События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по развитию Северо-Кавказского федерального округа

 
 
 

«Государство должно доказать, что оно в состоянии гарантировать безопасность, справедливость и уважение к закону. Укрепить стабильность, гражданский мир, укрепить межнациональное согласие и межконфессиональный мир. Добиться решительного перелома в экономическом и социальном развитии Северного Кавказа».

Стенограмма начала заседания: 

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги. Мы собрались сегодня в Пятигорске, который обозначен в качестве центра вновь созданного Северо-Кавказского федерального округа.

Именно отсюда и должна будет осуществляться основная работа по координации наших усилий по развитию Северного Кавказа. Все, что связано с Северным Кавказом, вызывает особое внимание нашей общественности, да и неслучайно. Мы знаем, какую дорогую цену заплатила Россия, чтобы отразить агрессию международного терроризма, покончить с преступным режимом тех, кто захватил в свое время власть в Чеченской Республике. Тех, кто сеял ненависть; тех, кто издевался над людьми, сделал работорговлю выгодным промыслом и бизнесом; и, наконец, кто нападал на соседние регионы, соседние республики.

Для всех нас тогда стало очевидно, что предпринимаются попытки создать плацдарм для нападения на соседние регионы, инструмент «раскачки» всей России, инструмент развала нашей территориальной целостности. В этой связи хочу еще раз подчеркнуть: мы никогда не допустим никакого вмешательства в наши внутренние дела.

Бандиты получили тогда жесткий отпор. Это сделали мы все, прежде всего, жители Чеченской Республики сами, которые не стали, не захотели делиться с теми, кто навязывал им чуждые ценности и чуждые порядки. Это сделали жители других Северо-Кавказских республик, ополченцы, в том числе ополченцы Дагестана, военнослужащие Российской Армии.

Мы всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь за единство страны, за мир на Северном Кавказе. Будем помнить мирных граждан, женщин, детей, которые стали жертвами бандитов, совершивших террористические акты в Буденновске, Первомайске, на Дубровке и в Беслане.

В трудные дни жители Северо-Кавказских республик взяли в руки оружие, причем взяли сами, даже без всякой подсказки со стороны федерального центра - не покорились бандитам, сражались за свою родину, за свой дом, за будущее своих детей, за Россию.

Мы вместе победили тогда и вернули мир. Теперь нужно сделать следующие шаги и, как оказывается, не менее сложные. Подчас даже преодолеваются эти проблемы с большими трудностями и издержками. Имею в виду преодоление коррупции.

Кстати сказать, здесь нет ничего особенного, своего, чисто Северо-Кавказского. Вы знаете, мы говорим об этой проблеме, как о проблеме всей страны.

Нужно преодолеть неустроенность, бедность, безработицу, расхлябанность во власти. Все то, что мешает сегодня мирной жизни на Северном Кавказе.

Государство должно доказать, что оно в состоянии гарантировать безопасность, справедливость и уважение к закону. Укрепить стабильность, гражданский мир, укрепить межнациональное согласие и межконфессиональный мир. Добиться решительного перелома в экономическом и социальном развитии Северного Кавказа.

Очевидно, что необходимо существенно повысить эффективность и результативность государственной политики в регионе. Этим продиктовано и решение о создании нового Северо-Кавказского федерального округа, назначение нового руководителя, который будет совмещать и обязанности полпреда Президента Российской Федерации, и заместителя Председателя Правительства России - Александра Геннадьевича Хлопонина. Он вам уже представлен.

Но сегодня мы поговорим о чисто производственной стороне дела, посоветуемся о том, как мы будем выстраивать совместную работу.

Александру Геннадьевичу предстоит заняться решением целого комплекса политических, экономических и социальных проблем на Северном Кавказе, координировать деятельность федеральных ведомств и местных властей по реализации наших планов.

Наша задача - укрепить те позитивные процессы, которые, несмотря на все проблемы, все-таки имеют место и уже не один год на Северном Кавказе, благодаря, прежде всего, вашим усилиям.

Сейчас здесь реализуется три федеральных программы: это Юг России, развитие Чеченской Республики и развитие Ингушетии.

В рамках этих программ уже построены и реконструированы десятки социальных объектов: школы, больницы, спортивные сооружения, детские сады. Улучшено водоснабжение целого ряда населенных пунктов.

