События

 
 
 

В.В.Путин выступил на Инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовёт»

 
 
 

«Сегодня практически все ведущие страны пытаются определить свое место в посткризисном периоде. Такая задача, безусловно, стоит и перед нами здесь, в России. Считаю, что Россия в состоянии не только упрочить свои традиционные конкурентные преимущества, например, в сфере энергетики, металлургической промышленности, в химии, в транспорте, теперь уже и в сельском хозяйстве, но и существенно повысить роль инновационного, высокотехнологичного сектора».

Выступление В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемые участники Форума.

Очень рад приветствовать столь представительное, авторитетное собрание. Хотел бы также поблагодарить руководство Внешторгбанка России за организацию этой площадки, где могут встретиться и предприниматели, и политики, и эксперты из очень многих стран мира.

Конечно, здесь, наверняка, будет продолжена дискуссия по проблемам мировой экономики, а самое главное - о новых моделях развития и перспективах посткризисного мира, посткризисной экономики.

В глобальной экономике, конечно, сохраняются еще факторы неопределенности, и их много, достаточно. К сожалению, пока нет серьезного прогресса в реформировании мировой финансовой системы. Хотя, конечно, мы очень надеемся, что решения, принятые на недавнем саммите в Питтсбурге, создадут хотя бы хорошую базу, хорошие условия для реальных решений в этой сфере.

Неоднозначные последствия могут быть и в результате применения антикризисной тактики во многих странах мира. Что касается России, то у нас тоже есть такие проблемы и вопросы. Об этом я скажу чуть позже в своем выступлении сегодня. Определенные тревоги вызывает и чрезмерное увлечение протекционизмом.

Эти риски по-прежнему должны оставаться в центре внимания экономических властей и бизнеса. Но все же нельзя не замечать первых признаков выздоровления глобальной экономики. Такие обнадеживающие тенденции есть и у нас, в России. На этот счет можно привести достаточно цифр и аргументов.

Не буду подробно останавливаться на описании текущей ситуации. Скажу только, что сегодня все больше ощущается позитивный эффект от стабилизационных мер. Начиная с июня, прекратился спад российского ВВП. Некоторые отрасли начали восстанавливаться еще раньше. Все это внушает сдержанный оптимизм.

Когда начался кризис, нам, как и нашим зарубежным коллегам, партнерам, приходилось действовать быстро, буквально «с колес» запускать антикризисную программу. Порой Правительство было вынуждено брать на себя ответственность и риски, свойственные бизнесу, принимать решения и выполнять работу за, мягко говоря, не очень эффективный менеджмент на конкретных предприятиях или в компаниях в целом.

Но при этом мы хорошо понимали, как обманчива слепая вера во всемогущество государства, насколько иллюзорны надежды на то, что за счет тотального вмешательства в экономику можно все наладить и все «расставить по полочкам».

И кроме того, я скажу откровенно в этой аудитории, мы почувствовали еще и желание наших коллег из бизнеса приложиться к источнику благоденствия государственного, и они начали уже забывать про свободу, про рынок, стали большими государственниками, чем сами представители государства. Но это тоже естественно и понятно.

Во всяком случае, вы это видите, у нас не произошло ни масштабной национализации, ни сползания к всеобщему административному регулированию. Мы сохранили свободное движение капиталов и конвертируемость рубля.

Уверен, что все это послужило убедительным сигналом для инвесторов. Хочу еще раз подчеркнуть и сказать - возврата к прошлому не будет. Россия останется рыночной, либеральной экономикой.

И сегодня я еще раз хочу повторить: мы будем последовательно продолжать линию на поощрение частной инициативы, на интеграцию в мировое хозяйство, на формирование благоприятного инвестиционного климата.

По мере стабилизации ситуации, преодоления кризисных явлений намерены планомерно и целенаправленно снижать государственное вмешательство в экономику, использовать традиционные рыночные инструменты, в том числе и инструменты приватизации.

Уважаемые коллеги,

Конечно, сворачивать антикризисные программы, как предлагают в некоторых странах наши коллеги, мы пока считаем преждевременным.

