События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл в Санкт-Петербурге совещание по вопросу «О развитии ОАО "Балтийский завод"»

 
 
 

По мнению Премьера, ситуация на предприятии очень сложная, но создана она искусственно, и сегодня предстоит разобраться в ней и решить «все вопросы, которые возникли в этой связи».

Вступительное слово В.В.Путина:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами находимся на Балтийском заводе, на одном из старейших предприятий России, работающих в сфере судостроения – ему уже 155 лет.

Реплика: 156.

В.В.Путин: 156. Здесь сегодня работает почти 3 тыс. человек. На заводе, естественно, накоплен огромный опыт, компетенция огромная, большая, причём уникальная по некоторым направлениям. Напомню, именно здесь был построен первый наш – первый в мире и первый советский – атомный ледокол «Ленин», затем ещё девять крупнейших судов такого же класса, атомных ледоколов. Самый большой в мире из них – это «50 лет Победы».

Вместе с тем предприятие оказалось в достаточно сложной ситуации. Это мягко сказано. В очень сложной ситуации! Эта ситуация, на мой взгляд, создана весьма искусственно, несмотря, конечно, на известные проблемы, связанные с кризисом 2009–2010 годов. Мы продолжаем, по сути, разбираться с этим кризисом, в данном случае, в судостроении и на этом конкретном предприятии. Тем не менее, действительно, она создавалась, на мой взгляд, искусственно. Сейчас не буду давать этих оценок, не буду говорить, кто и что делал, как (как в таких случаях говорят) дошли до жизни такой, но факт остаётся фактом: это произошло.

По разным оценкам кредиторская задолженность предприятия составляет от 12 до 15 млрд рублей. Это огромная цифра! 13–15 млрд рублей – неподъёмные совершенно для предприятия деньги. И это не даёт возможность ни заказы здесь разместить, ни гарантировать ритмичную работу, потому что при любых переводах на счета, они мгновенно снимаются и уходят в пользу кредиторов. Эти кредиторы возбудили в суде дело о банкротстве предприятия. Причём не только российские, но и иностранные инвесторы, которые также оказались вовлечёнными в этот процесс. Ситуация сложная. Нам нужно будет сегодня с ней разобраться и решить все вопросы, которые возникли в этой связи. Вместе с тем первый вопрос у меня к Козаку Дмитрию Николаевичу. Он касается другого предприятия, на котором мы недавно были, – это Пролетарский завод. Знаю, что в целом ситуация там разрешилась. Я бы хотел, чтобы Вы сейчас ещё раз сказали, как это произошло, что конкретно сделано и есть ли ещё какие-то проблемы, которые требуют нашего особого внимания. Пожалуйста, Дмитрий Николаевич.

Д.Н.Козак: Владимир Владимирович, что касается Пролетарского завода. Была в принципе аналогичная ситуация, только она там зашла к концу лета уже до состояния банкротства – фактического банкротства предприятия. Было возбуждено дело по банкротству, оно разбиралось в судах, это очень мешало работать Пролетарскому заводу. Этот завод тоже один из старейших заводов Петербурга – судостроительного приборостроения, тоже уникальный завод. И нам удалось на основании обращений городской администрации, губернатора Санкт-Петербурга, трудового коллектива разобраться, найти этого собственника и по оптимальной для государства цене, с учётом предбанкротного состояния завода, приобрести акции на Объединённую судостроительную корпорацию. 25 ноября с Агентством по страхованию вкладов, которое было инициатором банкротства (потому что именно перед ним была задолженность в размере 3,5 млрд рублей Пролетарского завода), было заключено мировое соглашение с заводом под гарантии Объединённой судостроительной корпорации. И 25-го же ноября Санкт-Петербургским арбитражным судом дело о банкротстве прекращено.

