События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

Владимир Путин сообщил, что подписал постановление Правительства о 4 выходных днях – с 6 по 9 мая.

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги! Приближаются майские праздники, День Победы. Мы посмотрели со специалистами: у нас 5-го и 6-го выходные дни, потом 7-е, 8-е – рабочие дни, 9-го опять выходной день, потом два дня рабочих и опять выходные дни. Имею в виду, что многие люди высказывают заинтересованность в том, чтобы в это время было больше выходных дней, с тем чтобы можно было на свои участки поехать, на огороды. Предлагается перенести выходной день с субботы (5 мая) на понедельник (7 мая) и с субботы (12 мая) на вторник (8 мая). Таким образом, у нас получится четыре выходных дня – 6-е, 7-е, 8-е и 9-е. Четыре выходных дня. Я это постановление Правительства сегодня подписал, соответствующим образом прошу выстроить работу в отраслях производства.

Давайте обменяемся оперативной информацией. Антон Германович (обращаясь к А.Г.Силуанову), я посмотрел отчёты: у нас растёт активный дефицит бюджета. Я так понимаю, что это чисто технический вопрос. Пожалуйста, поясните ситуацию.

А.Г.Силуанов: Да, действительно, Владимир Владимирович, у нас по итогам исполнения федерального бюджета за два месяца сложился дефицит бюджета 245 млрд рублей – большой достаточно дефицит при том, что, казалось, макроэкономическая ситуация у нас пока достаточно устойчива и доходы поступают к нам тоже достаточно устойчиво. С чем связан дефицит? Дефицит связан с тем, что наши министерства и ведомства более активно стали использовать средства, которые предусмотрены в бюджете на текущий год. У меня есть несколько данных, которые говорят о том, что за два месяца мы использовали средств годовых назначений в размере 16,7%, в то время как в прошлом году этот показатель составлял всего 12,8%, а в 2009 году 10,9%, то есть в этом году, как никогда, идёт хорошее использование бюджетных ресурсов.

С чем это связано? В первую очередь это связано с тем, что мы перешли на новую форму взаимоотношений с бюджетными учреждениями, то есть целый ряд министерств и ведомств перечислил субсидии в квартальной сумме – об этом мы уже говорили. Также мы говорили о том, что в этом году по Министерству обороны очень неплохо идёт контрактация. Министерство обороны также перечисляет средства бюджета непосредственно уже исполнителям гособоронзаказа, поэтому бюджетный дефицит связан именно с более равномерным расходованием бюджетных средств. Владимир Владимирович, хотелось бы тоже обсудить: у нас была договорённость о том, что мы в начале апреля сможем рассмотреть вопрос о разблокировании тех заблокированных средств, 200 млрд рублей, которые у нас не были доведены до министерств и ведомств в связи с рисками ухудшения макроэкономической ситуации. Поэтому, если ситуация сохранится, как сегодня, мы могли бы уже в начале апреля собраться и обсудить вопрос о разблокировании значительной части этих средств.

В.В.Путин: Имея в виду положительную динамику.

А.Г.Силуанов: Имея в виду положительную динамику в поступлении доходов. Хочу привести тоже по доходам несколько цифр. У нас, конечно, в условиях высоких цен на нефть в основном растут нефтегазовые доходы. Если у нас по бюджету был предусмотрен объём нефтегазовых доходов в размере 9,5% валового внутреннего продукта, то за два месяца эта цифра превышает 12% валового внутреннего продукта.

В.В.Путин: Но это только начало года.

А.Г.Силуанов: Да, это только начало, конечно. А ненефтегазовые доходы – на уровне плана, то есть у нас пока доходы по плану выполняются, мы перевыполняем доходы за счёт, конечно, высоких цен на нефть, что в принципе не даёт, конечно, наверное, оснований нам говорить о том, что эти допдоходы мы будем тратить на расходы.