Значительно продвинулись программы по линии «Газпрома». Уровень газификации в Чечне, Северной Осетии-Алании и Ингушетии превысил 90%. То есть, постепенно создаются нормальные инфраструктурные условия и собственный экономический потенциал, которые позволят региону устойчиво развиваться.

Замечу, что, когда такой подход удается реализовать, то и результаты видны. Так, в Чеченской республике появились тысячи новых рабочих мест: в строительстве, в смежных областях. А объем ввода жилья вырос в прошлом году на 65%. Практически заново отстроен Грозный. Это результат общих усилий, но, прежде всего, конечно, результат деятельности руководства республики.

Другой пример: активно развивается туристический комплекс «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарии. Есть и другие положительные примеры, и другие направления нашей деятельности, где мы добиваемся позитивных результатов.

И, тем не менее, по-прежнему одна из самых больных, острых проблем Северного Кавказа - это безработица. В той же Ингушетии более 50% трудоспособного населения не имеют работы. В Чечне это 30%, в Кабардино-Балкарии - 20%.

Наряду с другими проблемами мы сталкиваемся и с высоким уровнем, который имеется в регионе, где мы сегодня находимся. Высокий уровень безработицы, конечно, дискредитирует власть, влечет за собой социальную напряженность, создает почву для экстремистских настроений.

Поэтому в настоящее время как никогда важно запустить механизмы создания новых рабочих мест, формировать условия для старта новых проектов, стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства, местной промышленности, сельского хозяйства, строительства, инфраструктуры в самом широком смысле этого слова.

Необходимо, наконец, научиться в полной мере использовать очевидные конкурентные преимущества Северного Кавказа, уникальный природный потенциал. Для этого предстоит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, навести порядок в контрольно-надзорных органах, в целом в структурах власти, в социальной и бюджетной сферах.

Очевидно, что предстоит существенно повысить эффективность федеральной политики, в том числе обеспечить жесткий контроль за использованием государственных средств. Речь, замечу, идет о немалых суммах. Так, объем федеральных трансфертов в Северо-Кавказский регион в прошлом году составил 177 млрд рублей.

В этой связи считаю необходимым, чтобы и Александр Геннадиевич Хлопонин, и федеральные ведомства, руководители регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, уделили особое внимание следующим проблемам.

Первое. Должна быть разработана комплексная стратегия развития федерального округа в целом. А на ее основе нужно подготовить четкие планы действий по каждому субъекту вновь образованного федерального округа. Как, что, в какие сроки, за счет каких ресурсов, и за счет каких источников нужно решить те или иные проблемы.

При этом и Александр Геннадиевич Хлопонин, и другие наши коллеги должны обеспечить координацию и контроль исполнения этих планов. Я надеюсь, что Александр Геннадиевич подберет небольшой, но эффективно функционирующий аппарат, который будет выполнять эти функции.

Второе. Необходимы специальные решения для улучшения инвестиционного климата. Мы недавно только говорили об этом применительно ко всей стране, для Северного Кавказа это не менее актуально.

Нужно проработать вопрос создания особых экономических зон на территории федерального округа, региональных индустриальных парков в каждом из субъектов Северного Кавказа.

Причем подчеркну: и парки, и особые зоны, и другие инструменты должны строиться на основе понятных и прозрачных процедур, чтобы исключить здесь возможность для злоупотребления и не повторить ошибок прошлого.

Такие зоны, такие парки важно обеспечить всей необходимой инфраструктурой. Здесь надо установить максимально простые процедуры предоставления земельных участков для размещения предприятий. Оперативно решать вопросы с энергоснабжением и подключением к коммунальным сетям.

Уважаемые коллеги, обращаюсь к вам с настоятельной просьбой уделить этому личное внимание. Потому что, если вы спустите это на уровень просто муниципальных образований и не будете за этим следить, все будет продолжаться в прежнем режиме - будут тыкаться в двери, люди ходить, просить и клянчить, носить взятки. Но от этого, от того, как вы организуете эту работу, действительно, поверьте мне, в значительной степени будет зависеть общий успех.

Прошу Минэкономики и Минпром внести предложения по развитию промышленного потенциала региона.

