Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги,
Наше сегодняшнее совещание продолжает тему ревизии государственного контроля и надзора. Сегодня мы рассмотрим состояние дел в строительной отрасли.
Нужно прямо сказать, основная масса претензий, которые накопились к контролю и надзору, связана именно с этим сектором экономики. Из-за неповоротливости бюрократической машины согласование новых проектов затягивается иногда на годы (я сейчас об этом скажу), хотя объективно можно было бы уложиться в несколько месяцев.
Например, по исследованиям Всемирного банка, прохождение всех административных процедур, связанных с реализацией одного строительного проекта, затягивается в некоторых регионах Российской Федерации почти на два года, при том что часто уже все земельные вопросы оформлены заранее. Для сравнения: в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) аналогичный показатель составляет менее полугода, а число процедур сводится к единицам.
Складывается впечатление, что сегодня от строителей в первую очередь требуется умение «договариваться» с властями, а само строительство - дело уже второе. Зачем тогда, спрашивается, обращать внимание на качество, внедрять новые технологии, повышать эффективность работы, если все заранее решают «теневые связи»?
Кстати говоря, и вы наверняка это тоже знаете, куда ни приезжаешь в регион, если со строителями начинаешь работать, все до сих пор жалуются на избыточность административных процедур и всяких надзорных функций. Хотя качество работы от этого не улучшается.
Действительно, за последние годы нам кое-что удалось сделать в этой сфере. Это правда. Объём строительства жилья, например, достиг 60 млн кв. метров в год. Это неплохой показатель. Однако, по большому счету, это - скорее всего результат ежедневного «ручного управления». А эффективной модели, которая бы автоматически регулировала ситуацию на строительном рынке, пока, к сожалению, не создано. И это при том, что в законодательство в последнее время внесено достаточно много правильных и нужных нам изменений. Я имею в виду и Земельный кодекс, и Градостроительный кодекс, из которых было вычищено абсолютное большинство административных барьеров.
Однако, как выясняется, внести изменения в закон, поправить закон - это еще не все. Нужно еще научиться эти изменения и сам закон грамотно и эффективно администрировать и исполнять.
На местах по-прежнему используются любые предлоги для незаконного вмешательства в строительную деятельность. Просто вводят дополнительные разрешительные процедуры, не предусмотренные федеральными законами, а порой и прямо им противоречащие, этому федеральному закону.
Наиболее массовый характер носят нарушения при осуществлении строительного надзора, госэкспертизы, выдаче разрешительной документации. Не намного лучше обстоят дела с предоставлением земельных участков для строительства и их подключением к коммунальной инфраструктуре.
Разумеется, должен это сказать, у нас есть субъекты Федерации, где выстроена все-таки чёткая система контроля за исполнением федеральных законов, где доступ к земельным участкам и получение разрешения на строительство осуществляются по прозрачным и достаточно комфортным для инвестора процедурам. Во всяком случае, по приемлемым для инвесторов процедурам. Это Ростовская область, Пермский край, Республика Татарстан.
Но еще больше, к сожалению, регионов, где почти ничего или очень мало пока сделано для ликвидации незаконных административных барьеров - это Приморский край, Москва, Республика Мордовия, Саратовская область.
Считаю необходимым провести проверку соблюдения требований законодательства по градостроительной деятельности со стороны местных и региональных органов власти, подведомственных им организаций.
Соответствующее обращение в органы прокуратуры будет направлено в самое ближайшее время.
И ещё одно. Убежден, что ответственность за создание условий для прихода инвестиций в строительство, конечно, в значительной степени лежит на главах субъектов Федерации. Их прямая обязанность - наладить конструктивное взаимодействие с муниципалитетами, представителями федеральных структур в регионах, своевременно реагировать на факты нарушений, от кого бы они ни исходили.
Этому вопросу Правительство будет уделять особое внимание. И в самое ближайшее время мы заслушаем отчёты глав субъектов Российской Федерации о состоянии дел в этой сфере - в строительной отрасли. Эти доклады будут заслушаны во всех без исключения федеральных округах. Прошу подготовиться.
Далее. На федеральном уровне тоже достаточно проблем.
Во-первых, необходимо упростить требования к форме и составу градостроительной документации. Это позволит ускорить принятие соответствующих актов и удешевить их.
Во-вторых, серьёзного внимания заслуживает идея реформирования системы экспертизы проектной документации. Необходимо ликвидировать искусственную монополию в этой сфере, серьёзно уменьшить издержки застройщиков. Мы сами некоторое время назад создали эту ситуацию. Там явно есть проблемы. Нужно поправить. Естественно, что при этом эксперты должны нести реальную ответственность за качество своей работы.
Да и в целом, надо уже в ближайшее время сократить перечень случаев, в которых экспертиза проектов и оценка сметной стоимости проектов производятся на федеральном уровне.
Далее. Нужно максимально быстро переходить на предоставление государственных услуг, как мы уже много раз об этом говорили, в электронном виде.
Если все документы будут подаваться через Интернет, если заказчики смогут контролировать их прохождение в режиме online, в режиме «реального времени» - возможности для злоупотреблений, для волокиты реально не будет. Во всяком случае, эта волокита резко сократится.
В-четвертых, Минрегион России должен оказывать методическую помощь субъектам Федерации и муниципалитетам, разрабатывать типовые документы или их формы в сфере регулирования градостроительной деятельности, обеспечить распространение лучшего опыта, а такой, как я уже говорил, в России имеется.
И последнее. Когда мы говорим о строительстве, чаще всего, конечно, имеем в виду жилищное строительство, жилье. Это наш главный приоритет.
Но абсолютно те же проблемы, а порой и более серьёзные и более острые проблемы, существуют в сфере строительства новых промышленных объектов.
Бесконечные проволочки, стремление «отжать» инвестора со стороны недобросовестных чиновников во многом и очень часто, к сожалению, сводят на «нет» наши усилия по модернизации отечественной экономики.
Главы субъектов Федерации должны держать под личным контролем значимые для регионов инвестиционные проекты. Когда нужно будем оказывать им всю необходимую помощь.
У регионов должны появиться возможности более активно вовлекать в оборот пустующие и нерационально используемые земли. Если нужно, можем даже передать дополнительные полномочия регионам по этим вопросам.
Нужно предоставлять территории для комплексного освоения в целях промышленного строительства, где будет обеспечен не только максимальный комфорт при получении всех необходимых разрешений, но и созданы все условия для эффективной работы. Я имею в виду, прежде всего, инфраструктурные условия: дороги, энергоснабжение и так далее.
Опыт создания таких промышленных зон у нас тоже есть. Я уже говорил об этом многократно. Мы там со многими из вас бывали, видели, как они там работают. Работают неплохо. Это Калужская область, Санкт-Петербург, Татарстан и некоторые другие регионы. И нужно, конечно, это направление повсеместно развивать.
Давайте начнем работать.