В.В.Путин: Мы так и договаривались, и я ещё раз хочу подтвердить эту позицию: одним из важнейших приоритетов работы Правительства остаётся соблюдение макроэкономических показателей, поэтому прошу из этого исходить. Я считаю, что мы пока этот текущий дефицит можем гасить из этих доходов, имея в виду, что в целом по году соответствующим образом должны будем всё отрегулировать. Спасибо.

У нас за прошлый год существенно выросли авиационные перевозки. Левитин (И.Е.Левитин) здесь у нас, да? Прокомментируйте, пожалуйста, сколько там...?

И.Е.Левитин: 12,6%.

В.В.Путин: 12,6.

И.Е.Левитин: Да. По Европе – 9,5%, и 64 млн пассажиров перевезли российские авиаперевозчики в прошлом году. Необходимо отметить, что пассажирооборот уже превысил показатель 1990 года в СССР, то есть Российская Федерация уже седьмая по уровню. Январь, февраль всегда были сложными по росту, но тем не менее за два месяца – 18%. Хотел бы сказать, что очень важно. Вы подписали постановление Правительства об упрощении таможенных процедур. Речь идёт о транзитном пассажире.

В.В.Путин: В рамках Таможенного союза?

И.Е.Левитин: В рамках… То есть теперь транзитному транспортному пассажиру не нужно будет брать багаж и опять его предоставлять к досмотру. Мы такой эксперимент проводили вместе с Федеральной таможенной службой в аэропорту Шереметьево. Он показал, что сегодня технологии, которые есть в наших аэропортах, позволяют. И теперь в течение месяца выйдет это постановление, и мы сможем увеличить объёмы транзитных пассажиров через аэропорты Российской Федерации.

В.В.Путин: Хорошо, это хорошо. Легче людям будет двигаться в рамках Таможенного союза. Организация Объединённых Наций проводит рейтинг электронных правительств, и мы там поднялись с 59-го на 27-е место. Да, Игорь Олегович (обращаясь к И.О.Щёголеву)?

И.О.Щёголев: С 2003 года ООН, которая является, собственно, законодателем моды и критериев в области строительства электронных правительств, проводит такие рейтинги. Россия традиционно была в шестом десятке. В этом году, по отзывам экспертов, произошёл такой взлёт данной специализации. С 2010 года по 2012 мы на 32 места поднялись – с 59-го на 27-е.

Что это означает? Что мы являемся лидерами в Восточной Европе, с большим отрывом лидируем в БРИК. Там есть отдельная подгруппа, где сопоставляются крупные страны с населением свыше 100 млн человек, поскольку понятно, что там и затраты должны быть больше, и усилий нужно больше прилагать. В этой группе мы на третьем месте, перед нами только Япония и Соединённые Штаты.

Это хороший показатель, при том, что этот рейтинг составлялся на основании данных начала прошлого, 2011 года. Учитывая, что мы с тех пор приложили достаточно много усилий (в этом году у нас ожидается новый этап – это распространение электронного правительства на уровне регионов и до муниципалитетов), можно ожидать, что в следующем рейтинге, который будет составляться через два года, мы сможем войти в двадцатку. А это, в общем-то, одна из наших целей и была по стратегии 2015 и 2020.

В.В.Путин: Хорошо. Главное не терять темпов, которые мы набрали, и работать активно. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), мы в этом году выделили миллиард рублей на улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания. Но и в прошлом году мы выделили тоже 1 млрд рублей на эти же цели. Как истратили эти деньги в 2011-м?

Т.А.Голикова: Мы подвели итоги, Владимир Владимирович, того, как израсходовали миллиард рублей. Мы направляем его на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания. Но впервые в 2011 году выделили в соответствии с вашим поручением самостоятельное направление, которое касается приобретения мобильных бригад, то есть приобретение автотранспорта, специальным образом оснащённого, для того чтобы можно было выезжать в отдалённые районы сельской местности и оказывать помощь ветеранам войны и пожилым гражданам. В итоге что мы получили? Мы на укрепление материально-технической базы всего израсходовали 762,4 млн рублей, остальная сумма была направлена на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. В 2016 учреждениях социального обслуживания проведён капитальный ремонт, 7 учреждений социального обслуживания построено, и мы приобрели 628 машин для 606 учреждений социального обслуживания, как раз для цели оказания помощи в отдалённых населённых пунктах. Что это означает ещё с точки зрения улучшения качества социального обслуживания? Это означает, что мы дали возможность улучшить условия пребывания в учреждениях социального обслуживания 50 тыс. наших граждан и на 1003 койко-места увеличено количество…

В.В.Путин: Граждан, которые приходят для получения определённых услуг?

