События

 
 
 

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел селекторное совещание о мерах по снижению количества природных пожаров

 
 
 

«Именно на региональных органах власти лежит ответственность за противопожарное обустройство лесов и другие мероприятии по охране <…> Вопросы исполнения этих полномочий постоянно должны быть и в поле зрения глав регионов, а также находиться на контроле федеральных органов власти, в МЧС и в Федеральном агентстве лесного хозяйства».

В ходе селекторного совещания Председателю Правительства были представлены доклады от тех территорий, где возникли наибольшие трудности и где региональные власти вводили режим чрезвычайной ситуации.

Премьер обратил особое внимание на вопрос организации оповещения населения о пожарной обстановке. Он также указал на необходимость усиления возможностей оперативных и спасательных служб, участвующих в противопожарных мероприятиях.

Подводя итоги совещания, глава Правительства отметил, что в целом ситуация с лесными пожарами в России непростая, но контролируемая. Общая площадь возгораний в этом году почти в 3 раза меньше, чем в 2009-м, хотя погодные условия сегодня сложнее, чем в прошлом году. Вместе с тем, по его словам, не всегда принимаемые в регионах меры были результативными, а главное - своевременными.

В этой связи Премьер заявил о персональной ответственности руководителей всех уровней за контроль над пожарной обстановкой и эффективностью принимаемых мер. Внимания к этой проблеме ослаблять нельзя, подчеркнул В.В.Путин.

Стенограмма совещания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу поприветствовать всех собравшихся - и здесь в кабинете, и в регионах России. Поговорим сегодня о ситуации с пожарами в лесном фонде и с обстановкой, которая складывается в этой связи на территории Российской Федерации. Совсем недавно, ещё несколько месяцев назад, полгода назад, мы говорили об аномально низких температурах зимой. Теперь вынуждены говорить об аномально жарком лете.

Во многих регионах действительно побиты все температурные рекорды. Отсюда и проблемы с засухой в сельском хозяйстве, отсюда и достаточно сложная пожарная, пожароопасная обстановка в лесном фонде. Сегодня обсудим меры, принимаемые по предупреждению и тушению лесных пожаров, а также по минимизации последствий, в том числе и для граждан, которые пострадали.

Естественно, в первую очередь будут заслушаны доклады из тех территорий, где возникли наибольшие трудности и где региональные власти вводили режим чрезвычайной ситуации.

На что прошу обратить особое внимание. Во-первых, это пожары, которые могут создать или создают угрозы населённым пунктам, а следовательно, жизни, здоровью, имуществу граждан страны. Также прошу доложить, как организовано оповещение населения о пожарной обстановке.

Во-вторых, необходимо усилить возможности оперативных и спасательных служб, участвующих в противопожарных мероприятиях. Любые сбои в таких случаях могут привести к трагическим последствиям, и потому они абсолютно недопустимы.

Далее. Тему лесных пожаров мы с вами обсуждаем уже не первый раз. И, по сути, существующие здесь проблемы хорошо известны. Напомню, что в соответствии с Лесным кодексом основные полномочия в сфере охраны и защиты делегированы субъектам Российской Федерации.

На их реализацию выделяются значительные средства из федерального бюджета, которые направляются в регионы: в 2010 году это 2,2 млрд рублей.

Именно на региональных органах власти лежит ответственность за противопожарное обустройство лесов и другие мероприятии по охране, включая строительство и реконструкцию дорог, оборудование посадочных площадок для вертолётов, профилактические и другие необходимые мероприятия.

Вопросы исполнения этих полномочий постоянно должны быть и в поле зрения глав регионов, а также находиться на контроле федеральных органов власти, в МЧС и в Федеральном агентстве лесного хозяйства.

Я хотел бы услышать сегодня от докладчиков, насколько эффективно функционирует выстроенная система охраны и защиты лесов.

Давайте приступим к работе. Предлагаю сначала заслушать наших коллег на местах. Потом предоставлю слово Шойгу Сергею Кужугетовичу и после этого Виктору Алексеевичу Зубкову.

Пожалуйста. Давайте начнем с Московской области. Борис Всеволодович (Б.Г.Громов, губернатор Московской области), Вы на связи сейчас?

Б.В.Громов: Да. Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович. Прежде чем начать своё выступление, я бы хотел поблагодарить руководство МЧС России за большую помощь и работу, которую они проводят на территории Московской области.

