События

 
 
 

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Правительство напоминает гражданам об имеющихся дополнительных возможностях. Граждане, имеющие право на соответствующие пособия или налоговые льготы, должны ими воспользоваться. А работодатели - по возможности сохранить действующие на предприятиях социальные программы, тем самым не только поддержать своих работников в сегодняшних непростых условиях, но и инвестировать в будущее, создать задел для решения задач посткризисного развития».

Стенограмма начала заседания: 

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Еще раз поздравляю вас с началом нового рабочего года, передаю вам привет от председателя Комиссии Европейских Сообществ господина Баррозу - только что разговаривал с ним по телефону.

Вы знаете, и хочу дополнительно вас об этом проинформировать, что все предыдущие дни с начала года мы вели непростые переговоры с нашими украинскими партнерами по поводу возобновления транзита нашего природного газа европейским потребителям. Договорились о том, что создадим по инициативе канцлера Федеративной Республики Германия контрольный механизм за этими поставками, подписали соответствующий протокол. Между тем без согласования с российской стороной было внесено замечание, которое, по мнению наших специалистов, юристов, в корне меняет суть подписанного нами протокола. Поэтому мы потребовали от наших украинских партнеров этот документ переподписать без всяких несогласованных с нами деклараций. Это было сегодня сделано. Заместитель председателя правления компании «Газпром» вылетел в Киев и согласовал с нашими украинским партнерами этот документ, они его подписали. Сейчас этот документ находится на пути в Брюссель, где его должны будут подписать чиновники Еврокомиссии. После этого на места, определенные в этом документе, должны будут выехать независимые наблюдатели. И после того, как они окажутся на местах контроля, а мы убедимся в том, что они способны контролировать транзит нашего газа, «Газпром» подаст газ в газотранспортную систему Украины для его транзита европейским потребителям.

Мы еще раз выражаем сожаление в связи с происходящими событиями и выражаем солидарность с нашими потребителями в Европе. Затяжки, которые привели к срыву поставок и, по сути, к газовой блокаде Европы со стороны транзитной стороны - Украины - недопустимы в будущем. Надеемся, что это никогда в будущем не повторится.

Также надеемся на то, что создаваемая система контроля будет работать эффективно и обеспечит бесперебойную поставку нашего природного газа в Европу.

Теперь вернемся к нашим текущим вопросам. Я хочу вернуться к проблемам, связанным с зерновыми интервенциями на нашем внутреннем рынке. Как идет эта работа, Виктор Алексеевич (Зубков)?

В.А.Зубков: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Один из приоритетных вопросов, которые Правительство держит под постоянным контролем, - вопрос стабилизации рынка зерна. Как известно, в прошлом году был хороший урожай зерновых - 108 млн. тонн после доработки - позволил полностью обеспечить внутренние потребности страны в объеме 73 млн. тонн и поставить на экспорт порядка 12,1 млн. тонн. Всего, я полагаю, экспорт составит порядка 15 млн. тонн. Для сравнения, в прошлом году он был 13 млн. тонн.

Однако крайне необходимо поддержать отечественного сельхозпроизводителя путем проведения государственных закупочных интервенций в объеме не менее 18 - 20 млн. тонн в условиях снижения цен на зерно как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Первые месяцы закупок - а мы начали их в конце августа - выявили недостаточную эффективность механизма их проведения, в основном - организационного характера. Встречи в регионах, селекторные совещания, консультации с агробизнесом позволили выработать полный комплекс мер экономического и организационного характера. Повышены закупочные цены на зерно (в среднем на 500 рублей за тонну), увеличено количество торговых дней с двух до пяти в неделю, расширен перечень аккредитованных элеваторов: было 60, сейчас - 323. Снижен размер гарантийного взноса, необходимого для участия в торгах: для юридического лица до ста рублей за тонну, для представителей малого бизнеса, крестьянских, фермерских хозяйств - до 60 рублей за тонну. Увеличен срок действия исключительного железнодорожного тарифа на перевозку зерна для районов Сибири. Реализация этих мер позволила сегодня привлечь к участию в интервенции сельхозпроизводителей из 35 субъектов Российской Федерации, то есть практически охватить все зернопроизводящие регионы, обеспечить в конце декабря объем до 390 тыс. в день. Все это позволило на первое января закупить 5 млн. 300 тыс. тонн зерна, как мы и планировали, на общую сумму 25 млрд. рублей. Сельхозпроизводителям уже перечислены 12 млрд. рублей. Подчеркну: эти средства поступили в реальный сектор экономики, что обеспечит финансовую стабильность данной отрасли.

