События

 
 
 

В.В.Путин провел совещание по совершенствованию системы подготовки востребованных специалистов в г. Долгопрудном

 
 
 

«Основные стратегические цели модернизации высшей школы уже определены. <...> Это построение гибкой, открытой к запросам общества в целом, и конкретного человека системы образования. Внедрение современных программ обучения и методик оценки качества образования. Именно такая система даёт молодым специалистам шанс достойно реализовать себя на рынке труда, обеспечивает постоянный рост качества человеческого капитала за счёт предоставления широкого спектра услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации».

В ходе посещения Московского физико-технического института  в г. Долгопрудном В.В.Путин провел совещание  по совершенствованию системы подготовки востребованных специалистов

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить актуальные проблемы развития высшего образования, в том числе и в контексте нынешних непростых процессов в экономике и на рынке труда.

Основные стратегические цели модернизации высшей школы уже определены. Мы много об этом говорили, спорили на этот счет. Это построение гибкой, открытой к запросам общества в целом, и конкретного человека системы образования. Внедрение современных программ обучения и методик оценки качества образования.

Именно такая система даёт молодым специалистам шанс достойно реализовать себя на рынке труда, обеспечивает постоянный рост качества человеческого капитала за счёт предоставления широкого спектра услуг по профессиональной переподготовке и повышению квалификации.

А в кризисный период высшая школа способна играть и роль одного из важнейших социальных стабилизаторов, смягчать давление на рынок труда, помогать людям оперативно получать новую профессию, новую информацию в самом широком смысле этого слова, востребованную на рынке труда.

И эти возможности нашего высшего образования мы должны сейчас задействовать в полной мере, естественно, не останавливая работу по модернизации высшего профессионального образования.

Одно из ключевых направлений здесь - это формирование сети национальных исследовательских университетов.

В феврале текущего года были приняты поправки в закон о высшем образовании. Таким образом исследовательские университеты получили необходимую правовую основу для своей работы.

Их главная задача заключается в том, чтобы вывести подготовку научных и инженерных кадров в России на качественно новый уровень, ликвидировать дефицит квалифицированных специалистов в высокотехнологичных секторах экономики.

Не менее значимой является другая миссия национальных исследовательских университетов - научно-технологическое обеспечение развития высокотехнологичных секторов экономики России, внедрение в экономику и социальную сферу конкурентоспособных на мировом уровне достижений науки и техники.

Мы также рассчитываем, что деятельность исследовательских университетов позволит оптимизировать предложение на рынке образовательных услуг. Всем известно, что у нас наметился явный перекос в сторону гуманитарных специальностей - юристов, экономистов, менеджеров.

Резать «по живому» здесь, разумеется, не нужно. Но вот что нужно сделать - это поднять престиж технического и естественно-научного образования. И здесь исследовательские университеты могут сыграть значительную роль.

Формирование сети исследовательских университетов несомненно будет способствовать и повышению конкуренции в вузовской среде. Ведь соответствующая категория будет присваиваться только по итогам конкурса программ развития высших учебных заведений и на основе решения Правительства Российской Федерации.

Основными критериями конкурсной оценки должны стать обеспечение глубокой интеграции образовательного и исследовательского процессов, а также тесной связи с производством.

Для того, чтобы стать исследовательским университетом, вузы уже на первоначальном этапе должны будут выделить приоритетные направления своего развития, отказаться от непрофильных специальностей, сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды - малых инновационных предприятий, внедренческих фирм, технопарков и тому подобных инфраструктур.

Теперь несколько слов о практических шагах по формированию сети национальных исследовательских университетов. Этот процесс мы обязаны «запустить» уже в первой половине текущего года. Предполагается, что на первом этапе соответствующий статус могут получить 10-15 высших учебных заведений.

Прошу Министерство образования и науки внести в Правительство проект положения о конкурсном отборе программ развития национальных исследовательских университетов.

На поддержку исследовательских университетов в 2009 году в бюджете, несмотря на то, что мы проводим переориентацию бюджета по приоритетам, тем не менее, на эти цели мы средства зарезервировали. В этом году это будет 3 млрд рублей.

Теперь о тех проблемах, которые вызваны последствиями экономического кризиса.

Одна из них - это вопрос трудоустройства  выпускников вузов в текущем году. Многим из них в нынешних условиях будет непросто найти работу из-за роста напряженности на рынке труда.

В этой ситуации система образования должна оперативно отреагировать на ситуацию.

