События

 
 
 

Первый заместитель Председателя Правительства России И.И.Шувалов выступил на международном экономическом форуме лидеров бизнеса государств-участников Содружества Независимых Государств «Новые инициативы в год председательства России в СНГ»

 
 
 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

<...> Действительно, мы в этом году председательствуем в СНГ, но помимо формальных обязанностей председателя, по существу, отдельные вопросы развития Содружества Независимых Государств, а также тематика, которую мы в этом году будем развивать, - все это для нас главный приоритет нашей внешней политики и главные приоритеты нашего внутреннего экономического курса. Вы знаете, что мы сейчас с коллегами из Белоруссии и Казахстана формируем Единое Экономическое Пространство, подписав все необходимые документы по вступлению в Таможенный союз. Таможенный союз заработал. И таким образом мы все вопросы внешней экономической интеграции как бы конвертируем в нашу внутреннюю экономическую повестку дня. Поэтому для нас - это вопросы и внутренней экономической политики, и внешнеполитической интеграции.

<...> Дорогие друзья! Вы знаете, что помимо того, что 2010 год объявлен в СНГ годом науки и инноваций, не менее важным, а может быть, и наиболее важным чувствительным вопросом является чествование ветеранов в этом году в связи с 65-летием победы в Великой Отечественной войне. И мы, когда готовили повестку своего председательства, исходили из того, что это вопрос, объединяющий не только исторически наши государства, но и память о том, каким образом мы все вместе сплоченно сражались с фашизмом. Он должен во многом помочь нашим настоящим и будущим интеграционным процессам, поскольку это является одной из основных гуманитарных объединяющих составляющих, о которой молодежь подчас забывает. Я просто это напоминаю, хотя тематика нашего сегодняшнего диалога экономическая, но, тем не менее, вот эта наша работа по признанию подвига наших дедов и отцов будет одной из основных тематик неформального саммита, который состоится 8 мая в Москве. И многие мероприятия, которые мы подготовили и будем проводить в течение этого года, посвящены этим событиям.

Итак, дорогие друзья, Содружество Независимых Государств - уникальная международная организация. Уникальна она потому, что не выполнила поставленных перед ней в момент создания задач, а тем не менее очень эффективно выполнила, хотя и не обозначенную в уставных документах, но исторически важную функцию. Также уникальность СНГ заключается в том, что открываются совершенно новые перспективы и новые возможности развития, базирующиеся на основных принципах развития этой организации.

Поясню. Если сегодня спросить, зачем почти 20 лет назад создавалось Содружество Независимых Государств, то подавляющее большинство, очевидно, ответит - с целью цивилизованного развода между бывшими союзными республиками. Мало кто сегодня вспомнит, что таким инструментом СНГ объявил тогдашний Президент Украины. Это было в 1993 году и постепенно все так и начали к этому институту относиться. Большинство же его коллег подобное видение задач Содружества не разделяло. Они рассматривали Содружество в середине 1990-х годов, прежде всего как инструмент цивилизованной интеграции по образу и подобию Европейского союза. Для этого были все основания. Эйфория суверенитета на постсоветском пространстве быстро сменилась вопросом «что же делать теперь?» Разрыв традиционных экономических производственных, кооперационных связей больно ударил по каждому государству бывшего Советского Союза, усугубил и без того глубокий экономический и финансовый кризис. Для многих становилось очевидным, что государства бывшего СССР могут укрепить свой суверенитет и независимость лишь совместными усилиями. Слишком долго они были единым политическим, экономическим и духовным пространством, чтобы в одночасье все это отбросить.

Международный опыт также свидетельствовал в пользу объединения усилий. Буквально в те же дни, когда происходило крушение Советского Союза, в декабре 1991 года в Маастрихте лидерами ЕС было провозглашено создание Европейского союза. Европа уверено и динамично пошла по пути создания экономического, валютного и политического союза. Казалось, что и на месте Советского Союза возникнет что-то похожее. Были предложения о создании Евразийского союза. Необходимая юридическая основа для создания такого сценария существовала и содержалась в беловежских соглашениях декабря 1991 года. Кстати, эти соглашения были ратифицированы всеми без исключения государствами СНГ. Напоминаю об этом, потому что из прошлого СНГ надо сделать важные выводы. Без этого не будет будущего ни у СНГ, ни у других региональных объединений, возникших на постсоветском пространстве.

