События

 
 
 

В.В.Путин провел рабочую встречу с главой Внешторгбанка А.Л.Костиным

 
 
 

На встрече обсуждались результаты работы по расширению и увеличению кредитования реального сектора, а также «плохие» активы и долги.

Стенограмма начала встречи: 

В.В.Путин: Андрей Леонидович, мы неоднократно встречались в последнее время и в таком составе, и в более широком. С вашими коллегами говорили о необходимости расширения и увеличения кредитования реального сектора. Я знаю, что ваше учреждение в этом направлении работает активно.

Какие результаты за последний месяц, мне бы хотелось узнать - прямо за последние 3-4-5 недель? И второй в этой связи вопрос: как Вы оцениваете свои риски и какова Ваша оценка ситуации с так называемыми «плохими» кредитами, «плохими» активами?

А.Л.Костин: На совещании с банкирами в конце июня этого года Вы поставили задачу о существенном приросте кредитных портфелей ведущих российских банков. Правительство, как задачу для ВТБ, тогда поставило увеличить кредитный портфель в 3-ем квартале на 100 млрд рублей.

В июле наш прирост за один месяц по портфелю составил 6,4% или 84 млрд рублей. То есть мы как бы квартальное задание на 84% выполнили в июле. В августе, конечно, таких темпов не будет, но в целом, я думаю, что к первой декаде сентября мы уже выполним, перевыполним этот план и пойдем дальше.

Вообще, в июле мы увидели, что в целом ряде отраслей - металлургия, угольная промышленность - наметилось улучшение, позитивная тенденция. И банк считает, что, конечно, для закрепления, развития этих позитивных тенденций в экономике нужно предоставлять больше кредитов. И мы намерены это сделать. По итогам 7 месяцев, мы сейчас вышли на показатель 2% ежемесячно. Постараемся эту цифру до конца года выдержать.

Хотел еще сказать, что помимо объема кредитов, важна, конечно, и стоимость этих кредитов. Мы здесь согласны с Правительством, что ставка кредитования должна снижаться. Мы в июле предприняли шаги по снижению кредитных ставок в целом.  По новым кредитам на 2,3% где-то было снижено. Для примера могу сказать, что по НПО «Сатурн» мы снизили ставку с  17,5 до 14,5%. И эту тенденцию мы будем развивать дальше.

Здесь важное значение, конечно, имеет - какую ставку рефинансирования мы имеем. И если Центральный банк продолжит линию на снижение ставки рефинансирования,  может быть, даже более энергично, чем на этой неделе, когда...

В.В.Путин: «Сатурн» на вас обижался, говорил, что слишком дорого вы ему обходитесь.

А.Л.Костин: Он у нас  крупнейший заемщик, мы ему предоставили почти 12 млрд рублей ресурсов. Но мы действуем на рынке. Поэтому рынок сейчас становится более благоприятным для заемщиков. Мы, конечно, эту линию будем проводить. Тем более что с августа, по большому счету, реально начинает действовать механизм государственных гарантий.

10 предприятий наших клиентов получили одобрение правительственных комиссий. Мы оформляем сейчас. И в августе - сентябре мы планируем порядка 100 млрд рублей выдать уже под госгарантии, что существенно снижает и банковские риски,   и позволяет нам быть более лояльными в плане ставок.

В.В.Путин: То есть Вы готовы пойти уже в отпуск, процесс налажен?

А.Л.Костин: Если позволите немножко, недельку. Больше, наверное, не соберусь.

В.В.Путин: Хорошо. А как насчет так называемых «плохих» активов и долгов?

А.Л.Костин: Это главная проблема сегодня для банковского сектора. Так называемые просроченные кредиты у нас растут. Безусловно, растут в разы. Мы на этот год планируем, правда, что они вряд ли превысят 8%. Но это тоже большая сумма для ВТБ, у которого, если брать группу, кредитный портфель составляет порядка 100 млрд долларов.