Считаю, что надо поддержать тех молодых людей, которые хотели бы продолжить своё образование или заняться научной работой.

В связи с этим есть несколько конкретных предложений.

Во-первых, увеличить приём выпускников вузов на обучение по программам магистратуры и аспирантуры, особенно по техническим направлениям и другим специальностям, которые будут востребованы после кризиса.

Во-вторых, - это возможное продление срока обучения в аспирантуре.

Кстати говоря, по первой части, я уже об этом говорил на встрече со студентами, мы увеличим количество бюджетных мест в магистратуре до 35 тысяч, в аспирантуре - до 30 тыс. (в прошлом году было около 25 тыс.).

Второе - это возможное продление срока обучения в аспирантуре.

В-третьих, считаю необходимым возобновить институт стажёров-исследователей в ведущих государственных вузах и научных организациях. Занять такую должность выпускник вуза сможет  на основе срочного трудового договора, рассчитанного на 2-3 года.

Думаю, эти меры позволят нам не только создать кадровый резерв для развития высокотехнологичных отраслей отечественной экономики в посткризисный период, но и стабилизировать ситуацию с трудоустройством выпускников вузов на ближайшие год-два.

Четвертое. Необходимо создать максимально благоприятные организационные и экономические условия для формирования вокруг вузов инновационной инфраструктуры, основу которой составят внедренческие фирмы, малые предприятия, технопарки, фонды поддержки технологического предпринимательства студентов.

И, наконец, еще одна значимая тема - это участие высшей школы в реализации региональных программ содействия занятости. Несомненно, в них заложено такое направление, как опережающая профессиональная переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения. Не нужно объяснять, как это важно в современных условиях.

Уже согласованные региональные программы предполагают переобучение свыше 165 тыс. человек. Вполне естественно, что значительная часть из них могла бы получить новую специальность именно на базе высшей школы и вузы должны быть готовы оказать такую услугу.

Мне кажется, что было бы нерационально просто сейчас создавать сеть каких-то дополнительных  центров, особенно там, где есть хорошие учебные заведения с хорошей базой и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Лучше напрямую поддержать эти вузы и создать условия для переподготовки людей, которые нуждаются в этом. Это то, что я хотел сказать в начале.

Заключительное слово В.В.Путина:

Я хочу поздравить руководство института с тем, как развиваются процессы подготовки кадров, и как организован этот процесс.

Поздравить с тем, насколько плотно выстроены отношения с реальным сектором экономики и с базовыми научными учреждениями страны.

Это такой симбиоз всех трех составляющих - образовательной, научной и производственной - он дает очень хороший результат.

Но тема нашей сегодняшней встречи - она, конечно, выходит далеко за рамки деятельности самого института: «Совершенствование системы подготовки востребованных специалистов». Она чрезвычайно важна, потому что от того, как мы ее решим, в значительной степени будет зависеть будущее страны, потому что это напрямую связано с повышением конкурентоспособности всей российской экономики. И именно от этого будет зависеть, удастся ли нам справиться с решением тех задач, которые мы перед собой поставили до 2020 года, да и дальше, за этим рубежом.

Разумеется, сегодня мы не смогли охватить всех вопросов, связанных с этой важнейшей темой, но то, что прозвучало, на мой взгляд, крайне интересно.

Это и совершенствование проблем обеспечения жильем молодых специалистов. Это софинансирование образовательных кредитов. Кстати, хочу доложить вам, что в Правительстве решается вопрос о выделении необходимых - пускай еще не в полном объеме, но все-таки первый шаг мы сделаем - ресурсов по софинансированию со стороны государства даже в текущем году этих образовательных кредитов.

Это касается вопросов расширения прав учреждений науки и образования, в том числе в производственной деятельности, в создании малых предприятий - то, о чем здесь коллеги говорили. На мой взгляд, это правильно. Не нужно ограничивать.

Это касается и совершенствования системы заработных плат в оборонно-промышленном комплексе. Имеется в виду, как здесь было предложено, совершенствовать договорную систему с Министерством обороны и с другими ведомствами. Это касается извлечения законных доходов из лицензионных договоров в инновационной сфере. Это чрезвычайно важно. Обязательно на это тоже посмотрим.

В завершение нашей встречи хочу вас поблагодарить за эту беседу. Она, на мой взгляд, была крайне востребованной, предельно профессиональной и предметной. Надеюсь, что это не последняя встреча в таком формате.

Спасибо вам большое.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/3513/