События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл заседание Президиума Правительства Российской Федерации

 
 
 

«Наш долг – беречь и отстаивать правду о войне, бесценном опыте союзничества, истинных героях, перед которыми время не властно. Это важно для всех нас, это необходимо для воспитания и нравственного становления будущих поколений. Поддержка ветеранов, вдов защитников Отечества, поддержка всех, кого опалила война, всегда должна быть приоритетом в нашей работе».

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги! Сегодня, 22 июня, День памяти и скорби. 70 лет назад началась Великая Отечественная война, которая унесла 27 млн жизней наших соотечественников. Низкий поклон ветеранам Великой Отечественной войны и вечная память всем, кто отдал свою жизнь за Отечество, за народ, за наше будущее. (Минута молчания. Все встают) Спасибо.

В этой связи хотел бы сказать следующее. В России практически в каждой семье есть свой счёт к Великой Отечественной войне, ко Второй мировой войне. Из поколения в поколение передаются память о мужестве, подвиге отцов, дедов, сегодня уже и прадедов, гордость за великую Победу и боль невосполнимых утрат. Нет необходимости объяснять, почему любые попытки фальсифицировать историю, историю Второй мировой войны, Великой Отечественной войны, надругательство над памятью победителей – всё это очень остро воспринимается в нашем российском обществе. Наш долг – беречь и отстаивать правду о войне, бесценном опыте союзничества, истинных героях, перед которыми время не властно. Это важно для всех нас, это необходимо для воспитания и нравственного становления будущих поколений. Поддержка ветеранов, вдов защитников Отечества, поддержка всех, кого опалила война, всегда должна быть приоритетом в нашей работе.

И ещё одно обстоятельство, на которое я хотел бы обратить внимание. Мы должны отчётливо понимать, что попытки исказить историю могут иметь очень серьёзные последствия. По сути, могут быть подвергнуты сомнению ключевые принципы современного мироустройства. И здесь кроются очень опасные угрозы, причём с непредсказуемыми последствиями. Позиция нашего государства, нашего гражданского общества должна быть в этих вопросах твёрдой, последовательной и принципиальной. Так мы будем с вами и действовать.

Давайте перейдём к повестке дня нашей сегодняшней работы. Обменяемся сначала оперативной информацией. Попрошу Левитина Игоря Евгеньевича прежде всего доложить о всех обстоятельствах, связанных с авиационной катастрофой, которая произошла позавчера и унесла много человеческих жизней. Уже ещё одна жертва добавилась, да? Вчера ночью произошло это?

И.Е.Левитин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! 20 июня в 23 часа 40 минут в Петрозаводске произошла катастрофа самолёта ТУ-134 авиакомпании «Русэйр», который выполнял регулярный рейс Москва-Петрозаводск. На борту находилось 52 человека, из них 43 пассажира. Из 43 пассажиров четыре человека были иностранные граждане. Хотел бы сказать, что посадка производилась ночью в сложных метеоусловиях. По предварительным данным, при заходе на посадку самолёт столкнулся с деревьями в районе ближнего приводного маяка (это примерно 1 км от взлётно-посадочной полосы и в 200 м правее осевой линии самой полосы). В результате погибло 44 человека и сегодня умер мальчик в больнице в Петрозаводске.

Всего осталось живыми в тот момент восемь человек, из них пять было доставлено в Москву, и они находятся в Москве. Двое сейчас находятся в больнице Петрозаводска. Я вчера был в этой больнице, встречался с главным врачом. Все необходимые медикаменты, всё, что необходимо, всё там было. Минздравсоцразвития и МЧС туда направили своих специалистов.

Хотел бы доложить, что сразу (примерно в течение 15 минут) все спасательные службы были на местах, а до этого помогали жители посёлка, которые были: они пришли и помогали делать эвакуацию. Был образован штаб по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти, а также образована правительственная комиссия Республики Карелии. Там, на месте, были найдены самописцы. Вчера они были доставлены в Москву, и сегодня Межгосударственный авиационный комитет приступил к их расшифровке.

