказать о том, как мы себе представляем в целом глобальные интеграционные процессы и как в это вписывается СНГ. Я надеюсь, что вы в ходе своих дискуссий поможете нам ответить на те или иные вопросы, с которыми правительство сталкивается, работая по проблематике СНГ. Итак. У нас, я имею в виду глобально, в мире, - существует самое мощное интеграционное движение - это ЕС. Пять лет назад Российская Федерация договорилась с ЕС о том, что мы будем строить общее экономическое пространство. Это означает, что базовые экономические институты и базовые экономические законы будут идентичны на территории Российской Федерации и государств, входящих в ЕС. При этом мы не будем формировать единое экономическое пространство, которое от общего экономического пространства отличается тем, что не существует единых институтов, не существует единых наднациональных органов. Те наднациональные органы, которые существуют в ЕС, они покрывают пространство ЕС. Те же самые институты и то же самое законодательство действует на территории Российской Федерации, но в пределах компетенции суверенных институтов Российской Федерации.

Параллельно, мы проводили и проводим работу по вступлению Российской Федерации в ВТО и по формированию Таможенного союза. При этом мы исходили из того, что базовые институты Таможенного союза (при всех вопросах, которые существуют в настоящий момент, мы отвечаем одно и то же, надеюсь, что скоро все это поймут, когда смогут со всем массивом документов по формированию Таможенного союза ознакомиться), базируются на основных принципах Всемирной Торговой Организации и на базовых институтах, аналогичных тем, которые действуют в ЕС.

Таким образом, наша цель: формируя общее экономическое пространство вместе с ЕС, мы как бы продвигаем это экономическое пространство на территории Казахстана и Беларуси. При этом вместе с Беларусью и Казахстаном мы формируем как раз единое экономическое пространство. Это означает, что если нам удастся реализовать все свои планы, то с 1 января 2012 года будет существовать две системы единого экономического пространства с общностью подходов к экономическому существованию. Т.е. единое экономическое пространство со своими институтами в рамках ЕС и единое экономическое пространство в рамках Таможенного союза, или как к тому моменту может образоваться, Единое евразийское экономическое пространство, объединяющее три государства, со своими наднациональными органами.

Первый такой наднациональный орган уже создан, он обладает своей компетенцией. Государства передали этому органу часть своих национальных полномочий, и с 1 января 2010 года в Российской Федерации, в Беларуси и Казахстане действует орган под названием Комиссия Таможенного Союза, со своей компетенцией по установлению таможенных пошлин, по другим мерам нетарифного регулирования, и решения Комиссии таможенного союза не нуждаются в национальном подтверждении. Т.е. это нормы прямого действия, которые должны быть имплементированы национальными системами в каждом из трех государств.

Таким образом, перед нами стоит огромная задача по принятию порядка 19 соглашений между Россией, Беларусью и Казахстаном. Это соглашения самые различные: от единых принципов макроэкономической политики, до, положим, такого соглашения, как доступ к транспортной инфраструктуре. Т.е. это базовые экономические законы, которые в основе своей будут иметь основные принципы существования ВТО и аналогичные принципы существования ЕС. Таким образом, нам удастся построить общее экономическое пространство с ЕС. При том, что и на территории Казахстана, России и Беларуси будет действовать единое экономическое пространство.

Может быть это такие термины, которые всех путают - «общность», «единство», - но, знаете, десять раз скажешь, потом уже становиться намного понятнее. При этом мы исходим из того, что уже вот этот более узкий формат Таможенного союза, который обозначился с 1 января текущего года, мы ожидаем решений по второму этапу Таможенного союза 5 июля с.г. в Астане. И вы знаете, в печати по этому поводу было много материалов, что это решение будет о втором этапе Таможенного союза либо Россия-Казахстан-Беларусь - т.е. тройственный формат, как мы и договаривались ранее, либо это будет формат Россия-Казахстан. Но мы как раз говорим о втором этапе таможенного союза. В любом случае он уже действует на троих, на три государства. Вот второй этап более тесной интеграции - это вопрос решений 5 июля с.г. в Астане.

И вот эти три государства, Россия, Казахстан и Беларусь, являются государствами СНГ и представляют собой самую высокую степень интеграции на постсоветском пространстве и внутри СНГ. При этом вы знаете, еще существует формат ЕврАзЭС и сам формат СНГ. Нам задают вопросы: можно ли в этих условиях и нужно ли формировать новую нормативно-экономическую базу СНГ, когда Казахстан, Россия и Беларусь семимильными шагами создают новое интеграционное образование и пытаются организовать себя совершенно уже с другими механизмами существования, с другими механизмами разрешения экономических споров и так далее. Ответ - конечно. Нам это нужно.