Третье. Свои специальные инвестиционные программы по развитию инфраструктуры Северного Кавказа, его субъектов должны сформировать профильные федеральные ведомства и так называемые инфраструктурные или естественные монополии.

Прежде всего, речь идет о Министерстве транспорта, Министерстве энергетики, «Газпроме», РАО «РЖД», «Федеральной сетевой компании». И, конечно, в сфере сельского хозяйства Минсельхоз должен подготовить свою программу.

Особо важно развитие малого и среднего бизнеса. Тем более что потенциал для этого здесь очень большой. Люди на Северном Кавказе умеют и любят вести собственное дело. Делают это эффективно.

Поручаю Минэкономики оперативно представить свои соображения по поводу поддержки предпринимательства в регионе.

Это же касается и наших крупнейших банков, банков с государственным участием. ВЭБу, ВТБ, Сбербанку следует подготовить программы развития кредитования малых предприятий на Северном Кавказе.

Я прошу Министерство финансов проработать с коллегами эти вопросы. Понятно, что здесь мы не собираемся никем командовать, и не давать директивных указаний. Но настроить их на более активную работу в этом регионе можно.

Четвертое. Нам нужно серьезно улучшить качество жизни людей. И потому необходимо разработать и реализовать планы благоустройства городов и других населенных пунктов на Северном Кавказе.

В первую очередь они должны быть направлены на реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, ремонт, строительство дорог, улучшение работы транспорта.

Пятое. Как я уже сказал, нам надо навести порядок в государственном аппарате, во власти. И начать нужно с территориальных органов федеральных ведомств. Сегодня они порой сами живут по себе, отстраняются от проблем регионов, часто плодят коррупционность, некомпетентность, административные барьеры, участвуют в межклановых и бизнес-разборках и тем самым дискредитируют государственную власть.

Территориальные органы должны стать реальным инструментом развития региона, призваны быть оплотом законности и порядка. Обращаю внимание всех ведомств: по первому же представлению вновь назначенного полпреда и вице-премьера незамедлительно будут приниматься кадровые решения в отношении руководителей и сотрудников территориальных органов федеральных структур, допускающих нарушения в своей деятельности или нежелающих, не умеющих должным образом организовать работу.

Кроме этого прошу представителей региональной власти, представителей местных органов власти, правоохранительные органы сделать все для обеспечения нормальной работы и жизнедеятельности правозащитных организаций, тех, которые работают в рамках действующего в России законодательства и помогают людям.

Уважаемые коллеги, основным критерием нашей общей работы на Северном Кавказе должны стать качественные изменения в социальном самочувствии людей, которые здесь живут, в их настроении. Граждане наши должны почувствовать, что они востребованы и могут найти работу, открыть собственное дело, обеспечить достаток своим семьям, могут своим руками, честным трудом добиться перемен к лучшему, внести вклад в развитие своих регионов. Что у них, у их семей есть будущее, то, ради чего стоит жить и трудиться.

Я искренне желаю успехов Александру Геннадиевичу Хлопонину и прошу всех руководителей регионов Северного Кавказа оказать ему содействие в организации работы.

Спасибо. Пожалуйста, Басаргин Виктор Федорович, прошу Вас.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги,

Вы обозначили уже основные проблемы, еще несколько слов по социально-экономическим проблемам, которые сегодня существуют на Северном Кавказе, несколько цифр.

Ни в одном субъекте Российской Федерации, вошедшем в новый федеральный округ, объемы валового регионального продукта на душу населения не достигают и половины от среднероссийского показателя.

В целом по округу этот показатель в три раза ниже, чем по Российской Федерации. Причина такого положения, вы уже отметили, это слабая производственная база, это неразвитость инфраструктуры, транспортной инфраструктуры и энергетической инфраструктуры.

Правда, за этими цифрами есть еще и неучтенные вопросы, связанные с тем, что не учитываются в экономической деятельности личные подсобные хозяйства, традиционные для республик Северного Кавказа.

За этим стоят неучтенные рабочие места и возможность улучшения экономической ситуации.

Относительно высокая динамика социально-экономического развития - основные показатели по итогам года в целом в республиках Северного Кавказа достаточно высокие. То есть по предварительным данным, общий объем промышленного производства здесь 102%, при том, что в целом по Российской Федерации 88%.