Вместе с тем, анализ хода закупочных интервенций выявил две серьезные проблемы. Первое - существенный, двукратный недостаток мощностей зернохранилищ в зернопроизводящих регионах Центрального и Южного федеральных округов. Сегодня мы предпринимаем меры по перераспределению зерна в Северо-Западный федеральный округ и северные части Центрального и Приволжского федеральных округов. Повышены закупочные цены на зерно, перемещаемое в регионы, имеющие свободные складские емкости.

Второй вопрос - это высокий износ и крайняя отсталость инфраструктуры элеваторного хозяйства страны в целом. Эта проблема требует пристального внимания, даже в условиях финансового кризиса. В этих целях уже подготовлен и сегодня направлен в Администрацию Президента указ о создании национальной компании, ориентированной на укрепление зернового потенциала России, в том числе путем развития отечественной портовой инфраструктуры, хранения, транспортировки и реализации зерна. В уставный капитал создаваемой компании предусмотрено внесение пакетов акций, находящихся в федеральной собственности либо предприятий-элеваторов. Это позволит увеличить объемы закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, повысить эффективность экспорта зерна, обеспечить модернизацию и строительство элеваторных мощностей портовых терминалов. Главное - добиться стабильности доходов производителей зерна, выйти на устойчивые объемы его производства.

Надо сказать, что национальная компания сможет выступать от лица Российской Федерации как крупнейший экспортер зерна, участник международных тендеров, поставщик зерна и муки в рамках международных гуманитарных программ. Она должна составить достойную конкуренцию тем многочисленным зарубежным компаниям, которые сегодня также работают на нашем рынке. То есть это будет такая конкурентная компания.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо.

У нас непросто складывается ситуация и на рынке труда. Поэтому у меня вопрос к Андрею Александровичу Фурсенко о том, как организована и идет работа по переподготовке и подготовке кадров в среднем профессиональном образовании.

А.А.Фурсенко: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги.

В первые дни этого года был проведен целый ряд совещаний с нашими коллегами из службы занятости. Перед нами стоят следующие задачи: во-первых, надо точно определить те сектора, в которых будет невостребованный рынок труда, в которых падение спроса на рынке труда оказалось минимальным, и такие сектора предварительно определены.

Вторая вещь: определены те образовательные учреждения, которые могут обеспечить эффективную подготовку, причем эти образовательные учреждения не только подчинены Рособразованию, но и нашим коллегам из других министерств, в частности коллегам из Минкомсвязи и Минтранса. Они тоже дали информацию о том, какие образовательные учреждения могут обеспечить такую подготовку и какие программы уже сегодня есть.

Мы сейчас оцениваем, насколько эти программы обеспечивают соответствие новым требованиям к квалификации специалистов - с тем чтобы эти подготовленные специалисты были востребованы не только сегодня, но и были базовыми до того момента, когда экономика начнет выходить на новый уровень. Именно поэтому мы считаем необходимым одновременно с опережающей подготовкой людей, которые могут быть высвобождены, сейчас создавать новые программы. Одновременно с тем, чтобы привлекать людей из экономики и бизнеса, мы рассматриваем возможность привлечения преподавателей, мастеров, в том числе из стран, с которыми у нас есть хорошие партнерские отношения. Именно для подготовки так называемых «синих воротничков» - квалифицированных рабочих и квалифицированных технических специалистов.

Вот эти программы предварительно уже подготовлены, согласованы. Мы считаем, что в течение ближайших месяца - полутора мы сможем эти программы поместить в Интернете на соответствующие сайты с тем, чтобы эти программы были доступны, с одной стороны, для предприятий и для образовательных учреждений - с другой стороны, чтобы был реальный обмен программами и людьми, чтобы рынок подготовки был открыт для всех желающих.

