События

 
 
 

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин выступил на пленарном заседании Государственной Думы

 
 
 

Стенограмма выступления А.Л.Кудрина:

Здравствуйте, уважаемые депутаты! Сегодня хочу отчитаться об исполнении федерального бюджета за 2010 год. 2010 год - особый в истории нашей экономики, потому что российская экономика показала, насколько она может быстро выходить из кризиса, из очень глубокого кризиса, который случился как в мире, так и в России. Темпы роста мировой экономики снизились в 2009 году на 0,6%, а в 2010 году мировая экономика выросла на 5%.

Российская Федерация снизила объём экономики на 5,9% в 2009 году, и выросла в 2010 году на 4%. Таким образом, мы показали, что российская экономика имеет необходимые инструменты для борьбы с кризисом.

Значительную поддержку экономике оказала бюджетная политика, которая в рамках антикризисной программы в 2009 и в 2010 году осуществляла борьбу с кризисом. При этом в 2010 году завершилась работа Правительства в рамках антикризисных мер и завершились полномочия Правительства по особому порядку распределения бюджетных средств в целях оперативной борьбы с кризисом.

На фоне роста мирового спроса вырос и экспорт России. Например, напомню, что, если в 2009 году наш экспорт упал на 35%, то в 2010 году он вырос на 32%, почти восстановился до докризисного. Рост экспорта дополнительно дал росту российской экономики примерно 1% ВВП.

Среднегодовая цена на нефть составила в 2010 году 78 долларов за баррель, хотя в предыдущем году она была всего 61,1 доллара за баррель. Укреплялся эффективный курс рубля, он вышел на докризисный уровень. Девальвация была временной и по срокам. Рубль восстановил свою силу, что, конечно, способствовало некоторому приросту импорта в РФ. Это облегчило нашим предприятиям завоз технологий, оборудования, комплектующих для сложной высокотехнологичной продукции.

Несмотря на сохраняющийся отток капитала, международные резервы приросли на 36 миллиардов долларов. Денежная масса выросла на 31%. Хочу обратить на это внимание. У нас денежная масса каждый год росла и до кризиса, но темпами существенно более высокими. 31% – столько, сколько необходимо для нашей экономики. При росте 4-7% ВВП нам нужно, чтобы денежная масса не прирастала больше чем на 30%. Именно это обстоятельство способствовало мягкому и последовательному снижению инфляции в стране. Когда мы иногда тратили избыточные нефтяные резервы внутри России, это приводило к более высокой инфляции. Именно эта умеренная политика 2010 года показала, что мы можем жить в нормальном режиме, и инфляция будет снижаться. Она составила 8,8%.

В этом году Центральный банк, также проводя очень взвешенную политику, сумеет вместе с Правительством обеспечить инфляцию около 7 или даже менее процентов.

Вместе с тем, 2010 год был в отдельных сферах годом тяжёлым. У нас была засуха. Объём сельскохозяйственного производства снизился больше чем на 11%, что повлияло на общие темпы роста. Они могли бы быть не 4%, а существенно выше.

Тем не менее, восстановился прирост инвестиций, составив 6%. А объём инвестиций к ВВП составил 20,4%. Это практически докризисный уровень.

В период кризиса мы не допустили снижения реальных доходов населения. Реальная заработная плата выросла на 5,2%, реальные располагаемые доходы - на 4,1%.

Основные параметры бюджета. По доходам он был исполнен на 105,5% к прогнозу. Это составило 18,5% к объёму ВВП. По расходам - 22,5% к ВВП или 98,2% сводной бюджетной росписи.

Дефицит составил 4%. Но нам нужно также считать и ненефтегазовый дефицит. То есть ту часть бюджета, которая покрывается за счёт нефтяных денег, в том числе резервных фондов и заимствований. Ненефтегазовый дефицит составил 12,6%.

Еще раз напомню, что Россию в основном оценивают не по общему дефициту, по которому мы привыкли считать другие страны. Россию как страну наиболее зависимую от нефти, правильнее оценивать по ненефтегазовому дефициту. А он сохраняется на очень высоком уровне.

Этот ненефтегазовый дефицит, составивший 12,6% в 2010 году, примерно на 4-5% выше, чем нормальный, умеренный для нашей страны. Напомню, что в 2008 году он был всего 6,5%. Он возрос в два раза от докризисного 2008 года и это является по-прежнему предметом нашего беспокойства.

Сравнивая по объёму структуру доходов и расходов, могу сказать, что как налоговые, так и неналоговые доходы выросли к предыдущему году больше чем на 13%. В основном это были доходы, связанные с более высокой ценой на нефть. Но другой их частью были доходы, связанные с дополнительным ростом экономики, объёмом импорта, дополнительным перечислением прибыли Центрального банка. Доходы выросли по сравнению с 2009 годом. Но если сравнить их с 2008, докризисным годом, то они по-прежнему были ниже на 270 млрд рублей. Это связано с тем, что мы в период кризиса снижали налог на прибыль на 4%, перенесли страховые взносы из Федерального бюджета в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд. Кроме того, нефтегазовые доходы в среднем были на 2% ВВП меньше, чем в докризисный период.