Всего с начала пожароопасного периода на территории Московской области возникло в 2,5 раза больше очагов пожара, чем это было в прошлом году, а по территории, то есть по охвату гектаров, почти в 12 раз. Примерно 1/3 - торфяные пожары, 2/3 - пожары лесные.

Крупных пожаров на территории области не зарегистрировано. В среднем за сутки на нашей территории возникает до 50 очагов природных пожаров. Я сам лично несколько раз объехал и облетел все самые пожароопасные районы - для организации работы и контроля того, что там делается.

Для борьбы с природными пожарами создана достаточно большая группировка сил и средств - общей численностью 1084 человека и 345 единиц техники. При этом выделены дополнительные силы МЧС из соседних областей: Калужской, Смоленской, Тульской и из города Москвы.

Для разведки и тушения крупных очагов лесных пожаров ежедневно по несколько раз в день привлекается авиация, в том числе и тяжёлая - и для разведки и для тушения.

В связи с увеличением площадей пожаров на территории Государственного лесного фонда несколько проблемным остается вопрос организации работы в лесах, поскольку Московская область - единственный регион в России, у которого полномочий по лесам нет.

В целях обеспечения защиты населения на территории Московской области от пожаров, начиная с весны этого года, принимается комплекс превентивных мер. Я позволю себе их перечислить. Это и принятые соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие подготовку и проведение пожароопасного периода. Созданы необходимые запасы финансовых и материальных средств (на сегодняшний день это почти 170 млн рублей). Сформированы и функционируют Центр управления межведомственного взаимодействия по предупреждению и ликвидации пожаров на территории области и оперативные штабы по ликвидации этих пожаров во всех муниципальных образованиях под руководством глав этих муниципальных образований. Организован оперативный сбор информации о пожарной обстановке, в том числе с использованием воздушной разведки, мерах, принимаемых для предупреждения и ликвидации пожаров.

Мы организовали информирование населения о состоянии пожарной безопасности по телевидению, радио, во всех печатных СМИ, путём подготовки соответствующих небольших прокламаций, листовок и так далее на предприятиях, в школах. Кроме этого, созданы четыре специальные оперативные группы быстрого реагирования во главе с заместителями председателя правительства Московской области, то есть по направлениям - север, юг, восток и запад. Перенесены сроки начала охоты на более позднее время - на осень.

Пожароопасная обстановка у нас в районах, особенно на северо-востоке, востоке и юго-востоке, создается, к сожалению, из года в год. Причина одна - нахождение там торфоразработок, которые собственниками фактически брошены (некоторые перешли на газ, как Шатурская ГРЭС). Торфопредприятия обанкротились и фактически они сегодня никому не нужны. В этой связи ещё в прошлом году мы начали проработку вопроса об обводнении брошенных торфоразработок. Были проведены предварительные проектные работы, но прошедший финансовый кризис, к сожалению, не позволил начать эти работы в области.

По предварительным расчётам на обводнение торфяников, - а я убежден в том, что это один из основных выходов из положения, - только в Шатурском районе, где наиболее сильно горят торфяники, потребуется более 4,5 млрд рублей. Таких районов, где торф разрабатывался в промышленных объёмах, в области пять. Это Шатурский, Егорьевский, Орехово-Зуевский, Луховицкий и Талдомский. Если возможно, я бы попросил подумать о федеральной программе по этому вопросу.

Хочу доложить Вам, уважаемый Владимир Владимирович, что состав сил и средств позволяет нам держать ситуацию под контролем. Все службы - и областные, и федеральные - работают в тесном контакте. И я думаю, что мы с задачей справимся. В случае необходимости у нас есть резерв соответствующих сил и средств - и по линии Министерства сельского хозяйства, и по линии строителей, и по линии жилищно-коммунального хозяйства - в основном для привлечения техники и людей. Доклад закончен.

В.В.Путин: Спасибо. Борис Всеволодович. Действительно, торфяники эти горят. Подземное горение продолжается даже зимой?

Б.В.Громов: Да, они горят даже зимой, на глубине 5-6 м. А с наступлением тепла этот огонь поднимается наверх.

В.В.Путин: Программа, о которой Вы сказали, - обводнение торфяников - в какие сроки может быть реализована?

