События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание о проекте Транспортной стратегии на период до 2030 года

 
 
 

«Подготовленная Минтрансом России Стратегия на период до 2030 года - это комплексный документ, сводящий воедино планы развития отдельных видов транспорта. А также позволяющий, что называется, "заглянуть за горизонт". Определить перспективный облик отечественной транспортной системы».

Вступительное слово В.В.Путина на совещании: 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года.

Актуальность этого документа очевидна. Нынешнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей экономики России, сдерживает ее переход на инновационный путь развития, более того - лишает значительные территории нашей страны возможностей для развития.

Почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки. Наша транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой.

Вот сейчас я встречался со студентами из различных транспортных вузов, как раз об этом очень коротко, но сказал.

Я хочу поблагодарить организаторов нашей встречи за то, что они собрали молодых людей из разных транспортных вузов. Интеграция транспортных систем крайне важна для повышения эффективности работы транспорта в целом.

Очевидно, что на такой базе, с такими проблемами, которые на сегодня еще не решены, не могут быть выстроены эффективные логистические схемы. Высокие транспортные издержки неизбежно закладываются в стоимость товаров и услуг. Мы упускаем и прямую выгоду, которую мог бы приносить транзит грузов через нашу страну.

Сейчас через территорию России проходит лишь около одного процента торговли между Европой и Азией. Очень странная цифра, если учитывать, что Россия находится между Европой и Азией. Один процент!

В последние годы проблемы отрасли неоднократно обсуждались в Правительстве.

По итогам были приняты первоочередные решения о развитии транспортной системы. Утверждена соответствующая федеральная целевая программа с объемами финансирования 13,5 трлн рублей до 2015 года, в том числе за счет федерального бюджета почти 5 трлн рублей. Кроме того, весомая транспортная составляющая присутствует в ряде других ФЦП, а также - в программе строительства олимпийских объектов.

Все обязательства, вытекающие из этих программ, включены в проект федерального бюджета.

Подготовленная Минтрансом России Стратегия на период до 2030 года - это комплексный документ, сводящий воедино планы развития отдельных видов транспорта. А также позволяющий, что называется, «заглянуть за горизонт». Определить перспективный облик отечественной транспортной системы.

Разумеется, жизнь будет вносить свои коррективы, но принципиальные решения нужно принимать уже сейчас.

Прежде всего необходимо добиться решения важнейшей социальной задачи - обеспечить доступ к качественным и надежным транспортным услугам для всех граждан, независимо от их места жительства. Пока же 10% населения проживает в поселках и деревнях, не имеющих устойчивой связи с сетью автодорог.

Считаю, что в обозримой перспективе нам вполне по силам избавиться от этих «медвежьих углов». Провести дороги с твердым покрытием к населенным пунктам, имеющим перспективное значение.

Проект Стратегии, который мы сейчас рассматриваем, предусматривает сокращение к 2030 году доли граждан, проживающих в населенных пунктах, не обеспеченных выходом на сеть автомобильных дорог общего пользования, с 10 до 2% населения.

Принципиально важно обеспечить построение единой общероссийской транспортной системы. Увязать в эффективную логистическую цепочку различные виды транспорта, внедрить стандарты их технологической совместимости.

Мы должны превратить уникальное географическое положение России в реально работающее конкурентное преимущество. В полную силу задействовать транзитный потенциал страны. А он, как я уже говорил, связан с географическим положением страны.
Необходимо решение и других не менее значимых задач - уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, снижение аварийности, обеспечение безопасности объектов транспорта.

В проекте Стратегии предусматривается снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду в 2 раза, энергоемкости транспортного комплекса - на 30%. Ожидается также существенное снижение смертности в результате транспортных аварий.

Значительное внимание в Стратегии уделено проектам, предусматривающим привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвесторов. Речь идет о транспортных коммуникациях, необходимых для освоения месторождений полезных ископаемых, формирования новых промышленных центров. Безусловно, такие проекты заслуживают самой активной поддержки.

Однако необходимо помнить, что включение таких проектов в Стратегию - это не только признание их статуса и возможный доступ к финансированию из федерального бюджета. Это и обязательства, которые принимают на себя регионы и бизнес, который будет участвовать в реализации этих проектов.

Все региональные и частные транспортные проекты должны быть жестко увязаны с общими планами пространственного развития России, Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики. Иметь под собой реалистичные и проработанные бизнес-планы промышленного освоения территорий, по которым будут проложены новые железные и автомобильные дороги.

В заключение подчеркну: реализация Транспортной стратегии - это не только решение перспективных задач. В современных условиях масштабное транспортное строительство становится одним из важнейших факторов поддержания высоких темпов экономического роста. Позволяет сохранить тысячи рабочих мест в стройиндустрии и смежных отраслях. И этот фактор мы также должны учитывать.

* * *
Заключительное слово В.В.Путина на совещании:

И в заключение хотел бы сказать следующее. Мы действительно принимаем большой, как здесь уже было сказано, сложный документ, очень сложный для развития экономики всей страны.

В развитие этого документа, в развитие этой Стратегии нам потребуется принять ряд дополнительных решений. Нужно подумать и над консолидацией активов, над целесообразностью консолидации активов в транспортной сфере, просчитать последствия этой консолидации, разные варианты этой работы.

Объемы финансирования утверждены. Но я также согласен с тем, что это живой документ, и мы, конечно, должны исходить из реалий и соответствующим образом корректировать нашу работу.

Мы уже отмечаем, что в связи со сложными процессами, происходящими в мировой экономике, - а значительная часть наших товаров и транспортных услуг осуществляется фактически на экспорт - объем перевозок снижается. Это мы, конечно, должны учитывать. Но снижаются и цены на те товары, которые нужны транспортным предприятиям, в том числе системообразующим транспортным предприятиям, для осуществления своей деятельности и для своих инвестиционных программ. Да, действительно, доходы могут быть поменьше, но зато и тратить нужно будет поменьше, в том числе на тот же металл.

И еще одно замечание. Мы знаем про эти турбулентные процессы в мировой экономике, о которых я упомянул. Но по всем прогнозам они будут продолжаться несколько месяцев, может быть и до конца следующего года. А мы с вами принимаем Стратегию развития транспортной системы страны до 2030 года. Имея ввиду то, что происходит, внося соответствующие поправки, мы должны относиться к этому документу и к этой работе именно как к стратегической задаче развития России.

Хотел бы согласиться с теми нашими коллегами, которые сегодня говорили и о необходимости увеличения вклада региона в развитие транспортной инфраструктуры.

Наконец, очень важным считаю больше внимание при реализации этой программы уделить отечественным производителям: металлургам, угольщикам, машиностроителям, авиастроителям, судостроителям, строителям в широком смысле этого слова - всей строительной отрасли. А в современных условиях это тем более актуально. Нам нужно загружать работой свои предприятия. Конечно, и они должны работать в рыночных условиях, в никоем случае не должны диктовать монопольно высокие цены. Это просто неприемлемо. Но в первоочередном порядке сегодня нужно подумать о своих национальных производителях.

Как я уже сказал, это работа масштабная, большая, это непростая работа. Но, действительно, практика последних лет показывает, что такие масштабные задачи мы решать в состоянии. Поэтому предложенная Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года принимается. Теперь нужно сосредоточиться на ее безусловном исполнении.

Спасибо.

 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/2205/