События

 
 
 

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Нам предстоит рассмотреть проект Климатической доктрины, представленный Минприроды. Проблемы изменения климата и связанные с этим риски уже давно находятся в центре внимания крупнейших мировых форумов. Россия принимает самое активное участие в такой дискуссии, строго выполняет взятые на себя международные обязательства».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Начнем с оперативных вопросов. Мною было подписано несколько постановлений Правительства по стипендиям для аспирантов и студентов государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования и по стипендии имени Солженицына. Александр Дмитриевич (обращаясь к А.Д.Жукову), прокомментируйте, пожалуйста, чтобы коллеги были в курсе.

А.Д.Жуков: Владимир Владимирович, у нас специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов всего 2000. С 1 января этого года, в соответствии с подписанным Вами постановлением, они увеличиваются на 20%. Таким образом, для аспирантов эти специальные стипендии составят 3600 рублей в месяц, для студентов вузов - 1440 рублей и для студентов техникумов и колледжей - 840 рублей в месяц. Естественно - эти стипендии устанавливаются для тех, кто учится за счет бюджета, и для хороших студентов и аспирантов.

Другим постановлением Правительства учреждены персональные стипендии имени Солженицына для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования. Эти стипендии учреждаются с 1 сентября этого года, их будет всего 10, размером 1500 рублей в месяц. Они могут выплачиваться дополнительно к основным стипендиям студентам, которые добиваются выдающихся результатов в литературном творчестве, политологии и журналистике. Эти специальные стипендии учреждены в соответствии с Указом Президента об увековечивании памяти Солженицына.

В.В.Путин: Спасибо. И еще одно постановление Правительства подписано - о предоставлении субсидий российским производителям авиационных двигателей и дочерним предприятиям «Объединенной авиастроительной корпорации»: миллиард рублей для авиастроителей и 367 млн для двигателестроителей. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), прокомментируйте, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, действительно, эти два постановления стимулируют и одновременно облегчают процесс технического перевооружения таких отраслей, как авиастроение и двигателестроение Российской Федерации. До сих пор дочерние предприятия ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) и таких компаний, как «Вертолеты России», а также «Сатурн», «Салют», которые производят авиационные двигатели как для самолетов, так и для вертолетов, могли пользоваться только одной формой государственной поддержки - это субсидирование ставок по кредитам, получаемым в банке. Но на практике - и об этом, кстати, говорили, если помните, директора авиационных заводов на совещании в Ульяновске - для этой отрасли наиболее удобной формой, направленной на техническое перевооружение, закупку оборудования, является система лизинга. Там такой поддержки до сих пор не было.

Поэтому теперь Правительство Российской Федерации будет субсидировать ставку не только банковского кредита, но и ставку по лизинговым платежам, по соглашениям, заключенным, конечно, только с российскими лизинговыми компаниями. Таких компаний у нас достаточно много, и эта система работает. Причем я бы хотел подчеркнуть, что эта мера носит долговременный и долгосрочный характер. Платежи по лизингу, как правило, осуществляются в течение нескольких лет, как минимум в течение пяти лет. Подписанное Вами постановление позволит предприятиям смелее заключать лизинговые соглашения, потому что мы сможем субсидировать ставку в течение 5 лет.

А мера, которая предусмотрена подписанными Вами постановлениями, работает и задним числом, - как просили нас предприятия. На все лизинговые соглашения, заключенные с 1 января 2006 года, эта мера распространяется, поскольку процесс лизинговых платежей длительный. И в конечном счете это, конечно, позволит предприятиям более активно вести политику технической модернизации, технологической модернизации, повышать свою конкурентоспособность. 

Тем самым у нас появляется механизм так называемых длинных денег. Предприятия на много лет вперед знают вполне определенные и льготные для них правила игры.

Как Вы уже сказали, для авиастроителей только в бюджете этого года предусмотрено 1 млрд 16 млн рублей, а для двигателестроителей - 367 млн рублей.

В.В.Путин: Когда этот механизм заработает?

С.Б.Иванов: С момента подписания.

В.В.Путин: В июне этого года в рамках петербургского Международного экономического форума должен быть проведен и Всемирный зерновой форум. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), как идет подготовка?