Б.В.Громов: Она может быть реализована, я думаю, года за три, если иметь в виду все площади, где есть торфяники. Мы какую-то часть этой программы выполнили еще в 2003 году, когда были сильные пожары, дым ещё был в Москве тогда. Мы какую-то часть торфяников таким образом обводнили, сумели это сделать, воды хватило тогда. Существует проблема с водой, количеством воды: с каждым днем её всё меньше и меньше. Но я думаю, что надо делать обязательно.

В.В.Путин: Вот эти 5 млрд приблизительного финансирования рассчитаны как раз на эти три года, да?

Б.В.Громов: Это 4,5 млрд только на один район, а у нас таких пять районов.

В.В.Путин: Значит, это где-то получается под 20-25 млрд?

Б.В.Громов: Примерно так, да.

В.В.Путин: Хорошо, ладно. Мы к этому ещё вернёмся. Спасибо большое. Пожалуйста, Нижегородская область,

Шанцев Валерий Павлинович. Там огонь подобрался уже и к населённым пунктам, и несколько домов сгорело. Пожалуйста, как сейчас ситуация, Валерий Павлинович?

В.П.Шанцев: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги! В Нижегородской области, как и в целом ряде других регионов, аномальная, сухая, жаркая погода существует где-то уже порядка нескольких месяцев. Мы с 5 мая объявили режим особой пожароопасности, а с 1 июля вынуждены войти в чрезвычайный режим. Всего за этот период произошло 1258 пожаров, из них 16 тыс. гектаров - это леса, а остальное - болотистые местности. В основном все пожары за это время локализованы, на сегодняшний день у нас 5 действующих пожаров, и если говорить о посёлках, то в зоне этих пожаров находится 8 посёлков.

Пожар верховой пришёл в деревню Семилово, все силы и средства были собраны, мы сумели больше половины этого поселения уберечь, сгорело 16 домов, жители заблаговременно были эвакуированы. Все то, что надо делать сейчас, для того чтобы не допустить огонь в наши поселения, мы делаем: собраны большие силы и средства, сегодня работают в лесу на тушении пожаров и патрулировании тех пожаров, которые находятся в локализации, более 2,5 тыс. человек, 300 единиц техники собрано со всех предприятий, в том числе порядка 80 единиц тяжёлой техники.

Оповещение жителей ведётся очень массово - и в средствах массовой информации, и в трудовых коллективах, на вокзалах, в торговых центрах, и через листовки и прокламации, у нас баннеры буквально на каждой дороге, которая ведёт в лес. Мы ввели режим ограничения посещения леса, работают уже сейчас 258 мобильных оперативных групп, которые патрулируют леса. Создаётся в настоящее время ещё порядка 100 мобильных групп с участием работников внутренних дел, ФСБ, администраций; на предприятиях созданы дежурные группы, которые оснащены мобильным транспортом, необходимым инструментом, с тем чтобы можно было перебрасывать их в места возникновения пожаров.

В последнее время ежедневно возникает порядка 15-20 очагов разного объема. Мы привлекли все финансовые ресурсы, которые необходимы. Мы очень благодарны за помощь нашим коллегам из Министерства внутренних дел, МЧС. У нас работают комплексные бригады с участием и военнослужащих, и работников системы чрезвычайных ситуаций.

Мы всё сейчас делаем для того, чтобы не допустить огонь в поселения. Обстановка сложная. Она осложнилась ещё и тем, что в последние два-три дня возникают сильные ветра. Вот на сегодняшний день, на вторую половину уже ветер такой начался, прогноз ветра от 15 до 20 м/сек. Это даёт нам верховые, самые опасные пожары. Работает самолет Бе-200, работает вертолёт. Патрулирование ведётся с точки зрения разведки и воздушными силами, и нашими патрулями, с тем чтобы не допускать разрастания этих пожаров.

Обстановка сложная, Владимир Владимирович, непростая. Но она находится под контролем. Мы всё делаем для того, чтобы справиться с тем, что сегодня происходит в области, в лесах. Я думаю, что мы обеспечим необходимую безопасность наших поселений.

В.В.Путин: Валерий Павлинович, нужна ли какая-нибудь дополнительная помощь от нас в этой ситуации?

В.П.Шанцев: Не нужна, пока мы справляемся сами. Пожары возникают... Вот, в частности, самый сложный пожар, над которым мы сейчас работаем, - он пришел к нам из Рязанской области на границе с Выксунским районом. Мы его практически локализовали, а он прорвался в другом месте из Рязани.