В соответствии с Воздушным кодексом авиакомпания выплатит родственникам погибших 2 млн рублей, пострадавшим – 1 млн рублей. Кроме того, Правительство Карелии приняло решение о выделении родственникам погибших 1 млн рублей, пострадавшим – 500 тыс. рублей. Затраты на транспортировку погибших и родственников, которые прибыли, берёт на себя авиакомпания. Вчера к вечеру эвакуация тел была закончена, и с 17 часов началось опознание погибших родственниками, сегодня в 12 часов самолёт с родственниками, которые прибыли из других регионов, вылетел на место, и в это время, вот сейчас начнётся процедура опознания. В Карелии в связи с авиакатастрофой объявлен траур. Все необходимые службы (МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс и другие) находятся на месте и работают с родственниками.

В.В.Путин: Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), как организована работа по пострадавшим и с родственниками?

Т.А.Голикова: Как уже сказал Игорь Евгеньевич (И.Е.Левитин), мы работали совместно. К сожалению, погибших 45 человек. Один 10-летний мальчик умер сегодня ночью в Карелии. Вчера бортом МЧС пять человек были доставлены сюда – те, кого можно было бортировать в Москву. Три человека находятся в Институте хирургии имени Вишневского, один человек находится в Национальном хирургическом центре имени Пирогова и в Центральном институте травматологии и ортопедии находится женщина – член экипажа, единственная, которая выжила, стюардесса. К сожалению, по двум людям прогноз у нас крайне неблагоприятный. Речь идёт о тяжёлых травмах, многочисленных переломах и большой площади обожжённого тела, но тем не менее врачи делают всё возможное, борются за их жизни. И будем делать всё возможное. Все необходимые диагностические исследования, лечебные мероприятия, операционные вмешательства проведены. Никаких проблем с точки зрения обеспечения нет. Сейчас главное – бороться за жизни тех, кто остался.

В.В.Путин: Проследите, чтобы все пособия дошли до людей.

Т.А.Голикова: Естественно. Мы вошли в состав правительственной комиссии как раз по этой тематике.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), у нас программа идёт... Давайте к текущим вопросам перейдём. У нас реализуется программа по сокращению численности госслужащих в течение трёх лет – в 2010–2012 годы. Что происходит сейчас?

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, по инициативе Правительства в прошлом году мы решили сократить численность и урезать расходы на содержание государственного аппарата власти и чиновников. Было принято решение о том, чтобы сократить численность министерств и ведомств, включая территориальные органы, на 20% за три года. Соответственно, в конце декабря вышел указ о представлении в Правительство, в январе Вами принято решение о таких ограничениях для министерств. Сегодня все министерства отчитались о ходе этой работы, и могу сразу сказать, что в течение трёх лет будет сокращено 93,3 тыс. чиновников и государственных служащих. У нас в гражданских ведомствах (я сейчас не буду говорить о тех ведомствах, которые имеют часть военной службы, которые подчиняются Президенту, я говорю только о гражданской части) около 465 тыс. гражданских служащих. Ровно 20% будет в течение трёх лет сокращено. Уже в первый год, в этом году, будет сокращено 23,3 тыс. человек, ещё столько же – в следующем году, и половина от этого сокращения придётся на третий год, когда министерства и ведомства примут решение по оптимизации своей деятельности, по улучшению качества работы с документацией и государственными услугами через электронные средства. То есть проводятся мероприятия, которые позволяют без сокращения объёма работы министерства сократить численность. В результате будет сэкономлено... В годовом выражении мы достигнем экономии 33 млрд рублей на третий год сокращения, и половина этой суммы, 16,5 млрд рублей, пойдёт на вознаграждение оставшимся государственным служащим, а половина пойдёт на другие мероприятия социального и экономического характера в рамках оптимизации расходования бюджета. Таким образом, сейчас этот план полностью исполняется. Министерства отчитались о своих планах, что они укладываются в эти ограничения.

В.В.Путин: На следующий год что останется там?

