События

 
 
 

Владимир Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Необходимо принципиально изменить идеологию государственного контроля. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года. И на основании представленных документов, без посещения соответствующих предприятий».

Cтенограмма начала заседания Президиума Правительства Российской Федерации:

В.В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Давайте обменяемся оперативной информацией. Уже есть итоги исполнения бюджета за первую половину года. Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л. Кудрину), пожалуйста, расскажите об этом.

А.Л. Кудрин: Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Подведены итоги исполнения бюджета за первое полугодие. Доходы составили 4 трлн 369 млрд руб. Это на 35% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Точный прирост доходов. Я бы сегодня сказал о приросте доходов в субъектах Российской Федерации, в которые не поступают в таком объеме доходы от нефтепродуктов. Доходы субъектов Российской Федерации выросли на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Соответственно, расходы на федеральном уровне также наращиваются при росте на 40%. Мы завершили первое полугодие лучше, чем в прошлом году. Расходы от объема бюджета, которые прошли в Государственной Думе в виде поправок, составили 41%. Это больше, чем в прошлом году, поэтому хотелось бы, чтобы все другие министерства исполняли свои обязательства стабильно.

Если говорить о субъектах Российской Федерации, то они, соответственно, также увеличили свои расходы на 34% в этом полугодии по сравнению с первым полугодием прошлого года. Дополнительные доходы позволили субъектам сократить задолженность. И только восемь субъектов в первом полугодии проработали с дефицитом. Не исключается, что дополнительные доходы они частично направили на погашение долгов за предыдущие годы. Это позволяет сейчас стабильно выполнять те обязательства по заработной плате, которые они взяли на себя, - на 14% увеличить зарплату с 1 февраля. Уже в июне они увеличили объем зарплат для учителей, врачей с учетом сезонного характера. Объем фондов зарплат вырос на 35%, что является сезонным фактором. Те, кто ушел на длительный отдых (учителя, врачи) были обеспечены отпускными.

В.В. Путин: Большое спасибо. Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А. Голиковой), принят закон, касающийся трудовых пенсий жен военнослужащих, дипломатических работников. Есть некоторые решения по поводу пенсий военнослужащим. Прокомментируйте, пожалуйста, этот вопрос.

Т.А. Голикова: В конце прошлой недели, 11 июля, Совет Федерации в окончательной редакции одобрил два закона. Первый - о порядке назначения страховой пенсии женам военнослужащих, которые находились с супругами в гарнизонах и не имели возможности получить работу, и женам дипломатических работников, которые находились в командировке и также не имели возможности получить работу.

По Вашему поручению сюда же во втором чтении была включена поправка, которая касалась установления страховой части пенсии для зачета страховой ставки в период ухода за детьми-инвалидами, инвалидами первой группы и престарелыми родственниками, достигшими 80-летнего возраста.

Эта норма ранее была в законодательстве, но она не обеспечивалась соответствующими финансовыми ресурсами и, по сути, не работала. С 1 января 2009 года эти три категории будут обеспечиваться Пенсионным фондом в установленном порядке посредством перечисления трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, по Вашему давнишнему поручению был принят закон относительно того, что военнослужащие и государственные служащие имеют право на страховую часть пенсии, а не только на пенсию по выслуге лет, как это было раньше, если они выплачивают страховые взносы в пенсионную систему. Важно, что назначение этой страховой части будет осуществляться вне зависимости от даты подачи заявления.

По Вашим давним поручениям эти два законопроекта реализованы, а с 1 января 2009 года заработают.

В.В. Путин: Хорошо, спасибо.

Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А. Зубкову), Вы были в Мурманске и Тамбове. Решали там вопросы рыбохозяйственного комплекса. Расскажите об этом, пожалуйста.

В.А. Зубков: На прошедшей неделе я провел ряд встреч с представителями рыбохозяйственной отрасли в Мурманске - с рыбопереработчиками, рыбопромышленниками, моряками. Разговор получился конструктивным. Обсудили, как на практике происходит реализация решения Правительства, направленного на развитие технической переработки рыбы. Речь идет об упрощенном порядке оформления в портах рыболовецких судов, то есть выполнении 184-го постановления Правительства, которое было принято три месяца назад.