И эта озабоченность, которая была у всех (у всех на самом деле!), у всех промышленников - ко мне обращалась на эту тему и Ассоциация промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, что этот уникальный завод не может ритмично работать, не может получать кредиты, и это очень сильно мешает ему работать. Эта ситуация была прекращена, завод сегодня работает нормально, получил дополнительные заказы, если Вы помните.

В.В.Путин: На сколько?

Д.Н.Козак: Когда мы были на заводе, у них объём заказов был на 1,9 млрд рублей. Как раз при содействии ОСК (Объединённая судостроительная корпорация) завод получил дополнительные заказы на сумму 1 млрд 283 млн рублей, и объём заказов с 1 января 2012 года составит почти 3,2 млрд рублей. Это позволит увеличить и заработную плату работникам завода. Там ситуация неплохая сейчас, в принципе завод работает ритмично, нормально. Там проблема, можно сказать, полностью снята.

В.В.Путин: Спасибо, Дмитрий Николаевич.

Д.Н.Козак: Скоро юбилей будут отмечать с хорошим настроением.

В.В.Путин: Слава Богу. Спасибо. Что Вы предлагаете по Балтийскому заводу? Мы с Вами недавно встречались. Я знаю, что у Вас были определённые предложения, я Вас просил их проработать с ОСК, правительственными структурами, банком, профсоюзами. Какие предложения по выведению из кризисной ситуации Балтийского завода?

Д.Н.Козак: Да, здесь, на Балтийском заводе, ситуация значительно сложнее. Она обусловлена недобросовестными, умышленными, на наш взгляд, действиями собственника. Сегодня это стало очевидно. У нас к лету этого года сложилась критическая ситуация на Балтийском заводе – он стоял на грани остановки, была задолженность по заработной плате в объёме трёх месяцев. Если Вы помните, петербургские профсоюзы, Владимир Григорьевич Дербин и трудовой коллектив обратились в Правительство за помощью – оказать содействие, выйти из этой сложной ситуации. Были приняты защитные меры, поскольку бывший собственник специально, умышленно затягивал судебные споры с Центральным банком, для того чтобы продолжать выводить активы с завода, выводить деньги с завода (несмотря на то, что там около 3 млрд рублей уже было потеряно в обанкротившемся Межпромбанке), продолжал выводить и затягивал эти судебные процедуры, чтобы продолжать управлять этим заводом с целью вывода активов.

Были приняты защитные меры совместно с Объединённой судостроительной корпорацией и Центральным банком, Минпромторгом, при активном участии – я хочу сказать спасибо за понимание! – петербургских профсоюзов и трудового коллектива. Защитные меры 11 октября этого года были приняты Федеральным, Московским арбитражным судом в соответствии с законом, обеспечительные меры, для того чтобы защитить этот актив, который в залоге у Центрального банка. Контрольный пакет акций был передан Центральному банку, а Центральный банк передал профессиональной организации – Объединённой судостроительной корпорации. 11 октября на завод был назначен новый исполняющий обязанности генерального директора Валерий Васильевич Венков. И тогда же мы вместе с Минпромторгом, с Объединённой судостроительной корпорацией утвердили план действий по оздоровлению ситуации на заводе, который предполагал погашение задолженности по заработной плате, ритмичную выплату заработной платы, размещение новых заказов. Этот план в настоящее время реализуется, и мы его даже перевыполняем, сегодня будут подписаны дополнительные контракты, которые позволяют трудовому коллективу завода строить смелые планы на будущее.