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В понедельник я провел заседание оргкомитета по подготовке и проведению первого Всемирного зернового форума. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации форум приурочен к петербургскому Международному экономическому форуму и пройдет 6-7 июня в Санкт-Петербурге. Программа форума готова, мы ее утвердили на первом заседании оргкомитета. Следующее заседание оргкомитета проведу 15 мая с выездом на место в Санкт-Петербурге. Есть некоторые технологические сложности, связанные со сжатыми сроками подготовки к форуму, но, я думаю, мы с ними справимся.

В рамках форума пройдут 4 конференции и 2 бизнес-форума. Для участия в этих мероприятиях приглашены более 1500 человек из 80 стран мира. На основном пленарном заседании планируем рассмотреть вопросы формирования рынка зерна, продовольственного обеспечения населения в условиях глобального финансового экономического кризиса, основные риски зернового рынка и других продовольственных товаров, тему роста протекционизма. Эти вопросы сейчас сверхактуальны для большинства стран мира и являются предметом обсуждения на встречах высокого уровня. Уже сейчас мы готовимся и на разных площадках с нашими иностранными партнерами сверяем наши подходы по этим вопросам. В частности, я обсуждал эти темы с Премьер-министром Нидерландов Яном Петером Белкененде в ходе рабочего визита 15 апреля сего года. Думаю, что итоги и выводы дискуссии на Всемирном зерновом форуме станут хорошей основой для формирования предложений к предстоящему саммиту «Группы восьми стран».

В.В.Путин: Хорошо.

Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б.Скрынник), Вы встречались со своими коллегами из стран «восьмерки», да?

Е.Б.Скрынник: Да, Владимир Владимирович. Впервые прошла встреча министров сельского хозяйства в рамках «Группы восьми». Обсуждались следующие важные вопросы. Во-первых, физическая и экономическая доступность продуктов питания населению; во-вторых, открытость ценообразования на продукты питания на международном уровне и отслеживание качества продуктов питания от производителя до прилавка. Также был проведен ряд встреч в рамках этой группы с коллегами-министрами сельского хозяйства других стран и выработано конструктивное решение по проведению следующих рабочих встреч.

В.В.Путин: Хорошо. Ладно. Виктор Федорович (обращаясь к В.Ф.Басаргину), утверждена новая целевая программа по сейсмоустойчивости. Скажите несколько слов, чтобы коллеги были в курсе.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, это очень ожидаемый документ, который касается ровно трети субъектов Российской Федерации - 27-ми. В рамках сейсмоусиления будет задействовано более 20 000 объектов, из них 250 - федеральные и 12 тысяч - жилые дома, где проживают порядка 2 миллионов человек. Первый этап - этот год, 2009-й. Он коснется двух субъектов - Камчатского края и Сахалинской области. Причем объемы очень приличные - 3,5 млрд из федерального бюджета на Камчатку и 2,5 млрд на Сахалин. При том, что уровень софинансирования со стороны субъектов тоже достаточно высокий - порядка 30%.

Просто для сравнения мы посмотрели сегодня общий объем в этих двух субъектах жилого фонда - порядка 20 млн. С учетом того, что в программе заложена возможность нового строительства. За счет нового строительства и переселения из тех домов, которые не подлежат сейсмоусилению, так как это экономически нецелесообразно, сегодня практически обновится более 15% жилого фонда Камчатки и Сахалина. То есть масштабы очень солидные. Поэтому документ ожидаемый.

В.В.Путин: Нужно только, чтобы эта работа шла активно.

Хорошо, давайте поговорим по повестке дня. И прежде всего хотел бы остановиться на ряде вопросов социального характера. 

В марте этого года в рамках обсуждения антикризисного плана я здесь встречался с представителями профсоюзных организаций ведущих отраслей отечественной экономики, в том числе с угольщиками.

Речь зашла о социальных гарантиях, в том числе о справедливом пенсионном обеспечении.

Нет необходимости говорить, насколько тяжел и опасен труд горняка. Эти люди, действительно, вправе рассчитывать на дополнительные пенсионные гарантии, в том числе со стороны работодателей. Тогда было дано поручение еще раз проработать этот вопрос. 

По результатам совместно с членами Совета Федерации была ускорена подготовка законопроекта «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». Он предусматривает доплаты к пенсии работников угольной отрасли в зависимости от стажа и условий работы. Такие доплаты могут получать работники, которые ранее были заняты на наиболее тяжелых и опасных производствах. Размер их трудовой пенсии вместе с доплатой будет обеспечивать им до 40% утраченного заработка.

Я хочу поблагодарить тех, кто работал над этой темой, и рассчитываю, что решения будут приняты окончательно в самое ближайшее время.

