Документы

 
 
 

Распоряжение от 18 апреля 2013 г. №629-р

 
 
 

О внесении в Госдуму законопроекта, направленного на изменение методик расчёта и максимального размера платы за проезд по платным автодорогам

Справка к распоряжению от 18 апреля 2013 года №629-р о внесении в Госдуму законопроекта, направленного на изменение методик расчёта и максимального размера платы за проезд по платным автодорогам, создаваемым на основании концессионных соглашений, и другим платным дорогам

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона “О концессионных соглашениях” и в Федеральный закон “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» разработан Минтрансом России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года.

В рамках законопроекта предусматривается внесение изменений в статью 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и статьи 38 и 40 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части становления в рамках концессионного соглашения методики расчёта и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования, создаваемым на основании концессионных соглашений.

Положениями Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ установлено, что методика расчёта и максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В рамках проработки соответствующего проекта постановления Правительства Российской Федерации была выявлена необходимость дифференциации определения методики расчёта и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, созданным на основании концессионных соглашений, и по остальным платным автомобильным дорогам.

Необходимость такой дифференциации обусловлена следующими причинами.

Положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ (статья 10) и Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ (статья 38) определены существенные условия концессионного соглашения. Одним из существенных условий при заключении концессионного соглашения в отношении платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, является порядок установления размера платы за проезд по платной автомобильной дороге.

При этом в основу концессионного соглашения в части установления размера платы положен принцип проектного финансирования с обеспечением возвратности инвестиций, в соответствии с которым расчёт размера платы за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог осуществляется в зависимости от инвестиционных затрат на создание платной автомобильной дороги и расходов на её эксплуатацию.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ платными автомобильными дорогами с учётом требования об альтернативном проезде могут быть автомобильные дороги:

‑ построенные для эксплуатации на платной основе;

‑ переведённые в режим платного пользования после проведения реконструкции;

‑ переведённые в режим платного пользования после проведения капитального ремонта.

Учитывая, что в платный режим использования могут быть переведены существующие автомобильные дороги, проходящие в местах исторического проживания людей, в целях снятия социальной напряжённости в отношении таких автомобильных дорог при установлении максимального размера платы необходимо учитывать социальный подход. Размер платы, рассчитанный с учётом социального подхода, за проезд легковых транспортных средств по таким дорогам составил 1,5 рубля.

Размер платы, рассчитанный с учетом социального подхода, в случае его применения для платных автомобильных дорог, созданных в соответствии с концессионным соглашением, не обеспечит уровень доходов, позволяющий инвестору в полной мере возместить средства, вложенные в строительство и эксплуатацию объекта в соответствии с концессионным соглашением. Таким образом, могут возникнуть трудности в привлечении частного капитала для создания и эксплуатации объекта дорожной инфраструктуры в соответствии с концессионным соглашением.

В этой связи был сделан вывод о целесообразности разграничения максимальных размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам, созданным в соответствии с концессионным соглашением, и для всех остальных платных автомобильных дорог.

Разработанный законопроект направлен на решение указанной проблемы.

Законопроектом предлагается установить, что максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог, создаваемым и (или) реконструируемым на основании концессионных соглашений, устанавливается в рамках решения о заключении концессионного соглашения с учётом индивидуальных особенностей проекта.

Таким образом, представленным законопроектом предусмотрено, что максимальный размер платы в отношении платных автомобильных дорог, платных участков таких автомобильных дорог, построенных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений, устанавливается в каждом конкретном случае решением Правительства Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления с учётом ограничения предельного уровня максимального размера платы, что способствует наибольшему достижению баланса интересов пользователей платных автомобильных дорог и интересов операторов платных автомобильных дорог.

В то же время в отношении остальных платных автомобильных дорог сохраняется норма об установлении единого максимального размера платы за проезд по таким дорогам, который будет рассчитан с учетом социального подхода.

Относительно внесения изменений в часть 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ концессионное соглашение является договором, по которому одна сторона (концессионер) обязуется за свой счёт создать и (или) реконструировать определённое этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент в свою очередь обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона к отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении.

Так как концессионное соглашение является договором, то в соответствии с частью 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации оно вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Таким образом, стороны, заключающие концессионное соглашение, будут являться концедентом и концессионером только с момента заключения договора.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ решение о заключении концессионного соглашения принимается концедентом. Вместе с тем с учётом вышеизложенного на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения орган исполнительной власти, принимающий решение о заключении концессионного соглашения, не является концедентом.

Предлагаемое в рамках законопроекта внесение изменения в часть 1 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2005 года №115-ФЗ призвано устранить данное несоответствие.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 11 апреля 2013 года.

* * *

Распоряжение от 18 апреля 2013 г. №629-р

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах
и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра транспорта Российской Федерации Аристова Сергея Алексеевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О концессионных соглашениях" и в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"».

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/gov/results/24029/