Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстовой

В ходе встречи рассматривались вопросы, связанные с ходом реализации Водной стратегии РФ, принятой почти год назад, а также работа ведомства по мониторингу паводковой ситуации в России. Особое внимание было уделено ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС.

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстовой
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с руководителем Федерального агентства водных ресурсов М.В.Селиверстовой

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Марина Валерьевна, Ваше ведомство отвечает за реализацию Водной стратегии. Она была принята почти год назад. Как идет работа? И как осуществляется работа по мониторингу паводковой ситуации? Как у Вас выстраиваются отношения с другими ведомствами - с МЧС, метеорологической службой. И отдельный вопрос, конечно, это ситуация на Саяно-Шушенской ГЭС.

М.В.Селиверстова: Хорошо, Владимир Владимирович. Я должна сказать, что Водная стратегия, которая была поддержана Вами в прошлом году и соответствующим актом Правительства, принята. Мы уже приступили совместно с Министерством природных ресурсов и с теми органами исполнительной власти, которых она непосредственно затрагивает, к реализации ее положений.

Основной целью этой стратегии является устойчивое водопользование при обеспечении безопасности населения и минимизации вредного воздействия вод. И безусловно, для нас Водная стратегия - это некая «дорожная карта», в соответствии с которой мы сегодня уже двигаемся к достижению намеченной цели.

В стратегии предусматривалась разработка ряда основополагающих документов, которые были закреплены Водным кодексом Российской Федерации. Это прежде всего схема комплексного использования и охраны водных объектов, которая рассматривается водным законодательством как основа водохозяйственной деятельности, так и основа для ее планирования. Это сложные многосоставные документы, которые, собственно, оценивают ситуацию на конкретной территории и в конкретном бассейне, дают конкретные рекомендации для развития водохозяйственной деятельности.

Агентство приступило к разработке этих схем. Прежде всего мы начали с густонаселенных территорий Российской Федерации и тех водных объектов, которые подвергаются наибольшему антропогенному воздействию, для того чтобы сбалансированно выстраивать в последующем вопросы развития водохозяйственной деятельности.

Еще один из очень сложных и больших вопросов, которые нам предстоит решить в рамках Водной стратегии, - это разработка, согласование и последующее утверждение правил использования водохранилищ. Должна сказать, что таких правил нужно разработать около 350. Понятно, что это очень сложные, в том числе технически, документы, которые требуют достаточно серьезной проработки. Но прежде, чем приступить к подготовке этих правил, необходимо было оценить ситуацию. Поскольку водохозяйственный комплекс был введен в эксплуатацию более 50-60, а в некоторых случаях и 70 лет назад, то правила, которыми мы сегодня пользуемся, в ряде случаев устарели. Меняется гидрологическая ситуация, меняются и метеорологические условия, что требует, безусловно, обновления и актуализации этих правил.

Прежде чем приступить к этой большой работе, мы начали с оценки состояния тех правил, которые есть, для того чтобы понять, в какой последовательности и как эту актуализацию произвести. На сегодня работа закончена, и у нас уже сформирован график, по которому мы приступили к выполнению этих мероприятий.

Мы планируем завершить работу в 2014 году. И надеемся, что по всем крупным каскадам водохранилищ, управление которыми мы осуществляем, будут разработаны новые актуализированные документы, которые позволят более эффективно использовать водные ресурсы этих водных объектов.

В.В.Путин: По сути, паспорт каждого объекта, да?

М.В.Селиверстова: Это правила наиболее эффективной сработки и наполнения каскадов водохранилищ и использования водных ресурсов, которыми мы, собственно, оперируем, - актуализированные правила.

Мне хотелось бы сказать, что еще одна из задач, которая была заложена в Водной стратегии, - это совершенствование деятельности межведомственных оперативных групп. Я поясню, что это за межведомственные оперативные группы. На сегодня в нашем агентстве создано 11 таких межведомственных групп, которые состоят из представителей всех заинтересованных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня. Туда также входят представители собственников гидротехнических сооружений, представители Росгидромета. И на эти группы возложены полномочия по подготовке рекомендаций по установлению режимов сработки и наполнения крупнейших водохранилищ.

