Версия для слабовидящих

7 июля 2011

Материалы к заседанию Правительства Российской Федерации 7 июля 2011 года

ПРЕСС – РЕЛИЗ*

На заседании Правительства Российской Федерации 7 июля 2011 года планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проекте основных направлений бюджетной политики и основных характеристиках федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Минфин России внес для рассмотрения на заседании  Правительства Российской Федерации проект основных направлений бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и основные характеристики федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством  которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления. В этот же период должны быть приняты меры по снижению зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращению его дефицита.

Предусматриваются следующие основные приоритеты бюджетных расходов:

безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;

обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

индексация в 2012 году фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия;

обеспечение реализации программ модернизации здравоохранения и образования;

обеспечение закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;

обеспечение реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

обеспечение с 2012 года милиции общественной безопасности за счет средств федерального бюджета;

поддержка инновационного и инвестиционного развития.

Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

II. Основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. 

Представленные Минфином России основные характеристики федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы исходя из сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, принятых за основу на заседании Правительства Российской Федерации 21 апреля 2011 г.

Основные параметры федерального бюджета:

млрд. рублей

 

2010 год (отчет)

2011 год
(закон)

проект

2012 год

2013 год

2014 год

 

 

 

 

 

 

Доходы, всего

8 305,4

10 303,4

10 614,6

11 674,0

12 631,2

%% к ВВП

18,5

19,3

18,4

18,4

17,9

Расходы, всего

10 117,5

11 022,5

12 185,1

13 418,3

14 279,6

%% к ВВП

22,5

20,7

21,2

21,2

20,3

в том числе условно утверждаемые

 

 

 

335,5

714,0

%% к общему объему расходов

0,0

0,0

0,0

2,5

5,0

Дефицит

-1 812,1

-719,1

-1 570,5

-1 744,3

-1 648,4

%% к ВВП

-4,0

-1,3

-2,7

-2,7

-2,3

В 2012-2014 годах планируется рост расходов федерального бюджета, как в номинальном, так и в реальном выражении:

Показатель

2011 год
(закон)

Прогноз

2012 год

2013 год

2014 год

Прирост к предыдущему году (расходы всего):

млрд. рублей

905,0

1 162,6

1 233,2

861,3

% (в номинальном выражении)

8,9

10,5

10,1

6,4

% (в реальном выражении)

2,3

4,3

4,4

1,4

Прирост к предыдущему году
(расходы без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов РФ):

млрд. рублей

905,0

926,2

1 194,0

1 136,9

% (в номинальном выражении)

8,9

8,4

10,0

8,7

% (в реальном выражении)

2,3

2,3

4,3

3,5

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

III. Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2012-2014 год осуществляется исходя из следующих основных подходов:

определение объемов бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы на основе утвержденных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» с учетом решений, изменяющих параметры планового периода утвержденного бюджета;

передача с 2012 года финансового обеспечения милиции общественной безопасности на федеральный бюджет;

определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации с 1 октября 2012 года на 6% фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих, с 1 апреля 2012 года на 6% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2012 года на 6%;

компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения  на 2012-2013 годы тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30%,  а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. рублей в размере 10 % для плательщиков страховых взносов);

определение бюджетных ассигнований, необходимых для предусмотренной законодательством Российской Федерации индексации по уровню инфляции публичных нормативных и приравненных к ним обязательств;

проведение реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

определение  бюджетных ассигнований, необходимых для индексации с 1 января 2012 года на 6%, с 1 января 2013 года на 5,5%, с 1 января 2014 года на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц.

Предлагается направить бюджетные ассигнования федерального бюджета на следующие ключевые направления.

1. В 2012 – 2014 годах в целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на покрытие его дефицита будут выделяться ассигнования из федерального бюджета в 2012 году в размере 1 060,1 млрд. рублей, в 2013 году – 1192,7 млрд. рублей, в 2014 году – 1 355,7 млрд. рублей. Общий объем трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации составит в 2012 году - 2 621,8 млрд. рублей, в 2013 году – 2 857,1 млрд. рублей, в 2014 году – 3 150,1 млрд. рублей.

2. Бюджетные ассигнования  на оплату труда  в 2012-2014 годах определены с учетом решений об индексации фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, и выплат, зависящих от размера денежного довольствия (кроме федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается проведение в 2012 году реформы денежного довольствия), денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих.

3. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере образования  составит  в  2012 году  547,2 млрд. руб., в 2013 году – 508,5 млрд. рублей, в 2014 году – 454,5 млрд. рублей.