Для нас по-прежнему актуальной остается поддержка тех отраслей, в которых из-за резкого снижения, сжатия спроса возникли серьезные проблемы. В частности, это - и здесь нет ничего оригинального, во всем мире это происходит - автопром, машиностроение в целом, жилищное строительство и ряд других отраслей. Многие предприятия из этих секторов нуждаются в серьезной реструктуризации.

Кроме того, отдельных решений требует ситуация в моногородах, вопросы создания здесь новых производств и рабочих мест. Именно на данных направлениях будут концентрироваться антикризисные меры Правительства Российской Федерации в 2010 году.

И, тем не менее, уже сейчас нужно смещать акценты. От «ручного» управления постепенно переходить к системным решениям, способным обеспечить устойчивое развитие российской экономики в посткризисный период.

Сегодня практически все ведущие страны пытаются определить свое место в посткризисном периоде. Такая задача, безусловно, стоит и перед нами здесь, в России. Считаю, что Россия в состоянии не только упрочить свои традиционные конкурентные преимущества, например, в сфере энергетики, металлургической промышленности, в химии, в транспорте, теперь уже и в сельском хозяйстве, но и существенно повысить роль инновационного, высокотехнологичного сектора.

И конечно, перед нами стоит важнейшая задача - сделать Россию максимально комфортной для жизни людей. А это значит - продолжить модернизацию образования, здравоохранения, пенсионной системы, решение жилищных проблем и реализацию экологических программ.

Кризисное падение российского ВВП оказалось довольно значительным. По предварительным оценкам, в 2009 году оно составит 8%. Мы считали где-то в середине года, в начале года, что это падение будет 8,5%. Думаю, что к концу года оно будет не больше 8%, а может быть, даже чуть ниже. Но в любом случае, в ближайшие годы необходимо полностью «отыграть» эти потери.

Подчеркну: для нас важна не столько скорость восстановления, сколько его качество. Подъем должен происходить на принципиально иной основе. С опорой на новые факторы роста.

Уже говорил о том, что Правительство России готовит сейчас так называемую «стратегию выхода». По сути, это та модернизационная повестка, которую нам предстоит реализовать с 2010 года.

Мы начинаем эту работу, конечно, не на пустом месте, не с ноля. Основные рыночные институты России в период жесткого кризиса доказали свою устойчивость и работоспособность. Да, потерь много, но - я думаю, что вы с этим согласитесь - институты не развалились: всё функционирует, всё работает, всё контролируется. Российский бизнес показал свое умение адаптироваться к меняющимся условиям.

У нас достаточно ресурсов и возможностей, чтобы защититься от новых валютных потрясений, от потрясений национальной валюты, защитить свою финансовую систему. Объем российских золотовалютных резервов превышает 400 млрд долларов. Напомню, что к 1 марта текущего года ЗВР России снизились до 384 млрд долларов, а на 25 сентября они уже составили 413 млрд долларов США. У нас достаточно ресурсов, как я уже сказал, для того, чтобы защитить свою финансовую систему.

Напомню и о следующем. Если в 1998 году российское Правительство обращалось за кредитованием к международным финансовым организациям, к таким как МВФ, Всемирный Банк, - и, кстати говоря, мы наладили с ними конструктивную работу, и благодарны руководству этих институтов за очень конструктивную работу, некоторые, я вижу, сидят в зале, я хочу вас поприветствовать от души - то сегодня Россия сама участвует в программах поддержки наиболее затронутых кризисом государств и регионов. Речь идет о миллиардах долларов с нашей стороны.

Другое дело, что еще многое предстоит улучшать - в законодательстве и корпоративном управлении, модернизировать структуру реального сектора и финансовой сферы. И здесь нет необходимости изобретать что-то принципиально новое. В рамках Стратегии развития страны до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства до 2012 года уже сформулированы и основные направления движения, и основные проекты, которые призваны обеспечить качественные изменения в российской экономике, задать вектор ее инновационного обновления.

Естественно, эти проекты необходимо скорректировать с учетом сегодняшних реалий, с учетом кризисных явлений и в нашей, и в мировой экономике, но откладывать реализацию или пересматривать их конечные цели мы не будем.

Уважаемые коллеги,

Первым, важнейшим условием устойчивого развития мы считаем предельно ответственную и консервативную бюджетную политику. Жертвовать макроэкономическим равновесием не намерены.

