Навигация

Быстрые ссылки

Главная  /  Новость

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Мурманске совещание по вопросу «О развитии береговой инфраструктуры по приемке, переработке, хранению и транспортировке рыбной продукции»

В ходе совещания В.В.Путин заявил о готовности Правительства изучить вопрос о расширении субсидирования процентных ставок по кредитам для организаций рыбной отрасли, а также об увеличении объемов так называемого льготного кредитования, коротких кредитов. Председатель Правительства напомнил, что в 2009 году на поддержку отрасли выделено 600 млн рублей.

Событие

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Мурманске совещание по вопросу «О развитии береговой инфраструктуры по приемке, переработке, хранению и транспортировке рыбной продукции»
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Мурманске совещание по вопросу «О развитии береговой инфраструктуры по приемке, переработке, хранению и транспортировке рыбной продукции»

Стенограмма начала совещания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги,

Мы собрались сегодня с вами здесь, в Мурманске, для того, чтобы поговорить по проблемам рыбной отрасли.

В последние годы государство уделяет самое серьезное внимание проблемам рыбаков, продавцов, переработчиков рыбы - отрасли в целом. Мы стремимся содействовать восстановлению позиций нашей отрасли как на внутреннем, так и на международном рынке. И, должен сказать, есть позитивные сдвиги.

Так, по итогам 2009 года, в кризис, когда многие отрасли экономики явно упали, тем не менее, объем добычи биоресурсов составил 3 млн 720 тысяч тонн. Много это или мало - это другой вопрос. Но налицо рост на 11 с лишним процентов, 11,6 процента - по сравнению с весьма успешным 2008 годом. В общем, неплохо.

Вместе с тем, как раз именно эти успехи и ставят перед нами новые серьезные задачи. Прежде всего - по развитию инфраструктуры переработки и хранения рыбной продукции, ее реализации.

Существующие береговые мощности изношены - это никакая не новость - и уже давно не отвечают запросам рыбаков. Кроме того, до сих пор не отработана четкая интегрированная цепочка от вылова рыбы до ее переработки и конечной реализации.

В итоге, несмотря на рекордный улов прошлого года, в российских торговых сетях до сих пор преобладает продукция импортного производства. Собственники, надо прямо сказать, не торопятся пока модернизировать инфраструктуру, ссылаясь на чрезмерные затраты и текущие экономические трудности. Правда, я был сегодня на одном из предприятий в Мурманске, там собственники изыскали возможность вложить деньги в реструктуризацию производства, в техническое оснащение, приобрели новые линии. И результат есть.

Учитывая сложности кризисного периода, Правительством было принято решение поддержать в прошлом году отрасль. И в 2009 году мы зарезервировали более миллиарда рублей на субсидирование процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию судов, объектов перерабатывающей инфраструктуры, на хранение рыбопродукции. Как ни странно, эти деньги оказались невостребованными. Где-то у нас просят и критикуют Правительство, что мы не выдаем в полном объеме те ресурсы, которые тем или другим предприятиям или отраслям нужны, особенно в кризисный период - здесь мы дали, а вы не берете. Я бы просил руководителя отрасли объяснить причины. Надеюсь, что в этом году такого не будет.

В этом году мы еще выделили 600 млн рублей на поддержку рыбной отрасли, в том числе и по новым направлениям, одно из них - это создание специализированных рыбных рынков в регионах Российской Федерации. Надеюсь, что на этот раз государственные ресурсы будут использованы эффективно.

Всем участникам рынка - и рыбакам, и переработчикам, и тем, кто занимается реализацией - нужно пойти навстречу друг другу, найти компромиссы, в том числе и по ценовым позициям. Со своей стороны Правительство Российской Федерации готово изучить вопрос о расширении субсидирования процентных ставок по кредитам для организаций отрасли, а также об увеличении объемов так называемого льготного кредитования, коротких кредитов. Подобная практика у нас существует в сельском хозяйстве, допустим, в растениеводстве. Мы готовы рассмотреть это и применительно к рыбной отрасли, распространить на рыбную отрасль. Конечно, если это будет востребовано и использовано. Давайте начнем работать, пожалуйста, слово Виктору Алексеевичу Зубкову.