Надо сказать, что в целом постановление сегодня работает. Если ранее судна могли простаивать по двое - трое суток, то сейчас основное время оформления - три часа. Более 90% судов укладываются в эти сроки. Еще есть исключительные единичные случаи. Это связано с тем, что таможенные органы пока еще ведут сплошные досмотры судов, а не выборочные, используя уведомительный характер. Я думаю, что мы решим этот вопрос с таможенниками в ближайшее время, чтобы они привели свои нормативные документы в соответствие с постановлением.

Еще надо отрегулировать этот вопрос с ведомствами ветеринарного и санитарного надзора. Я думаю, что мы с этим разберемся, потому что те ветеринарные ведомства, которые подчиняются региональной администрации, берут с каждого судна по 140 тысяч рублей. При этом они используют функции, не присущие им, то есть реализуют контрольные государственные функции. По сути, они не имеют права этого делать. Здесь мы тоже наведем порядок.

Второй вопрос. С 1 января 2009 года все уловы будут доставляться на территорию России. Это означает, что объемы рыбы, доставляемой в наши порты (то есть количество судов и объемы продукции), возрастут в два раза.

И здесь, конечно, первостепенной задачей становится развитие портовой инфраструктуры, береговой переработки. Их уровень сегодня пока крайне низкий, хотя доходность этого сектора экономики очень высока. Мы намерены в полной мере использовать здесь возможности частно-государственного партнерства. Семнадцатого августа на заседании будет впервые принята Федеральная целевая программа по развитию рыбной отрасли. Я думаю, что мы ее внимательно рассмотрим и примем.

Другой проблемой, которая волнует рыбаков, является высокая цена на дизельное топливо. Цена солярки достигает 30 рублей за литр, что делает невыгодной добычу селедки, пикши, салаки, путассу, мелких сортов рыбы, которые традиционно популярны у малообеспеченных слоев населения. По сути, если мы сейчас не примем меры, эта продукция может просто исчезнуть с прилавков. Я думаю, что мы этого допустить не можем. Необходимо принять меры дотирования дизельного топлива при условии инвестирования рыбаками в модернизацию рыболовецких судов. Дело в том, что сегодня наши рыбаки жгут на одну тонну рыбы 400 литров дизеля. Современные двигатели делают это в 2 - 3 раза эффективнее.

К субсидированию ставки рефинансирования по кредитам надо подходить по аналогии с сельским хозяйством. Может быть, введение единого вмененного налога на рыбу. Это та же продовольственная продукция. Все эти вопросы мы обсудили на заседании Комиссии по развитию рыбохозяйственного комплекса, даны поручения. Как эти поручения будут отработаны - мы проконтролируем.

В пятницу в Тамбове принял участие в совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса в Центральном федеральном округе. Были все губернаторы, руководители предприятий, бизнес. Есть положительная динамика в наращивании производства сельхозпродукции. Но есть и проблемы. Это в основном земельные вопросы, рост цен на энергоресурсы, минеральные удобрения.

К сожалению, только подключение к энергосетям составляет сегодня более 20% стоимости проекта. Это приводит к снижению инвестиционной активности, потому что эти деньги нужно сразу вносить. В этом отношении считаю целесообразным рассмотреть ряд предложений представителей отрасли. Они будут об этом говорить. Я думаю, мы все эти предложения рассмотрим на заседании Комиссии по развитию агропромышленного комплекса.

Успех развития агропромышленного комплекса регионов зависит и от самих руководителей - от губернаторов. Надо сказать, что сегодня в тех регионах, где удельный вес финансирования из региональных бюджетов достигает 8 - 10%, например, в Белгородской и Орловской областях. Там есть хорошие результаты. А там, где на долю АПК выделяют 1 - 2%, сельхозпроизводители оказываются незащищенными от любых конъюнктурных изменений в экономике. Алексей Леонидович (А.Л. Кудрин) докладывал, что бюджеты территорий и в прошлом году росли очень активно, даже, по-моему, опережающими темпами по сравнению с федеральным бюджетом. В этом году рост составил около 40%. Поэтому я по итогам совещания рекомендовал бы губернаторам обеспечить на региональном уровне реализацию мер, которые предусмотрены, кстати, Вашим поручением по итогам поездки в Ессентуки.