В 2009 году российский бюджет столкнулся с серьезным сокращением доходов. Прежде всего, из-за падения цен на традиционные наши товары. Но одновременно мы вынуждены были пойти на некоторое увеличение расходов, незначительное, но все-таки оно имело место, чтобы решать острые кризисные проблемы и, безусловно, выполнить социальные обязательства перед гражданами России.

В конечном счете, такие обязательства являются прямыми инвестициями в человеческий капитал, а устойчивый экономический рост возможен только в условиях социальной стабильности и поддержки внутреннего спроса.

Более того, Россия единственная страна в мире, которая в условиях глобального экономического кризиса, экономических трудностей решилась на масштабную пенсионную реформу. В конце этого года, с 1 декабря, у нас будет в очередной раз повышена на 30% сразу базовая часть пенсии. А в следующем году рост пенсий в среднем за год составит вообще беспрецедентную для России цифру - 46%. Что это значит для экономики? Это обеспечит дополнительный внутренний спрос на сумму порядка 1 трлн рублей, это свыше 30 млрд долларов.

Обращаю ваше внимание на то, что эта категория граждан России - пенсионеры - не покупает дорогих товаров, завезенных в Россию по импорту. Это, конечно, та категория людей, которая приобретает для повседневных нужд товары отечественных производств.

При этом, при решении вопросов, связанных с повышением наших пенсионных обязательств, мы отложили повышение страховых взносов для бизнеса, чтобы не увеличивать фискальную нагрузку на бизнес в кризисный период. Правда, в результате - здесь я как раз возвращаюсь к макроэкономическим проблемам - федеральный бюджет за 2009 год впервые за десять лет будет сверстан с дефицитом примерно в 8%.

Мы видим угрозу, но не считаем ее фатальной. Это как раз тот порог, который, по нашему глубокому убеждению, обеспечивает сохранение макроэкономической устойчивости. Добавлю, что у нас есть надежные источники покрытия этого дефицита. Имею в виду, прежде всего, наши резервные фонды, не золотовалютные - Центрального банка, а именно Резервный фонд Правительства и Фонд национального благосостояния, которые находятся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Кроме того, уже с будущего года мы намерены неуклонно сокращать дефицит, в том числе направляя на эти цели возможные дополнительные доходы бюджета. Думаю, что они будут уже и в этом году, и в следующем - чтобы уже к 2012 году попытаться выйти на дефицит не более 3% ВВП. А это уже, как вы понимаете, полностью соответствует и «Маастрихтским критериям».

Кстати, сейчас государственный долг России не превышает в целом 10%, и только 3,6% - это внешний долг России. И это, специалисты знают, является беспрецедентно низким показателем для стран большой «восьмерки». Самый низкий.

Принципиально важную роль в сокращении дефицита призвана также сыграть и программа экономии и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Вторая наша задача - это проведение жесткого антиинфляционного курса. Мы ставим перед собой цель - сбить уровень инфляции практически в два раза. В этом году мы прогнозировали 12%. Я думаю и знаю. что руководство Центрального банка согласно с такими предположениями: в этом году мы выйдем на 11% инфляции по году, может быть, чуть-чуть ниже. Но к 2012 году все-таки уровень инфляции в стране не должен превышать 5-7%. Это самый короткий путь к сохранению доходов граждан, к доступной ставке банковского кредита для реального сектора. Кстати говоря, Центральный банк сегодня понизил ставку рефинансирования с 10,5% до 10%. С завтрашнего дня она начнет действовать.

Полагаю также, что у нас нет другой альтернативы, кроме формирования собственного, в полном смысле развитого и устойчивого финансового рынка, способного конвертировать национальные накопления в капитал для развития, в источник так называемых "длинных денег". А это еще одна наша ключевая задача.

Основой такого рынка должны быть сбережения граждан, как и в любой экономике. При этом граждане должны чувствовать себя абсолютно спокойно и уверенно. Ситуация в экономике должна быть стабильной и надежной. Это не достигается административными решениями, это достигается напряженной экономической работой всех участников рынка, конечно, во главе с государством. Это, конечно, деньги, остатки на счетах предприятий, это деньги пенсионных фондов, это деньги страховых компаний.

