Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Первый заместитель Председателя Правительства России И.И.Шувалов выступил на «Правительственном часе» в Совете Федерации

Вкладки

Событие

Стенограмма выступления:

И.И. Шувалов: Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые члены Совета Федерации! Тема, которая обозначена для «Правительственного часа», в настоящий момент в работе Правительства имеет особое значение. И хорошо, что мы сегодня вместе можем этот вопрос обсудить, поскольку только что закончил свою работу главный инвестиционный форум в стране - Петербургский форум, который в этом году был, как мне представляется, наиболее интересным: было приглашено большое количество иностранных инвесторов, экспертов, членов Правительства, членов зарубежных правительств.

В этом году мы говорили о том, насколько модернизационная повестка воспринимается нашими партнерами, насколько мы готовы вместе с нашими российскими и зарубежными партнерами структурно менять экономику Российской Федерации и в целом что нужно сделать для того, чтобы инвестиции в России приобрели совершенно другое значение.

Вы знаете, что Президент Российской Федерации в последнее время активно говорит о модернизации. Была создана специальная комиссия, которую возглавил Президент, и в рамках этой комиссии обозначены приоритетные направления модернизации и рассматриваются конкретные проекты.

В настоящий момент этой комиссией рассмотрено свыше 38 проектов, по ним даны конкретные указания, как дальше работать. По некоторым есть уже согласованная позиция, что эти проекты надо реализовывать. Эта работа носит такой технологический, достаточно четкий характер.

Наряду с этой работой в Правительстве Российской Федерации нам, конечно же, понятно, что любая модернизация, любая модернизационная повестка, безусловно, связана с понятием капитала. Любая модернизация требует огромных капиталов, огромных капитальных вложений и доступа к самым современным технологиям. Так вот для того, чтобы нам получить доступ к этим капиталам, необходимо кардинальным образом изменить отношение к инвесторам.

Обычно принято говорить об отношении к иностранным инвесторам. В настоящий момент мы эту терминологию изменили: мы говорим и о наших внутренних, то есть о российских, инвесторах, и об иностранных инвесторах. Есть большая возможность по раскрытию потенциального инвестиционного механизма для привлечения денег со стороны россиян, которые накопили к настоящему моменту достаточные капиталы. И необходимо говорить о том, как привлечь иностранные компании, иностранные банки, инвестиционные компании, предпринимателей, для того чтобы они могли эффективно работать здесь, в Российской Федерации.

Тема инвестиционного климата достаточно широкая, имеет много аспектов, и она, безусловно, связана с тем, насколько в целом страна привлекательна для того, чтобы вести бизнес, насколько страна в целом свободна для того, чтобы открывать свои возможности для предпринимательства. Мы не можем похвастаться, что к настоящему моменту созданы такие свободы. Мы не можем сказать, что Российская Федерация достаточно привлекательна для капиталов, но мы должны при этом сказать следующее: за определенный промежуток времени (за 10-15 лет) в стране сделано многое для того, чтобы были созданы институты, которые бы сопровождали осуществление инвестиций; были созданы предпосылки для того, чтобы эти инвестиции носили более стабильный характер.

Вместе с тем мы внимательно следим за теми рейтингами, которые получает Российская Федерация по системе рейтингов Всемирного банка, а также рейтинговых и кредитных агентств. И мы понимаем, что те места, которые занимает Россия в настоящий момент, далеки от тех, о которых мы думаем, от желаемых. Мы часто в конце первой сотни, часто в конце второй полусотни. Наши рейтинги в настоящий момент (по итогам 2009 года) иногда по некоторым позициям уступают таким государствам, как Украина, Белоруссия, и другим нашим партнерам по СНГ.

Насколько объективны эти рейтинги? Рейтинги, как вы понимаете, категория субъективная и объективная одновременно. Однако мы считаем, что в последнее время этот имидж, которым стала обладать российская экономика, совершенно не совпадает с теми реалиями, которые в настоящий момент сложились.

Российская экономика при всех сложностях, которые мы переживаем, при всех тех инфраструктурных ограничениях, которые есть, заслуживает совершенно других мест в этих таблицах, в этих показателях, и мы также понимаем, что необходимо в течение ближайшего времени работать по этому поводу.