Но ситуация не такая простая, как на Пролетарском заводе, поскольку здесь, наоборот, для того чтобы защитить трудовой коллектив, защитить весь производственный потенциал Балтийского завода, мы вынуждены согласиться с банкротством завода. Мы должны пойти на это, удовлетворить эти требования (там около 70 российских и зарубежных кредиторов, которые предъявляют такие требования), чтобы разобраться с этой задолженностью в размере 15 млрд рублей. Вполне возможно, что в рамках этой процедуры нам удастся её уменьшить. Но сегодня та схема, которая требуется для защиты коллектива, для того чтобы он мог без проблем, без потрясений, полноценно выполнять новые заказы в объёме 18 млрд рублей на ближайшие четыре года, которые сейчас размещаются, необходимо вывести трудовой коллектив в отдельное самостоятельное юридическое лицо. Такое юридическое лицо зарегистрировано. Эта схема нами буквально два дня назад согласована и с профсоюзным комитетом, при их поддержке люди должны перейти туда, и именно этот новый Балтийский завод под названием Балтийский завод судостроения (такое новое название у юридического лица) будет выполнять этот заказ. Мы параллельно будем разбираться с кредиторами, с тем чтобы выяснить истину и чтобы завод здесь не колотило, чтобы люди занимались работой, а не отбивались от многочисленных кредиторов.

 * * *

По итогам совещания в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина были подписаны следующие документы:

  • контракт на строительство ледокола мощностью 25 мегаватт со сроком окончания строительства в октябре 2015 года;
  • контракт на строительство ледокола мощностью 16 мегаватт со сроком окончания строительства в мае 2015 года;
  • контракт на строительство ледокола мощностью 16 мегаватт со сроком окончания строительства в августе 2015 года;
  • контракт на строительство ледокола мощностью 16 мегаватт со сроком окончания строительства в октябре 2015 года;
  • субподрядный контракт на строительство ледокола мощностью 25 мегаватт со сроком окончания строительства
    в октябре 2015 года;
  • соглашение о подготовке к строительству серии атомных ледоколов мощностью 60 мегаватт;
  • соглашение об использовании мощностей Балтийского завода при изготовлении плавучих частей корпуса двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль».

 

* * *

После церемонии подписания документов В.В.Путин пообщался с рабочими ОАО «Балтийский завод»

 Информируя рабочих об итогах совещания, глава Правительства отметил, что ситуация с финансовой частью предприятия довольная сложная. «Предприятие обременено огромными долгами - от 13 до 15 миллиардов рублей, и для того чтобы это не лежало на плечах трудового коллектива, предложена схема, по которой все заказы и, соответственно, деньги пойдут на новое юридическое лицо, где будут числиться и все работники. Мы говорили о том, чтобы не только никого не потеряли при чисто юридических телодвижениях, а чтобы никто не оказался за бортом». «Но и приятная новость, - сообщил В.В.Путин. - С учетом нагрузки предприятия повысится рентабельность. Можно будет с 1 января следующего года на предприятии практически по всем категориям работающим повысить заработную плату не меньше, чем на 25%».

Рабочие отметили, что их оклад составляет 25% от общей зарплаты, остальные 75% зависят от выработки. Сотрудники завода поинтересовались, какая именно часть зарплаты увеличится. Премьер пояснил, что необходимо будет заключать новые трудовые соглашения и в рамках этого соглашения вместе с профсоюзом, с одной стороны, и Объединенной строительной корпорацией (ОСК), с другой стороны, решать этот вопрос. В.В.Путин отметил, что у предприятия и ОСК появятся дополнительные ресурсы для повышения заработных плат, а сотрудники предприятия вместе с профсоюзами должны договориться с корпорацией о том, как именно будет повышаться заработная плата.

Во время общения рабочие также посетовали на то, что часть оборудования на предприятии устарела, и никто не занимался его модернизацией. По мнению Премьера, эта проблема будет решена благодаря заключенным сегодня контрактам.

В ответ на замечание рабочих о том, что с нынешней заработной платой молодые кадры на предприятие не привлечь, В.В.Путин сказал: «Вопрос должен быть поставлен следующим образом: сейчас появятся новые большие зарплаты, а заказы, связанные с производством современной, высокотехнологичной техники, потребуют от рабочих повышения квалификации, должна повыситься производительность труда. По мере повышения квалификации, роста производительности труда, рентабельности предприятия и должен решаться вопрос о повышении заработных плат». «Тогда и кадровый вопрос будет решаться по-другому», - резюмировал глава Правительства.

 

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/17284/