В СНГ в настоящий момент нет многостороннего соглашения о свободной торговле. И мы самым серьезным образом сейчас готовимся к тому, чтобы определиться, чем же будет экономический режим отличаться от трех государств, которые формируют Таможенный союз и от всего остального пространства СНГ. Вопрос крайне сложный, поскольку вы знаете, наши партнеры, и Молдова, и Украина, и Узбекистан и многие другие партнеры по СНГ настаивают на том, чтобы свободная торговля существовала между нашими государствами или внутри СНГ без изъятий. Но тогда встает вопрос: зачем формировать Таможенный союз? Таможенный союз - как раз интеграционное образование без каких-либо изъятий, и чем тогда оно будет отличаться от формата СНГ? И по этому поводу сейчас специалисты, эксперты проводят очень сложные дискуссии, споры, поскольку все-таки некие определенные преференции должны существовать для общего рынка России, Казахстана и Беларуси, и должны быть какие-то исключения для других государств, которые пока не готовы к такой, более глубокой интеграции. Мы исходим из того, что, в любом случае, каков бы формат этого соглашения о свободной торговле не получился, базовые принципы экономического законодательства через Россию, через единое экономическое пространство будут проложены на все пространство СНГ.

Таким образом, базовые институты или базовое законодательство ЕС в экономической жизни должно с течением времени быть развернуто на всем пространстве СНГ. И в этом как раз главный смысл, когда говорится «Европа от Атлантики до Тихого Океана». Потому что, как вы понимаете, географически это не Европа, но по базовым принципам функционирования экономики это как раз будет «Европа от Атлантики до Тихого Океана», которая будет обязательно захватывать и другие регионы. И отрадно, что сегодня здесь присутствуют, в том числе, и представители Индии, и Монголии, потому что формирование вот такого общего экономического пространства, формирование единого экономического пространства даже на три государства, безусловно, будет затрагивать интересы наших ближайших партнеров и наших соседей, не только по СНГ, но и как раз Индию, Китай, Монголию - государства, которые будут попадать в орбиту вот этих интеграционных процессов.

Насколько наши планы по формированию международного финансового центра повлияют на интеграционные процессы в СНГ? Насколько это повлияет на наших партнеров из Индии и Китая? Это все те вопросы, на которые мы сегодня пытаемся сами найти ответы и точно так же, как мы пытаемся сделать все для того, чтобы эти планы реализовались.

Международный финансовый центр в России нужен не как отдельный проект, просто ради того, чтобы в Москве появилось нечто новое, с большим количеством банкиров, кредитных и финансовых учреждений. Фондовые площадки должны быть совершенно другого порядка, а не те, которые сегодня у нас работают. Они развиваются хорошо, но нам хотелось бы видеть совершенно другой уровень их развития. Для чего все это нужно? Нам это все нужно, для того, чтобы реализовать всю повестку российской модернизации, о которой мы говорим на протяжении последних лет. Никакая модернизация без концентрации капитала невозможна. Нам это совершенно понятно. И мы понимаем, что на всем постсоветском пространстве у Москвы, у России лучшие шансы для того, чтобы в настоящий момент реализовать этот проект.

По-разному сегодня относятся к банковской среде в других государствах. Вы знаете, только что закончилась Большая Двадцатка. Во время дискуссии обсуждался новый налог. Россия не поддерживает введение такого налога. Как раз не поддерживает исходя из того, что мы рассчитываем на то, что банковский сектор может на территории Российской Федерации, Москвы получить совершенно новое развитие, поддержку без каких-либо законодательных инициатив, которые бы вводили банковский бизнес в серую зону. Мы это не поддерживаем. Мы постоянно об этом говорим. Мы считаем, что все, что связано с Базелем III и так далее, все цивилизованные банковские инструменты будут полностью адаптированы и имплементированы в российское законодательство. Но, тем не менее, те дополнительные возможности для развития кредитного дела, банковского дела, инвестиционного дела, которые может предоставить Россия - мы постараемся это сделать.

Еще раз, главная цель - для того, чтобы обеспечить реальную концентрацию капитала и предоставить возможности движения этого капитала на постсоветское пространство, прежде всего в государства - наши партнеры, Казахстан и Беларусь, и нашим другим партнерам, которые нуждаются в таком капитале.

Я надеюсь, что ваши дискуссии сегодня будут крайне интересными. Материалы по итогам таких дискуссий будут представлены в правительство. Члены правительства будут посещать конференцию в течение всего периода работы. Я понимаю, что мой коллега и друг, Алексей Кудрин, завтра будет также работать здесь. Надеюсь, что ваши рекомендации нам крайне помогут.

Мы верим в то, что СНГ переживает совершенно новый период переосмысления и отношения к себе. В будущем году СНГ будет отмечать двадцатилетие. Это очень важный период. Надеюсь, что как раз к этому периоду, к декабрю 2011 года мы подойдем с совершенно с другим пониманием того, что какие бы ни были устремления у наших партнеров по СНГ по евроинтеграции, какие бы ни были устремления по интеграции с азиатским регионом, альтернативы СНГ нет в силу исторических, экономических и культурных основ. Надеюсь, что эти тезисы подтвердятся.

Желаю вам успехов в работе. Спасибо.