События

 
 
 

В.В.Путин провел совещание по вопросам развития железнодорожного транспорта

 
 
 

Вступительное слово В.В.Путина на совещании: 

Добрый день, уважаемые коллеги,

Мы обсудим сегодня положение дел в сфере железнодорожного транспорта в целом и предметно рассмотрим приоритетные направления деятельности крупнейшей транспортной компании - ОАО «Российские железные дороги».

Напомню, что в июне этого года была утверждена долгосрочная Стратегия развития железнодорожного транспорта.

Вместе с тем очевидно, что ситуация, складывающаяся из-за мирового экономического и финансового кризиса, заставляет нас вновь возвращаться к отраслевым планам, вносить в них необходимые коррективы. Мы должны найти такие решения, которые позволят сохранить вектор развития в текущих и далеко непростых условиях сегодняшнего дня, сохранить наши стратегические задачи, обеспечить их безусловное исполнение.

Применительно к железнодорожному транспорту это означает продолжение реализации инвестиционных программ, внедрение технологических инноваций, модернизацию существующих и строительство новых линий, замену парка подвижного состава. А также - развитие такого передового направления, как высокоскоростное пассажирское движение.

Сегодня главная проблема, с которой столкнулись железнодорожники, - это уменьшение объемов перевозок. Прежде всего - из-за падения спроса со стороны металлургов, производителей удобрений, угольщиков. Короче говоря, рынок перевозок снизился. Соответственно, сокращаются доходы ОАО «РЖД».

Кроме того, вы знаете, что в интересах всей экономики было принято решение о более плавном повышении тарифов естественных монополий. Так, вместо увеличения тарифа на грузоперевозки на 18,7% рост по 2009 году должен быть не более 12%. При этом с 1 января следующего года тарифы поднимутся только на 5%, а не так, как мы планировали раньше.

Понятно, что пересмотр тарифных планов - это определенное отступление от тех параметров, которые мы ранее закладывали для развития отрасли. Ведь темпы индексации тарифов были установлены, исходя из необходимости привлечения дополнительных средств для реализации инвестиционных программ.

Но повторю, решение «притормозить» рост тарифов на 2009 год было принято в интересах всей экономики, в том числе - для поддержки деловой активности в тех отраслях, которые являются основными заказчиками железнодорожных перевозок.

Вместе с тем государство не намерено перекладывать всю тяжесть проблем на железнодорожников. За счет федерального бюджета будут компенсированы выпадающие доходы ОАО «РЖД» в объеме до 50 млрд рублей. Также должно быть обеспечено возмещение расходов железных дорог на льготные перевозки школьников и студентов. Соответствующие поручения уже даны, вы об этом знаете.

Мы должны подумать и над другими решениями, которые позволят поддержать инвестиционный потенциал отрасли. По оценкам специалистов, требуется привлечь более 100 млрд рублей на реализацию инвестпрограмм. И ещё 100 млрд рублей - на рефинансирование «старых» долгов ОАО «РЖД».

За счет чего этого можно достичь? Считаю возможным разместить облигации компании на сумму до 150 млрд рублей, а также посчитать возможности бюджета в начале года и до первого февраля следующего года принять решения о возможных (хочу сказать это аккуратно и осторожно) прямых вложениях государства в уставный капитал компании.

Со своей стороны, ждем конкретных предложений и от Министерства транспорта Российской Федерации, и от ОАО «РЖД» не только по оптимизации инвестиционной программы за счет снижения стоимости строительных работ, но и за счет снижения цен.

Мы с вами понимаем, что нужно правильно выстроить приоритеты и обратить внимание на те работы, которые будут сопровождаться снижением цен на их производство. Имею в виду снижение стоимости строительных работ, известное падение цен на сырье и на материалы. Это должно быть использовано и реализовано в полном объеме.

Нужно реализовать те проекты, которые имеют значительную инновационную составляющую, те, которые формируют спрос на высокотехнологичную продукцию. Например, сейчас, когда объемы перевозок «просели», у «РЖД» и независимых перевозчиков появилась возможность разобраться и с имеющимся вагонным парком, избавиться от выработавших свой срок вагонов и другой техники. И одновременно - закупить современные, более выгодные в эксплуатации вагоны, передвижной состав, тем самым повысив свою конкурентоспособность и поддержав отечественное транспортное машиностроение.

Как и в случае с производством автомобилей, сельхозтехники, специальной строительной техники государство должно помочь с запуском лизинговых схем для приобретения подвижного состава.

Нам нельзя отказываться и от перспективных планов. Сегодня мы участвовали в презентации нового высокоскоростного пассажирского поезда «Сапсан». В скором будущем он будет работать на маршруте Москва - Санкт-Петербург, а потом и на маршруте Москва - Нижний Новгород, всего закуплено 8 составов.

Конечно, это импортная, немецкая техника, хотя и доработанная под наши стандарты с участием российских специалистов. Но мы должны понимать, что закупка таких «пилотных» образцов будет и должна стимулировать инновационную перестройку всей системы организации и управления движением. Эта работа должна стать одним из приоритетов для ОАО «РЖД». Я знаю о планах компании развивать сотрудничество со своими партнерами, в том числе немецкими. Только что мы обсуждали возможность реализации дальнейших проектов с большой степенью локализации этой техники в нашей экономике. Это правильное направление, оно будет всячески поддерживаться Правительством.

Необходимо также всерьёз заняться собственно НИОКРами по созданию нового поколения отечественных локомотивов и другой техники.

И конечно, существующие железнодорожные пути не позволяют с должной эффективностью эксплуатировать скоростную технику. Нужно продумать этот вопрос вместе с Правительством и министерствами, просчитав наши реальные возможности. Тем не менее, заранее провести всю организационную работу по реализации проектов высокоскоростного движения.

Еще одна важная тема, на которой я хотел бы остановиться особо. Мы хорошо знаем возможности ОАО «РЖД» - одного из крупнейших работодателей страны. Компании, которая не только перевозит людей и грузы, но и владеет большой сетью образовательных учреждений, курсов переподготовки и повышения квалификации по десяткам востребованных рынком специальностей.

Считаю возможным и целесообразным задействовать эту инфраструктуру для проведения профессионального переобучения граждан в рамках соответствующих региональных программ содействия занятости.

Предлагаю эту программу тоже обсудить и иметь ее в виду.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/2891/