Уже в ближайшее время будут приняты меры, направленные на совершенствование работы банковского сектора и фондового рынка, на внедрение гибких и одновременно более защищенных инструментов инвестирования сбережений, в том числе пенсионных накоплений, как я уже сказал.

В частности, речь идет о развитии внутреннего рынка ценных бумаг за счет применения таких новых для нас инструментов, как инфраструктурные и проектные облигации. Они будут обеспечены надежными гарантиями, и потому привлекательны для инвесторов.

Также намерены создавать дополнительные стимулы для слияния и укрупнения российских финансовых институтов. Эта мера давно назрела, но мы считаем, что мы должны действовать здесь аккуратно, спокойно, не нарушая прав собственников, а создавая для них просто новые возможности.

Уважаемые коллеги,

В период кризиса многие страны пострадали из-за перепроизводства и чрезмерных вложений, например, в автомобилестроение или жилищный сектор. В России же, напротив, основные проблемы связаны с тотальным недоинвестированием и дисбалансами в экономике.

Поэтому речь должна идти о ее последовательной модернизации, формировании более устойчивой и диверсифицированной структуры. «Приложению сил» здесь можно найти много направлений. Практически все они обладают огромным потенциалом восстановления и замещения экспорта. При этом, с нашей точки зрения, инвестиции принесут наибольший эффект, если вслед за деньгами в российскую экономику придут современные технологии, прежде всего, обеспечивающие энергосбережение и повышение производительности труда.

Также мы заинтересованы в создании новых производств, связанных с глубокой переработкой сырья, машиностроением, телекоммуникациями, биотехнологиями и фармацевтикой. Мы готовы к расширению кооперации в космической сфере и ядерной энергетике.

Большие возможности есть у таких проектов, как выпуск морской техники, транспортных средств, автокомпонентов, оборудования для добычи нефти и газа.

Во всех этих сферах реализуются серьезные программы развития. То есть, высокий и стабильный спрос обеспечен на многие-многие годы вперед.

И, конечно, мы призываем бизнес более активно приходить в российские регионы. Не топтаться на одних и тех же площадках, где порой уже всем тесновато, а идти туда, где не избалованы вниманием инвесторов, и где сегодня можно получить максимально выгодные условия.

Надо сказать, что такие примеры есть. Действительно, крупные предприятия на основе 100%-ных иностранных инвестиций создаются во многих регионах страны и успешно работают.

Уважаемые коллеги,

Правительство России стремится быть в постоянном контакте с предпринимателями - и с нашими отечественными, и с зарубежными. За прошедшее время нам вместе удалось многое сделать для улучшения инвестиционного и налогового климата, для снятия административных барьеров, реализовать сотни успешных проектов.

Мы открыты для продолжения такого взаимовыгодного диалога и сотрудничества. Более того, хотели бы серьезно повысить его эффективность и результативность, чтобы максимально полно использовать ваши опыт, возможности, инициативу, ваши знания для модернизационной повестки.

Давайте вместе подумаем, какие формы нашего взаимодействия в наибольшей степени будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

Я хочу вам пожелать успехов и в работе Форума, и в вашей текущей бизнес-деятельности. Спасибо большое вам за внимание.

* * *

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин ответил на ряд вопросов участников Инвестиционного форума.

Вопрос: Владимир Владимирович, Ваше заявление было первым, в котором я услышал сильное ударение на проблеме недоразвитости внутренних рынков капиталов, в том числе отсутствии «длинных денег» в России.

Честно говоря, для меня, как для инвестора, совершенно очевидно, что масштаб тех проблем, с которыми Россия столкнулась в последнее время, вызван в основном этим. Есть страны, типа Бразилии и Южной Африки, которые зависят от ресурсов настолько же, насколько и мы, но они пострадали значительно меньше, чем мы.

Елей на душу инвестора то, что Вы признаете это как проблему, но вопрос такой. Какие конкретные шаги Вы собираетесь предпринимать, и, самое главное, какие временные рамки Вы себе ставите для решения этой проблемы? Спасибо.

В.В.Путин: Я уже в целом сказал об этом. Думаю, что я не для многих сделаю какое-то открытие. Это, в общем, рецепты известные. Повторю то, что мною было сказано при выступлении.