Есть некоторые вещи, которые мы согласовываем с другими территориями. Потому что общая беда, должны все вместе активно работать. Абсолютно все федеральные структуры откликаются по нашему зову. Я не видел никаких проявлений недопонимания. Потому что понимают, что ситуация серьёзная.

В.В.Путин: Спасибо. Непростая ситуация и в республике Марий Эл.

Маркелов Леонид Игоревич у нас на связи. Пожалуйста.

Л.И.Маркелов (президент Республики Марий Эл): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!

Республика Марий Эл тоже пострадала от лесных пожаров, но ущерб гораздо меньше, чем у моих соседей. Ситуация полностью находится под контролем правительства. У нас аномальная жара началась с апреля текущего года. С этого времени мы ввели режим ограничений посещения лесов, создали группировку сил и средств, которые бы ликвидировали пожары.

Всего произошло 332 пожара, 326 мы ликвидировали в течение суток. Погибло около 8,5 тыс. гектаров. Пожары возникают ежедневно. Причины разные: и поджог, и неосторожное обращение с огнём, и самовозгорание. Все эти пожары своевременно ликвидируются.

В настоящее время создана группировка, состоящая из сил и средств министерства лесного хозяйства, из сил и средств арендаторов лесных угодий, лесных участков (более 700 человек), придано им 182 единицы техники.

В случае необходимости мы дополнительно подготовим силы и способны привлечь около 3 тыс. человек и 310 единиц техники. Постоянно идёт воздушное патрулирование над всей Республикой Марий Эл двумя воздушными судами - самолетами Ан-2 и Sky Ranger.

С помощью авиации мы своевременно выявляем места задымления и пожаров и своевременно ликвидируем их, вплоть до того, что сбрасываем парашютистов, которые на местах организуют тушение пожаров.

В каждом муниципальном образовании республики созданы группы средств и сил. Если муниципальное образование не ликвидирует в течение нескольких часов пожары, тогда этим вопросом занимаются специалисты министерства лесного хозяйства.

В настоящее время я могу ответственно доложить, что ни одно жилое строение не пострадало. 25-27 июня мы ликвидировали крупные пожары в трех населённых пунктах, когда пришлось эвакуировать порядка 1700 человек (дети из пионерских лагерей и отдыхающие санаториев), но мы ликвидировали пожары полностью в течение двух дней. Через два дня детско-оздоровительная кампания была продолжена.

Сейчас там постоянно дежурят пожарные машины, никакой опасности не представляется. Ни один населенный пункт у нас не пострадал. 23 июля у нас была опасность проникновения пожара на территорию посёлка в Килемарском районе, но в течение суток мы этот пожар ликвидировали.

Население постоянно оповещается о том, что происходит, через средства массовой информации, через муниципальные образования. В настоящее время леса у нас закрыты. Совместно с МВД идёт патрулирование: министерство лесного хозяйство совместно с МВД провели 570 рейдов, выявляли случаи неосторожного обращения с огнём, людей штрафовали, даже возбуждено несколько уголовных дел.

Сегодня ситуация находится под полным контролем. Я думаю, что мы своими средствами справимся.

Вопросов к Правительству Российской Федерации у нас нет. Мы вполне в состоянии и контролировать ситуацию, и ликвидировать пожары.

Единственное, Владимир Владимирович, есть маленький вопрос - это кредиторка со стороны Рослесхоза, небольшая, за тушение пожаров, порядка 30 млн рублей. Хотя по моему распоряжению сегодня резервный фонд Республики Марий Эл направлен на тушение пожаров, и все необходимые средства, я имею в виду материальные, поступают своевременно, по первому сигналу, как только необходимость такая возникает.

Правительственная комиссия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций контролирует всю ситуацию по лесным пожарам, но непосредственно тушением занимаются, конечно, специалисты, представители министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл. Пожары тушатся всеми возможными средствами, по науке и путём отжига, и путём опашки, созданием минерализированных полос.

Всё идёт своим чередом. Техники на сегодняшний день достаточно, средств достаточно, для того чтобы контролировать ситуацию и ликвидировать пожары по мере их возникновения. Доклад окончен.

В.В.Путин: Спасибо. Ростовская область, Голубев Василий Юрьевич, пожалуйста.

В.Ю.Голубев (губернатор Ростовской области): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания! С начала пожароопасного периода на территории Ростовской области зарегистрировано 16 очагов природных пожаров на общей площади 1450 га, из них нужно отметить три крупные площади: при этих пожарах было 1430 га.