Объем работ по виду строительства здесь при 17%-тном падении по Российской Федерации составляет свыше 100%, по итогам текущего года. Практически все республики объем жилищного строительства по итогам этого года выполнили на уровне 2008 года - самого удачного года в целом по объемам.

В рамках федеральных целевых программ мы на 3 программы выделяем в целом практически 180 млрд рублей. Из них на развитие инфраструктуры - 14%, туризм - 7%, социальная сфера - почти 39%, промышленность и агропром - 12%, на жилье, коммунальное хозяйство - 24%, и прочие расходы - 4%.

То есть уже в структуре расходов, Владимир Владимирович, заметно, что мы упускаем вопросы, как раз связанные с развитием инфраструктуры и с развитием экономики на территории республик, то есть делаем в основном акцент на социальную сферу.

Так, реализация программы «Юг России», охватывающая все наши Северо-Кавказские республики, позволит по сравнению с 2006 годом в 1,7 раза увеличить объем валового регионального продукта и снизить на 4,6% уровень безработицы.

Но это не кардинальный перелом в целом в развитии наших республик.

В рамках федеральной целевой программы решается еще один из наиболее острых вопросов - это обеспечение жильем. Только за 2009 год на строительство жилья мы израсходовали более 2 млрд рублей, обеспечив по нашей линии жильем более 2 тысяч семей, включая, в том числе, и ветеранов Великой Отечественной войны.

В результате мер программного и финансового характера консолидированные бюджеты субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2009 году возросли в целом на 6% за счет увеличения поступлений межбюджетных трансфертов. При том, что в целом по субъектам Российской Федерации доходы, к сожалению, консолидированных бюджетов сократились на 5%.

При этом налоговые - неналоговые доходы, которые составляют только 28% всех поступлений, уменьшились в 2009 году на 5%, против роста по Российской Федерации на 14%. А межбюджетные трансферты, которые с нашей стороны идут, увеличились на 10% и достигли 177 млрд рублей.

Расходы консолидированного бюджета субъектов нового федерального округа выросли в 2009 году на 16% и составили 272 млрд рублей. При снижении в целом по Российской Федерации на 6%.

Вместе с тем, Вы знаете, что мы недавно провели работу, связанную с эффективностью расходов. Мы отмечаем, что эффективность расходования государственных средств остается здесь под вопросом.

Я не буду долго перечислять данные, но скажу, что в целом эффективность по многим направлениям сегодня по республикам Северного Кавказа 14,4%. То есть неэффективно расходованные средства - 16,6. При показателе в среднем по Российской Федерации 13%. Здесь уровень неэффективных расходов, конечно, выше.

Значит, есть необходимость уделить большее внимание контролю эффективности деятельности региональных органов власти. Мы такие механизмы с рядом республик разрабатывали.

Сегодня есть опыт у наших регионов по комплексной информационной системе мониторинга, в том числе, такой опыт был в Красноярске, в Санкт-Петербурге, есть такой опыт в Татарстане. Мы считаем, для оперативного мониторинга общей ситуации такую систему можно и здесь применить.

По экономике. Системный подход сегодня, конечно, требует разработки стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа. Мы готовы активно подключиться к реализации этой работы. Опыт работы у нас такой есть, и с точки зрения Дальневосточного округа. Мы заканчиваем работу по Сибирскому округу.

С точки зрения распределения средств по федеральным целевым программам мы понимаем, что сегодня основной акцент в разработке программы необходимо делать на инвестиционных проектах и на проектах, связанных с традиционными сферами занятости, которые есть на Северном Кавказе. Включая малые перерабатывающие предприятия, снижение напряженности на рынке труда, продвижение региональных торговых брендов и марок, в том числе связанных с этим регионом.

Одним из видов поддержки, Владимир Владимирович, является работа инвестиционного фонда. Мы отмечаем, что мы с республиками такую работу провели. Мы отобрали сейчас 18 проектов, посмотрели. Правда, общий объем инвестиций, необходимых для проектов - это 270 млрд рублей.

Мы сегодня посмотрели, что на 1 рубль федерального бюджета сегодня гарантируется порядка 13 рублей частных инвестиций. 6 проектов мы отобрали, и эти проекты могут принести в регион порядка 12 тысяч новых рабочих мест.