Для чего я это говорю вначале? Вся совокупность обстоятельств ведения бизнеса и осуществления инвестиций очень многообразна. Но для целей своей работы в настоящий момент мы выбрали только наиболее болезненные темы, наиболее болезненные или наиболее сложные направления своей работы, для того чтобы в течение года-двух российские и зарубежные предприниматели могли почувствовать, что действительно ситуация с точки зрения инвестиционного климата, инвестиционных свобод меняется к лучшему. И здесь мы наблюдаем значительное развитие диалога между государственной властью и бизнес-сообществом и движемся к тем целям, которые были обозначены.

Так вот для целей своей работы в 2010-2011 годах мы выбрали несколько направлений. Я бы хотел о них сказать.

Первое. Это упрощение миграционного режима. Для целей модернизации нужны высококвалифицированные специалисты, а также нужны работники, которые будут замещать и те недостающие рабочие руки, которые нам нужны на наших строительных объектах и в целом в экономике Российской Федерации. Рабочих рук сегодня часто не хватает, и это рабочие руки как квалифицированные, так и, что называется, обычная рабочая сила, - не совсем квалифицированная рабочая сила.

Мы приняли решение, и вы поддержали это решение вместе с Государственной Думой, об упрощении миграционного режима для специалистов, которые обладают высокой квалификацией и которые готовы работать в Российской Федерации на протяжении определенного периода времени - мы думаем, три года и больше. И для таких специалистов теперь установлен особый порядок их приглашения в страну и особый порядок выдачи разрешительных документов на проживание. Такой закон прошел через обе палаты Федерального Собрания и подписан Президентом. Теперь получить многократную визу, по которой можно работать таким специалистам в Российской Федерации, будет достаточно просто. Эта виза будет выдаваться на срок до трех лет, и существует достаточно простой механизм, когда взаимодействуют работодатели, органы Федеральной миграционной службы, консульские учреждения и когда можно будет получить такое разрешение.

Вместе с тем сохранены те ограничения, которые действовали для работников, приглашенных в Российскую Федерацию по квоте. И по таким работникам в настоящий момент существует много споров. Профсоюзы и те, кто защищает права работников-россиян, считают, что мы не должны допускать конкуренцию на рынке труда, необоснованную конкуренцию на рынке труда, и должны заботиться в первую очередь о тех, кто в Российской Федерации живет и может получить такую работу. Другие же говорят, что для того, чтобы улучшать квалификацию таких работников, для того, чтобы в том числе не повышать необоснованно уровень оплаты труда, необходимо этот элемент конкуренции поддерживать.

Споры жесткие, могу вам сказать. В настоящий момент мы к единому мнению не пришли. С заместителем Председателя Правительства Александром Жуковым и с министром здравоохранения и социального развития Татьяной Голиковой мы эти вопросы обсуждаем. Надеюсь, что осенью мы по большим свободам на рынке труда сможем договориться и соответствующие концептуальные подходы доложим вам и Государственной Думе, поскольку нужно будет также по этому поводу принимать новый федеральный закон.

Но, что касается миграционного режима, нам в целом нужно будет пройти еще много и с точки зрения принятия нормативных актов, и с точки зрения администрирования этих актов. Те, с кем мы предварительно беседовали и получали информацию о том, как они относятся к тому, что происходит в Российской Федерации, нам говорят, что в целом обстановка достаточно недружественная по отношению к иностранцам. А это проявляется не только когда тот, кто желает жить и работать в Российской Федерации, обращается с целью получения разрешения на работу в консульское учреждение или посольское учреждение за рубежом, но и по прибытии в Российскую Федерацию, при встрече с таможенными офицерами, при паспортном контроле и дальше по всей цепочке. Это свидетельствует о том, что в Российской Федерации отсутствует дружественная атмосфера к тем специалистам, в которых мы нуждаемся для этой самой модернизации.