Т.А.Голикова: Да, конечно. И на 1003 койко-места увеличена мощность учреждений социального обслуживания в связи с тем, что проведён капитальный ремонт и введены в эксплуатацию новые учреждения. Вот таковы результаты.

В.В.Путин: Я рассчитываю, что и 1 млрд, который выделен на 2012 год, будет…

Т.А.Голикова: Да, мы сейчас как раз формируем план по этому поводу – мера, достаточно востребованная регионами.

В.В.Путин: Хорошо.

Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), Вы докладывали ранее о необходимости организации работы по признанию иностранных дипломов, учёных степеней, для того чтобы люди могли быть использованы в наших учреждениях (те, которые получили образование за границей, либо учёную степень получили). Как там сейчас обстоят дела?

А.А.Фурсенко: Закон был принят и во исполнение закона сейчас подготовлено и представлено в Правительство три постановления. В одном из постановлений рассматриваются критерии, по которым мы должны определить те университеты, дипломы которые мы признаём без дополнительных процедур. Мы предложили такую систему. Есть три наиболее известных в мире рейтинга – те вузы, которые попадают в первые 300 во всех трёх рейтингах (а пересечение примерно 180 вузов). Для них, для их дипломов мы предлагаем практически отказаться от специальных процедур. Достаточно будет просто представить диплом или степень, полученную в этом университете, с нотариально заверенным переводом – этого будет достаточно для того, чтобы она была признана. Но кроме этого мы сделали ещё одну вещь: мы существенно упростили вопрос признания и других документов о высшем образовании и степенях. Раньше была такая долгая процедура сравнивания конкретных курсов, сейчас оцениваются только результаты обучения и квалификация обладателя этого диплома. Если она подтверждается, причём подтверждается на экспертном уровне, то мы тоже предлагаем этот диплом принять, причём сами заявления будут подаваться в электронном виде, то есть процедура существенно упрощается. Это позволяет, с одной стороны, привлекать наиболее квалифицированных специалистов, с другой стороны – всем нашим соотечественникам, которые получили знания, образование в этих университетах, тоже упрощает возможность устроиться на работу в России.

В.В.Путин: Хорошо. Потом в связи со сложностями применения 94-го федерального закона у нас внесены изменения в федеральную целевую программу «Научные и научно-педагогические кадры». В чём там смысл?

А.А.Фурсенко: Мы значительную часть проектов этой программы (вместе как раз с Минэкономразвития была работа) перенесли в разряд грантов. Это означает, что конкурсы по этим направлениям будут проводиться не по 94-ФЗ, а в основном будут базироваться на экспертных оценках. В этом году те направления, которые там есть, касаются объёма финансирования примерно 5 млрд рублей с лишним только по этому году. И в рамках этих работ будет участвовать помимо известных учёных более 8 тыс., по нашим прикидкам, студентов, аспирантов, молодых специалистов. При оценке главное внимание будет уделяться квалификации исполнителей и той заявке, тем предложениям, которые есть, то есть экспертной оценке, которая позволит во главу угла ставить ценность самой работы, а не её ценовые характеристики. Для научных исследований эта вещь первоочередная, и мы надеемся, что эта работа будет успешно проведена. Это позволит нам расширить круг финансирования исследований на грантовой основе.

В.В.Путин: Нужно такую практику выстроить соответствующим образом, только чтобы это было эффективно.