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович! Толчком к решению накопившихся проблем в рыбопромышленном комплексе страны послужило проведенное Вами заседание Президиума Госсовета в Астрахани в августе 2007 года. Во исполнение решений Президиума за два года был реализован комплекс мер как правового, так и экономического характера.

Принятые два базовых закона и несколько десятков постановлений и распоряжений Правительства позволили наделить хозяйствующие субъекты квотами биоресурсов на 10 лет; обязали декларировать в отечественных портах уловы, добытые в нашей экономической зоне; регламентировали порядок оформления судов и продукции в портах. Правительство разрешило также перейти на уплату единого сельхозналога, субсидировать ставки по кредитам при строительстве судов. Есть и ряд других законодательных и нормативных нововведений.

Одновременно была принята Федеральная целевая программа с общим объемом финансирования 62 млрд рублей, в том числе 32 млрд - бюджетные деньги. В 6,5 раз снижены ставки платы за пользование биоресурсами. В результате общее финансирование отрасли в 2009 (кризисном) году увеличилось в 1,5 раза и составило 15,5 млрд руб. В 2010 году этот показатель снизится незначительно - до 14,0 млрд рублей.

Мы ушли от порочной и коррупционной практики финансирования науки рыбохозяйственного комплекса путем выделения так называемых научных квот и в 4 раза увеличили финансирование научных исследований.

Таким образом, Правительство четко установило понятные, прозрачные правила игры и подало сигнал бизнесу - развивайтесь, инвестируйте, приходите в отрасль.

Конечно, необходимо время, чтобы получить ощутимые результаты, однако определенные успехи уже есть.

Так, оборот рыбохозяйственного комплекса в 2009 году вырос почти на 20% и достиг 101,5 млрд руб. Чистая прибыль отрасли увеличилась в 5,4 раза (достигла почти 11 млрд руб.). Так что деньги, которые можно направлять на развитие, есть.

Среднемесячная зарплата на предприятиях отрасли увеличилась за год на 20% и составляет более 23 тыс. рублей.

Растут поступления от таможенных пошлин и сборов, они увеличились в 6 раз и достигли 3 млрд рублей. Отрасль стабильно работает.

Задачи на текущий год: обновление береговой инфраструктуры и флота; создание современной переработки; улучшение логистики - то, о чем говорил и Председатель Правительства.

Конечно, первые две задачи требуют времени и средств. Но этим надо заниматься. Хотя уже есть положительная динамика.

В 2009 г. по линии ФЦП сделаны проекты реконструкции причальных линий в 11 морских портах, обслуживающих рыбопромысловые суда. В 2010 г. начаты строительные работы.

Доставка рыбы потребителям требует оптимизации транспортной логистики и развития торговой инфраструктуры.
Отсутствие развитого оптового звена - также большой минус, мы должны это решать вместе с бизнесом.

Кстати, закон «О торговле» может дать ощутимый результат -ускоренный - до 10 дней - возврат средств за скоропортящуюся продукцию, а рыба таковой является. Чего не хватает?

Бизнес предлагает дополнить функции и полномочия Росрыболовства положениями о выработке и реализации государственной политики в сфере обеспечения населения качественной рыбопродукцией. В вопросах формирования балансов и транспортно-производственной логистики.

Одним словом, чтобы ведомство стало отвечать в полной мере за всю «цепочку» - от вылова до доставки на прилавок магазина.

Что касается таможенно-тарифной политики, то здесь ситуация следующая.

С одной стороны, конкурентные преимущества дешевой, подчас низкосортной рыбопродукции из Китая и других азиатских стран; с другой стороны - высокое конкурентное преимущество норвежской рыбопродукции, вследствие высокоэффективного промысла, переработки и логистики.

Конечно, мы должны сокращать затраты и улучшать качество нашей продукции.

Необходима гибкая система введения импортных и экспортных пошлин. Но все должно быть тщательно просчитано, чтобы не допустить роста цен.

 * * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги,

Еще раз хочу сказать то, что только что озвучил. Мы особенно во второй части нашей сегодняшней встречи об этом очень активно говорили, открыто и конструктивно.

На что хочу обратить внимание. Здесь подняли сегодня практически все проблемы отрасли - это избыточное административное регулирование, в части, скажем, ветеринарного контроля по линии Россельхознадзора, избыточная бюрократия по линии таможенных служб. Я думаю, здесь вполне можно поработать над тем, чтобы сократить эти тонны бумаги.