Ещё одна важная тема. В новом варианте бюджета на 2009 год мы нашли возможность отдельно предусмотреть Минздравсоцразвитию более 2,2 млрд рублей для софинансирования строительства и реконструкции учреждений здравоохранения в регионах и муниципалитетах. Подчеркну: речь идет о дополнительных объектах, которые не вошли в федеральные целевые программы и финансируются за счет местных ресурсов.

Мы должны согласовать порядок распределения таких средств по конкретным объектам. Всего их будет 24 в 19 регионах. Речь идет о районных и областных больницах, поликлиниках, центрах реабилитации и скорой помощи. 

Добавлю, что впредь мы также намерены оказывать регионам и муниципалитетам активную помощь в развитии социальной инфраструктуры. Но сейчас мы, в первую очередь, все же должны обеспечить финансирование важнейших объектов, имеющих региональное и федеральное значение.

А сейчас хотел бы вернуться к первому пункту повестки. Нам предстоит рассмотреть проект Климатической доктрины, представленный Минприроды. Проблемы изменения климата и связанные с этим риски уже давно находятся в центре внимания крупнейших мировых форумов. Россия принимает самое активное участие в такой дискуссии, строго выполняет взятые на себя международные обязательства.

Более того, если бы не активная позиция России, некоторые из мировых проектов вовсе не были бы реализованы. Например, Киотский протокол просто без участия России не вступил бы в силу.  

Очевидно, что эти вопросы глобальны по своему масштабу и их решение требует согласованных действий всего международного сообщества. Вместе с тем и на национальном уровне мы должны иметь взвешенную и ответственную позицию по проблемам климата и смежным темам. Это видение должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу и учитывать все факторы - экологические и экономические, социальные и политические.

Кроме того, на базе положений Климатической доктрины необходимо сформулировать сугубо конкретную программу действий. Это касается внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, повышения энергоэффективности отечественной экономики. У нас должны появиться совместные современные экологические стандарты, системы мониторинга и исследований климатических процессов. То есть в конечном счете мы должны задать новые, более высокие требования и к технологическому уровню российской экономики в целом, и работать по отдельным отраслям, и, что особенно важно, к условиям и качеству жизни наших граждан. Напомню, что право человека на благоприятную окружающую среду также закреплено в Конституции Российской Федерации.

Следующий вопрос повестки связан с укреплением экономического партнерства с нашими ближайшими соседями. Речь идет о формировании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

За последнее время мы достигли серьезного прогресса в строительстве нормативно-правовой базы союза. В общей сложности наш договорной пакет уже содержит 37 документов. Рассчитываем, что в перспективе к нам будут присоединяться и другие участники ЕврАзЭС. В этом плане мы абсолютно открыты и приветствуем расширение «тройки».

Убежден: ускорение интеграционных процессов может послужить эффективным рычагом антикризисного реагирования и последующего развития. Именно поэтому мы договорились с белорусскими и казахстанскими коллегами активизировать наши усилия.

В этом году нам предстоит подготовить и подписать ещё порядка 15 документов, - в том числе разработать Таможенный кодекс союза, Единый таможенный тариф и систему нетарифного регулирования; обеспечить передачу отдельных полномочий по регулированию внешнеторговой деятельности с национального уровня на уровень комиссии Таможенного союза.

В результате наши государства сформируют пространство, свободное от внутренних барьеров экономического характера. Запуск Таможенного союза позволит существенно стимулировать взаимные товарные потоки, совместные инвестиционные проекты, производственную кооперацию - тем самым сохранить и дополнить все наши усилия по антикризисным мерам, создать новые рабочие места, открыть новые рынки.

И в заключение ещё одна тема - речь идет о совершенствовании законопроектной деятельности. Согласен с тем, что работа Правительства, органов исполнительной власти по подготовке проектов правовых актов должна быть более открытой и системной. В том числе, нам необходимо переходить на среднесрочное планирование законопроектной деятельности. Очень много не исполняется решений. Это значит, что готовятся эти проекты некачественно и работа над ними идет не системно.

Уже на самой предварительной стадии подготовки ключевых правительственных законопроектов предлагаю привлекать к этой работе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, представителей экспертных и общественных организаций. У нас же есть практика «нулевого чтения», надо ее расширять. Рассчитываю, что это позволит серьезно повысить эффективность законотворческого процесса в целом.

Переходим работе. Слово - Министру природных ресурсов и экологии Трутневу Юрию Петровичу.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/3940/