События

 
 
 

В ходе поездки по трассе «Амур» В.В.Путин на одной из остановок пообщался с водителями-дальнобойщиками

 
 
 

В.В.Путин сделал остановку на 791-м километре трассы «Амур», где находится одна из немногих больших стоянок с кафе и техобслуживанием для большегрузных автомашин. Один из водителей фуры, Александр Сахаров, попросил Премьера показать «Ладу-Калину». Сев за руль, водитель сделал круг по площадке.

Водители рассказали В.В.Путину, что ещё три года назад они бы не поверили, что им выпадет такое счастье - спокойно ехать по новой трассе. «Раньше это был ужас, а не дорога, - сказали они, обращаясь к Премьеру, - Вам повезло, что на такой машине Вы едете сейчас, а не раньше».

Дальнейший разговор происходил в кафе за чаем, куда В.В.Путин пригласил водителей.

Стенограмма беседы:

В.В.Путин: Вот мы проехали, и министр обратил внимание, что заправок достаточное количество, а пунктов обслуживания нет.

Реплика: Да, с шиномонтажом у нас проблемы.

В.В.Путин: Связи нет, нет медицинского обслуживания - ни одного пункта не видел, не дай Бог что. И отсталое техническое обслуживание. Да и вообще, где отдохнуть-то? По новому регламенту через каждые восемь часов нужно будет вам отдыхать. А где?

Реплика: В этом плане трасса ещё не готова.

Реплика: На этом участке есть такие специальные «карманы», где можно остановиться.

Реплика: Да, мы там хорошие специальные площадки сделали.

Реплика: Единственное - площадки хорошие именно для ночной остановки, но для больших машин не слишком приспособлены для проезда, потому что заезжаешь - и начинаешь маневрировать. А если посмотрел, что машин больше, чем половина, - уже заезжать не будешь. А дальше там особо негде. Благо не на далекое расстояние едем. А ребята, которые на Якутию работают, - им в любом случае надо трехразовое питание.

Реплика: А дорога там не ахти.

В.В.Путин: Честно сказать, первый участок - проблемный. Конечно, вы этого не замечаете.

Реплика: От Хабаровска до Биробиджана? Он тяжелый.

В.В.Путин: Он не тяжелый.

Реплика: Вредный.

Реплика: Какая там была раньше дорога... Вам повезло, что Вы там раньше не ездили.

Реплика: На такой машине многое не замечается, но на грузовике это более ощутимо.

Реплика: Приходится работать на импортном транспорте, потому что наш транспорт как бы...

Требования у коммерсантов сейчас другие: надо и быстрее привезти, и больше, по объему имеется в виду. Поэтому «КамАЗ» сейчас не конкурирующий - в «КамАЗе» так не отдохнешь, как отдохнешь в этих машинах.

В.В.Путин: Там удобнее?

Реплика: Как бы Америку ни ругали, но она - единственная страна, которая делает автомобили для людей.

В.В.Путин: Комфортно?

Ответ: Комфортно: полуторка внизу, кровать. Не найдется, наверное, дальнобойщика, у которого не болят руки. А что нужно - так это нормальный отдых. Чтобы хорошо работать - нужно хорошо отдохнуть.

Реплика: Ну да, чтобы можно было лечь отдохнуть, встать во весь рост, потянуться.

В.В.Путин: Хорошо, что сказали. Надо будет об этом поговорить с генеральным «КамАЗа».

Реплика: Вот Вы же сегодня давали Александру свою «Калину»... Можете и у нас проверить. Садитесь в любую.

В.В.Путин: Александру было легче справиться с «Калиной», чем мне с вашими машинами.

Реплика: Да нет, они сейчас такие навороченные: там автоматическое переключение передач, даже холодильник есть.

В.В.Путин: Вы мне покажите?

Реплика: Да не вопрос! А можем махнуться!

В.В.Путин: С грузом если только!

Реплика: Тогда Якутия останется без стекловаты.

В.В.Путин: В Якутию стекловату везете?

Реплика: Да, утепляются.

Реплика: Кстати, раньше не встречал, чтобы столько возили стройматериалов. А сейчас новые технологии и всё такое... Стройматериалы стали практически, наверное, наравне со столбами возить.

В.В.Путин: Это очень хорошо.

Реплика: Всё меняется в последние два года, уже не бревна возят...

В.В.Путин: Это очень хорошо, это хороший признак, что развивается строительная отрасль.

Реплика: Мебели, кстати, тоже раньше столько не возили. Я ведь ещё, кроме продуктов, и мебель вожу. Мебели стало много хорошей - добротной и по вкусу покупателя.

В.В.Путин: На север?