Тем более, что если мы говорим о переходе к работе в рамках так называемого электронного правительства - что мешает все это сделать, скажем, в электронном виде? Один и тот же устав предприятия - зачем его 10 раз таможенные службы берут с одних и тех же судов и так далее? Уверен, что здесь можно многое сделать.

Отдельная тема, конечно, - это распространение по территории страны должным образом холодильных мощностей. Это отдельная тема, и на этот счет нужно подумать тоже отдельно. Может, целую программу создать? Да, да, контейнеры, пожалуйста. Но это все в комплексе, в принципе, один и тот же вопрос.

По поводу того, сколько нужно производить из собственной продукции, а сколько из приобретаемой дополнительно, то, о чем поднимал вопрос коллега. Ясно, что нужно сделать. Сформулируйте эти предложения, и давайте мы их реализуем.

Теперь по поводу проверок. Мы боремся-боремся с этими проверками, но никак не получается. Мы это обязательно рассмотрим на комиссии по административной реформе. И я благодарен вам за то, что вы эту тему сегодня подняли.

Где-то (по линии малого, среднего бизнеса) все-таки какой-то позитивный тренд есть. Если в этой отрасли ничего не происходит, давайте обратим особое внимание на эту отрасль с точки зрения устранения ненужных административных барьеров. Абсолютно с этим согласен, вернемся к этому и проанализируем еще раз.

Очень важный вопрос - это, конечно, таможенный кодекс, в связи с созданием Таможенного союза. Мы вылавливаем там, в разных отраслях, сегодня проблемы - спасибо, что вы обратили на это внимание. Мы уже сказали об этом, Виктор Алексеевич (В.А.Зубков) будет держать на контроле, будем с коллегами обязательно этот вопрос обсуждать.

Для нас это особенно актуально, потому что другие члены Таможенного союза - и Казахстан, и Беларусь - морскими странами не являются. Для нас это актуально, для них не очень. Но должен сказать вам, что в целом мы всегда находим компромиссы - и с белорусскими коллегами, и казахстанскими. Практически по всем вопросам.

Процесс идет непросто, но он является конструктивным. Надеюсь, что и по этому направлению мы договоримся о приемлемых развязках.
То же самое касается и технического регламента. Конечно, нужно ускорить принятие соответствующих решений.

По поводу перегрузки продукции в море, возможного захода в естественные укрытия и так далее. Все эти решения связаны, понятно, с чем: с тем, что, к сожалению, - и вы все, здесь присутствующие, хорошо это знаете - перегрузки все эти, во всяком случае в недавнем прошлом, были связаны с уводом продукции с нашей таможенной территории. Без всякого захода прямо все «сифонило» в иностранные порты. Давайте подумаем. В этой связи я бы хотел задать вопрос: ГЛОНАСС есть на наших судах?

А.А.Крайний: У нас существует система спутникового мониторинга, к сожалению, не ГЛОНАСС.

В.В.Путин: А почему?

А.А.Крайний: Она была сделана раньше, во-первых. Во-вторых, у ГЛОНАССА пока еще есть окна, мы несколько часов не видим суда. Но в режиме реального времени мы каждое судно позиционируем.

В.В.Путин: Мы сейчас еще три спутника запустим, до конца года.

А.А.Крайний: Ну вот мы ждем. Система работает.

В.В.Путин: Не надо ждать!

А.А.Крайний: Система работает. Другое дело, что это система АРГОС, а не ГЛОНАСС. Как только ГЛОНАСС заработает, мы перейдем на ГЛОНАСС. У нас все для этого готово.

В.В.Путин: Представьте мне предложения по переходу на ГЛОНАСС.

А.А.Крайний: Хорошо, есть. Но сегодня система спутникового мониторинга работает в режиме реального времени.

В.В.Путин: На ГЛОНАСС переходите!

Теперь по поводу защиты наших интересов в конкурентной среде в районах нашего традиционного промысла. Конечно, это очень важно. Полностью согласен.

Должен вам сказать, что МИД работает. Я это знаю - сотрудники МИДа всегда обращают на это внимание. Это одна из постоянных тем, которая присутствует во всех наших переговорах с партнерами. Особенно здесь, в этом регионе. Но не только здесь. И, скажем, в Корее, с Японией. Всегда.