«Длинные деньги» не даются государством. «Длинные деньги» нельзя назначить как какого-то чиновника на должность. Они должны родиться из недр самой экономики. И это произойдет только в том случае, если экономика будет стабильной, здоровой, и политика, проводимая экономическими властями, будет пользоваться доверием участников рынка и граждан страны.

Если они будут чувствовать стабильность национальной банковской системы и не будут при первом колебании на мировых и внутренних рынках бежать за своими вкладами в банки.

Обращаю ваше внимание на то, что мы и в условиях кризиса исходили из необходимости создания именно такой атмосферы в экономике. Мы сознательно - я об этом уже говорил публично, хочу еще раз повторить - пошли на то, чтобы и граждане в условиях неизбежной корректировки национальной валюты, и участники экономической деятельности сориентировались и могли принять соответствующие решения. Мы пошли на то, чтобы в самый пик неуверенности выдавать такие объемы денежных средств из нашей банковской системы, которые вкладчиками были востребованы. Мы были готовы на самые крайние меры.

Но это были не бездумные действия, это был расчет. Мы четко и ясно себе представляли, сколько вкладов в банках у нас имеют граждане, и каковы резервы Правительства и Центрального банка для того, чтобы обеспечить этот спрос. Он многократно превышал возможное снятие.

Поэтому мы здесь не стали жадничать. Мы исходили из того, что только ясное понимание гражданами и участниками рынка того, что государство безусловно будет исполнять свои обязательства, приведет к стабильности. Так оно и случилось.

Что касается резервов, вы видите, они сейчас у нас возрастают. Это первое.

Второе. В этих условиях мы рассчитываем и на то, что будут свободнее использоваться деньги предприятий, свободные остатки на счетах. Не только граждан, но и свободные остатки на счетах. Будет развиваться страховая система. Будут развиваться другие институты, которые во всем мире служат источниками этих «длинных денег», в том числе пенсионные фонды. Но Правительство намерено и специальные меры использовать. Я уже об этом говорил. Это инфраструктурные облигации, это плановые, с точки зрения реализации крупных проектов, проектные облигации. И так далее.

Все это вместе взятое, и мы на это рассчитываем, и даст возможность нашей экономике почувствовать все преимущества наличия собственных долгосрочных ресурсов.

Если Алексей Леонидович (Кудрин) что-то добавит, будем Вам благодарны.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, Вы исчерпывающе ответили на вопрос. Я бы добавил только то, что еще внедрение международных стандартов в финансовой системе, которые сейчас уточняются в рамках новых правил регулирования финансовых рынков, приверженность внедрению этих стандартов позволят, действительно, не накапливать риски, быть прозрачными, что очень важно. Это единственное, что бы я хотел добавить.

В.В.Путин: Надо сказать, что Минфин последовательно ведет работу, о которой я сказал, и является основным сторонником именно не директивного назначения денег, а создания необходимых экономических условий для их появления в экономике.

Но, как вы видите, мы - хорошо это или плохо - вынуждены были использовать квазиадминистративные инструменты, - субординированные кредиты, о которых вы, наверняка, знаете, поддержка банковской системы со стороны Правительства и со стороны Центробанка. Это все-таки тоже «длинные деньги».

Но речь идет о средствах, которые мы выдаем уже не на 6 месяцев, а на годы. Вот, основным акционером ВТБ является Правительство Российской Федерации. Если в Сбербанке основным акционером является Центральный банк, и он докапитализировал Сбербанк на 500 млрд рублей, это «длинные деньги». Правительство докапитализировало Внешторгбанк на 400 млрд рублей. На сколько? На 10 лет? 380 млрд на сколько лет?

Реплика: В капитал - 180 и 200 - субординированный кредит.

В.В.Путин: Вот в капитал - 180 млрд, и 200 млрд - субординированный кредит на 11 лет. Это тоже «длинные деньги». Это на самом деле, к сожалению, суррогат «длинных денег», это временная мера в условиях кризиса. Наша цель в другом: не из резервов Центрального банка, не из резервов Правительства выдавать финансовой системе эти деньги, а создать внутренний источник роста свободных денежных средств, которые участники рынка могли бы использовать на длительной основе.