Реплика: Нет, Зея, Благовещенск. Зея, мы считаем, как бы на «местных авиалиниях».

Реплика: В Якутию тоже везут, и мебели очень много из Красноярска, кстати. И из Новосибирска везут, это как бы не вопрос.

В.В.Путин: Это хороший показатель, это значит, строительство развивается.

Реплика: Строительство идёт, потому что у нас на автобазе везут, везут стройматериалы - в Якутск и на Магадан, потому что в Якутске перегружается и на Магадан отправляют. В районе Магадана мостик один сделали - там паром маленький, мы, получается, не вмещаемся...

В.В.Путин: В районе Магадана?

Реплика: Через Алдан, по-моему, речка Алдан.

Реплика: Там мост надо делать, там у нас поплыла дорога недавно.

В.В.Путин: Зимой?

И.Е.Левитин: Нет, вот сейчас. В Магадане неделю половодье было, чрезвычайная ситуация. Вы поручение давали...

В.В.Путин: Да.

Реплика: А вот в Зее тут у нас Эльга, месторождение. Одно время оно у нас как бы разворачивалось, а потом в это время сворачивалось, и на нас это тоже отражалось, потому что, когда там всё хорошо работает, для людей есть рабочие места, они покупают мебель, еду...

В.В.Путин: Я очень надеюсь на то, что здесь такая же будет ситуация, потому что здесь будет большая стройка. Богучан нижний и космодром.

Реплика: Вот про космодром говорят-говорят...

В.В.Путин: Долго выбирали место, только место выбирали полтора года. Хотели сначала на берегу Тихого океана. Потом выбрали это место, сейчас до конца 2011 года должны будут подготовить все проектно-изыскательские работы, и уже, может быть, даже в конце этого года, но в следующем точно, выйдут уже на площадку, уже начать строить.

Реплика: Значит, повезут тут же стройматериалы, уже будут люди, рабочие места...

В.В.Путин: Там целое бюро должно быть - человек на 35.

Реплика: Значит, будут кушать, а мы будем возить.

В.В.Путин: Да, это точно.

Реплика: Доставка на север должна быть ниже в связи с открытием дорог.

В.В.Путин: Аэродром большой к тому же. Там большая такая, серьезная стройка, до 2020 года.

Реплика: Будет всё загружено работой?

В.В.Путин: Да. Ну а потом, когда космодром уже будет работать, там тоже всё будет загружено. Видимо, другие грузы должны быть.

Вопрос: Владимир Владимирович, а техрегламент меняться никак не будет?

Реплика: Нас пугают габаритами, длиной...

Реплика: Только длину изменят. Если ниже 20 м сделать - это прямым попаданием будет в нас, потому что, если чуть ниже 20 м, мы просто не попадаем в габариты.

Реплика: В связи с этим ещё ограничение веса тоже, по общей массе.

Вопрос: Да, дороге лучше. Может быть, общую массу чуть-чуть увеличить?

В.В.Путин: Надо смотреть по состоянию дорожного покрытия, потому что, вы сами понимаете, только чуть-чуть потяжелее машина будет, и всё: опять вам придётся бросать её на дороге потом, потому что дорога развалится.

Реплика: Строительство дорог отталкивается от проходящих машин или машины...

Реплика: Дороги для машин же строятся! Что для чего?

В.В.Путин: Ну, мы-то должны строить дороги под свои машины. А свои машины нужно выпускать так, чтобы они не были хуже вот этих, как Вы сказали.

Реплика: Да я согласен ездить на «КамАЗе», но сделайте нам условия...

Реплика: Да, условия отдыха и всё это техническое состояние...

В.В.Путин: Да, я услышал, что вы сказали.

Реплика: И чтобы доступно было его купить, а то цены-то тоже такие заоблачные.

В.В.Путин: Да ладно! У «КамАЗа» заоблачные цены?

Реплика: Вместо «КамАЗа» можно купить «Фрэнча» американского, «свежего».

Реплика: Вы ж не новые покупаете!

Реплика: Вот именно, что не новые «Фрэнчи» американские покупаем, а ходят-то они гораздо эффективнее.

Реплика: И по технической части, и вообще, даже по экологии.

В.В.Путин: Ну, сейчас посмотрим. Они («КамАЗ»), кстати, вместе с американцами ставят новый двигатель, запускают в производство.

Реплика: На этом камазовском двигателе зациклились, это не выход, надо что-то другое.

В.В.Путин: Они сейчас разворачивают совместно с американской компанией производство по двигателю.

Реплика: В принципе в «КамАЗе» 50% надо бы поменять, двигатель ему сделать, мотор более мощный, чтобы у него был моторесурс.

Реплика: Запас мощности.