Но если вы считаете, что здесь нужно что-то усилить, обязательно такой сигнал мы в МИД передадим. Даже не сомневайтесь.

Да, по поводу выбытия парка подвижного состава. Существуют определенные правила для выбытия, скажем, авиационной техники.Конечно, подвижной состав - это немножко другая ситуация, но, тем не менее, можно подумать и над этим. И замена парка только пойдет на пользу качеству перевозимой продукции, и, разумеется, это будут дополнительные заказы для наших вагоностроительных предприятий, что очень важно.

Ну и, наконец, самый тонкий, самый острый и самый сложный вопрос. Это касается взаимоотношений между рыбаками и судостроителями. Вы знаете, в этом вопросе нет вообще ничего нового по сравнению с отношениями между потребителями и заказчиками в других отраслях, допустим, в сфере авиационного транспорта. Нам наши компании, которые занимаются перевозкой, говорят все время об одном и том же: откройте полностью таможню, дайте нам возможность закупать современные самолеты, которые меньше потребляют топлива, они не такие шумные, у них еще масса всяких разных преимуществ, потому что мы становимся неконкурентоспособными с другими перевозчиками, которые такими воздушными судами обладают. Вот здесь тоже нам рыбаки говорят: дайте нам возможность все закупить за границей.

Я хочу обратиться к вам и сказать: мы все с вами дети одной страны, мы граждане России, Российской Федерации. И кроме рыбы (что очень важно), существует еще и судостроение. Кроме перевозчиков, есть еще и авиастроители. Кроме тех, кто ездит на автомобильном транспорте, есть еще и автопром, в котором работают миллионы людей вместе с членами семей. И решения подобного рода должны быть результатом компромисса. Компромисс тонкий, но в этом и заключается искусство управления. В этом и есть суть нашей с вами совместной работы.

Можно ли добиться того, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы»? В данном случае, как ни странно, как это ни сложно, - решение есть. Для этого нужно создавать экономически выгодные условия для заказчиков той или иной техники. Конечно, где нужно, придется использовать административные ресурсы. Но жестко так совсем задавить, скажем, давать право на квоты только для тех, кто заказывает у нас - может быть, это избыточно, не знаю, надо подумать.

Надо создавать экономические стимулы для того, чтобы рыбаки заказывали на наших верфях. И поэтому здесь и Министерство транспорта, и Министерство экономического развития, Министерство промышленности (совместно, конечно, с Росрыболовством) должны предложить комплексное решение. И показать потенциальным заказчикам тренд развития нашей судостроительной промышленности.

Тренд развития, чтобы было ясно, что постепенно мы будем ужесточать и ужесточать внутренние правила. И, в конечном итоге, будет невыгодно заказывать эту продукцию за рубежом.

Но это значит, что наши производители должны из года в год, по мере развития этого тренда, становиться конкурентоспособными.

Такие возможности есть. Технологии надо закупать. С удовольствием продадут. Все всё сегодня с удовольствием продают. Все и всё. Любые технологии. Это можно, только нужно это делать своевременно.

И нужно, чтобы это был общий совместный план и общее понимание: какими темпами и к каким целям мы вместе идем.

Я прошу в течение недели подготовить протокол нашей сегодняшней встречи, хотя мы этого и не планировали. С тем, чтобы все проблемы, которые мы сегодня рассматривали, там были учтены. В том числе с поручением подготовить план взаимодействия между возможными заказчиками и судостроителями. С одновременным указанием сроков, целей и инструментов. Так, как мы, скажем, делаем в автомобилестроительной отрасли. Да, некоторые решения носили болезненный характер. Но мы с вами отрасль спасли. И миллионы рабочих мест обеспечили, и технологическое развитие обеспечили.

То же самое мы будем делать в авиастроении. И то же самое мы должны, обязаны будем сделать, исходя из интересов страны, и в судостроении. Конечно, не ущемляя интересов тех, кто заказывает. В данном случае рыбаков. Для того, чтобы обеспечить их интересы сегодня, мы и собрались и обсуждаем в комплексе все эти проблемы.

Подготовьте, пожалуйста, проект наших сегодняшних решений.

Спасибо большое.