Ущерб от пожаров составил около 37 млн рублей при общем уменьшении количества лесных пожаров почти на 67%. В то же время произошло увеличение площади пожаров - в 2,8 раза.

На особо охраняемых природных территориях на территории области пожаров не зарегистрировано. Все пожары ликвидировались в течение суток за исключением одного, наиболее сложного пожара в Шолоховском районе, тушение которого было завершено в течение четырёх суток. На территории области гибели и травматизма людей и ущерба населённым пунктам не зарегистрировано. На сегодняшний день по-прежнему сохраняется высокая и чрезвычайная пожароопасность. И для борьбы с лесными пожарами у нас в области создана группировка сил и средств численностью более 3000 человек, которые снабжены техникой, оборудованием - всего 606 единиц техники, в том числе три воздушных судна.

Для оснащения лесопожарных формирований за последние годы области выделялись финансовые средства примерно в объеме 80 млн рублей, что позволило купить и иметь сегодня в действии 70 единиц различной пожарной и специальной техники. Мы проанализировали по итогам прошедших пожаров обстановку, провели анализ прошедших пожаров и сделали соответствующие выводы, которые позволили нам выработать меры, обеспечивающие решение вопросов чрезвычайной ситуации, что позволило повысить эффективность системы охраны лесов. Эти меры позволяют сегодня своевременно выявлять очаги возникающих пожаров, оперативно привлекать силы и средства для их ликвидации.

Для решения указанных проблем в области действует долгосрочная программа с ежегодным финансированием примерно 100 млн рублей в год. И на сегодняшний день есть необходимые средства, в том числе и в резервном фонде. Мы создали необходимые резервы материальных и финансовых ресурсов. Силы и средства, которые сегодня есть, находятся в режиме повышенной готовности к тушению пожаров, которые могут возникнуть.

Используем самые разные возможности для оповещения нашего населения, собственно говоря, все, что сегодня доступно, для того чтобы население было предупреждено о необходимом поведении и возможных действиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Считаем, что ситуация находится под контролем. Работаем в полном контакте и взаимодействии с нашими федеральными структурами. Уверен, что ситуацию из-под контроля мы не выпустим.

В.В.Путин: Спасибо. Пожалуйста, Бурятия, Наговицын Вячеслав Владимирович.

В.В.Наговицын (президент Республики Бурятия): Здравствуйте, Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги, уважаемый Владимир Владимирович, у нас с начала пожароопасного периода на территории Республики Бурятия зарегистрировано 654 очага. Это значительно меньше, чем в прошлом году. В прошлом году у нас была более сложная ситуация. Наверное, как раз эта сложная ситуация позволила нам активизировать силы и заранее подготовится к этим лесным пожарам и проходящей сегодня засухе.

Также у нас пожары горели на площади 29 тыс. - это составляет примерно половину от прошлогоднего: идет резкое уменьшение. Крупных пожаров всего два - на площади 400 га, что составляет примерно 1% от уровня прошлого года, то есть идёт значительное снижение.

В среднем за сутки на территории республики возникало 7,5 очага природных пожаров. Из них принятыми нами мерами гасится в первые сутки 6,2 пожара, что составляет 82% в среднем.

Всего для борьбы с лесными пожарами создана группировка сил и средств численностью 8240 человек и 2725 единиц техники. Привлекаются воздушные суда для патрулирования, в том числе для тушения лесных пожаров.

В первых числах июня в результате сухих гроз, которые прошли в Бурятии, возникло более 111 лесных пожаров, причём в отдельных труднодоступных местах, что резко обострило лесопожарную обстановку в республике.

Правительством республики, органами местного самоуправления принят ряд мер по стабилизации лесопожарной обстановки. На территории шести районов был введён режим чрезвычайной ситуации. Особый противопожарный режим вводился на территории трёх районов, в пяти районах вводились ограничения доступа населения в лес.

Сегодня усилена противопожарная пропаганда в средствах массовой информации - по радио, телевидению, в учебных заведениях республики.

В районы с наиболее напряжённой обстановкой направляются межведомственные оперативные группы для оказания помощи на местах.