Каковы же эти выводы. Во-первых, объединяться должны единомышленники. Региональные объединения - это нахождение общего знаменателя, и для того, чтобы двигать его вперед, необходимо единое понимание конечных целей и путей их достижения. Нам, кстати, надо сегодня начать дискуссию - общественную, политическую дискуссию - для того, чтобы понимать какой же этот единый знаменатель для стран СНГ в будущем и для сегодняшнего дня. Без такой дискуссии мы вряд ли придем к лучшему пониманию. И, кстати, сегодняшний форум по мнению организаторов, в том числе Сергея Николаевича Лебедева, должен начать общественную дискуссию во всех странах СНГ, которые будут проходить в течение этого и будущего года, когда мы будем праздновать двадцатилетие СНГ. Для того, чтобы не только среди политиков и экспертов было понимание - для чего нужно СНГ и каковы его перспективы, - и для того, чтобы общества наших государств поддерживали наши интеграционные процессы. Возможно, по итогам этих обсуждений в течение ближайших нескольких лет цели организации, приемлемые для всех без исключения участников, станут менее амбициозными, зато более реалистичными. Кстати, СНГ преодолело кризисный период именно тогда, когда решаемые им задачи стали более скромными, прагматичными и получили общую поддержку.

Мои последние контакты с лидерами государств СНГ, а мы совсем недавно с коллегами посетили государства Закавказья и Центральной Азии, как раз и говорят о том, что не нужно ожидать от этого формата каких-то совсем амбициозных задач. К этим амбициозным задачам в целом, если они будут рождены, нужно прийти постепенно, и чтобы эти задачи были обязательно реалистичными.

Второе. Вряд ли возможно одним форматом взаимодействия охватить всех. Интеграция на разных скоростях уже существует. Это - объективная реальность. СНГ ОДКБ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, а скоро и Единое Экономическое Пространство - такой многоуровневый подход опять же отвечает международному опыту.

Третье. Самый важный и самый болезненный вывод в мире реальной, не виртуальной интеграции - необходимо современно относится к определению национального суверенитета. Многие считают, что интеграционные процессы, безусловно, приводят к тому, что государствам приходится отказываться от части своего суверенитета, и, поскольку государства не демонстрировали такой готовности в свое время, не были реализованы многие перспективные проекты Содружества. Изначально в документах, подписанных в 1992-93 годах, прежде всего в договоре о создании Экономического союза, предполагалось что СНГ будет развиваться по нормальному сценарию регионального интеграционного объединения и, следовательно, пройдут следующие этапы: зона свободной торговли, таможенный союз, единое экономическое пространство с четырьмя свободами - движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, экономический и валютный союз. Однако одновременно с декларированием этих конечных целей ставилась задача, в корне противоречащая этим целям, - сохранение суверенитета в полном объеме и отказ от формирования наднациональных органов. Хотя даже Таможенный союз, не говоря уже об экономическом и валютном союзе, требует передавать часть национальных функций наднациональным органам. Когда в середине 90-х годов укрепилось понимание невозможности передачи национальных функций наднациональным органам, о конечных целях СНГ вообще перестали упоминать.

Четвертый урок. Интеграция будет развиваться тогда, когда она будет приносить экономическую выгоду. Возможно, не сиюминутную, но выгоду. Интересам России и, я уверен, всех остальных государств нашего Содружества и стратегическим и текущим, отвечает упрочнение интеграционных процессов. Но не интеграция любой ценой, а только такая интеграция, которая укрепляет демократические и рыночные преобразования наших стран, содействует экономическому росту, занятости и способствует интеграции в мировое сообщество в целом.

Пятый урок. Интеграция на постсоветском пространстве не противоречит нашему вхождению в мировую экономику. Наоборот, в эпоху глобализации в мировую экономику легче встраиваться региональным объединениям, нежели отдельным странам, какими бы мощными эти страны не были. Вы знаете, что в последнее время Россия существенно активизировалась в различных направлениях международного сотрудничества. С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз, а 1 января 2012 года должно быть создано Единое Экономическое Пространство России, Белоруссии и Казахстана. Мы ведем переговоры об углублении сотрудничества с Европейским Союзом, готовимся к председательству в Ассоциации Тихоокеанского Экономического Сотрудничества в 2012 году, продолжаем переговоры по присоединению к Всемирной Торговой Организации и к Организации Экономического Сотрудничества и Развития. И конечно, для нас, и мы это повторяем постоянно, важнейшая наша задача - председательство в СНГ в этом году. Сторонние наблюдатели могут увидеть в этом некую скоординированность и даже противоречивость наших устремлений. Это не так. Все названные направления являются звеньями одной цепи. Мы это понимаем только так. Прежде всего, мы выстраиваем самое тесное экономическое объединение предполагающее наличие регулирующих наднациональных органов - Таможенный союз и Единое Экономическое Пространство между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Могу предположить, что границы этого пространства со временем будут расширяться. По сути, речь идет о создании евразийского экономического союза. Не стал бы исключать и переход в перспективе к валютному союзу между этими странами.