А.Л.Кудрин: В следующем году ещё 23,3 тыс. будет сокращено, и на последний год тоже около 46 тыс. сократится. В течение трёх лет будет проходить сокращение. Экономия в 33 млрд рублей произойдёт, когда будут сокращены все 93 тыс., и это будет годовая экономия от сокращения этой численности.

В.В.Путин: Спасибо.

Александр Геннадьевич (обращаясь к А.Г.Хлопонину), вчера в Париже мы с коллегами обсуждали различные направления нашего сотрудничества с Францией. Там и энергетика, и космос, и авиация, и транспортное машиностроение. Но есть ещё одно направление нашего взаимодействия – это туристическое направление. Создаются совместные предприятия, и уставной капитал там 2 млрд долларов, при этом большую часть, 1 млрд 200 млн, берут на себя французские партнёры.

Как, Вы думаете, должна быть организована работа в самое ближайшее время и что нужно сделать с нашей стороны, чтобы поддержать эти инициативы?

А.Г.Хлопонин: Уважаемый Владимир Владимирович! 17 июня в рамках Петербургского экономического форума было подписано соглашение между российской компанией «Курорты Северного Кавказа» и французским государственным холдингом Caisse des Depots et Consignations о создании совместного предприятия для развития курортов Северного Кавказа. В рамках этого соглашения, ещё раз подчеркну, планируется создание совместного предприятия с уставным капиталом порядка 2 млрд евро. Доля французской стороны предполагается в размере 1 млрд 200 млн евро, доля российской стороны – 800 млн евро, или 32 млрд рублей.

Для принятия решения о докапитализации компании «Курорты Северного Кавказа» (для внесения в уставной капитал совместного предприятия) сегодня создана рабочая группа, которой предстоит решить ряд принципиальных вопросов. Это полномочия и функции участников совместного предприятия, которые должны быть прописаны учредителем в документах. Это вопросы, связанные с этапами создания и началом функционирования этой компании. Это перечень первоочередных объектов инфраструктуры, под которые должны быть инвестированы ресурсы. Также в соответствии с Вашим поручением мы расширяем идеографию развития курортов Северного Кавказа, включив две территории – это Кавказские Минеральные Воды (агломерация) и прибрежная территория Каспия (Республика Дагестан).

В рамках обсуждения французская сторона поднимает ряд проблемных вопросов с точки зрения совершенствования российского законодательства. В том числе они поднимают вопросы, связанные с установлением понятия, определения туристического кластера. Проблема связана с точным определением понятия «управляющая компания туристического кластера». Дальше поднимаются вопросы о продлении сроков существования особых экономических зон с сегодняшних 29 лет ещё на 20 лет – до 49 лет. И также предлагается упростить миграционный режим для специалистов, которые будут принимать участие в развитии этого туристического курорта.

Подготовлен законопроект«О развитии особых экономических зон туристического типа». В первом чтении законопроект уже прошёл Государственную Думу Российской Федерации. Между первым и вторым чтениями предлагается обсудить вместе с французской стороной ещё ряд вопросов: это упрощение процедуры вовлечения в оборот земельных участков, упрощение технического регулирования при подготовке экспертизы, проектной документации, а также предоставление налоговых преференций тем резидентам, которые будут входить в особые экономические зоны. Планируется, что буквально в июле французская делегация прибудет в Россию и мы с ними проведём очередной раунд переговоров по созданию этого совместного предприятия. Будем информировать в оперативном порядке.

В.В.Путин: Хорошо, вы пооперативнее на это реагируйте, потому что направление важное для Северного Кавказа, традиционное. Там много мест традиционного зимнего отдыха для граждан ещё Советского Союза, да и для россиян сегодня, поэтому это очень перспективное направление, вполне востребованное.

Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.А.Голиковой), 26 июня – Международный день борьбы с наркотиками. Как наши наркологические службы будут готовиться к этому мероприятию? Какие дополнительные мероприятия вы планируете провести к этому времени?