По итогам всех этих предложений мне Алексей Васильевич (А.В. Гордеев) докладывал, что ряд губернаторов посмотрели свои дополнительные доходы и выделяют на поддержку АПК дополнительные средства.

В.В. Путин: Хорошо. Алексей Васильевич (обращаясь к А.В. Гордееву), как уборка идет?

А.В. Гордеев: Владимир Владимирович, уборка набирает темпы. Мы перешагнули 10-миллионный показатель сбора урожая. Сегодня, на 14 июля, собрано 11 млн тонн зерна. В основном это озимый ячмень. Урожайность хорошая - 40,6 центнеров с гектара. Это на 9 центнеров с гектара больше, чем в прошлом году. Лидеры - Краснодарский край (4 млн тонн), Ставропольский край (3,6 млн тонн), Ростовская область (2,5 млн тонн). В Волгоградской области селяне приступили к работе. Ожидаем, что к уборке зерновых приступят Саратовская и Воронежская области.

Сейчас на юге уже начинают убирать озимую пшеницу. Урожайность тоже хорошая. Погодные условия благоприятствуют, и мы видим, что темпы сбора урожая этого года будут увеличиваться. Так что ситуация нормальная.

В.В. Путин: Хорошо. Как в восточной части страны?

А.В. Гордеев: По восточной части мы пока мониторим ситуацию, связанную с погодой. Смотрим, как развиваются растения. Я выходил на связь с Амурской областью, Алтайским краем, Омской, Новосибирской областями. Пока ситуация хорошая. Учитывая, что там яровой сев, можно прогнозировать, что урожай в регионах Сибири будет не меньше прошлогоднего.

В.В. Путин: Хорошо. Вы и сегодня занимались земельными отношениями?

А.В. Гордеев: Да, Владимир Владимирович. По поручению Виктора Алексеевича (В.А. Зубкова) рассмотрели вопросы земельных отношений на расширенной коллегии. Участвовали и Генеральная прокуратура, и Счетная палата. Эти полномочия в части сельхозземель нам передали буквально два месяца назад. Надо отметить, что проблема очень комплексная. Здесь и вопросы проведения землеустройства, и кадастровые оценки, и развитие земельной ипотеки, а также вопрос вовлечения в оборот выпавших земель.15 млн гектаров земли у нас за годы реформ выбыли из сельскохозяйственного оборота. Очень актуален контроль над использованием сельскохозяйственной земли по назначению. Мы видим, что сейчас идут рейдерские захваты, действуют спекулянты, рассматривающие землю не как средство производства, а как актив для своего финансового благополучия. Подготовили целый план действий, мероприятий. Определились, что в сентябре Виктор Алексеевич (В.А. Зубков) рассмотрит это на Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, где будут участвовать все министерства и ведомства. Подготовим комплексное изменение в действующее законодательство по решению этих накопившихся проблем.

В.В. Путин: Алексей Васильевич, мы еще в рамках нацпроекта «Доступное жилье» говорили об использовании части земель. Чтобы не было так, как в народе говорят, «собака на сене». Чтобы земли использовались. Если не использовать их по формальному назначению, нужно принимать решение по их перепрофилированию. Я имею в виду, что Вы будете подходить объективно, и не будет ведомственных сдвигов в сознании на этот счет. Потому что мы передали эту функцию от Министерства экономического развития - ведомства, которое занимается проблемами экономики в целом, - вам, ведомству, которое непосредственно занимается данной сферой. Но вопросы должны рассматриваться объективно.

А.В. Гордеев: Владимир Владимирович, нам эта задача понятна. Более того, у нас столько сельхозземли, что мы можем полмира расселить, построить жилье. Здесь нет никаких противоречий.

В.В. Путин: Это я понимаю. Я сейчас, как в деревне говорят, «не об этим, а о другим». Вы понимаете, о чем я говорю? Рядом с городами, с крупными населенными пунктами много неиспользуемых земель.

А.В. Гордеев: Конечно. Подход такой: если есть территориальный план развития поселка, поселения, то все, что попадает в границы (здесь вопросов нет), все это должно переходить под строительство жилья, сферу услуг, промышленные объекты. Здесь у нас нет противоречия.