При формировании такого единого пространства мы намерены ориентироваться на гармонизацию его законодательства с законодательством Европейского союза. Это очень важно. Это логично, поскольку мы намерены продвигаться в направлении создания общего экономического пространства с ЕС, которое предполагает не просто гармонизацию законодательства наших союзов, но и постепенное снятие препятствий на пути движения товаров, услуг, капитала и граждан. Наша цель - Европа без барьеров и визовых режимов, причем Европа от Атлантики до Тихого океана. В отличие от единого экономического пространства (ЕЭП), целью сближения с ЕС является именно общее пространство, т.е. координируемые правила экономического поведения без формирования наднациональных органов. Председательствуя в СНГ, мы хотели бы активизировать экономическое сотрудничество. Через параллельное продвижение по этим двум направлениям мы в перспективе сможем подойти к широкому экономическому пространству, охватывающие страны, входящие как в ЕС, так и в СНГ. Нормы и правила общего экономического пространства сформируют прочную основу для нашего долгосрочного сотрудничества. Если проще сказать, то это - экономическое пространство, куда входят государства СНГ и Евросоюза, где существуют разные правовые режимы с различным регулированием, включая по отдельным блокам наднациональное, но при этом экономическое законодательство указанных институтов действует едино на всем этом пространстве.

Не будем забывать и про АТЭС. Председательство в АТЭС Россия получит в 2012 году. И то, что мы выработаем сейчас, мы предложим на обсуждение нашим партнерам по азиатскому и тихоокеанскому региону. Последовательно проводя этот курс, мы действительно сможем построить глобальное экономическое пространство, но оно будет становиться глобальным не за счет навязывания каких то правил или стандартов, а за счет координации и переплетения деятельности различных стран и экономических союзов.

Шестой урок. Участие в Едином Экономическом Пространстве является гарантией сохранения национальной идентичности, ведь по отдельности каждое из государств Содружества становится в той или иной форме полем приложения внерегиональных сил. Интеграция наших государств в мировое сообщество может проходить и по отдельности, но в этом случае у некоторых государств, в силу их масштабов она несет и дополнительное усилие для сохранения национальной идентичности .

Седьмой урок. Применительно к интеграционным объединениям, сказал бы так: тихо там, где никто ничего не делает. Любое серьезное интеграционное взаимодействие, связанное с нахождением взаимоприемлемых развязок по чувствительным вопросам, выстраиванием баланса полюсов и минусов, неизбежно проходит в острых дискуссиях и спорах. Да, они иногда сопровождаются и серьезными разногласиями, выплескиваются в публичное пространство. Но это говорит о том, что в организации реально решаются серьезные вопросы и о том, что партнеры честны перед друг другом, ответственно относятся к принимаемым решениям, поскольку намерены выполнять их на практике, а не забывать их после подписания очередной бумаги. Европейский союз, в целом, успешно развивается, постоянно разрешая то одну, то другую конфликтную ситуацию. Но и государства Таможенного союза между собой дискутируют, ведь вы можете наблюдать эти дискуссии, наверно острее, чем с другими своими партнерами, но, однако, они решают более масштабные задачи, охватывающие почти все сферы национальной политики. Уверен, что и СНГ сегодня готово к более активной работе, включая и острые дискуссии о своем будущем. С точки зрения этих подходов мы сегодня говорим о новых инициативах России в СНГ. Наше содружество по устоявшейся традиции принято критиковать за завал документов, за бюрократию, за огромное количество структур, за невысокую отдачу от принятых решений. Все эти упреки справедливы. С другой стороны, в СНГ много ценного. Это бесспорно востребованный для всех постсоветских государств формат. Выход из Содружества одного из его участников на практике это доказал. Грузия попросила сохранить возможность участия в 79 соглашениях, подписанных государствами СНГ, поскольку без этого в одночасье разрушилась бы вся система привычных взаимоотношений с партнерами. Принимая во внимание интересы простых граждан наших стран, государства СНГ с таким подходом согласились, но менять работу СНГ надо и менять многое другое.

