События

 
 
 

В рамках рабочего визита в Курскую область В.В.Путин выступил на совещании по вопросам развития производства медицинских препаратов

 
 
 

«Фактически это создание всеобщей системы лекарственного страхования, в рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту. Но чтобы такая система заработала, нужно просчитать все финансовые затраты, завершить формирование стандартов медицинской помощи, внедрить необходимую систему контроля. В том числе, конечно, за качеством самих лекарств. Необходимо обеспечить надежную защиту от некачественной и контрафактной продукции».

Вступительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит обсудить перспективы отечественной фармацевтической промышленности.

Этот вопрос напрямую связан с сохранением здоровья наших граждан, с развитием современной медицинской помощи.

Лекарства, их доступность, качество - тема традиционно очень чувствительная. Особенно для тех, кто страдает хроническими заболеваниями, для пожилых людей, для детей.

Российский фармацевтический рынок в среднем растет на 20 процентов в год. В прошлом году его объем составил 285 млрд руб.

Однако мы по-прежнему существенно отстаем от ведущих стран по уровню потребления лекарств. И к сожалению, не потому, что болеем меньше, и не потому, что здоровее, а совсем по другой причине. Потому, что многие просто не могут позволить себе необходимые, но дорогие, в основном импортные препараты.

За последние три года, в том числе, благодаря реализации целого ряда мер по федеральным программам, нам удалось добиться определенного прогресса. Только в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения было закуплено медикаментов на сумму 164 млрд руб.

Это помогло вернуться к полноценной жизни десяткам тысяч наших сограждан. Появилась возможность шире применять самые современные, т. н. инновационные препараты уже на амбулаторном этапе лечения.

В этой связи хочу остановиться на предложении ряда регионов, расширить перечень заболеваний, при которых лекарственная помощь финансируется за счет федерального бюджета.

Постановка такого вопроса является правомерной. Но считаю, что нужно посмотреть на проблему шире, и предлагаю в рамках реформы здравоохранения подумать над адресным софинансированием расходов граждан на приобретение лекарств в аптеках.

Фактически это создание всеобщей системы лекарственного страхования. В рамках которой государство будет оплачивать часть стоимости лекарств, выписанных по рецепту. Но чтобы такая система заработала, нужно просчитать все финансовые затраты, завершить формирование стандартов медицинской помощи, внедрить необходимую систему контроля. В том числе, конечно, за качеством самих лекарств. Необходимо обеспечить надежную защиту от некачественной и контрафактной продукции.

Я обращаю на это особое внимание. Это проблема для нашей страны и мы должны соответствующим образом на это реагировать.

Несомненно, существенные ресурсы, которые мы направляем на здравоохранение, должны работать и на развитие нашей собственной фармацевтической промышленности.

Вот мы сегодня были на предприятии и мне рассказывали, что доля отечественной продукции на внутреннем рынке остается практически без изменений. На слайдах, которые там представляли - в натуральных показателях она составляет почти 70%, у Вас там было 68% (обращаясь к В.Б. Христенко), а вот в стоимостном выражении не более 20%. О чем это говорит? О том, что наш производитель вытеснен в нишу дешевых, низкотехнологичных препаратов. Что это? Это - йод, зеленка, бинты и так далее и тому подобное.

Что нужно сделать, чтобы начать менять такую ситуацию и более активно задействовать имеющийся в стране производственный и научный потенциал?

Во-первых, необходимо серьезно ускорить внедрение современного, принятого в мире стандарта производства - т. н. «надлежащей производственной практики - GMP».

Большинство наших фармацевтических компаний ему пока не соответствуют, но продолжают выпускать лекарства, участвовать в бюджетных программах. Естественно, что часто закупается именно такая продукция с более низкой себестоимостью, чем у тех, кто вложил средства в реконструкцию.

К сожалению, такие примеры не единичны. Мы столкнулись с этим даже при закупке вакцин для Национального календаря прививок.

Что это означает? Это означает, что за счет средств государства мы «консервируем» технологически отсталую отрасль.

Новый стандарт производства лекарств должен стать обязательным для всех. Тем самым мы должны создать реальный стимул для модернизации предприятий. И что не менее важно - обеспечить выход нашей продукции на мировые рынки.

Понимаю, что это очень не просто, мы с вами знаем, насколько это сложный вопрос, насколько там все закрыто на самом деле. Но это возможно, и это нужно сделать.

Напомню, все соответствующие поручения по работе этого направления были даны и сформулированы. Не раз проходили специальные встречи и совещания на эту тему. Однако дело реально практически не двигается. Я просил бы сегодня сказать об этом несколько слов. Хочу послушать - какие конкретные шаги предпринимаются для исправления ситуации.

Во-вторых, государству нужно сформулировать долгосрочные ориентиры для участников рынка. В том числе дать производителям ясную картину, какие препараты и в каком объеме будут в перспективе закупаться на бюджетные средства. Это важный и необходимый сигнал, в том числе для потенциальных инвесторов.

Третье. Соответствующие ведомства, отраслевые объединения должны совместно работать над сбалансированным развитием рынка. Координировать процессы строительства новых и реконструкции действующих предприятий. Чтобы, с одной стороны, гибко реагировать на динамику спроса, а с другой - не допускать кризисов перепроизводства.

В целом, как уже договаривались, необходимо доработать комплексную, долгосрочную стратегию для фармацевтической промышленности. Заложить в нее и базовые цели развития, и набор возможных мер поддержки. Они могут быть самыми разными. Вот мы сегодня с Виктором Владимировичем говорили: они могут быть связаны с таможенно-тарифной политикой, а могут быть связаны с прямым участием государства. Например, речь может идти об участии государства в финансировании НИОКРов по перспективным, конечно, направлениям и препаратам.

Предлагаю начать работать. Предоставляю слово Виктору Борисовичу Христенко.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/1486/