В рамках формирования  федерального бюджета  на 2012-2014 годы  предусмотрены бюджетные ассигнования на  индексацию стипендиального фонда обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования с 1 сентября 2011 года  на 9%  и с 1 сентября 2012 года на 6%. Также запланированы ассигнования на увеличение стипендиального обеспечения интернов и ординаторов в расчете на год  в связи с повышением с 1 июня 2011 года размеров стипендий интернов и ординаторов до величины прожиточного минимума – 6 367 рублей.

Кроме того, предусмотрены бюджетные ассигнования на совершенствование стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования в 2012 году в объеме 9,9 млрд. рублей, в 2013 и 2014 году по 10,1 млрд. рублей ежегодно.

4. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере здравоохранения в 2012 - 2014 годах составит соответственно 498,8 млрд. рублей, 454,0 млрд. рублей, 445,0 млрд. рублей.

5. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» составят в 2012 году 1 847,7 млрд. рублей, в 2013 - 2 334,7 млрд. рублей и 2014 году - 2 752,6 млрд. рублей.

Приоритетной задачей в данном направлении является финансовое обеспечение Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами  вооружения и военной техники. При этом основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

Планируемое ресурсное обеспечение Вооруженных Сил соответствует задачам их строительства и развития.

6. Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере науки гражданского назначения составит в 2012 году 254,7 млрд. рублей, в 2013 году – 244,8 млрд. рублей, в 2014 году – 199,0 млрд. рублей.

 Планируемые объемы бюджетных ассигнований позволят поступательно развивать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевое условие перехода экономики на инновационный путь развития.

7. Финансовое обеспечение проектов, одобренных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России будет осуществляться за счет средств частных инвесторов, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. На реализацию указанных проектов планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2012 году – 10 млрд. рублей, в 2013 году – 6,3 млрд. рублей, в 2014 году – 3,6 млрд. рублей. Снижение объема бюджетных ассигнований к 2014 году вызвано планируемым завершением в 2013 году десяти проектов.

IV. Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2012-2014 годы будет направлена на:

обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории.

Расходные обязательства Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации определены на основании международных договоров и соглашений, оригинальных графиков платежей иностранным кредиторам в соответствии с двусторонними соглашениями, условий выпуска государственных ценных бумаг, а также прогнозного уровня процентных ставок на 2012 – 2014 годы.

млрд. рублей

 

2011 год (закон)

2012 год

2013 год

2014 год

проект

% к предыдущеему году

проект

% к предыдущему году

проект

% к предыдущему году

Обслуживание государственного и муниципального долга, всего

350,7

438,9

125,1

538,0

122,6

640,2

119,0

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации

271,3

360,9

133,1

450,4

124,8

543,1

120,6

Обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации

79,4

77,9

98,1

87,6

112,5

97,1

110,8

 

2. О проекте основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

Минфином России представлен проект основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Документ содержит оценку итогов реализации основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных в 2010 году, и устанавливает приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики на 2012 – 2014 годы – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В качестве основных целей налоговой политики указываются поддержка инновационной деятельности, а также деятельности в области образования и здравоохранения.

В целом одобрение Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов позволит установить ориентиры в налоговой сфере для экономических агентов, определить источники поступления доходов бюджетов всех уровней, приоритетные направления налогового стимулирования, а также сформировать предпосылки для расширения налоговой автономии региональных и муниципальных властей.

В 2012 - 2014 годах предлагается совершенствование налоговой системы по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала предусматривает:

  • снижение с 2012 года ставок страховых платежей на обязательное социальное страхование до 20% в отношении выплат до 512 тыс. рублей на одного работника для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, в отношении некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций. По остальным категориям плательщиков ставки страховых платежей снижаются с 34 до 30 процентов. С выплат, превышающих установленный предел в размере 512 тыс. рублей на одного работника, предусмотрено взимание дополнительного тарифа в размере 7 и 10% соответственно;
  • совершенствование амортизационной политики, в частности, с целью уточнения порядка применения амортизационной премии, а также исключения манипуляций со стороны недобросовестных налогоплательщиков;
  • расширение льгот и налоговых вычетов при осуществлении социально-значимых расходов и ряд других.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот предполагает проведение инвентаризации и оптимизации установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам, с сохранением на ближайшую перспективу льгот в отношении линейных объектов субъектов естественных монополий, а также анализ действующих механизмов налогового стимулирования (в том числе налоговых льгот) с целью выявления неэффективных и невостребованных льгот.