Думаю, сегодня мы вполне созрели и можем двигаться вперед, модернизируя принципы нашего взаимодействия. В ходе последних поездок и встреч с лидерами государств СНГ, во всех без исключения беседах присутствовала мысль, что государства настроены на более тесное сотрудничество, в целом относятся позитивно к СНГ, но пока нам не достает конкретных, понятных, привлекательных для партнеров и реализуемых в реальном времени инициатив. Интеграционная идея не может апеллировать только к будущему. Она должна принести осязаемые дивиденды нынешнему поколению. Поэтому мы рассчитываем и в этом году значительно продвинуться. Видим задачу российского председательства в том, чтобы придать новые импульсы экономическим процессам на постсоветском пространстве с помощью реализации ряда совершенно конкретных инициатив, обеспечивающих решение наиболее острых и актуальных задач в формате многостороннего сотрудничества.

Что конкретно мы предлагаем. Первое. Это ускорить и постараться завершить к 2010 году работу над новым договором о создании многосторонней зоны торговли стран СНГ. Она к настоящему моменту до сих пор не существует. Она существует с большим количеством изъятий и действует на основании двустороннего соглашения. В договоре будут регламентированы все значимые вопросы применения мер торговой политики в рамках СНГ, в соответствии с нормами и правилами мировой системы регулирования торговли. Договор призван заменить десятки уставов и соглашений, что существенно будет упрощать администрирование внутри региональной торговли. Механизмы договора предусматривают возможность присоединения третьих стран, что облегчит формирование широкой евразийской зоны сотрудничества.

Вторая наша инициатива носит одновременно и экономический и политический характер. Это вопросы регулирования трудовой миграции. Для России это чрезвычайно важный вопрос. Трудовые мигранты из СНГ вносят большой вклад в развитие нашей страны, но для нас это и очень дорогой вопрос. Поэтому мы крайне заинтересованы в дальнейшем упорядочивании миграционных процессов, повышении качества и профессиональной подготовки трудящихся, цивилизованного решения их социальных проблем. Сегодня трудовая миграция - это прочная живая ткань, охватывающая постсоветское государство и накрывающая их народ.

Третий блок наших инициатив касается сферы энергетики. Здесь бы я выделил важнейшие задачи на 2010 год:

- формирование прогнозов и потребления энергоресурсов государств и участников СНГ на период до 2020 года и в дальнейшем на их основе соответствующих балансов;
- совершенствование системы технического регулирования в области электроэнергетики;
- подготовка предложений по актуализации договора об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств- участников СНГ от 25 ноября 1998 года;
- мониторинг, анализ и подготовка предложений по координации национальных долгосрочных планов развития электроэнергетики.

Все это станет основой наших долгосрочных отношений, без консенсуса по которым развитие наших отношений в этой сфере невозможно.

Одним из приоритетных направлений наших усилий станут шаги на повышение энергоэффективности в масштабах всего постсоветского пространства. Не секрет, что большинство экономик стран СНГ чрезвычайно энергоемки, а это серьезный удар по нашей международной конкурентоспособности. Закрепить наши общие подходы по построению энергоэффективной экономики предлагаем в соглашении о гармонизации мер политики стран СНГ в сфере эффективного использования энергии.

Четвертый блок наших предложений направлен на совершенствование инфраструктуры и сотрудничества. В финансовой сфере мы считаем важным подготовить и утвердить концепцию и план по созданию платежно-расчетной системы на базе национальных валют в странах СНГ, эффективно использовать возможности межгосбанка СНГ.

В сфере транспорта предстоит: проведение работы с партнерами из стран СНГ по поэтапной либерализации воздушного сообщения на пространстве СНГ, в соответствии с инициативой Минтранса России об отмене квотируемых по числу частот, снятие ограничений по пунктам назначения и пунктов в третьих странах, а также по числу назначенных авиапредприятий; проведение работ направленных на либерализацию транзитных авиаперевозок; развитие транзитного потенциала государств участников Содружества Независимых Государств. На повестке дня также реализация соглашений о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-участников СНГ, включая формирование координационного комитета транспортных коридоров СНГ.