В.В.Путин: Я недавно там на предприятии был, встречался и с нашими производителями, и с американскими. Они делают совместное предприятие и переносят производство двигателей к нам сюда.

Реплика: Потому что они, американцы, пошли по правильному направлению. Они сделали шестицилиндровые рядные моторы. Они гораздо эффективнее. Спросите любого водителя - чем вот эти вот V-образные.

Реплика: У нас же делали разнорядные двигатели на МАЗ-200, которые...

Реплика: Так это было сто лет назад.

В.В.Путин: Будут делать сейчас. Они, по сути, выкупили это производство и будут разворачивать у себя.

Реплика: Мотор камазовский сам себя изжил просто.

В.В.Путин: Я и говорю: они выкупили это производство и будут у себя разворачивать.

Реплика: Про новую кабину много разговоров шло.

В.В.Путин: Да, они мне показали её.

Реплика: А то топчемся на одном месте с этой кабиной уже лет тридцать.

В.В.Путин: Они её прятали там под каким-то куполом. Мне показали, но я, к сожалению, не могу оценить. Сейчас посмотрим, как у вас здесь сделано. А потом я сравню...

Реплика: Они когда её пустят в серию?

В.В.Путин: Должны сейчас вроде. Я не помню конкретных дат, но вот-вот. Показали уже, разработали, но разрабатывали сами. Правда, конечно, я надеюсь - так во всяком случае они мне сказали, - что исходили из хорошего международного опыта, сравнили всё, что есть на рынке, и разработали своё. У вас будет возможность оценить, насколько это соответствует требованиям.

Реплика: Мы ещё поездим!

В.В.Путин (обращаясь к сыну одного из водителей): В школу скоро?

Ответ: Да.

В.В.Путин: Уже не будешь ездить больше?

Ответ: Отдых заканчивается. Каникулы уже всё.

Реплика: Он сейчас немного поучится и поедет в лагерь «Океан» - ему путёвку дают. Они победили - взяли 1-е место. Он танцует, в Харбине танцевали и заняли 1-е место.

В.В.Путин: Вот здорово! Молодцы!

Реплика: И там то ли область, то ли администрация, не знаю, их поощрила путевкой в «Океан». Ансамбль-то ездил туда.

В.В.Путин: У нас там тоже есть небольшая программа развития этого «Океана». Там немножко будем помогать.

Реплика: Хороший лагерь.

Реплика: Мне сказали, что это второй «Артек».

В.В.Путин: У нас два таких - «Океан» на Дальнем Востоке и «Орлёнок» на Черном море, в Краснодарском крае. Оба хорошие.

Вопрос (к министру транспорта И.Е.Левитину): Значит, нам по негабариту пока ничего конкретного не скажете?

И.Е.Левитин: Я записал вопрос, я все записал - и по весу, и по габариту.

В.В.Путин: Просто не хочется пока говорить то, чего ещё не сделано. Посмотрим.

Реплика: А развитие автодороги «Лена»?

В.В.Путин: Я услышал, министр записал. Посмотрим.

И.Е.Левитин: Тяжело сразу. Но часть строителей с этой дороги, если решение будет принято...

Реплика: Потому что у нас народ - большинство народа, немалая часть - там работает...

Реплика: Много лет работаем, а она не становится лучше, Благовещенск-Якутск.

В.В.Путин: Там нужно всю дорогу делать: она в очень плохом состоянии. Но нужно закончить и эту. Вам показалось, что она хорошая начиная от Хабаровска, но она средненькая. Это первое. А второе - нужно будет приводить в порядок дорогу между Владивостоком и Хабаровском.

Реплика: Да, там тоже дорога поплыла вся.

В.В.Путин: Потому что нагрузка там гораздо больше, чем здесь.

Реплика: Транспорта там больше, да.

В.В.Путин: А дорога хуже. Но и «Лену», конечно, - тоже надо будет делать.

Реплика: «Лена» местами вообще ужасная дорога.

В.В.Путин: И через Лену у нас вообще нет ни одного моста.

Реплика: Об этом тоже много-много говорят: то будут, то не будут строить.

Реплика: Железную-то дорогу подводят уже.

В.В.Путин: Нужно подойти железной дорогой к Якутску и потом решать вопрос с мостом через Лену, имею в виду сделать его и железнодорожным, и автомобильным.

Реплика: Это понятно. Как в Хабаровске.

Реплика: Там что-то и про туннель говорили вроде как.

В.В.Путин: Или туннель, или мост. Но сначала нужно железной дорогой подойти там.

Реплика: Там уже недалеко осталось.

В.В.Путин: Недалеко. Надо это сделать, провести до конца.