И ещё один вопрос. В этом году мы должны будем довести уровень заработной платы учителей средних школ до среднего по экономике, как вы знаете. В основном там тенденции положительные. Я уверен, что это будет сделано. Принято соответствующее решение, и я жду от вас предложений по технологии исполнения по повышению уровня доходов преподавателей высших учебных заведений. А техникумы как-то остались подзабытыми, и граждане обращаются ко мне с этим вопросом. Прямо так и говорят: «Учителям – да, по вузам слышим тоже, а где мы, преподаватели техникумов? Вы нас забыли». Я вас просил об этом подумать. Какие есть предложения?

А.А.Фурсенко: Во-первых, чисто формально в прошлом году завершена передача учреждений среднего профобразования в регионы. У нас небольшая часть техникумов была присоединена к университетам, там, где это было обусловлено хозяйственно-техническими нуждами, а в основном они переданы в регионы. Мы одновременно с этим запустили целый ряд программ, которые поддерживали комплексные программы профессионального развития в регионах, поддержали с федерального уровня на условиях софинансирования. И в этих программах заложены в том числе такие требования, как повышение зарплат в техникумах. Но это пилотные проекты, и на сегодняшний день в целом ситуация в среднем профобразовании нехорошая. У нас уровень оплаты преподавателей и мастеров в этих учреждениях ниже, чем оплата учителей. Мы, когда сейчас готовим госпрограмму развития образования (обсуждали как раз на прошлой неделе и с Минэкономразвития, и с Минфином), мы рассматриваем, что можно сделать. В том числе наше предложение – это пойти по тому же пути, по которому мы пошли с учителями, то есть рассмотреть, какие, во-первых, индикаторы должны быть достигнуты, какие зарплаты. Мы ставим задачу, чтобы зарплата мастеров и преподавателей в техникумах была даже несколько выше, чем в среднем по экономике. Но добиться этого должны в первую очередь регионы, а мы могли бы помочь в той же схеме, в которой мы помогали по учителям, то есть выделить какие-то инвестиционные ресурсы для развития маттехбазы техникумов с условием того, что бо́льшая часть финансирования будет привлечена за счёт работодателя, например, а регионы, высвободив какие-то средства, могли бы направить их на повышение зарплаты.

В.В.Путин: Ну давайте… Я хочу, чтобы это было представлено в качестве согласованных предложений…

Т.А.Голикова: У нас много учреждений осталось такого уровня на федеральном бюджете.

В.В.Путин: Федеральные учреждения, да, тоже согласен. Давайте комплексные предложения, проработайте это с Минфином, с Минэкономразвития, с Министерством здравоохранения и социального развития и представьте эти предложения. Сколько времени потребуется?

А.А.Фурсенко: Мы госпрограмму должны.… Первое предложение, скажем, они согласовывали в течение двух недель… Видимо, доработать с Минэкономразвития. По крайней мере наши предложения, которые сейчас выходят, дальше они, наверно, будут совершенствоваться, но мне кажется, что первое предложение могло бы уже к середине апреля быть…

В.В.Путин: Хорошо. Татьяна Алексеевна.

Т.А.Голикова: Мне кажется, что там, где речь идёт о заработной плате, есть Ваше поручение, которое вытекает из статьи. Мы вчера встречались в Министерстве финансов по этому поводу, и Андрей Александрович (А.А.Фурсенко) тоже был, и обсуждали подходы к тому, как не допустить большого разрыва между преподавателями высшей школы, в связи с тем что с 1 сентября их уровень заработной платы должен быть доведён до среднего регионального, и как быть со средними учебными заведениями. У нас, в общем, есть определённые наработки с Министерством финансов, и мы думаем, что в ближайшее время как наработки, не как комплексные документы...

В.В.Путин: Хорошо.

Т.А.Голикова: ...а как наработки мы их сможем представить.

В.В.Путин: Когда?

Т.А.Голикова: Сколько, Антон, мы (обращаясь к А.Г.Силуанову)?..

В.В.Путин: Антон, когда (обращаясь к А.Г.Силуанову)?

А.Г.Силуанов: Владимир Владимирович, я думаю, что мы по всем этим предложениям, которые тоже в последнее время прозвучали, если можно было бы у Вас совещание провести...