Т.А.Голикова: Да, мы в эти дни планируем серию самых различных мероприятий на самых различных площадках, в том числе с участием общественных организаций. Завтра в Центре международной торговли пройдёт встреча наркологов и демонстрация соответствующих технологий, которые используются для работы с этими пациентами. Но я бы хотела сказать ещё о следующем: как мы в принципе выглядим на сегодняшний день, подходя к этому международному дню, и насколько серьёзно стоит эта проблема сегодня в Российский Федерации. У нас на 1 января 2011 года, по данным официальной статистики (официальной статистики – подчеркиваю), 547 081 человек, которые стоят на учёте в наркологических учреждениях. Количество таких граждан, стоящих на профилактическом учёте, составляет 196,7 тыс. человек: оно несколько снизилось по сравнению с прошлым годом, но цифры достаточно тревожные – это 138 человек на 100 тыс. населения. В прошлом, 2010 году, умерло от отравления наркотическими веществами 7192 наших граждан.

В.В.Путин: Это только по официальным данным?

Т.А.Голикова: Это всё официальные данные. Есть различные экспертные оценки, которые говорят о том, что количество наркоманов в России от 2 до 3 млн человек. Но это экспертные оценки, а те цифры, которые я привела, это данные официальной статистики, которые мы получаем от наркологических диспансеров.

Что касается как раз наркологических диспансеров, то сегодня в России ситуация выглядит следующим образом. С одной стороны, мы – единственная страна в мире, которая имеет такую разветвлённую сеть, а если говорить о разветвлённости, то у нас сегодня 138 наркологических диспансеров, 1856 лечебных учреждений имеют отделения или соответствующие наркологические койки, в том числе 277 отделений для несовершеннолетних. И практически каждый наркологический диспансер, о которых я сказала (из 138), имеет отделения реабилитации. Но здесь у нас, к сожалению, не все проблемы решены. И поскольку это находится в юрисдикции, в том числе, регионов Российской Федерации, этой теме – именно теме соответствующей модернизации этих учреждений – достаточно долгое время в ряде регионов не придавалось серьёзного значения.

После того как Вами было принято решение о программах модернизации здравоохранения, мы, естественно, инициировали предложение к регионам, чтобы они (поскольку это медицинские учреждения) включили модернизацию этих учреждений в программы модернизации. И практически эта работа проведена по всем регионам Российской Федерации, и более того в 16 регионах Российской Федерации с участием денег федерального бюджета (288 млн рублей) осуществляется некий «пилот». Смысл этого «пилота» заключается в том, что в этих учреждениях уже к концу 2011 года должен быть полностью выстроен алгоритм оказания медицинской помощи этим людям.

О чём идёт речь? Речь идёт о том, что, попадая в подобного рода учреждения и получая соответствующее лечение, они должны быть подхвачены системой медико-социальной реабилитации. Они должны быть социализированы в общество, в противном случае будет возврат к той ситуации, с которой они и пришли.

И вот именно в этих 16 регионах Российской Федерации с учётом наших специалистов по наркологии мы и отрабатываем этот алгоритм. Если эта работа пройдёт успешно, то в 2012, 2013 и 2014 годах… У нас уже есть соответствующий план, как это распространить на всю территорию Российской Федерации. Но нам принципиально важно, чтобы не только регионы или руководители регионов, или медицинские работники были вовлечены, но и чтобы общество было вовлечено в эту проблему. Потому что во многом это проблема нашего общества. И, собственно, мероприятия, которые будут сейчас проведены на разных площадках и в разных регионах, как раз нацелены на то, чтобы и ориентировать, особенно молодёжь, на необходимость борьбы с наркоманией.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), в рамках нашей программы по модернизации системы общего образования подготовлены и мною сегодня подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о выделении регионам России для реализации этих целей в этом году 20 млрд рублей. Я только что его подписал. Как вы предполагаете организовать работу? Здесь есть роспись по каждому региону Российской Федерации. Как будет организована эта работа?

