События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по вопросу стимулирования освоения континентального шельфа

 
 
 

«Шельфовые месторождения, прежде всего в Арктике, без всякого преувеличения, - это наш стратегический резерв на XXI век и к его использованию мы должны подходить очень ответственно, рачительно, с соблюдением высочайших экологических стандартов».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы с вами сегодня обсудим вопросы, представляющие большое значение не только для энергетики, но и для экономики страны в целом, и понятно, почему. Я сейчас некоторые вещи конкретизирую. Речь идёт о создании качественно новых условий для работы на российском континентальном шельфе, условий, которые сделают наши шельфовые проекты в полном смысле глобально конкурентоспособными и для притока иностранных инвестиций, и для притока технологий, что крайне важно.

По оценкам экспертов, в том числе и международных, в России сосредоточена примерно четверть потенциальных запасов углеводородов мира, и более 70% из этих запасов – это шельф. Шельфовые месторождения, прежде всего в Арктике, без всякого преувеличения, - это наш стратегический резерв на XXI век и к его использованию мы должны подходить очень ответственно, рачительно, с соблюдением высочайших экологических стандартов. Наша задача на долгосрочную перспективу - обеспечить лидерство России на глобальных энергетических рынках, гарантировать растущие потребности национальной экономики в углеводородном сырье и укреплять свои позиции на мировых рынках.

У нас уже реализуются проекты в районе Сахалина, развёрнута геологоразведка в акватории Чёрного, Карского, Баренцева морей, установлена уникальная платформа на Приразломном месторождении в Печорском море, начал работать Арктический центр, который должен обеспечить научно-исследовательскую поддержку наших проектов. Трансфер передовых технологий, создание собственного технологического задела, вывод России на передовые рубежи в освоении Арктики и шельфа являются для нас одним из важнейших приоритетов.

По сути, мы не просто выходим на шельф, мы приступаем к формированию в России новой, высокотехнологичной отрасли мирового класса и масштаба. В свою очередь эта отрасль, безусловно, будет задавать спрос на продукцию судостроения, металлургии, машиностроения, на новейшие, самые продвинутые научные разработки, на услуги строительных компаний и так далее. То есть должен иметь место комплексный эффект для всей промышленности, для всей экономики нашей страны. И в перспективе это направление нашей работы способно создать, без всякого преувеличения, не десятки, а сотни тысяч новых высокотехнологичных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Речь идёт о возможном создании 200, 300, а может быть, даже 400 тыс. новых рабочих мест. Я имею в виду, конечно, не только при непосредственной добыче, но и в смежных отраслях при производстве необходимого оборудования.

При этом очевидно, что шельфовые проекты – сложные и, конечно, дорогостоящие: предстоит решать целый комплекс технологических, инфраструктурных, экологических проблем, и, конечно, нужны масштабные инвестиции. Чтобы их привлечь, мы должны создать не просто максимально комфортные, предсказуемые и привлекательные условия, а более выгодные, чем у наших конкурентов, одним словом, создать наилучший инвестиционный климат для новой отрасли. В этой связи предлагается несколько решений. Первое – для планируемых в реализации шельфовых проектов нужно предусмотреть специальную стимулирующую систему налогообложения. Так, принято принципиальное решение полностью отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам, для наиболее сложных проектов в Арктике налог на добычу полезных ископаемых может составлять только порядка 5% от цены реализуемой продукции.

Также для всех новых проектов независимо от уровня сложности предлагается обнулить налог на имущество и НДС по уникальному импортному оборудованию, которое в России пока не производится. Далее такие условия целесообразно сделать неизменными в течение длительного периода времени, и такие условия не должны меняться в течение 15 лет с начала промышленной добычи.

Таким образом, мы предоставим инвесторам возможность вдолгую планировать свою работу, без форс-мажоров и рисков пересмотра так называемых правил игры.

Третье – мы рассчитываем, что партнёрами российских компаний в реализации шельфовых проектов выступят крупнейшие мировые корпорации. В этой связи хотел бы сказать, что я уже просил членов Правительства подумать над тем, как с большим эффектом приглашать в эти проекты и использовать возможности чисто российских компаний. Конечно, и эти компании наши, отечественные, должны будут работать на известных условиях, и не только с тем, чтобы торговать своим правом участия в этих проектах, а привлекать необходимые финансовые ресурсы и технологии.

К участникам проектов будут предъявляться самые серьёзные требования - это касается выполнения технологических и экологических стандартов, реализации согласованных проектов разработки месторождений, уплаты налогов, а также выполнения условий по локализации производства оборудования и услуг на российской территории. Обращаю внимание всех ответственных ведомств: в этих вопросах должен быть налажен комплексный оперативный мониторинг и контроль. И, конечно, наше принципиальное требование к компаниям, работающим на чувствительных для природы участках, – это использование экологически чистых технологий, которые позволяют минимизировать нагрузку на окружающую среду вплоть до нулевого сброса в морскую среду всех видов отходов производственной деятельности.

Четвёртое, я хочу ещё раз повторить: все новые шельфовые проекты должны реализовываться на условиях локализации. Другими словами, контракты и заказы на изготовление оборудования, оказание услуг, проведение строительных, геолого-разведочных работ должны размещаться прежде всего в Российской Федерации и работать на её экономику. Эти заказы должны выполнять отечественные компании. Нам представляется, что разумный уровень локализации должен быть не менее 70%, а то и 75%. По нашим оценкам, реализация шельфовых проектов на новых условиях позволит привлечь порядка 500 млрд долларов прямых инвестиций в течение примерно 30 лет – это непосредственно в добычу нефти и газа, и ещё до 300 млрд долларов (это предварительные оценки, но тем не менее) будет направлено в смежные отрасли, включая глубокую переработку сырья. Повторю, что речь идёт, конечно, о долгосрочной работе, как я уже говорил, где-то с горизонтом в 30 лет. Такие серьёзные инвестиционные ресурсы, о которых я только что сказал, должны сработать на модернизацию отечественного ТЭКа, экономики в целом, дать импульс развитию наших регионов, в том числе Сибири, Дальнего Востока, российского Севера.

Давайте перейдём к обсуждению.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/18680/