Вступительное слово Д.Медведева:
Сегодня Правительство занимается своим любимым делом – делит неполученные ещё деньги. Дело это такое приятное, с одной стороны, а с другой стороны, хлопотное. Мы понимаем с вами, что все возможности у нас сегодня связаны с существующим бюджетным правилом (даже не напоминаю, а просто констатирую факт), поэтому увеличение расходов возможно только в рамках существующих бюджетных норм, то есть за счёт дополнительных ненефтегазовых доходов, хотя мы можем и должны расширять доходную базу, используя и налоговые источники, и источники неналоговые. Сегодня нужно оценить масштабы дополнительных поступлений, мы с вами уже первые прикидки делали, за счёт чего увеличивать соответствующие виды доходов.
Несколько вводных замечаний общих. Конечно, нужно совершенствовать налоговый контроль, а также контроль таможенный, поэтому здесь руководители служб присутствуют, повышать оперативность этого контроля, конечно, с одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщика. Как это совместить? Дело довольно сложное, но сделать это можно. Нужно требовать неукоснительного исполнения правил.
Если говорить об административных санкциях за нарушение порядка работы и с денежной наличностью, и кассовых операций, то они, естественно, должны быть. Конечно, нужно смотреть и на ответственность банков за сокрытие сведений о проведении сомнительных финансовых операций по счетам своих клиентов, об этом мы неоднократно говорили. В общем, двигаться в том направлении, в котором мы в последнее время двигаемся.
Второе, о чём можно было бы ещё сказать, – это эффективные меры по легализации заработной платы. Несмотря на то что за последние годы многое было сделано в этом направлении, да и сама по себе налоговая система такова, что она в целом настраивает налогоплательщиков на получение заработной платы, что называется, в белую, но тем не менее проблемы всё равно существуют, заниматься этой темой нужно. В конечном счёте это вопрос не только правовой, но и, если хотите, психологический: люди должны понимать, что заработная плата в конвертах это в конечном счёте снижение возможностей бюджета и уменьшение величины их пенсий в будущем.
Третье, о чём также неоднократно говорилось, – нам нужна современная политика по управлению доходами от государственной собственности и по проведению приватизации. О том, как идёт приватизация, какие есть трудности, мы тоже с вами говорили. Тем не менее Минфин справедливо, на мой взгляд, настаивает на том, чтобы все те доходы, которые мы планируем, в том числе от приватизации государственного имущества, в полной мере зачислялись в доход бюджета. И это правильно, мы на эти деньги рассчитываем.
Перед тем как перечислять бюджетные средства в качестве взносов в уставный капитал государственных компаний, с другой стороны, необходимо объективно оценить эффективность инвестиционных программ компаний с государственным участием и понять, какие в этом случае доходы, какие во всяком случае положительные моменты от этого получит бюджет после реализации соответствующих инвестиционных программ. Не всё измеряется, конечно, бюджетными нормативами, но думать об этом нужно.
Наконец, последнее, что хотелось бы сказать, - это не банальность, и повторить это я всё равно должен. Дополнительные доходы федерального бюджета вне всякого сомнения – это ключевой момент для реализации социальных программ, для реализации программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, для улучшения качества жизни огромного количества наших людей.
Приступим к работе.
<…>
* * *
По завершении совещания по мобилизации дополнительных доходов федерального бюджета Министр финансов Антон Силуанов ответил на вопросы журналистов
А.Силуанов: Совещание по формированию доходной базы бюджета – это одно из таких совещаний, которые будут проведены у Председателя Правительства по бюджетной политике как в текущем году, так и на предстоящую трёхлетку. На этой неделе также будет проведено совещание по расходам бюджета.
Вопрос формирования доходной базы – один из ключевых в условиях, когда мы реализуем те правила формирования предельных расходов бюджетов, о которых договорились и которые приняты, которые незыблемы. Поэтому вопрос увеличения расходов бюджета на приоритетные программы и проекты может быть осуществлён исключительно путём повышения собираемости дохода, путём привлечения дополнительных доходов в бюджет. Сегодня как раз и рассматривались предложения по повышению собираемости доходов, принятию мер по повышению ресурсной базы бюджета, по приватизации. Что касается повышения доходов бюджета, то в первую очередь, конечно, мы говорили о тех законодательных инициативах Правительства, которые сегодня приняты в первом чтении в Государственной Думе – законопроект о противодействии отмыванию доходов, так называемый антиотмывочный закон. Мы на него возлагаем существенные надежды. Правда, действие этого закона реально начнётся со следующего года. Тем не менее те решения, которые в нём предусмотрены, – это очень важные меры по повышению конкуренции в экономике, поскольку в первую очередь для добросовестных налогоплательщиков, по сути дела, никаких изменений не произойдёт, как раз этот законопроект коснётся именно недобросовестных плательщиков.
Кроме того, мы говорили о том, что необходимо принимать меры по ограничению расчётов в наличной денежной форме, мы этот вопрос уже проговаривали вместе с вами. Целый ряд других мер по взаимодействию налоговой, таможенной служб с правоохранительными структурами, в первую очередь с МВД и Следственным комитетом – поскольку мы видим, что усиление координации работы наших правоохранительных и налоговых служб позволит привлечь дополнительные средства в бюджеты всех уровней (такой координации нам как раз не хватает), – целый ряд других предложений в соответствии с мероприятиями проекта-плана, который Правительство сегодня подготовило и докладывало Председателю Правительства Российской Федерации.