Еще один блок наших предложений - организационный. Нам пора перестать измерять эффективность СНГ числом подписанных документов. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Мы должны готовить документы ответственно и тщательно, подписывать только те, которые устраивают всех участников без оговоров и изъятий. Об этом, кстати, в ходе моих поездок по СНГ в качестве национального координатора говорили все мои собеседники. Не вижу ничего страшного, если какие-то проекты не найдут консенсуса. Значит их следует реализовывать на иных, более узких площадках - ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз. СНГ же должно реализовывать те инициативы, которые разделяются всеми без исключения его участниками.

Надеемся существенно продвинуться вперед с решением стратегической задачи обеспечения продовольственной безопасности и эффективного функционирования аграрного рынка Содружества. Для этого необходимо завершить концепцию повышения продовольственной безопасности государств участников СНГ. Приступить к заключению соглашений по отдельным сегментам продовольственного рынка. Наибольший интерес представляет договор о рынке зерна. Тем более, что срок действия основных направлений создания и функционирования рынка зерна СНГ на период до 2010 года завершается. Напомню, что в мировом производстве пшеницы на СНГ приходится 12%, в экспорте пшеницы - почти 30%.

В связи с зерновым соглашением, полагаю, нам следует наращивать сотрудничество не только в решении региональных задач, но и активнее взаимодействовать на мировом рынке. Ведь на мировом рынке сырья и полуфабрикатов государства Содружества - ключевые игроки, влияющие на конъюнктуру и цены. Не призываю к картельным соглашениям, но большая согласованность действий нам точно не повредит. Существует еще целый ряд направлений совместной работы, где требуется больше времени для достижения результатов. Здесь мы предлагаем не форсировать события, а стремиться к конкретным договоренностям и практической отдачи. Уже в текущем году мы опробуем новые подходы к развитию сотрудничества в некоторых ключевых секторах и получим необходимый опыт. Результаты станут основой для того, чтобы мы следующий год - 2011 год - уже продвигали на новых основах и достойно бы встретили двадцатилетие в конце 2011 года. Содружество уже окончательно вступило в период совершеннолетия и должно проявлять максимальную ответственность за свое будущее и будущее своих граждан.

Важным фактором в развитии сотрудничества должна стать работа по созданию в Москве на базе ВВЦ постоянно действующих выставок государств-участников СНГ. Этот вопрос обсуждался много лет. Наконец, в этом году в Правительстве РФ принято окончательное решение, и государства-члены СНГ, получат свои национальные павильоны в долгосрочную аренду по символичной плате, что будет означать совершенно другие возможности для того, чтобы инвестировать в создание этих павильонов и обустройство соответствующей новой инфраструктуры для граждан вокруг этих павильонов.

Предлагаемый Россией пакет инициатив в рамках многостороннего сотрудничества мы хотели бы сделать предметом широкого общественного обсуждения. В этом ценность, в том числе, и нынешнего форума. Подводя итоги сказанного, хочу сказать еще раз, что все направления, по которым СНГ работает, важны, но нам в настоящий момент представляется необходимым выделить следующие: это - базовое экономическое сотрудничество через создание зоны свободной торговли; это - инфраструктурные проекты по транспорту и электроэнергетике, поскольку являются базовыми инфраструктурными элементами развития любой экономической системы; это - миграционные процессы, то есть цивилизованное отношение к трудовым мигрантам из стран СНГ. Не надо думать, что здесь заинтересована только Россия, поскольку эти процессы настолько активны, что трудовые мигранты движутся не только из стран СНГ в Россию и обратно, но мы уже также наблюдаем эти процессы между другими государствами СНГ. Это - культурное и образовательное пространство и наше взаимодействие в области науки и инноваций.

И последнее. Позвольте мне завершить вот чем. В моих беседах с лидерами государств, с руководителями правительств стран, которые мы посетили, нам приблизительно говорили одно и то же - в интеграции СНГ и развитии института СНГ эти государства готовы пойти настолько далеко, насколько Россия готова их за собой повести.

Я могу вам сказать, что в Правительстве Российской Федерации есть единая позиция по этому поводу при следующей установке Президента, что мы готовы вместе с вами выработать настолько амбициозные цели, насколько это позволяют ваши внутренние политические условия и вместе с вами эти устремления осуществлять.

Спасибо за внимание!

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/9641/