События

 
 
 

В.В.Путин провел заседание Совета генеральных и главных конструкторов

 
 
 

«Совет задумывался как своего рода научно-конструкторский штаб российской промышленности. Он призван стать площадкой для выработки профессиональных рекомендаций по ключевым вопросам структурной, инновационной и научно-технической политики, для проведения глубокого анализа и прогноза тенденций развития высокотехнологичных отраслей, в том числе - на среднесрочную и длительную перспективы».

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел заседание Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих учёных и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики. 

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим первое заседание Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих учёных и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики. Напомню, что решение о создании этого совещательного органа при Председателе Правительства Российской Федерации было принято в октябре прошлого года.

Мне просто очень хотелось, чтобы все вы, люди, которые генерируют основные идеи, люди, которые организуют этот процесс, чувствовали непосредственную связь с руководством страны, потому что этот механизм, на мой взгляд, нужен и важен, и очень бы хотелось, чтобы он был востребован.

Совет задумывался как своего рода научно-конструкторский штаб российской промышленности. Он призван стать площадкой для выработки профессиональных рекомендаций по ключевым вопросам структурной, инновационной и научно-технической политики, для проведения глубокого анализа и прогноза тенденций развития высокотехнологичных отраслей, в том числе - на среднесрочную и длительную перспективы.

Просил бы также членов Совета самым активным образом включиться в работу по экспертизе государственных технических и инвестиционных проектов.

Вы знаете, что во многих развитых странах мира сейчас идёт ускоренный процесс качественного обновления технологической базы, в первую очередь - на основе современных разработок в области нано- и биотехнологий, энергосбережения, внедряются передовые информационные и коммуникационные системы.

Нужно признать - мы здесь далеко не в первых рядах. Так, доля наукоёмкой отечественной продукции на глобальном рынке составляет не более половины процента. Эти скромные цифры вы наверняка хорошо знаете. Для сравнения: у США - 36%, у Японии - 30%. Объем высокотехнологичной компоненты в нашем экспорте не превышает 5 процентов: у Китая - 22 с лишним процента. Даже если допустить, что это ширпотреб, производимый в значительной степени по лицензиям, все равно это 22%. А у Южной Кореи это больше 38%, и очень многое здесь, мы знаем, - на собственной базе.

И, тем не менее, убежден - такую ситуацию можно переломить, нисколько не сомневаюсь в этом. Причем, нужно хорошо понимать, что успешное посткризисное восстановление и будущий устойчивый рост отечественной промышленности возможны исключительно на новой технологической базе.

По сути, в ближайшие годы нам нужно коренным образом изменить структуру отечественной экономики, за счет этого снизить нашу зависимость от превратностей сырьевой конъюнктуры на мировых рынках.

Предстоит сформировать целый комплекс высокотехнологичных отраслей, укрепить и расширить наше присутствие на постоянно растущем мировом рынке наукоёмкой продукции.

Отмечу, что решению этих задач мы уделяем серьезное, повышенное внимание.

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета выросли, начиная с 2001 года, с 23 до 149 млрд рублей, то есть - более чем в 6 раз.

Принят план научно-технического развития и технологической модернизации экономики России, рассчитанный на 2008-2010 годы. Сегодня было бы не лишним поговорить о том, как идет ход его реализации.

Считаю, что нужно по максимуму использовать имеющиеся у нас инновационные заделы, правильно расставить приоритеты в научных разработках, не распылять, а сконцентрировать ресурсы на тех направлениях, которые обещают мощный синергетический эффект и, конечно, будут повышать конкурентоспособность страны.

В этой связи, нам не обойтись без внедрения современных проектных подходов к организации научных исследований. Только так можно конвертировать инвестиции в создание интеллектуального продукта, востребованного как внутри страны, так и на мировом рынке.

Считаю, что, несмотря на все известные проблемы, государство обязано обеспечить стабильное финансирование фундаментальных исследований, и здесь никаких сокращений не будет.

Мы должны думать над обеспечением работ по критически важным технологиям в сфере обороны, здравоохранения, космоса, авиастроения, образования и экологии. Сворачивать и откладывать в долгий ящик перспективные научные и технологические программы мы не будем.

Как вы знаете, в рамках антикризисных мер, особая поддержка будет оказана системообразующим предприятиям. Многие из них как раз относятся к высокотехнологичному сектору промышленности. Для них, в том числе, предусмотрено субсидирование процентных ставок по кредитам, государственные гарантии, меры по поддержке экспорта. Всего на эти цели, с учетом организаций оборонно-промышленного комплекса, зарезервировано 300 миллиардов на предоставление гарантий и около 150 - на другие меры, включая субсидии.

Мы находимся здесь на ОАО «РСК "МиГ"», я только что коллегам сообщил, что принято решение о внесении 15 миллиардов рублей из средств федерального бюджета в уставный капитал «МиГа». Также решен вопрос о закупке техники для нужд Вооруженных Сил. Кстати говоря, хотел бы проинформировать вас о том, что вчера, после достаточно тщательного анализа возможностей бюджета, мы приняли, по сути, окончательное решение принципиальным образом не сокращать гособоронзаказ. Это, надеюсь, приятная новость и для личного состава Вооруженных Сил и для «оборонки».

И, конечно же, важнейшая зона ответственности государства - это подготовка профессиональных кадров. Сами по себе, без соответствующих специалистов, новые технологии работать не будут. Ни корабли не будут ходить в море, ни самолеты летать.

В то же время, проводя технологическую модернизацию экономики, нельзя рассчитывать только на бюджетные средства. Нужно стимулировать бизнес к увеличению инвестиций в инновационное развитие - как самостоятельно, так и в рамках частно-государственного партнерства.

Хотя, конечно, мы все это понимаем сегодня: организация частно-государственного партнерства - непростая задача. Имею в виду трудности, с которыми сталкиваются наши компании. Тем не менее, думать об этом нужно, и перспективные разработки здесь есть, перспективные в том числе с точки зрения бизнес-составляющей.

В решении всех обозначенных вопросов мы рассчитываем на опыт и конструктивное сотрудничество членов Совета, намерены использовать ваш потенциал и при выработке дополнительных антикризисных мер в конкретных отраслях промышленности.

И еще одна тема, которая тоже не безынтересна для всех, в том числе и для присутствующих - это статус, полномочия и ответственность генеральных конструкторов. Хотел бы услышать, насколько хватает ваших сегодняшних возможностей и полномочий для выстраивания технологического процесса, эффективной научной и производственной кооперации в рамках крупных проектов.

Если есть какие-то другие вопросы, которые вы хотели бы поставить и обсудить - конечно, мы будем делать это в свободном и открытом режиме. Все, что, как вы считаете, наболело и подлежит обсуждению, можно поднять и обсудить.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/3366/