События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провёл совещание по сценарным условиям долгосрочного прогноза социально-экономического развития России на период до 2030 года

 
 
 

«Хотел бы подчеркнуть практическую значимость этого документа. Содержащиеся в нём оценки, качественные параметры станут основой для подготовки прогноза социально-экономического развития нашей страны на период до 2030 года, послужат отправной точкой для выработки долгосрочной бюджетной стратегии, формирования государственных программ по приоритетным направлениям – имеются в виду демография, образование, здравоохранение, модернизация промышленности, инновации, экономическая интеграция с нашими соседями».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый вечер, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть сценарные условия социально-экономического развития России аж до 2030 года. Хотел бы подчеркнуть практическую значимость этого документа. Содержащиеся в нём оценки, качественные параметры станут основой для подготовки прогноза социально-экономического развития нашей страны на период до 2030 года, послужат отправной точкой для выработки долгосрочной бюджетной стратегии, формирования государственных программ по приоритетным направлениям – имеются в виду демография, образование, здравоохранение, модернизация промышленности, инновации, экономическая интеграция с нашими соседями. И, безусловно, это послужит ориентиром для формирования планов развития бизнеса.

Я знаю, что предложения, сформулированные Министерством экономического развития, вызвали серьёзную дискуссию. Сегодня отдельно Алексей Леонидович (А.Л.Кудрин) об этом рассказывал, но считаю, что это пойдёт только на пользу. Нам нужен действительно детально проработанный, взвешенный, реалистичный прогноз на предстоящие десятилетия.

Считаю, что прогноз призван дать ясные, обоснованные ответы на следующие базовые вопросы. Первое. Нам нужно оценить возможные риски долгосрочного социально-экономического развития, в том числе связанные с внешнеэкономической конъюнктурой. Разумеется, как мы с вами многократно уже говорили, наша экономика должна быть более устойчивой к разного рода внешним шокам. Но в то же время, конечно, наши прогнозы должны быть максимально, насколько это возможно, объективными.

Вот мы сейчас только обсуждали ситуацию (Алексей Леонидович докладывал), связанную с нашими резервами: мы воздерживались до сих пор от того, чтобы использовать Фонд национального благосостояния, а Резервный фонд Правительства использовали и полагали, что в следующем году (на 1 января этого года) останется где-то 240 млрд рублей. У нас там осталось 775 млрд рублей – повторяю, при том что мы не трогали Фонд национального благосостояния. А при цене на нефть 93 доллара за баррель этот Резервный фонд Правительства к концу текущего года может увеличиться до 1 трлн 454 млрд рублей. Мы, конечно, должны исходить из того, что это может быть результатом временной конъюнктуры и нам нельзя раздувать расходы, нужно вести себя консервативно – так, как мы делали в прошлые годы, и лучше эти деньги приберечь, в том числе в целях борьбы с инфляцией. Не раздувать расходы с целью борьбы с инфляцией, но имею в виду, что эти деньги нам, безусловно, пригодятся, если внешнеэкономическая конъюнктура будет меняться не в нашу пользу.

Кстати говоря, за несколько последних лет Правительство и Министерство финансов в результате удачного размещения денег наших резервных фондов заработали, в том числе и на разнице в курсах, 1 трлн 600 млрд рублей – это очень хороший показатель.

Продолжим то, ради чего мы собрались. На что ещё я бы хотел обратить внимание. В сценарных условиях должно быть сформулировано чёткое понимание источников будущего роста, в том числе с учётом специализации России в мировой экономике.

Третье. Особое внимание надо уделить качественным параметрам, таким как уровень жизни населения, производительность труда, энергоэффективность. Важнейшее условие для улучшения всех этих показателей – коренная модернизация экономики.

Четвёртое. Необходимо обеспечить сбалансированность бюджетной системы, учитывая социальные обязательства государства, а также решение намеченных задач в области обеспечения безопасности и задач по модернизации экономики.

Далее. Необходима чёткая обоснованность динамики цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Мы должны найти разумный баланс между нашими планами по модернизации инфраструктуры и возможностями потребителей. Конечно, инфраструктурные отрасли нельзя лишать инвестиций для развития, но в то же время чрезмерный рост тарифов не должен стать препятствием, ограничением для роста самой экономики.

И, завершая, хочу сказать: конечно, над представленными Министерством экономического развития сценариями ещё нужно будет поработать. И сегодня мы как раз сосредоточим своё внимание на том, чтобы обсудить ключевые «развилки», наиболее спорные темы. Пожалуйста, давайте начнём работать.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/14226/