Но, во-первых, нам помогает государство. И спасибо Правительству, которое приняло решение о капитализации нашего банка, мы ее к 1 октября завершим. Во-вторых, надо сказать, что наше состояние устойчивое, стабильное. Банк продолжает зарабатывать прибыль от текущих операций, где-то на 30% выросла за год.

Но в этом году таких прибылей, как даже в прошлом году - мы закончили прошлый год с прибылью в 26 млрд рублей, - такой прибыли у нас не будет. И мы ожидаем, конечно, неприбыльный год в этом году.

В.В.Путин: А в резервы вы сколько направили в прошлом году?

А.Л.Костин: У нас резко возросли резервы, в несколько раз. Это доля очень быстро растет. Я могу одну вещь сказать, что так называемые резервы - это далеко не всегда потерянные деньги. Потому что мы считаем, что в перспективе нескольких лет мы сумеем значительную часть этих резервов компенсировать даже с прибылью.

Есть один наглядный пример: в качество «плохого актива» мы получили здание «Детского мира» на Лубянке - в последние 50 лет самый известный магазин. Мы планируем, уже сейчас начинаем его финансирование, и в 2012 году там будет современный магазин, торгующий как для детей, так и для взрослых, причем по доступным ценам. Это будет не элитный магазин, это будут качественные товары по хорошим ценам.

Мы уверены, что продадим его стратегическому инвестору, может быть, даже раньше, чем он будет запущен. И таких проектов у нас достаточно много. У нас есть и газовые активы, Аи нефтяные активы, и девелоперские проекты в Москве, и земля в Подмосковье. Поэтому это требует большой работы, но так называемые плохие активы и резервы мы восстановим в течение нескольких лет. Поэтому то, что мы сегодня вынуждены показывать как убытки по нашей бухгалтерской отчетности, могут превратиться в доходы и прибыли в течение нескольких ближайших лет.

В.В.Путин: Уверен, так и будет. Имею в виду не очень пока ясные, но все-таки заметные тенденции исправления ситуации в целом и в нашей стране, и на мировых рынках. Как у вас, кстати говоря, капитализация?

А.Л.Костин: Капитализация последние недели растет, хотя, безусловно, то падение, которое произошло за последний год, очень большое. Это общемировая тенденция. Мы все больше видим, что стоимость акций ВТБ, как и стоимость многих других российских акций, во многом очень зависит от общего состояния мировой экономики, от того, что происходит с курсом рубля, с ценами на нефть.

Но думаю, что как только рынок будет более стабильным, то, как работали конкретные учреждения, будет играть большую роль для инвесторов, чем какие-то более общие моменты. Мы в этом плане, конечно, настраиваемся на то, чтобы банк работал более эффективно. И надеемся, что придет время, когда мы вернемся к той цене, которая была до кризиса, потому что она была очень хорошая.

В.В.Путин: ВТБ фактически превратился в международную финансовую организацию. Как идет работа в вашей филиальной сети, в дочерних банках?

А.Л.Костин: Все правильно. ВТБ - единственная группа, которая работает, помимо России, еще в 18 странах. Ситуация везде, конечно, разная. Безусловно, далеко не во всех странах мы встречаем тот уровень поддержки, который мы встречаем в России.

Но надо сказать, что наши крупнейшие учреждения, которые работают, скажем, на Украине или в Лондоне, показывают сейчас, тем не менее, неплохие показатели. И в целом сегодня группа справляется со своими задачами и даже расширяет свою функцию.

Я бы отдельно хотел сказать, что у нас существует инвестиционный банк «ВТБ-Капитал», совсем недавно мы открыли новый его офис в Дубаи - это международный финансовый центр. Так что теперь наша финансовая группа представлена в Лондоне, Сингапуре, Дубаи и проводит большую работу, в том числе сегодня, по привлечению инвестиций в российскую экономику.

Поэтому мы не отказываемся от своих планов по работе как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. И считаем, что ВТБ сегодня действительно в состоянии быть такой международной финансовой группой и укреплять свои позиции на фоне того, что многие наши конкуренты эти позиции теряют.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/4739/