По мере уменьшения антикризисной программы по сравнению с 2009 годом сокращались расходы на национальную экономику на 25%. Но, тем не менее, они были выше, чем в 2008 году. Антикризисная программа свою задачу выполнила, мы поддержали предприятия и уменьшили расходы на поддержку экономики. Тем не менее, они остались выше, чем в докризисном 2008 году.

Расходы на образование росли и в кризисный 2008 год. В 2009 году - на 17%. В 2010 году - на 5,9%.

Росли и другие статьи. В целом в реальном выражении в 2010 году расходы были выше, чем в 2008 году на 12,9%.

Напомню, что в 2010 году были серьёзно повышены пенсии. Несмотря на то, что экономика ещё не полностью вышла из кризиса, общий объём пенсий вырос на 45%. Мы сохраняли поддержку всех ключевых отраслей. Они в расходах росли. Тем не менее, бюджет Пенсионного фонда имел дефицит, и мы направили из федерального бюджета на дефицит Пенсионного фонда 1 трлн 316 млрд рублей. Были предоставлены гарантии для поддержки инвестиций на сумму 299 млрд рублей.

Резервный фонд в 2010 году не пополнялся. Мы в основном, как вы помните, тратили. Потратили суммарно из Резервного фонда и Фонда национального благосостояния 996 млрд рублей. Напомню, что в 2009 году из Резервного фонда потрачено 3,1 трлн рублей.

Часто спрашивают, почему резервные фонды не размещаются внутри России? Это означало бы, что как только нам эти фонды потребуются, мы бы все эти ценные бумаги, которые обращаются на российском рынке на сумму 3 трлн, должны были бы продать. Это означает, что до кризиса, когда мы их покупали, мы бы создали пузырь. А в период кризиса, когда денег предприятиям не хватает, мы бы эти ценные бумаги продали. Падение нашего фондового рынка в момент, когда бы государство вышло и продало бы ценные бумаги, чтобы потратить на расходы бюджета, означало бы просто коллапс нашего фондового рынка. Ещё раз повторяю, Россия не может накопленные резервы в таком объёме размещать на внутреннем рынке. Он с точки зрения количества эмитентов, числа надёжных предприятий существенно уступает иностранным. Не соответствует по емкости возможностям даже нашего Резервного фонда.

В 2009 году мы продали на 3 трлн рублей ценных бумаг ведущих государств с самым высоким рейтингом. Мы мобилизовали 97 млрд долларов и потратили на свои нужды. Мы их продали без ущерба, с прибылью. Так мы сохранили и поддержали свой рынок, переводя извне соответствующие инвестиции внутрь. Вот это и была антикризисная политика. Это соответствует лучшим стандартам такой политики в мире. Как вы знаете, наша антикризисная политика была признана одной из лучших в мире в соответствующих рейтингах.

В 2010 году мы существенно помогли субъектам Российской Федерации. Мы передали им всевозможных дотаций, субвенций и субсидий на сумму 1 трлн 398 млрд рублей. Из них на дотации - 523 млрд, на субсидии по разным федеральным целевым программам - 415 млрд, на субвенции - 379 млрд, на другие межбюджетные трансферты - 72 млрд.

В 2009 году, когда субъектам было трудно получать деньги на рынке, мы реализовали специальную антикризисную программу кредитов. Мы дали субъектам кредитов на 170 млрд рублей. Кстати, уже в этом, и в следующем году необходимо некоторые из них возвращать. Мы не сможем всем продлить сроки возврата. Это было бы неправильно, тем более что у предприятий, у субъектов растут доходы. Но примерно до уровня около 50% этих кредитов мы сможем рефинансировать на более длительный срок. А остальная часть кредитов должна рефинансироваться на рынке, который сейчас является благоприятным.

Завершаю своё выступление. Слышал, что прозвучали вопросы, связанные с отчетом Счётной палаты о том, что найдено замечаний на сумму 145 млрд рублей в бюджете. Они не носят характера хищений или какого-либо уголовного деяния. Они должны исправляться в рамках административных мер. Имеется в виду, например, что нарушены процедуры госзакупок. Это не значит, что госзакупки неверно проведены, неправильно ушли деньги. Просто нарушена процедура госзакупки, процедура отчётности по министерствам и ведомствам. Мы будем принимать меры в отношении отчётности, таких случаев, которые требуют административного влияния. Мы такие решения примем, на этот счёт по министерствам будут решения Правительства.

Спасибо.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/16517/