3. В части акцизного налогообложения предполагается увеличение ставок акцизов на подакцизную табачную и алкогольную продукцию темпами, опережающими инфляцию. В отношении иных категорий подакцизных товаров предусматривается сохранить ранее установленные ставки акцизов на 2012 и 2013 годы с их индексацией на 10% в 2014 году.

4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями будет направлено на реализацию комплекса мер по установлению льготного порядка налогообложения операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, и также при получении и выплате дивидендов. Кроме того, предусмотрено предоставление дополнительных льгот по НДС в отношении профильной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что, как отмечается, соответствует мировой практике.

5. В части налога на прибыль организаций предусматривается упрощение порядка учета для целей налогообложения доходов от реализации недвижимого имущества.

6. В части налогообложения природных ресурсов предполагается совершенствование механизмов налогообложения нефтяной и газовой отрасли с учетом решений о повышении налоговой нагрузки на газовую отрасль на 150 млрд. рублей в 2012 году,  в 2013 году – на сумму до 168,3 млрд. рублей, и в 2014 году – на сумму до 185,9 млрд. рублей с переходом к установлению ставки НДПИ при добыче газа горючего природного в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ. Кроме того, предусматривается возможность установления ставок налогов в отношении полезных ископаемых в зависимости от их стоимости на мировом рынке, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50 процентов.

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов предусматривает введение патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей с 2012 года и определяет параметры поэтапной отмены системы налогообложения на основе вмененного дохода в 2012-2014 годах.

8. В части введения налога на недвижимость предполагается введение налога на недвижимость после планируемого завершения в I квартале 2012 года работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

9. В части налогового администрирования предусматривается анализ положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью выявления и исправления пробелов и неточностей, а также проведение работы по установлению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения.

Указанные меры в среднесрочной перспективе будут ориентированы на увеличение доходов бюджетной системы (главным образом от налогообложения  потребления, природной ренты, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества).

Стимулирующая роль налоговой системы будет направлена на технологическое обновление, модернизацию производства, а также развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера.

К основным новациям, предлагаемым для реализации в 2012-2014 годах, относятся меры в области предоставления льгот и налоговых преференций на основе анализа их эффективности, введение механизмов налогообложения газа и иных природных ископаемых, если доля экспорта таких природных ископаемых превышает 50 процентов, в зависимости от их стоимости на мировом рынке, законодательное формирование подходов к определению критериев уклонения от налогообложения и оптимизации налогообложения, а также изменение ставок страховых платежей в государственные внебюджетные фонды.

3. О проекте основных направлений таможенно-тарифной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 

Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов подготовлен Минэкономразвития России.

Проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлений внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года.

В 2012 году и в плановый период 2013-2014 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться в условиях восстановления докризисных объемов внешней торговли. Важнейшим условием ее проведения станут процессы адаптации к новым институциональным условиям в рамках Таможенного союза – принятие решений на уровне Комиссии Таможенного союза, учет интересов Белоруссии и Казахстана при проведении таможенно-тарифной политики, применение Таможенного кодекса Таможенного союза и Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Региональная экономическая интеграция в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства создаст благоприятные предпосылки для получения преимуществ компаниями России, Казахстана и Белоруссии на рынках трех стран. Создаваемые стимулы будут способствовать расширению внутрисоюзных экономических связей, формированию развитой внутренней конкурентной среды, что в сочетании с мерами по либерализации внешней торговли с третьими странами найдет отражение в направлениях коллективной таможенно-тарифной защиты общего рынка. Меры таможенно-тарифного регулирования утратят экстренный, антикризисный характер, усилится их стимулирующая, точечная настройка на проведение согласованной в рамках Таможенного союза промышленной и структурной политики.

 4. Об основных характеристиках бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»

 Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подпункте «б» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, а также во исполнение подпункта 2 «г» пункта 3 поручения Правительства Российской Федерации от 7 мая 2010 г. № СИ-П16-2924.

 Законопроектом предусматривается в целях нормативного правового закрепления механизма ротации на государственной гражданской службе внести изменения в следующие федеральные законы:
«О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и Жилищный кодекс Российской Федерации.

 Законопроектом устанавливается, что ротация на федеральной гражданской службе будет осуществляться только в отношении лиц, замещающих должности категории «руководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции.

 Ротация по иным должностям федеральной гражданской службы, включенным в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, может проводиться по утвержденным Президентом Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и по утвержденным Правительством Российской Федерации перечням должностей федеральной гражданской службы, сформированным на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

 Законопроектом определяются условия, сроки и порядок проведения ротации государственных гражданских служащих, а также устанавливаются государственные гарантии гражданским служащим, подлежащим ротации.