В.В. Путин: Тем более что мы будет фонд создавать. Надо по-хозяйски к этому отнестись, договорились?

А.В. Гордеев: Да.

В.В. Путин: (Обращаясь к С.Б. Иванову) Сергей Борисович, я просил Вас принять участие в работе по развитию трассы М-5-Урал в Уфе. Вы собирались с коллегами. Как работа идет?

С.Б. Иванов: Да. Я в пятницу был в Уфе, где мы рассмотрели комплексно вопрос функционирования транспортной инфраструктуры. Если быть конкретным, то это автодороги, аэродромы и аэропорты.

Если говорить об автодорогах, то главным пунктом нашего совещания были перспективы развития федеральной трассы М-5-Урал. Эта трасса - без малого 2 000 км от Москвы до Челябинска. Министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин вместе с руководителем Госавтоинспекции и представителями других органов исполнительной власти и губернаторами проехали, как говорится, «на колесах» по всей этой трассе. Она вызывает у нас очень большие опасения - состояние этой трассы.

Во-первых, это основной транзитный коридор из азиатской части Казахстана в европейскую часть.

Во-вторых, по уровню дорожно-транспортных происшествий, гибели и травматизму людей эта трасса занимает на сегодняшний день, к сожалению, лидирующее положение в стране.

Поэтому в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация и развитие транспортной системы России 2010-2015», которую утвердили недавно в Сочи, только на эту автотрассу предполагается выделение 140 млрд рублей. Это то, что касается финансирования.

С другой стороны, на сегодняшний день дорога М-5 совершенно не оборудована не только с точки зрения дорожного полотна, но и с точки зрения безопасности движения и создания нормальных комфортных условий для водителей большегрузных автомобилей. Для отдыха нет совершенно никаких кемпингов, кафе. И поэтому мы вместе с губернатором обсуждали этот вопрос - без них эту инфраструктуру в конечном итоге мы не построим.

Дорога, собственно, - это не только полотно. Это вся прилегающая инфраструктура, которая делает дорогу современной, а передвижение по ней - комфортным. Это то, что касается автодороги М-5.

Мы провели расширенное заседание коллегии Росавиации с участием губернаторов, где 10 глав субъектов Российской Федерации подписали соглашение о приеме на баланс аэродромов и аэропортов, которые, в соответствии с принятым в прошлом году законом № 230, можно передавать субъектам Федерации. Это существенный шаг вперед. Десять крупных регионов берут на свое содержание по существу либо аэропорт отдельно, либо аэропорт и аэродром вместе. Там, где они могут себе это позволить, исходя из финансового положения того или иного региона. Это позволит, конечно, вкладывать средства в развитие современной инфраструктуры авиаперевозок.

Кроме этого, мы в пятницу в Северодвинске рассматривали вопрос о ценах на авиационный керосин. Должен доложить, что по предложению Федеральной службы по финансовым рынкам уже в июле этого года на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже начнутся первые пробные торги авиационным керосином.

Кроме этого, на коллегии принято решение о том, что Федеральная служба по тарифам начнет устанавливать лимиты по услугам топливозаправочных комплексов. Поскольку до сегодняшнего дня здесь никаких правил игры вообще не было. Каждый топливозаправочный комплекс мог устанавливать произвольно цены на услуги по подаче авиакеросина под крыло самолета.

Мы вместе с Игорем Ивановичем Сечиным внимательно отслеживаем ситуацию и с точки зрения производства авиационного керосина, поскольку у нас объемы авиаперевозок по результатам этого года уже выросли на 20%. Несмотря на такой рост топлива, количество авиационных перевозок по России и вне ее, за пределами, выросло на 20%. То есть в перспективе нам необходимо введение новых мощностей под производство авиационного керосина. Его элементарно бесконечно не хватает.

В.В. Путин: Целый комплекс должен быть реализован. Мы об этом совсем недавно говорили.

Спасибо.

Давайте перейдем к повестке дня.

Вы знаете, что в последнее время мы достаточно подробно говорили о необходимости сокращения административных барьеров для предпринимательской деятельности. Я об этом говорил на расширенном Госсовете. И Указ Президента по этому поводу есть.