Вопрос: У меня вопрос по поводу реструктуризации и приватизации естественных монополий, который, на мой взгляд, очень важен для всех инвесторов. В 1990-х годах шла приватизация и реструктуризация нефтяной промышленности, процесс имел много спорных моментов, но привел к положительным результатам для российской экономики, для инвесторов. В нынешнем десятилетии то же самое в энергетике - реструктуризация РАО «ЕЭС». Можем ли ожидать то же самое в газовой отрасли в будущем? Если нет - почему?

В.В.Путин: Ожидать можете. Ожидайте!

На самом деле вопрос, конечно, не праздный, и мы в России, так же как и везде, видим негативные явления, связанные с излишней монополизацией в том или ином секторе экономики. И газовая сфера здесь мало чем отличается от любой другой.

Избыточное администрирование, подчас неэффективный менеджмент в каких-то секторах этого рынка, отсутствие, может быть, необходимой гибкости на рынках - это все результат монополизма, известной коррумпированности.

Я сейчас даже не о самом «Газпроме» говорю, я в целом говорю о проблемах, связанных с монополизмом, хотя и в «Газпроме» это тоже присутствует. Мы это прекрасно видим, пытаемся с этим бороться. Сдерживание роста независимых производителей. И мы не только это видим, мы думаем, как противостоять этим угрозам и что делать в среднесрочной и более отдаленной перспективе.

Первое, что мы собираемся сделать - что непросто, я сейчас скажу почему, и многим будет понятно - мы будем стремиться к тому, чтобы обеспечить равный доступ к инфраструктуре газовой системы. Хотя и здесь, в условиях сегодняшнего дня, в условиях кризиса, тоже есть определенные сложности. И связаны они с падением спроса внутри страны и у наших основных партнеров за границей.

Доступ к трубе означает увеличение объема добычи. Увеличение объема добычи означает снижение цены. Для потребителей неплохо. В конечном итоге, для потребителей, для бюджета страны могут быть и определенные угрозы.

Абсолютно наверняка все просчитать достаточно сложно. И поэтому мы будем идти в этом направлении, но достаточно аккуратно будем продвигаться. Это первое.

Второе. Мы в ближайшее время будем стараться либерализовать внутренний рынок - сделать его более рыночным. Повторяю: для участников рынка постараемся легализовать доступ к трубе, к инфраструктуре. Но монополия на реализацию продукта на внешнем рынке будет сохранена. И это тоже, наверное, не на всю оставшуюся жизнь. Но на ближайшую, среднесрочную перспективу - точно.

Хотя вы знаете, что, скажем, в газовой сфере все-таки работают свои правила, особые. Этот мировой рынок отличается от нефтяного рынка, не весь углеводородный рынок является одинаковым. В значительной степени мировые рынки работают на долгосрочных контрактах. И для того, чтобы их обеспечить - «Газпром», скажем, подписал уже контракты на 10-15 и более лет - государство должно гарантировать нашим потребителям, что «Газпром» будет в состоянии это делать.

Поэтому здесь очень много факторов, которые заставляют нас быть аккуратными. Господин Шредер упоминал, выступая, о строительстве «Северного потока» по дну Балтийского моря, «Южного потока» по дну Черного моря. Это же связано с колоссальными инвестициями. Они откуда берутся? Это привлекаемые ресурсы. Привлекает их кто? В основном «Газпром» и наши основные партнеры. По «Северному потоку» - немецкие компании, голландская компания, вот сейчас французские партнеры, по-моему, намерены принять участие.

Эти инвестиции же нужно возвращать. И мы должны на основе длительных контрактов получить соответствующую выручку, обеспечить возврат. Поэтому быстрых решений здесь не будет.

Но, безусловно, так же как и в любом другом секторе экономики, в конечном итоге мы будем стремиться к либерализации.

 * * *

В рамках работы Форума Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился также с представителями зарубежных бизнес-кругов.

В рабочем ланче от имени В.В.Путина приняли участие глава норвежского телекоммуникационного концерна Telenor Йон Фредрик Баксаас, представители инвесткомпаний Capital Research, Lansdowne Partners, TCW, Artio Global Investment, компании Nord Stream AG, а также суверенных фондов Абу-Даби (ОАЭ), Кувейта, Омана, Сингапура.

* * *

Кроме того, В.В.Путин провел короткую беседу с министром торговли и промышленности Индии Анандом Шарма.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/5070/