А.А.Фурсенко: Владимир Владимирович, в соответствии с распоряжением, которое Вы дали, помимо распределения предусматривалась ответственность регионов и нашего министерства за то, как будет организована эта работа. На сегодняшний день нашим приказом утверждены формы соглашения между министерством и субъектами Федерации о том, как будут передаваться субсидии, формы отчёта об осуществлении расходов и формы отчёта о достигнутых значениях показателей результативности. При этом к настоящему времени все субъекты Российской Федерации прислали нам свои проекты соглашений и предложения по комплексу мер по модернизации системы общего образования в 2011 году. Мы с ними 10 июня провели большое совещание, где обсудили все эти документы, сейчас идёт активная работа. Мы понимаем, что одно из очень важных и критических мест – это закупка оборудования на эти деньги.

В связи с этим, чтобы исключить возможность закупки некачественного оборудования, привлечения к участию недобросовестных поставщиков, мы направили специальное письмо в регионы, где оговорили, что при заключении контрактов они должны, во-первых, отслеживать, чтобы в каждом контракте были предоставлены гарантии на поставляемое оборудование (срок гарантии – не менее чем три года), обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ этого оборудования, предоставление поставщиком обязательств по обучению лиц, которые осуществляют использование и обслуживание поставляемого оборудования, обеспечение службы технической информационной поддержки, причём не в Москве, а в каждом отдельном регионе.

Кроме этого, все требования к оборудованию представлены в образовательных стандартах, поэтому у нас есть точное понимание, каким это оборудование должно быть. Эта работа достаточно активно обсуждается с представителями регионов, 4–6 июля мы проводим следующее совещание с представителями всех регионов Московской области. Мы привлекаем туда представителей всех потенциальных поставщиков, чтобы они могли ознакомить регионы с тем, какие есть возможности. Кроме этого, Минобрнауки с участием уполномоченных представителя Президента в федеральных округах и представителей «Единой России» создал координационную группу министерств по вопросам модернизации региональных систем образования. Это координационная группа сегодня довольно активно взаимодействует, работает именно в каждом из регионов. Поэтому мы считаем, что, учитывая то, что распоряжение Правительства уже подписано и документы представлены, мы в график уложимся, и в этом году все требования будут выполнены. Мы ожидаем более сложных, может быть, проблем даже в следующем году, потому что выделяются гораздо большие деньги – 60 млрд. И эти деньги должны в соответствии с Вашим распоряжением уйти опять же на модернизацию системы образования, а на повышение зарплат пойдут только высвобожденные деньги, то есть в следующем году в систему образования (общая школа регионов) будет вложено 60 млрд рублей. Все требования к показателям, качеству оборудования будут ещё более острые, но мне кажется, что в общем работа идёт нормально, в графике.

В.В.Путин: Итак, эти средства должны быть направлены на материально-техническое обустройство, текущий ремонт, приобретение транспорта и дополнительную подготовку преподавателей. Высвобождающиеся в регионах деньги должны быть направлены на повышение заработных плат учителям. И я вас прошу это обязательно отследить. В некоторых регионах, как мы с вами знаем, структура расходов немножко отличается от того, что мы себе представляли вначале: они уже истратили определённые деньги из своих собственных бюджетов на текущий ремонт, транспорт, материально-техническое обустройство, и они могут тогда воспользоваться нашими деньгами для повышения заработных плат учителей. Но это всегда должно быть отрегулировано и должно быть всё ясно и понятно, куда, на какие цели идут эти ресурсы.

А.А.Фурсенко: Вот именно поэтому каждое соглашение прорабатывается индивидуально с каждым регионом и заключается при безусловном выполнении всех требований, о которых Вы сейчас сказали.

В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.

Давайте несколько слов скажем о сегодняшней повестке дня. Мы рассмотрим поправки в законы о континентальном шельфе, внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации. Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину), это вопросы очень чувствительные и для нашего бизнеса (для нефтянки и газовой отрасли), и для наших партнёров. Вы проработали все нюансы?

И.И.Сечин: Всё проработано. Речь идёт прежде всего об усилении экологической ответственности для тех организаций, которые занимаются работой на шельфе, в том числе и по намывным территориям, по островам.

В.В.Путин: Понятно. В основном связано с экологией?