Наша система вся - и общественная, и государственная - не способствует тому, чтобы этих людей привлекать, и она носит достаточно жесткий характер. Люди жалуются на то, что они не могут пригласить даже по гостевой визе своих родственников, они встречаются с большим количеством сложностей для того, чтобы пригласить своих друзей посетить Россию с туристическими целями и так далее, что очень жестко забюрократизированы все эти процедуры, которые не способствуют тому, чтобы люди чувствовали себя действительно как граждане единого Европейского, например, континента, чтобы семьи европейцев могли спокойно приезжать в Россию и посещать различные российские города.

Далее. Второе направление - это административные барьеры при осуществлении инвестиционных проектов. Мы исходим из того, что есть большое количество желающих построить тот или иной объект. Это могут быть объекты промышленные или коммерческие, объекты, связанные с оказанием услуг в розничной торговле, социальные объекты, любые. Так вот любые объекты, по которым необходимо получить разрешение на строительство в нашей стране, - процедура крайне сложная.

Мы провели мониторинг во всех субъектах Российской Федерации, как это работает в лучших и в худших субъектах. Я могу вам доложить, что в лучшем случае с момента, когда инвестор обращается за таким разрешением, до оформления всех необходимых разрешений может пройти приблизительно 6-8 месяцев. В худшем случае - и такие регионы есть - это длится приблизительно 2,5 года, иногда тянется до 3 лет. Хотя у нас с вами общее федеральное законодательство, у нас есть Градостроительный кодекс, у нас есть гражданское законодательство. Но вы можете себе представить, насколько разное муниципальное и региональное законодательства и насколько бывают сложными все административные процедуры! Для того чтобы построить социальный или коммерческий объект, необходимо пройти вот эти все «круги ада» и получать разрешение вплоть до 3 лет! О каком здесь можно говорить инвестиционном климате? И вроде мы не нуждаемся в большом количестве капитальных вложений, а все процедуры этому не способствуют.

При этом нам известно, что самая такая непрозрачная ситуация связана в том числе с вымогательством, связана с распределением земельного ресурса и с получением разрешения на строительство, то есть вот эти вещи связаны. Долгие процедуры связаны с разрешением на возведение объекта, получением земельного ресурса и с тем, чтобы все-таки как-то чиновники могли обогащаться. Это самый близкий для них ресурс.

Поэтому здесь работа будет в течение этого года идти по плану. Этот план был доложен Председателю Правительства на специальном совещании у него. Этот план включает в себя меры законодательного воздействия, в том числе через изменение Градостроительного кодекса, и меры административного воздействия. Также было принято решение, что на заседании комиссии по региональному развитию, которую возглавляет Владимир Владимирович Путин, этот вопрос будет рассмотрен с точки зрения рассмотрения лучших практик, которые существуют в таких субъектах, например, как Ростовская область. По тем данным, которыми располагаем мы в Правительстве, Ростовская область, например, одна из первых, кто добился того, чтобы эти процедуры были наиболее прозрачными и недлительными. И есть субъекты, в которых всё, как я вам сказал, достаточно длительно и непрозрачно. Вот мы эти практики, самые лучшие и самые худшие, рассмотрим на заседании комиссии. И будут даны соответствующие указания главам регионов, с тем чтобы в обозримом будущем - от 6 месяцев до года - эти административные процедуры привести в состояние, доведя их до лучших практик. То есть мы исходим из того, что, если есть такие субъекты, которые уже добились таких результатов, не надо придумывать ничего нового - надо просто эти новые практики адаптировать и спросить с тех, кто не может добиваться таких результатов, почему у них так все непрозрачно и так долго. И мы исходим из того, что к концу 2011 года в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации все административные регламенты, касающиеся капитальных вложений и начала осуществления строительства, должны быть если не унифицированы, то приведены к такому началу, при котором за нормативные сроки, которые мы установим, мы не должны выходить. А те субъекты, которые смогут добиться и лучших сроков (сегодня это 6-8 месяцев) и если они смогут их значительно сократить, то, конечно же, мы об этом будем постоянно говорить, повторять и постараемся в том числе через различные гранты определить меры финансового поощрения таких субъектов Российской Федерации.