В.В.Путин: Хорошо, спасибо. Сейчас вы упомянули об Интернет-сайтах. Татьяна Алексеевна (Голикова), мы договорились о том, чтобы улучшить информирование граждан по поводу ситуации на рынке труда и улучшить информирование о дополнительных возможностях, которые имеются на рынках.

Т.А.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Мы 16 января открываем официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости, который называется «Работа в России». На этом информационном портале будут представлены законодательства, службы занятости населения, публикации, наиболее часто встречающиеся вопросы и, самое важное в сегодняшних условиях, - это поиск работы и поиск работника. Информация будет объединять в себе официальную информацию 85 региональных служб занятости и 2 450 муниципальных центров занятости населения.

В рубрике «Поиск работы» будет представлена следующая информация: профессия, регион, минимальная, средняя заработная плата, которую работник может получить в банке данных. Информация будет направляться туда работодателем. И даже если работник не найдет подходящей работы для себя, то есть специальная функция «Отправить резюме», которая по прошествии времени обязательно найдет свой ответ.

Я справочно хотела бы проинформировать о том, что сегодня в общероссийском банке вакансий содержится 740 тысяч 734 вакансии. Понятно, что все равно будут сложности с поиском работы, но, тем не менее, мы предусмотрели все возможные механизмы для того, чтобы в максимально быстрые сроки человек получил реакцию на свое заявление, на свое резюме.

Сейчас пока информация в этом общероссийском банке о наличии вакансий меняется два раза в месяц. В ближайшее время, когда мы запустим информационный портал, это будет также два раза в месяц, но в ближайшей перспективе она будет меняться в ежедневном режиме, мы сможем ежедневно предоставлять гражданам такую информацию.

У меня есть соответствующая презентация по этому поводу, но 16 числа портал официально выйдет в свет, поэтому все смогут зайти и посмотреть, какая работа там предлагается.

В.В.Путин: Спасибо большое, благодарю Вас. Надеюсь, что этот план будет реализован, 16 числа портал заработает.

Дмитрий Николаевич (Козак), несколько слов о ходе реализации проектов, финансируемых в рамках инвестиционных программ?

Д.А.Козак: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. В соответствии с ноябрьским решением Правительства и Вашим поручением, Владимир Владимирович, Правительственной комиссией по реализации инвестиционных проектов за счет инвестфондов по представлению Министерства регионального развития была проведена полная инвентаризация всех проектов, которые утверждены Правительством, на предмет возможности и целесообразности их реализации в 2009 году. Из 21 проекта, утвержденного Правительством Российской Федерации, к реализации в 2009 году отобраны 15 проектов, по которым уже начато строительство, по которым инвесторы подтвердили свои обязательства по финансированию за счет собственных средств. В результате объем средств, который планировался в 2009 году на финансирование за счет инвестфонда, сократился со 113 млрд. рублей до менее чем 64 млрд. Реализация этих 15 проектов позволит создать на период строительства до 20 тыс. рабочих мест. Причем из 15 проектов 10 реализуются в регионах, в которых уже имеется напряженность на рынке труда. Так что 20 тысяч рабочих мест будут созданы, прежде всего, в этих регионах.

Кроме того, 25 декабря на том же заседании Правительственной комиссии были рассмотрены заявки субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, имеющих региональное значение. Отобрано к реализации 19 проектов на общую сумму 82 млрд. рублей, при этом только 11 млрд. будет выделено из инвестиционного фонда, остальная часть - за счет бюджета субъектов Российской Федерации и частных средств. Соотношение бюджетных и частных средств в этих проектах составило на один рубль из средств инвестиционного фонда и бюджетов субъектов 5,4 рубля частных средств. Это опять же те проекты, по которым субъекты Российской Федерации подтвердили, что частные инвесторы взяли на себя обязательства профинансировать соответствующий проект. На период реализации этих проектов будет создано 18,5 тысяч рабочих мест - опять же по 11 регионам. Это те регионы, где имеется серьезная напряженность на рынке труда - это Дагестан, Кемеровская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Ульяновская области. 18,5 тысяч рабочих мест будет создано, прежде всего, в этих регионах на период строительства. Напомню, что эти проекты более короткие с точки зрения реализации - максимум три года, есть еще более короткие. После окончания строительства будет создано 10,5 тысяч новых рабочих мест в этих регионах. Это чрезвычайно важно.