И.И.Сечин: Всё проработано, да.

В.В.Путин: Министерство экологии у нас подключалось к проработке этих вопросов? Совместно делали, да?

Ю.П.Трутнев: Очевидно.

В.В.Путин: Но в этой связи хотел бы сказать, что у нас большие планы по освоению тихоокеанского и арктического шельфов, участков Чёрного и Каспийского морей. Ряд таких программ уже успешно осуществляется. При этом подчеркну, что все подобные проекты проходят жёсткую экологическую экспертизу. Наше принципиальное требование к российским и зарубежным компаниям, которые могут работать на этих участках, – использовать только самые современные, экологически чистые технологии, позволяющие минимизировать нагрузку на окружающую среду. Кстати сказать, по тем участкам, где работа уже ведётся, развёрнута (например, на Каспийском море), там наши компании осуществляют работу, применяя технологии так называемого нулевого выброса, нулевого сброса, то есть они собирают всё, что достаётся из скважин, грузят в контейнер и вывозят на специальные площадки, утилизируют это.

Все мы хорошо помним трагедию, которая произошла в прошлом году в Мексиканском заливе. Помним, чего это стоило – стоило природе, стоило людям. Нужно предусмотреть все детали и технические и финансовые нюансы, для того чтобы ничего подобного у нас не повторилось. Поэтому предлагается законодательно установить чёткий перечень требований и обязанностей к предприятиям, которые ведут разведку и добычу нефти на таких участках, занимаются транспортировкой и хранением нефтепродуктов и нефти во внутренних морских водах, на континентальном шельфе.

Добавлю, что к работе на шельфе и в морских водах будут допускаться лишь те компании, которые располагают не только необходимыми технологиями и специалистами, но и, что особенно важно, имеют достаточный объём финансовых ресурсов и средств, резервов, чтобы при возможном форс-мажоре реализовать все необходимые мероприятия по предотвращению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также, чтобы в случае аварии они могли бы в полном объёме возместить вред, причинённый окружающей среде и биоресурсам. То есть мы вводим здесь дополнительные серьёзные гарантии, что, на мой взгляд, совершенно оправданно. Практика последних лет показывает, что такие дополнительные требования мы должны ввести, и это обоснованно. Да и трудно себе представить, что маломощные компании, используя какие-то допотопные технологии и не имея необходимых финансовых ресурсов, допускались бы на такие участки, очень чувствительные для природы.

Далее нам предстоит рассмотреть положение о правительственной комиссии по территориальному планированию.

Ещё один важный вопрос, на который я хотел бы сегодня обратить внимание. Напомню, что в соответствии с Градостроительным кодексом все необходимые документы по терпланированию должны быть подготовлены и утверждены до 1 января 2012 года. Очень важный документ, отсутствие которого на самом деле в значительной степени сдерживает развитие строительной отрасли! Времени осталось до 1 января 2012 года не так уж и много, а дела идут, прямо скажем, не столь быстро, как бы хотелось. На 20 июня текущего года только 43 региона Российской Федерации полностью завершили эту работу. Схемы территориального планирования ещё 33 регионов находятся на согласовании в Минрегионе. Напомню, что мы серьёзно упростили требования к документам терпланирования и самому процессу их принятия. Вместе с тем сроки окончания работ мы сдвигать не будем. Создаваемая комиссия призвана обеспечить согласование действий федеральных и региональных органов власти при подготовке и реализации документов территориального планирования. Кроме того, свою часть работы должны ускорить и федеральные ведомства. Это касается таких территориальных органов и таких сфер ответственности, как федеральный транспорт, оборона, безопасность, энергетика, высшее профессиональное образование и здравоохранение. Все эти ведомства должны своевременно выдать необходимую информацию. Повторяю, в некоторых регионах, к сожалению, даже не приступали к этой работе. И я прошу Министерство регионального развития (сейчас не буду их называть, хотя у меня здесь всё есть) взять под контроль и добиться безусловного исполнения.

Давайте перейдём непосредственно к работе по повестке дня.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/15665/