Один из проектов мы уже начали финансировать - это по Дагестану, по предприятию «Анжи-Стекло». То есть порядка миллиарда рублей из инвестиционного фонда, и порядка тысячи рабочих мест мы создаем. Мы считаем, что был бы смысл рассмотреть возможность выделения дополнительных средств в инвестиционный фонд для финансирования проектов по Северному Кавказу.

Предварительно мы считаем, что этот объем может быть порядка 20 млрд, хотя бы на первоочередные проекты - порядка 5 млрд, как бы с квотированием именно под проекты, которые будут создаваться в этом регионе.

Мы считаем, что слабо используется в регионе механизм приграничного сотрудничества. У нас много сегодня есть подписанных соглашений с нашими соседями. В этом году в этом направлении поработал активно Дагестан, но мы считаем, что есть потенциал и у других республик, входящих в эту сферу.

Помимо социально-экономических проблем мы тоже отмечаем, что сегодня есть проблема, связанная с межэтнической напряженностью на Северном Кавказе. Нам необходимо продолжить работу по формированию общероссийской идентичности. Мы сегодня такую программу реализуем на территории Российской Федерации. Считаем, что здесь она наиболее актуальна, чтобы убрать разграничения, не только сложившиеся между Кавказом и Россией, но и между народами Кавказа.

Есть целый ряд нерешенных внутрирегиональных проблем. До сих пор из-за бюджетных ограничений не принята комплексная программа социально-экономического развития населенных пунктов Пригородного района республики Северная Осетия-Алания. На 2010-2012 годы программа нами разработана.

Особое внимание следует уделить проблемам межселенных территорий Кабардино-Балкарской республики и возвращение чеченцев-акинцев в Новолакский район республики Дагестан.

Одной из важнейших проблем, на наш взгляд, на Северном Кавказе остается массовый отъезд русскоязычного населения и преимущественно трудоспособного возраста, что подрывает сегодня возможности экономической модернизации и ведет к диспропорциям в системе высшего образования и управления. И тенденция оттока обозначилась даже в ряде муниципальных районах Ставропольского края.

В целях минимизации проблемы нами тоже разработан комплекс мер по предотвращению оттока и возвращению русского населения в республики Северного Кавказа и сопредельные территории.

Полагаю, что процент готовых покинуть республики Северного Кавказа должен стать индикатором эффективности деятельности органов исполнительной власти. Если мы хотим, чтобы региональные власти что-то делали для изменения этой ситуации сегодня.

Важнейшая проблема - Вы отмечали, это проблема коррупции и правового нигилизма.
Решение этой проблемы мы видим в организации подготовки набора в систему государственного и муниципального управления. Параллельной задачей является формирование нового поколения общественных деятелей здесь, в том числе в национально-культурной сфере.

Для этого планируется создать образовательный проект на базе одного из филиалов вузов в федеральном округе, в рамках которого будут организованы курсы по государственному и местному управлению, также о работе в общественной сфере по неправительственной линии.

Одним из подобных проектов будет Северо-Кавказский молодежный лагерь. Мы уже такой опыт имеем сегодня, как мы говорим «Кавказский Селигер».

Перечисленные выше проблемы создают питательную среду для негативного воздействия из-за рубежа. Отсюда отдельная потребность навести порядок в деятельности иностранных межправительственных и иных организаций в регионе.

Еще один серьезный риск, Владимир Владимирович, Вы его отметили, на Северном Кавказе - это мнение о том, что тот, кто сумеет доказать право на поддержку структур силового блока и будет продвигать экономический проект.

Необходимо усилить контроль за попытками вовлечения в решения хозяйственных вопросов сил МВД и ФСБ России под прикрытием борьбы с экстремизмом.

Решение всех этих проблем, на наш взгляд, позволит серьезно продвинуть социально-экономическую жизнь в этом регионе.

В.В.Путин: Что касается Высшей школы, то сегодня с утра я разговаривал с Министром науки и образования. Мы договорились о том, что создадим новый федеральный университет на базе Ставропольской Высшей школы. Эти консультации мы начали сейчас с руководителями ведущих университетов Ставрополя и в ближайшее время сформулируем программу развития.

Я предлагаю нашу работу построить следующим образом: коллеги и руководители регионов очень коротко выскажутся по своим субъектам, а потом министры. И после этого подведем итоги нашей сегодняшней встречи. 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/9114/