В.В.Путин: Пожалуйста.

А.Г.Силуанов: Мы бы прямо на следующей неделе представили предложения по ним.

В.В.Путин: Хорошо. В среду на следующей неделе. Успеете?

А.Г.Силуанов: Да, успеем.

Т.А.Голикова: Успеем.

В.В.Путин: Хорошо.

Д.О.Рогозин: Дело в том, что много техникумов и профессионально-технических училищ работают при оборонно-промышленных предприятиях. Если можно в число исполнителей включить Военно-промышленную комиссию.

В.В.Путин: Пожалуйста, поработайте вместе с коллегами. Договорились. Да, прошу.

В.Ю.Сурков: Прощу прощения, просто обсуждались также и программы повышения заработной платы работников и дошкольных учреждений. Можно это в комплексе рассмотреть, поскольку это тоже у нас в планах стоит?

В.В.Путин: Можно, я уже об этом говорил неоднократно, и нужно. Мы же говорили много раз о том, что нужно подтягивать уровень заработной платы дошкольных учреждений. Пожалуйста, нужно только, чтобы это мы последовательно решали и не свалили всё в одну кучу, а потом не сделали ничего, поэтому в среду, пожалуйста, если будете готовы, приходите в среду с этим.

Да, вот ещё один вопрос достаточно острый, особенно он остро обсуждался в ходе предвыборной кампании. Вопрос касается проблем обманутых дольщиков. Движение есть, но оно очень медленное. Для начала хотел бы послушать Виктора Фёдоровича (В.Ф.Басаргин) о том, что там происходит.

В.Ф.Басаргин: Уважаемый Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением практически чуть менее двух лет мы начали так системно заниматься проблемой обманутых дольщиков. Вы знаете, что мы воссоздали работу комиссии в этом направлении. Мы сегодня выстроили полностью федеральный реестр всех объектов, по которым есть эта проблема. Мы совместно с регионами сделали сетевые графики, и вот уже первые результаты. У нас есть динамика по отдельным регионам, там прямая зависимость: там, где больше строили, где более ликвидно было жильё, там больше проблем обманутых дольщиков. Это Москва, Московская область, Краснодарский край, Самара. И сегодня по большинству этих регионов есть серьёзная динамика: решается проблема активно в Московской области, Самаре, Нижегородской области, Ханты-Мансийске, Краснодарском крае. Буквально за прошлый год мы 170 с лишним объектов сдали из практически 800 объектов, которые у нас были вначале. В этом году за два месяца мы ещё 50 объектов построили и сдали – это 3200 дольщиков. У нас сегодня цифра… Всего осталось нам решить (причём они все в работе сегодня, эти объекты) 650 объектов, чуть выше 62 тыс. человек – обманутых дольщиков.

В.В.Путин: За прошлый год 17 тыс. примерно получили жильё?

В.Ф.Басаргин: Примерно 17 тыс. Мы впервые такой рывок сделали. Причём мы в первую очередь смотрим на проблемы, связанные с жильём экономкласса, и в первую очередь решаем проблемы граждан, для которых это единственное жильё, потому что кто-то там в инвестиционных целях вкладывал. Мы занимаемся серьёзно этой проблемой, поэтому задача, которую Вы поставили, – в основном решить проблему обманутых дольщиков в этом году – считаем, что вполне выполнима.

Единственная проблема остаётся – хотелось бы, чтобы правоохранители чуть-чуть поактивнее работали. У нас люди, которые довели до такого состояния, практически ходят безнаказанными: за всё время доведено до конца семь уголовных дел.

В.В.Путин: Этим МВД у нас в основном занимается?

В.Ф.Басаргин: Да.

В.В.Путин: Рашид Гумарович (обращаясь к Р.Г.Нургалиеву)?

Р.Г.Нургалиев: Услышал, Владимир Владимирович.

В.Ф.Басаргин: А мы примерно считаем, что для того, чтобы у 62 тыс. человек решить проблему – это затраты от 90 до 120 млрд рублей.