Реплика: Поезда, наверное, еще нескоро пойдут.

В.В.Путин: Почему же? Ходят.

Реплика: А связь когда улучшится?

В.В.Путин: Я вернусь в Москву и дам поручение министру связи. Я думаю, что частные компании сюда вряд ли сейчас придут. Нам нужно будет делать это за государственный счёт. Они должны будут посчитать, сделать программу, план. И связь мы здесь сделаем, конечно. Это первое, что нужно здесь сделать для вас, - это связь.

Реплика: Записки друг другу по трассе передаем, поломки какие там бывают.

В.В.Путин: Если связь есть - можно друг другу прийти на помощь. А когда её нет, то вы вообще оторваны.

Реплика: Ни МЧС вызвать, ничего.

Реплика: Вот у нас и снегопады в последнее время были неслабые.

Реплика: Заметёт - и всё.

В.В.Путин: Зимой здесь какая погода? Какая температура?

Реплика: Зимой до минус 45-49. И до минус 50 как-то было. Не то чтобы это постоянно, но придавливает, особенно в определённых местах, под утро.

Реплика: А я в 57 попадал.

В.В.Путин: Минус 50?! Это уже воздух замерзает.

Реплика: А машина работает потихонечку.

В.В.Путин: Вы, наверное, не выключаете её на ночь?

Реплика: Нет, конечно. Аккумулятор замерзает.

Реплика: В прошлом году в октябре было минус 32 в Якутске.

В.В.Путин: При каких температурах вы уже не выключаете двигатели?

Ответ: От минус 15 - ночевка с мотором. Сейчас уже технологии шагают, сейчас уже отопителями пользуются.

Реплика: До минус 15 спят с отопителями. А когда температура ниже, уже масло замерзает, аккумулятору сложнее справляться с таким морозом. Потом уже двигатели не глушатся. А так, как сейчас там, особенно на яме, там ни гаражей, ни стоянок теплых нигде нет, машину нигде не поставишь...

В.В.Путин: Их просто опасно выключать, наверное.

Реплика: Конечно. Потом проблем будет гораздо больше.

Реплика: Один раз заглушил - и всё, больше не заведёшся.

Реплика: Вот такого авторемонта именно для грузовых машин я, наверное, здесь и не знаю. Для легковушек есть что-то такое. Там может эвакуатор приехать. А большую машину в принципе... Тут, наверное, не я один такой... Тут и коробки снимали на дороге...

Реплика: Едешь, шиномонтажа нет, и прямо на дороге разбирают двигатели, коробки.

В.В.Путин: Это нужно говорить с местным руководством, с губернаторами. Я обязательно с ними переговорю на этот счёт. Нужно заводить сюда так называемый мелкий и средний бизнес, нужно создавать им условия, чтобы они организовывали эти пункты.

Реплика: Я где-то слышал: чтобы что-то на федеральной трассе организовать, так много надо заключений сделать. Поэтому люди особо не рвутся.

В.В.Путин: Эти заключения, эти бумаги, все эти так называемые административные барьеры мы поможем преодолеть. Важно, чтобы сюда приходили для работы. Объём будет нарастать, поскольку трасса приличная. Значит, объём перевозок будет нарастать. А если будет нарастать, то будет и так называемый рынок услуг. Для них будет выгодно здесь работать.

Игорь Евгеньевич (обращаясь к Левитину), нужно помочь губернаторам, чтобы не было никаких препон со стороны федеральных властей.

Реплика: У нас резина без камер. Если колесо взорвалось, здесь по трассе уже его не купишь.

Реплика: Даже сейчас получается: участок этот, переход Читинский, открылся. Ребята, которые на Западе работают всю жизнь, сюда, в наши края идут, различное оборудование везут, грузы на стройку во Владивосток, и тоже остаются без колес, без всего, едут на честном слове, плачут: обслуживаться негде.

Реплика: Они с таким удивлением: «А где у вас колесо делать?»...А ты и будешь делать...

Реплика: Они едут, а у них даже монтажек нет колеса крутить...

Реплика: С Запада сейчас много машин идёт, очень много, в основном это оборудование. Раньше-то дороги когда вот этой не было, Чита- Благовещенск, я помню, что ребята приезжали из Москвы и говорили: приеду вырву этот лист из карты, чтобы больше сюда никогда не ездить. А сейчас люди стали ездить, очень много западных машин. Ну, естественно, они с такими глазами: а как вы тут..? Я говорю: «Мы всё сами делаем».

В.В.Путин: Не было дороги, не было и обслуживания. Сейчас дорога появилась, будем надеяться, что и обслуживание появится. Давайте посмотрим на Вашу машинку.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11954/