Нам на 2009 год, в соответствии с действующим законодательством, необходимо определить лимит обязательств по региональным проектам, лимит расходования средств инвестиционного фонда на 2009 год с тем, чтобы руководители регионов, субъектов Российской Федерации могли выполнить поручения, которые были даны Правительственной комиссией по региональной политике 2 декабря в Ярославле о том, чтобы они до 15 января в срочном порядке внесли проекты, имеющие региональное значение, сформировали их и нашли частных инвесторов.

Я считаю, что этот инструмент стимулирования региональных властей на привлечение частных инвестиций, особенно в нынешних условиях, когда инвестиционная активность падает, чрезвычайно важен. Министерством регионального развития соответствующий проект о лимите бюджетных обязательств по инвестиционному фонду на 2009 год уже внесен. Просьба к федеральным органам исполнительной власти в кратчайшие сроки его согласовать, чтобы мы не подводили региональных руководителей с точки зрения выполнения поручений Правительства Российской Федерации.

В.В.Путин: Поддерживаю Дмитрия Николаевича. Это нужно сделать как можно быстрее. Дальнейшая работа инвестфонда тоже должна строиться исходя из сегодняшних реалий в экономике и социальной сфере. Поэтому в рамках комиссии, которая у нас образована по обеспечению конкурентоспособности, по реагированию на кризисные явления, все эти проблемы должны учитываться, и соответствующие решения должны приниматься в рамках работы по инвестпрограммам.

Уважаемые коллеги, прежде чем перейти к повестке сегодняшнего заседания, хотел бы напомнить, что с 1 января этого года вступили в силу важные изменения в Налоговом кодексе и ряде других законов. Речь идёт об увеличении стимулов для инвестиций в человеческий капитал, а также - о дополнительных мерах поддержки граждан в условиях глобального финансового кризиса.

Во-первых, напомню, до 2 млн. рублей увеличен налоговый вычет при покупке или строительстве жилья. Причём эта норма имеет обратную силу. Это значит, что её могут использовать и те семьи, которые приобрели жильё в 2008 году.

Во-вторых, на оплату ипотечных кредитов разрешено использовать средства материнского капитала с момента рождения второго ребенка, не дожидаясь, когда ему исполнится три года, как мы планировали раньше. А сам размер материнского капитала проиндексирован, как мы и обещали ранее, и теперь составляет почти 300 тысяч рублей. Если быть более точным, 299 731 рубль 25 коп.

В-третьих, на 8,5% повышены «детские пособия».

И, наконец, по максимуму освобождены от налогов расходы работодателей на повышение квалификации, медицинское обслуживание, улучшение жилищных условий своих работников. Правительство напоминает гражданам об имеющихся дополнительных возможностях. Граждане, имеющие право на соответствующие пособия или налоговые льготы, должны ими воспользоваться. А работодатели - по возможности сохранить действующие на предприятиях социальные программы, тем самым не только поддержать своих работников в сегодняшних непростых условиях, но и инвестировать в будущее, создать задел для решения задач посткризисного развития.

В свою очередь, налоговые инспекции, органы Пенсионного фонда и другие государственные структуры должны максимально оперативно рассматривать соответствующие обращения, оказывать гражданам всю необходимую помощь.

Сегодня в нашей повестке - проект Плана заседаний Правительства Российской Федерации на первое полугодие 2009 года. Хотел бы отметить, что на наших заседаниях мы будем регулярно рассматривать ход работы над ключевыми проектами экономического и социального развития, включенными в Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.

Разумеется, в сегодняшних условиях самое пристальное внимание необходимо уделить выработке антикризисных мер и мониторингу эффективности уже принятых решений. В первую очередь, будем пристально отслеживать ситуацию на рынке труда. Об этом мы сегодня уже говорили. Эти вопросы также включены в проект Плана заседаний Правительства России.

Давайте перейдем к работе по повестке дня.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/2970/