Дальше. У нас достаточно сложные процедуры подключения к энергетической и другой коммунальной инфраструктуре. Вы знаете, что мало объект построить, получить разрешения необходимые, договориться с чиновниками, этот объект возвести, затем его необходимо еще и подключить к газовым сетям, электрическим сетям, коммунальным сетям, водопроводу, канализации и так далее. Все это представляет сложный, очень дорогостоящий процесс.

Мы также подготовили определенные планы, как мы будем работать с субъектами Российской Федерации и с естественными монополиями или с инфраструктурными монополиями, ФСК, МРСК, «Газпромом» и другими, для того чтобы у инвесторов были абсолютно прозрачные и ясные права, каким образом они могут иметь доступ к такой инфраструктуре.

Большое количество жалоб мы получаем от инвесторов в связи с таможенным администрированием. По таможенному администрированию в настоящий момент мы имеем, может быть, наибольшее число жалоб. Однако жалобы эти отличаются, и должен вам сказать, что жалобы, которые мы получаем от иностранных инвесторов, и жалобы, которые мы получаем от российских инвесторов, различны. И для справедливости должен сказать, что таможенными органами к настоящему моменту проделана огромная работа для того, чтобы добиваться лучшего администрирования и вести работу более прозрачно.

В чем сложность? Сложность в том, что создана целая инфраструктура, которая позволяет избегать таможенных платежей в полном объеме, так скажу, полузаконным способом при наличии специальной инфраструктуры имеет возможность обслуживать целые товарные потоки. А это значит, что те, кто не проходит через такую инфраструктуру, ограничены в своих правах, должны заплатить таможенный сбор в полном объеме, и они, естественно, менее конкурентоспособны на рынке. И когда мы слышим жалобы, надо про этот аспект помнить. Если предприниматель или лицо, ввозящее товар, подвергается какой-либо административной дискриминации либо предъявляются требования по необоснованным платежам - это одна ситуация. Но часто жалобы, с которыми мы встречаемся, носят совсем другой характер: не хочется платить в полном объеме, а хочется платить в таком же объеме, как эта полулегальная инфраструктура.

Конечно же, мы с этим будем бороться, никто с этим не должен соглашаться. И не просто бороться, а мы попытаемся теперь при помощи Таможенного кодекса Таможенного союза, который ратифицирован и подписан Президентом Российской Федерации, а также при помощи того законопроекта, который сейчас рассматривается в Государственной Думе, законопроекта о таможенном регулировании, эту ситуацию значительно поправить.

Вы знаете, что мы с 1 июля «запускаем» Таможенный союз. В Таможенном союзе на единой таможенной территории будет действовать Таможенный кодекс. Мы пока, могу вам откровенно сказать, не знаем, в каком формате будет Таможенный союз - в полном объеме на таможенной территории на троих с Белоруссией либо Россия и Казахстан в двустороннем формате. Тем не менее нормативная база будет вот эта, о которой я говорю, - это Таможенный кодекс Таможенного союза и в Российской Федерации закон о таможенном регулировании.

Так вот эти законы теперь (и международный договор, и наш внутренний закон) значительно упрощают многие таможенные процедуры, унифицируют их. Мы изучили опыт, который существует сегодня и в Казахстане, и в Белоруссии, там, где наши партнеры продвинулись, и иногда мы смотрели опыт Европейского союза. И мы попытались заложить все самое современное, что есть в практиках таможенных органов, в это таможенное законодательство.

Мы, конечно же, не ожидаем, что все администрирование будет моментально изменено и мы с 1 июля придем к ситуации, когда мы от этих серых схем избавились и предприниматели не жалуются на действия таможенных органов. Тем не менее мы считаем, что у нас есть теперь возможность в рамках Таможенного союза и при принятии специального международного и внутреннего законодательства ситуацию значительно улучшить. Надеемся, что эта ситуация по истечении полутора-двух лет будет значительно изменена.

Подробно по закону о таможенном регулировании, я думаю, Правительство будет докладывать, когда через Совет Федерации он будет проходить. Мы надеемся, что в ближайшее время этот законопроект уже пройдет второе чтение в Государственной Думе и затем пойдет, соответственно, в Совет Федерации.