Сегодня рассмотрим пакет законопроектов, направленных как раз на сокращение этих самых административных барьеров. В первую очередь - для малого и среднего бизнеса.

За последние годы на этом направлении уже многое сделано. Уменьшено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена процедура регистрации новых предприятий, существенно снижена налоговая нагрузка. А для малых предприятий введены специальные налоговые режимы.

В 2001 году вступил в силу Закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля.

Принятые меры позволили немножко улучшить предпринимательский климат в стране. Например, число малых предприятий выросло за эти годы с 840 тыс. до 1 млн 140 тыс.

Но, я думаю, что вы со мной согласитесь, предприниматель по-прежнему сталкивается еще с целым рядом различных препон и трудностей. Нам нужно самым решительным образом расчистить эти бюрократические завалы. Мы говорили с Министром экономического развития много раз. Министерство, я так понимаю, в контакте с другими коллегами и подготовило эти документы. Несколько слов скажу о них.

Важнейший шаг в этом направлении - переход от разрешительных процедур к уведомительным. В проекте закона предлагается простая схема: предприниматель заполняет уведомление, принимает обязательство соблюдать действующие нормы и правила. И все - он уже может начинать свое дело.

Этот порядок планируется ввести в тех сферах, где малый бизнес наиболее активен. Речь идет об оказании бытовых услуг, общественном питании, торговле, автомобильных перевозках. Вместе с тем, полагаю, что уже сегодня стоит подумать над тем, чтобы расширить указанный перечень. Например, за счет предприятий, работающих в области инноваций и интеллектуальных услуг.

Следующая проблема - это бесконечные проверки предпринимательской деятельности. Ясно, что проверять нужно. Но понятно также, такой режим, какой установлен сегодня, терпимым быть не может.

Сегодня у нас различные органы в стране проводят более 20 млн контрольных мероприятий в год. Без учета, кстати, налоговых проверок - это уже дополнительные проверки. Только из бюджета на эти цели тратится более 160 млрд рублей. Я уже не говорю о «неформальных расходах» предпринимателей, которые, как мы понимаем, значительно выше.

Необходимо принципиально изменить идеологию государственного контроля. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года. И на основании представленных документов, без посещения соответствующих предприятий. А внеплановые проверки - осуществляться лишь в случае, если есть основания говорить о потенциальной угрозе или реальном причинении ущерба жизни и здоровью людей, природной среде. И если речь идет о малых предприятиях, то предполагается соответствующее согласие прокурора субъекта Федерации.

И, наконец, должны быть отменены так называемые внепроцессуальные права органов внутренних дел по контролю предпринимательской деятельности. Все действия соответствующих сотрудников милиции должны проходить строго в рамках действующего законодательства.

Уже упоминал о сокращении масштабов лицензирования, которое носит во многом формальный характер.

В ряде сфер, в первую очередь на транспорте, лицензирование предлагается заменить страхованием ответственности. Такая практика неплохо себя зарекомендовала в туристической отрасли. Ее вполне можно было бы расширить.

То же касается и замены обязательной сертификации на декларирование производителем соответствия качества выпускаемой продукции. По сути, это налагает на бизнес более серьезные обязательства, но и избавляет от множества ненужных процедур и дополнительных расходов. Отмечу, что в этой сфере действует значительное число подзаконных актов. Требуется их масштабная инвентаризация, которую нужно начинать сейчас, немедленно. Не дожидаясь принятия соответствующего закона.

Считаю необходимым обратиться к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации с просьбой активно включиться в процесс доработки всех представленных законопроектов при рассмотрении их в парламенте. Законы непростые и требуют самого тщательного рассмотрения при их принятии.

Конечно, нам необходимо реализовать и другие меры, направленные на поддержку предпринимательской активности.

В этой связи напомню, что к 1 сентября мы должны утвердить план мероприятий по упрощению и удешевлению присоединения малых и средних предприятий к электрическим сетям. Мы говорим об этом, как об одном из ограничителей роста экономики страны в целом. И есть соответствующие предложения. Думаю, все, что здесь нами сегодня запланировано, должно быть реализовано в срок.

Пожалуйста, слово министру экономического развития Эльвире Сахипзадовне Набиуллиной.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/1571/