Законопроект не связан с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

 Законопроектом предусматривается проведение ротации гражданских служащих в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том или в другом государственном органе, а также устанавливаются государственные гарантии гражданским служащим, подлежащим ротации.

 В связи с тем, что предоставление государственным гражданским служащим государственных гарантий при ротации в иную местность потребует выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета в размере 322,5 млн. рублей (в расчете на год), вступление в силу законопроекта предусматривается с 1 января 2013 г.

Реализация законопроекта не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами»

Законопроект направлен на экономическое стимулирование сокращения объемов образования и захоронения отходов, в том числе путем их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, а также на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов.

В настоящее время в результате недостаточно полной переработки сырья наблюдается как рост образования отходов, так и увеличение объема отходов производства, направляемых на захоронение.

Законопроект конкретизирует установленные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении:

  • приема отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой субъектами малого и среднего предпринимательства в уведомительном порядке;
  • возможности включения в региональные программы социально-экономического развития прогнозных показателей и мероприятий по сокращению количества твердых бытовых отходов, направляемых на захоронение и утверждения балансовых схем образования и удаления экологически безопасными способами отходов производства и потребления.

Законопроектом устанавливается обязательность производителя утилизировать произведенную им готовую продукцию и тару, потерявшую потребительские свойства, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право по установлению порядка приема тары, пригодной для многоразового использования, под ранее внесенный залог.

Предлагаемые меры государственного регулирования позволят увеличить объем переработки отходов и, соответственно, приведет к экономии сырьевых и материальных ресурсов, а также уменьшению количества отходов, направляемых на захоронение.

В целях стимулирования строительства экологически безопасных объектов размещения отходов, законопроектом предлагается не взимать плату за размещение отходов на специализированных объектах размещения отходов, обеспеченных специальными системами инженерной защиты и не оказывающих непосредственного негативного влияния на окружающую среду.

Принятие законопроекта позволит сократить как образование отходов, так и объем отходов, направляемых на захоронение, в том числе, путем их вовлечения в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов, а также уменьшить негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов.

Предлагаемые уточнения имеющихся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации не приведут к появлению новых расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации, поскольку указанные полномочия уже установлены в действующих законодательных актах.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий»

Законопроект направлен на формирование новой системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду и комплекса мер экономического стимулирования для внедрения наилучших доступных технологий и реализации мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды.

Законопроектом предлагается, исходя из установленных Правительством Российской Федерации критериев, определить три категории объектов хозяйственной деятельности:

  • экологически опасные объекты
  • объекты, оказывающие умеренное воздействие
  • объекты, оказывающие незначительное воздействие.

Законопроектом предусмотрено:

а) в отношении экологически опасных объектов:

  • установление нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов комплексным разрешением вместо действующих в настоящее время трех видов индивидуальных разрешений;
  • осуществление государственного экологического контроля и проведение государственной экологической экспертизы на федеральной уровне.

 б) в отношении деятельности на объектах, оказывающих умеренное воздействие:

  • представление в установленном порядке деклараций о планируемых объемах выбросов, сбросов загрязняющих веществ, в состав которых включаются расчеты нормативов допустимых выбросов и сбросов, выполненные по утвержденным методикам.

 в) в отношении деятельности на объектах, оказывающих незначительное воздействие:

  • представление отчетности об объемах фактически осуществленных ими выбросов, сбросов загрязняющих веществ в уведомительном порядке.

В связи с исключением требований о получении экологических разрешений для подавляющего большинства субъектов предпринимательской деятельности, законопроектом предлагается:

  • ввести государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в форме государственной электронной информационной системы, определив требования к ее созданию и ведению;
  • сохранить действующую систему поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов и сбросов путем установления временно разрешенных выбросов, сбросов на период реализации планов мероприятий по снижению негативного воздействия, определив при этом срок его реализации на период, не превышающий 7 лет (период инвестиционного цикла) и не подлежащий продлению;
  • закрепить основные принципы внедрения и регулирования наилучших доступных технологий в Российской Федерации, а также установить основы технологического нормирования на принципах наилучших доступных технологий и области его применения.

Законопроектом предусмотрено, что для наилучшей доступной технологии определяются показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу производимой продукции, которые применяются в системе технологического нормирования для ряда экологически опасных объектов. В качестве основы предлагается использовать международные справочники наилучших технических методов.