По мерам налоговой политики Президент Российской Федерации подробно говорил в своем выступлении на Петербургском форуме, подробно говорил Владимир Владимирович Путин, когда выступал в Государственной Думе, и Министр экономического развития Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, а также Министр финансов Кудрин об этом подробно говорят.

Мы исходим из того, что те меры, которые в настоящий момент предложены по инновационному стимулированию, в том числе по 14-процентному налогу, социальной шкале налога, по дополнительным возможностям внутри налога на прибыль, и новации, связанные с поощрением введения в действие энергоэффективного оборудования и постановки на баланс энергоэффективного оборудования, и другие меры позволят нам значительно структуру экономики, с одной стороны, менять, с другой стороны, будут являться в финансовом плане стимулирующими для предпринимателей, осуществляющих модернизацию.

Много жалоб и предложений было по поводу того, что вся бюрократическая система в Российской Федерации не нацелена на то, чтобы поддерживать иностранных и российских инвесторов в стране, что осуществлять свою предпринимательскую деятельность им крайне сложно. И только в некоторых субъектах существуют специально уполномоченные лица по решению губернаторов, через которых можно адресовать свою жалобу на действия тех или иных чиновников или попытаться разобраться в той сложной ситуации, которая складывается на рынке.

Мы на федеральном уровне эту процедуру сейчас унифицировали. Есть консультативный совет по иностранным инвестициям, работу которого в настоящий момент организует Министерство экономического развития. В министерстве есть специальный департамент (Беляков этим занимается), который готовит все материалы по жалобам. То, что можно на рабочем уровне в Министерстве экономического развития рассмотреть, - эти материалы рассматриваются,. И предлагаются какие-то компромиссные решения конфликтующим сторонам или предлагается органам исполнительной власти субъектов в решении, если нам представляется что-то несправедливым, изменить. В случае если этот спор носит очень серьезный характер, то такой спор выносится на рассмотрение в комиссию, которую я возглавляю по решению Председателя Правительства. Такие споры я рассматриваю. Эти споры касаются и российских предпринимателей за рубежом, когда у них есть определенные сложности, и иностранных инвесторов в Российской Федерации. Мы эти споры рассматриваем, предлагаем различные способы решения. И могу вам сказать, что некоторые компании, такие как IKEA, Procter and Gamble и другие, имели разрешение по спорным ситуациям в свою пользу после вмешательства должностных лиц Российской Федерации.

В целом мы считаем, что такой механизм должен быть создан повсеместно. Каждый субъект Российской Федерации и крупное муниципальное образование... Вы знаете, в стране огромное количество городов с населением свыше 250 тыс. человек, а это для инвестиций уже привлекательное место, и должны быть созданы механизмы, при которых права иностранных и российских инвесторов защищаются и когда инвесторы могут реально, пожаловавшись, получить разрешение своей проблемы.

В целом вы знаете, ситуация меняется, но крайне медленно. Могу вам сказать следующее: мы в своей работе исходим из того, что если по большому счету мы в течение короткого промежутка времени не изменим своего отношения к бизнесу как к классу, как к людям, которые создают (конечно, они создают вместе с теми, кого принимают на работу, они создают с теми, кого защищают профсоюзы, но они являются самым передовым отрядом, который создает новое качество жизни и новые экономические ценности)... Вот если мы в целом свое отношение в обществе к бизнесу не изменим как к тем, кто должен в первую очередь создавать новое, как в первую очередь к тем, кто ответственен за модернизацию (не Правительство - бизнес ответственен за модернизацию, Правительство ответственно, конечно же, за создание справедливых правил игры и за наказание тех, кто эти правила игры нарушает), то говорить о серьезной модернизации нам вряд ли удастся. Поэтому здесь совместная работа федерального Правительства, региональных правительств и, безусловно, законодателей нам позволит эту проблему разрешать.

Как я сказал, нас впереди ожидает несколько серьезных законов. Мы эти законы будем представлять вам. Я готов, в том числе вместе со своими коллегами, эти законы защищать перед вами. Спасибо за внимание.