События

 
 
 

Председатель Правительства России В.В.Путин обсудил с заместителем Председателя Правительства И.И.Сечиным и министром промышленности и торговли В.Б.Христенко вопросы создания особой экономической зоны в Самарской области

 
 
 

Стенограмма начала встречи:

В.В.Путин: Виктор Борисович, мы с Вами отдельно ещё поговорим по автомобильной отрасли в целом, а сейчас я бы хотел обсудить с Вами вот что. После кратковременной остановки работы, связанной с аномальной жарой в Поволжском регионе, возобновил свою работу АвтоВАЗ. Мы предприняли ряд мер в конце прошлого года-начале этого, которые в целом позволили стабилизировать работу предприятия, но говорили о необходимости принятия комплексных мер и по развитию самого завода, и по развитию региона в целом по его диверсификации - диверсификации его экономики.

Вот на этот счёт я и хотел бы сегодня поговорить, обсудить проблемы. Тем более что мы подготовили и приняли ряд системных решений на этот счёт.

Пожалуйста, Игорь Иванович (обращаясь к И.И.Сечину).

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, в связи с падением производства на АвтоВАЗе Вы дали поручение подготовить совместно с администрацией Самарской области и акционерами завода предложения о реструктуризации предприятия и повышении эффективности его работы. Реализация этих предложений связана в том числе с сокращением части персонала АвтоВАЗа. С учётом этого факта Вами была поставлена задача создания на территории Ставропольского района Самарской области особой экономической зоны промышленного типа с размещением в ней до 20 тыс. новых рабочих мест.

В ходе проработки вопросов создания зоны были определены инвесторы, подписано 11 соглашений с зарубежными и российскими инвесторами. Инвестиции по согласованным проектам должны составить до 41 млрд рублей. Большинство проектов находится в достаточно высокой стадии готовности. И мы предполагаем, что с 2012 года эти предприятия могут начать работу.

В.В.Путин: Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), как Ваше Министерство предполагает организовать работу по поддержке этого проекта?

В.Б.Христенко: Первый проект промышленной зоны, особой экономической зоны промышленного типа в Елабуге, доказал свою успешность, и в этом смысле у нас есть базовый опыт. С другой стороны, Тольяттинский узел диктует определённого рода спецификацию, создаёт возможности с точки зрения квалифицированной рабочей силы. И в рамках развития автомобильной промышленности, реализации стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года в Самарской зоне нам видится ключевой элемент, связанный, конечно, с автокомпонентным бизнесом - с высокотехнологичным, по сути, новым видом, новой подотраслью российской промышленности, которая должна появиться. Мне кажется принципиально важно, что это накладывается не только на нашу национальную стратегию развития автомобильной промышленности, но и на корпоративные стратегии крупнейших альянсов, которые формируются, - «Рено-АвтоВАЗ», «Соллерс-Фиат». И в этом смысле они между собой даже договариваются о том, как оптимизировать компонентное производство на двух площадках - на Самарской и Елабужской.

В.В.Путин: Мы с Вами были на одном из предприятий, которое Вы сейчас упомянули, и там, на «Соллерсе», встречались с итальянскими партнёрами. Решался вопрос о том, где разместить смежное производство, связанное с автокомпонентами. На тот период времени партнёры выбирали площадку. Эта совместная работа по выбору площадки завершена? Они к какому результату пришли?

В.Б.Христенко: Результат на сегодняшний день, а окончательно все точки должны быть поставлены в сентябре, выглядит следующим образом: три территории - географически две территории, Елабужкая и Самарская. В Елабуге будет развёрнуто финальное производство автомобилей в рамках альянса «Соллерс-Фиат», а производство компонентов будет разнесено по Самарскому и Елабужскому узлам. И то же самое для «Рено-АвтоВАЗа»: будут использоваться и те, и другие возможности. Это позволяет в масштабах производства получить более высокую эффективность. Собственно, в этом перечне зарубежных производителей автокомпонентов, которые собираются прийти, - все компании топ-листа, верхнего уровня, и это радует. Кроме автокомпонентщиков в Самарском узле, Самарской особой экономической зоне, предполагается и химическое производство. Это связано и с «Пирелли», и с проектом, который они реализуют с Ростехнологиями по производству шин, это связано с рядом других производств. И мы ещё надеемся на то - собственно, этот процесс мы тоже стимулируем, - чтобы авиационное газотурбинное двигателестроение, которое присутствует в Самаре как в регионе, воспользовалось возможностями особой промышленной экономической зоны, чтобы нарастить здесь отсутствующие или требующие существенного развития компетенции.

В.В.Путин: Игорь Иванович, какие преференции получат компании, которые придут в эту свободную экономическую зону?

И.И.Сечин: Владимир Владимирович, для развёртывания этой зоны предусмотрено дополнительное выделение порядка 200 га. Общая территория будет 660 га. Преференции связаны прежде всего с софинансированием со стороны бюджета.

Мы планируем и будем просить Вас поддержать нас и подписать соответствующее постановление Правительства, которое предусматривает выделение 7,2 млрд рублей для софинансирования прежде всего в целях создания инфраструктуры. Это дороги, энергетика, всё, что поможет бизнесу развиваться нормальным образом.

В.В.Путин: Какие-то налоговые преференции там предусмотрены?

И.И.Сечин: Сама по себе промышленная зона предусматривает льготное налогообложение. Самарская губерния освобождает от налогов на имущество. Но самое главное - это инфраструктура, которая создаётся за счёт в том числе федерального бюджета.

В.Б.Христенко: И мы рассчитываем на то, что для автокомпонентного бизнеса, который в данном случае не столь гигантский по своим размерам, к традиционной инфраструктуре (дороги, трубы, провода) добавится инфраструктура заводская, то есть корпуса, которые можно будет предоставлять в аренду. И, собственно, ключевые параметры, связанные с региональными преференциями, в том числе налоговыми, должны создать конкурентную арендную плату для инвесторов за условия, которые им здесь предоставляются, чтобы это всё быстро могло заработать.

Игорь Иванович уже сказал о 2012 годе. Мы считаем: 2012 год - это принципиально важно для запуска именно в первую очередь компонентного бизнеса, потому что востребованность и стыковка с основными производителями чрезвычайно важны, чтобы обеспечить уровень локализации, к которому мы стремимся.

В.В.Путин: Хорошо.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11741/