В целях экономического стимулирования внедрения наилучших доступных технологий субъектами предпринимательской деятельности законопроектом предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части:

  • уменьшения налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам;
  • представления инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов;
  • применения дополнительного коэффициента 2 к норме амортизации оборудования.

Стимулирующими мерами, предусмотренными законопроектом, также является предоставление льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а именно:

  • установление порядка корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которым из рассчитанной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактически произведенные плательщиком затраты на осуществление мер по снижению воздействия на окружающую среду;
  • отказ от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду при применении наилучшей доступной технологии.

Одновременно законопроектом предлагается ужесточить экономические санкции к хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность с превышением нормативов допустимого воздействия, введя по истечении 3 лет с момента вступления закона в силу коэффициенты к ставкам платы за негативное воздействие 25 и 100, вместо применяемых в настоящее время 5 и 25.

Законопроектом предусмотрено формирование Правительством Российской Федерации перечня объектов хозяйственной деятельности, имеющих важное социально-экономическое значение, для которых новые требования создают риск закрытия (банкротства) или роста себестоимости продукции, имеющей важное социальное значение (тарифы на электроэнергию, воду и т.п.). Для этих объектов допускается установление временно разрешенных выбросов, сбросов загрязняющих веществ без планов мероприятий по охране окружающей среды.

В связи с необходимостью поэтапного введения отдельных положений, а также организации работы по переходу к новой системе нормирования в области охраны окружающей среды законопроектом закрепляется поэтапный переходный период, равный 14 годам после вступления закона в силу.

В целях приведения в соответствие с предлагаемыми положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» законопроектом предлагается внесение изменений в федеральные законы:

  • «Об охране атмосферного воздуха» и «Об отходах производства и потребления»;
  • «Об экологической экспертизе»;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принятие законопроекта позволит:

  • сократить антропогенные нагрузки на компоненты окружающей среды до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям;
  • снизить административные барьеры при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • модернизировать действующие производства путем внедрения наилучших существующих технологий.

 

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях»

Законопроект разработан в целях совершенствования процедур признания документов иностранных государств об образовании, ученых степенях и ученых званиях, повышения конкурентоспособности национальной науки и образования посредством упрощения доступа зарубежных высококвалифицированных специалистов и ученых к дальнейшему продолжению образования или трудоустройству в Российской Федерации, а также развития международной академической мобильности.

Законопроектом предлагается признавать без каких-либо дополнительных процедур документы иностранных государств об образовании и (или) квалификации, подпадающие под действие соответствующего международного договора о взаимном признании и эквивалентности.

Аналогичным образом предлагается признавать документы об образовании, выданные ведущими иностранными образовательными учреждениями, перечень которых будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.

В ином случае признание документа иностранного государства об образовании и (или) квалификации будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан.

Принятие законопроекта позволит обеспечить возможность автоматического признания в Российской Федерации документов об образовании, квалификации, ученых степенях, и ученых званиях, выданных ведущими иностранными и научными организациями.

9. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о транзите вооружения, военной техники, военного имущества и персонала через территорию Российской Федерации в связи с участием Вооруженных Сил Королевства Швеция в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан

Внесенным проектом постановления Правительства Российской Федерации предлагается одобрить проект указанного Соглашения и представить Президенту Российской Федерации предложение о его подписании.

Положения данного Соглашения создают международно-правовую основу для предоставления Российской Федерацией в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН возможности транзита через свое воздушное пространство вооружения, военной техники и военного имущества, а также военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Королевства Швеция, которые направляются для использования и участия в операциях, проводимых Международными силами содействия безопасности в Афганистане.

10. О представлении Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах

Проектом постановления предусматривается одобрить и представить Президенту Российской Федерации для внесения на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, подписанное в г. Сухум 16 октября 2010 г.

Соглашение направлено на укрепление сотрудничества в области таможенного дела и борьбы с таможенными правонарушениями, облегчение пассажирского и грузового сообщения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия, обеспечение взимания таможенных платежей в полном объеме и соблюдение установленных в соответствии с законодательством Сторон запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через границу между Сторонами.

Соглашение в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» после подписания подлежит ратификации, так как содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. О выделении Правительству Республики Дагестан из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований для компенсационных выплат физическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, совершенного 14 января 2011 г. в г. Хасавюрте (Республика Дагестан)

12. О выделении Правительству Республики Дагестан бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями 27 января 2011 г. в г. Хасавюрте (Республика Дагестан)

Москва,

6 июля 2011 года

* Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.