Что касается приватизации, то рассматривались предложения по выполнению тех планов, которые предусмотрены на текущий год в виде поступлений от приватизации. Напомню, 427 млрд рублей заложено в бюджете в качестве источников финансирования дефицита в виде доходов от приватизации. Вопрос как раз наполнения этой суммы также был одним из предметов сегодняшнего совещания.
Вопрос: А что решили по приватизации? Были предложения Минэкономразвития увеличить доходы от этого источника до 1 трлн рублей. В частности, продажа «Роснефти», «Ростелекома», «ОЗК» (ОАО «Объединённая зерновая компания»). Они приняты, одобрены?
А.Силуанов: Вы знаете, мы рассматривали перечень предложений по предприятиям, которые предлагает Минэкономразвития. Целый ряд сумм из этого триллиона – это допэмиссия соответствующих организаций, которая не приведёт к дополнительным поступлениям в бюджет. Это будет просто увеличение капитала соответствующих предприятий. Поэтому приняли решение максимально задействовать наши возможности по продаже государственного имущества. Это, как мы уже говорили, мера не только для пополнения бюджета, но и структурная мера повышения конкуренции в экономике в целом. Поэтому решение было – максимально задействовать те предложения, которые были подготовлены Минэкономразвития с точки зрения выполнения планов по приватизации.
Вопрос: А жёсткой установки, чтобы все доходы шли в бюджет, а не компании, не будет? Например, в ВТБ докапитализация планировалась. Всё-таки сохраняется правило, что мы отдаём что-то компаниям, а что-то берём в бюджет? Или будет жёсткая установка, что мы всё забираем в бюджет?
А.Силуанов: Коллеги, что касается ВТБ или аналогичных ситуаций, как с ВТБ, то речь идёт о допэмиссии. Поэтому ВТБ выпускает допэмиссию, привлекает средства для осуществления своей деятельности, и здесь не идёт речь об изъятии каких-то средств в бюджет.
Вопрос: То есть, получается, речь идёт о старых суммах? Сколько планировали – 427 – столько и…
А.Силуанов: Да. Мы как Минфин обеспокоены наполняемостью этой суммы, высказали эту обеспокоенность на совещании, и сегодня как раз рассматривались предложения по продаже пакетов компании, для того чтобы в первую очередь обеспечить заложенные в бюджет средства приватизации.
Вопрос: То есть может быть такое, что не выполните?
А.Силуанов: Нет, мы надеемся, что выполним.
Вопрос: Когда будут первые сделки в рамках этих планов?
А.Силуанов: Мы не рассматривали сроки. Я думаю, что всё-таки начиная со второго полугодия.
Вопрос: А кто первый пойдёт?
А.Силуанов: Коллеги, это уже детальные вопросы. Мы сроки, конкретные компании и приоритетность в начале приватизации не обсуждали.
Вопрос: А что касается вообще допдоходов, какие у вас прогнозы на этот год?
Вопрос: Какова потребность в них?
А.Силуанов: Потребность в доходах всегда существует, коллеги, особенно в ненефтегазовых доходах. Поскольку, как мы говорили, изменение прогноза позволит нам дополнительно привлечь нефтегазовые доходы – порядка 230 млрд рублей ожидаем привлечения нефтегазовых доходов, с одной стороны, а с другой стороны, и сокращение ненефтегазовых доходов у нас планируется. В первую очередь по НДС из-за налоговых вычетов компаний в связи с введением новых инвестиционных объектов. Поскольку по таким объектам законодательство предусматривает налоговые вычеты по НДС, крупные компании вводили в прошлом году и в этом году будут вводить крупные инвестиционные проекты, поэтому исполнение плана по НДС будет очень напряжённым.
Вопрос: И сколько бюджет недополучит?
А.Силуанов: Я сейчас не хотел бы говорить о сумме, мы всё-таки с налоговой службой работаем над тем, чтобы планы (а они очень напряжённые по НДС) были выполнены в конце года, поэтому вопрос о мобилизации доходов с точки зрения и текущих мер, и мер, которые мы наметили в плане, перспективных мер, на наш взгляд, актуален.
Вопрос: Некоторые СМИ написали, что 0,5 трлн рублей не хватает в бюджете. Вы могли бы подтвердить или опровергнуть эту информацию?
А.Силуанов: Нет, речь шла, наверное, о тех дополнительных проектах, которые возникают уже в ходе исполнения бюджета, в том числе - о дополнительных социальных проектах (это перинатальные центры, детские садики), инвестиционных проектах, инфраструктурных проектах. Это транспортная инфраструктура, в том числе Московский транспортный узел. Поэтому, когда вы сказали 500 млрд. рублей, - это речь идёт о дополнительной потребности, на что, собственно, и предлагается изыскать дополнительные доходы и дополнительные ресурсы.
Вопрос: Так вы в итоге нашли?
Вопрос: Вы сказали, 230 млрд – это нефтегазовые дополнительные доходы?
А.Силуанов: Это нефтегазовые. Но в соответствии с бюджетным законодательством нефтегазовые доходы должны пойти на пополнение Резервного фонда.
Вопрос: А ещё какие-то?
Вопрос: А вы нашли ещё 500?
А.Силуанов: Коллеги, год только начинается. Мы будем мониторить ситуацию с исполнением доходов, с приватизацией, будем искать.
Вопрос: А те меры, которые вы предлагали по улучшению администрирования налогообложения и так далее, – вы рассчитывали, сколько они приносят дополнительного дохода?
А.Силуанов: Да, безусловно. Наши предложения, которые были представлены, могут принести порядка 200–250 млрд рублей. Но эти меры могут быть реализованы начиная с 2014–2015 годов. Спасибо.