С момента аварии на Саяно-Шушенской ГЭС это число дополнилось еще одной группой. После аварии, в первый же день, была сформирована еще одна межведомственная оперативная группа, которая действует не только на региональном, но и на федеральном уровне. В состав ее участников также вошли представители центральных аппаратов всех ведомств, которые имеют прямое отношение к вопросам регулирования.

И должна сказать, что с момента аварии на Саяно-Шушенской ГЭС состоялось уже более 60 заседаний этой межведомственной оперативной группы, что позволило нам сформировать оптимальные, безопасные режимы наполнения и сработки Ангаро-Енисейского каскада, а также обеспечить устойчивое водоснабжение и водопотребление в нижнем бьефе - в районе Минусинска, Абакана, Красноярска.

На сегодня деятельность наших межведомственных оперативных групп обеспечивается благодаря прогнозам Росгидромета. Здесь мне хотелось бы сказать, что, поскольку мы очень зависим от этих прогнозов, это то направление деятельности, которое, безусловно, нужно развивать в приоритетном порядке. Поскольку мы заменяем прогноз математическим моделированием, вынуждены этим заниматься, вести многолетние гидронаблюдения.

Я думаю, что здесь как раз Водная стратегия тоже должна сыграть позитивную роль, поскольку одно из направлений, которое заложено или предусматривается Водной стратегией, - это и совершенствование вопросов мониторинга развития наблюдательной сети, и собственно обеспечение деятельности нашего агентства, смежных с нами служб и агентств оправдываемым прогнозом. Мне бы хотелось остановиться на том вопросе, который Вы задали и который связан с современным функционированием Саяно-Шушенской ГЭС.

С момента аварии 17 августа и в последующий период мы безотлагательно создали группу, которая отвечает за восстановление режимов наполнения-сработки. Но при этом и гидрологические условия, которые складывались в это время, за весь период эксплуатации Саяно-Шушенского гидроузла являются аномально водными, то есть была повышенная водность.

Я хочу показать Вам небольшой график. Вот такие были снегозапасы по состоянию на 1 апреля 2010 года. Вы видите, что везде снегозапасы показывают превышение нормы в 2-3 и более раз. То есть мы понимаем, что начавшийся у нас в первых числах июня паводок носил достаточно экстремальный характер.

В.В.Путин: Это на 1 апреля?

М.В.Селиверстова: Да, это на 1 апреля. А вот это более современный - по состоянию на 16 июня. Вы видите, что в бассейне основное снеготаяние уже завершилось. Я хочу Вам показать режим работы Саяно-Шушенского гидроузла. Это те графики, которые были рассчитаны с помощью прогнозов Росгидромета и методов математического моделирования. Вот здесь по состоянию на первую декаду июня зафиксирована максимально большая приточность - примерно 9 тыс. м3/с. Такой аномально высокий приток соответствует паводку однопроцентной обеспеченности, которая случается один раз в 100 лет.

Вот эти графики отображают уровень приточности и уровень сработки. На сегодняшний день у нас приточность несколько стабилизировалась. Она составляет 6800 м3/с, что для этого периода соответствует примерно двум нормам.

В.В.Путин: Обводной водосброс Вы все равно сделали своевременно?

М.В.Селиверстова: Да, я думаю, что обводной канал, безусловно, своевременен, и очень хорошо, что были выдержаны сроки запуска двух гидроагрегатов. На сегодня это дает нам возможность через гидроагрегаты тоже дополнительно сбрасывать воду, при этом даже получать электроэнергию, то есть они работают не вхолостую.

На сегодня установлены сбросы 4100 м3/с. У нас еще есть и запас свободной емкостью около 8 кубокилометров, что позволит нам срезать паводок любой обеспеченности. При этом мы понимаем, что водность постепенно снижается и у нас уже есть задача аккумулирования стока для целей устойчивого водоснабжения в осенне-зимний период. Мы постепенно начнем уже аккумулировать воду для того, чтобы зимой нормально пройти. У нас есть планы - нам сообщает «Русгидро» о вводе дополнительных агрегатов, - нам нужно обеспечить 3-4 агрегата нормальной загрузкой, а также устойчиво обеспечить водой нижний бьеф, жителей, которые живут ниже Саяно-Шушенской ГЭС.