В.В.Путин: Но это регионы должны…

В.Ф.Басаргин: Это кто-то в карман положил.

В.В.Путин: Но послушайте, регионы должны самым активным образом работать в этом направлении. Мы же, по-моему, ещё в начале прошлого года либо в конце позапрошлого даже обсуждали эту тему, и регионы выстраивали графики и говорили, что задача решаемая, мы в такие-то сроки закончим.

В.Ф.Басаргин: Все эти графики мы контролируем, у нас сетевой график по каждому объекту, мы знаем, когда он будет вводиться, видим отставания какие-то.

В.В.Путин: То есть вы считаете, что в этом году можно будет в основном закрыть проблему?

В.Ф.Басаргин: В основном эта проблема закрыта. У нас останется, может быть, два-три региона.

В.В.Путин: Смотрите, в прошлом году 17 тыс. получили квартиры, осталось ещё 62 – вы такой рывок хотите сделать?

В.Ф.Басаргин: Но все в работе. Мы стартовали с ноля практически, то есть все объекты стояли, а сегодня все в работе.

В.В.Путин: То есть вы считаете, что сейчас объекты все раскручены и они в этом году в основном будут сданы?

В.Ф.Басаргин: Конечно. Инфраструктуру, обременение сняли с них.

В.В.Путин: Хорошо. Ладно, хорошо. И ещё один вопрос социального характера по Минобороне. Я вам говорил совсем недавно, есть основания полагать, что не везде выплачивают повышенное денежное довольствие. Как там дела обстоят? По Вооружённым силам?

А.Э.Сердюков: Владимир Владимирович, мы взяли на себя обязательства выплатить январское денежное довольствие в январе. Вообще, по приказу министра обороны у нас есть такое право: мы выплачиваем в следующем месяце, с 10-го по 20-е число. Поэтому за февраль мы должны выплатить до 20 марта. У нас опасений никаких нет, мы должны всё это исполнить в срок.

В.В.Путин: В полном объёме выплатите?

А.Э.Сердюков: Есть технически сбои. Я говорил, некоторые не всегда правильно указывают свои личные номера либо банковский счёт. Но это буквально десятки, это не представляет серьёзной проблемы.

В.В.Путин: Хорошо, под контролем держите, чтобы не приобретало массового характера.

Мы сегодня должны будем с вами подвести итоги выполнения федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы за 2011 год. У нас есть здесь положительная динамика, но и проблемы остаются.

Напомню, что на реализацию ФЦП в бюджете заложили 927 млрд рублей и ещё 372 млрд рублей предусмотрели на непрограммные капитальные объекты. В общей сложности в 2011 году шла реализация 54 целевых и 2 государственных программ. В таких ключевых сферах, как высокие технологии и инфраструктура, демография, образование и охрана здоровья, обеспечение национальной безопасности, вдвое – до 3650 объектов – увеличилось число строек в рамках ФАИП (Федеральная адресная инвестиционная программа), в том числе за счёт региональных и муниципальных объектов. Всё это рекордный объём работ, требующий повышенного внимания и слаженных действий органов власти на всех уровнях. Хочу ещё раз подчеркнуть, что остаются и проблемы, их немало. Прежде всего они связаны с финансовой дисциплиной. Я надеюсь, что то, о чём докладывал министр финансов в начале нашей беседы сегодня, а именно что министерства и ведомства в большем объёме, чем раньше, средства выбирают (надеюсь, что с этим тоже связано), что финансирование будет ритмичным и своевременным.

Есть ещё один вопрос, а именно: предлагается принять документ, который ляжет в основу деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Особо отмечу, что служба будет вести контроль и надзор не только за исполнителями государственных контрактов на НИОКР, но и за государственными заказчиками таких контрактов, чтобы не возникали ситуации, когда средства на научные разработки и исследования тратятся без особой отдачи, просто чтобы освоить деньги, а не получить на выходе реальный интеллектуальный продукт.

Есть и другие вопросы, но на эти два хотел бы обратить внимание в начале нашей беседы. Давайте начнём работать.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/18449/