Нас, Владимир Владимирович, так же как и многие субъекты Российской Федерации, настигла засуха. И мы с 26 июля ввели чрезвычайное положение по всей республике: сегодня все поставлены под ружьё. Мы боремся как с пожарами, так и с засухой в сельском хозяйстве. Владимир Владимирович, какие меры мы приняли с прошлого года? Мы много разбирались, зимой было время посмотреть, из-за чего всё-таки горят леса. И пришли к выводу, что нужно поменять систему оплаты труда служащих - охранников лесов, стимулируя их к сокращению случаев возникновения пожаров. То есть платить не за погашенные пожары, а платить как раз за отсутствие пожаров. Определили большую стимулирующую часть за то, что они активно справляются с этой работой.

Также мы повысили плату за горелый лес на корню. Мы выяснили такую ситуацию: Вы хорошо знаете, что мы живём на Байкальской природной территории, лес у нас рубить практически нельзя, только в удаленных местах, поэтому есть такой хитрый способ рубки леса, когда поджигается лес, а потом забесплатно горельник берётся. Мы повысили плату в 3 раза, то есть сегодня выгоднее всё-таки брать свежий лес на корню, нежели горельник. И гореть леса тоже стали значительно меньше.

Привлечено и обучено тушению пожаров местное население. Весь привлекаемый контингент привит против клещевого энцефалита, и мы сегодня можем поставить порядка 6 тыс. наших граждан под ружьё в случае необходимости. Действует система своевременного оповещения, созданы добровольные пожарные дружины на местах.

Медленно, но идёт замена техники. Мы в прошлом году выделили 20 млн рублей, приобрели много очень необходимой техники. Это позволило нам выполнить целый ряд работ. Вот мы опахали наиболее опасные деревни, которые находятся рядом с лесными массивами, - 142 такие у нас деревни, которые мы полностью опахали, для того чтобы если даже возникнет пожар, чтобы он не смог зайти в деревню. Также опахиваются кромки продуктивных лесов и деловой древесины. Вот мы таких новых пахотных полос сделали на 1348 км и восстановили старых борозд около 2 тыс. км. Это нам позволяет прерывать пожар, не пускать его в нашу гористую местность, где очень сложно тушить. На сегодня, Владимир Владимирович, у нас горящих лесов нет, мы ситуацию контролируем, все средства и силы поставлены под ружьё, мы находимся сегодня в чрезвычайной ситуации и готовы к пожарам. Доклад окончен.

В.В.Путин: Спасибо большое. Забайкальский край, пожалуйста, Гениатулин Равиль Фаритович.

Р.Ф.Гениатулин (губернатор Забайкальского края): Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Сергей Кужугетович, уважаемый Виктор Алексеевич!

Я сочувствую своим коллегам, потому что мы в таком положении находимся практически каждый год: с середины марта и иногда до октября. Поэтому этот горький опыт заставил нас принять дополнительные меры, и они начинают давать некий позитивный результат.

Если говорить об этом сезоне, то пожаров на 1/3 стало меньше, площадь пройденная в 3,7 раза меньше, крупных пожаров всего три по итогам сегодняшнего дня. В среднем за сутки у нас примерно так же, как и в Бурятии, порядка семи очагов: пять-шесть из них тушим - это примерно 76%.

Всего на борьбу с лесными пожарами у нас сосредоточено более 11 тыс. человек, более 2 тыс. единиц техники, в том числе мы арендуем девять воздушных судов. В боевой готовности девять пожарных поездов. У нас полное взаимодействие с РАО «РЖД» в этой части.

Для тушения лесных пожаров в готовности находятся силы и средства краевого государственного учреждения. Я бы хотел поблагодарить Сергея Кужугетовича за то, что он поддержал - сначала мы немного поспорили, а потом он поддержал - идею сохранения у нас самостоятельной краевой пожарной службы. Более 1,5 тыс. единиц личного состава мы сегодня имеем. Обеспечили достаточно высокий уровень прикрытости наших населённых пунктов. Я думаю, что это, параллельно с тем, что МЧС выполняет свои функции и оперативно руководит всей пожарной системой Забайкальского края, дает свой позитивный результат.

Хочу акцентированно подчеркнуть, что наш опыт, мой личный опыт, говорит о том, что лес должны тушить профессионалы. Поэтому уже второй год мы делаем так, что Забайкальская противопожарная служба участвует в конкурсах и выигрывает эти конкурсы - это даёт свой, на мой взгляд, позитивный результат.

В то же время у нас, конечно же, готовы к несению службы и 475 добровольных пожарных дружин, которые нацелены не только на решение вопросов тушения лесных пожаров, но они выполняют и повседневную функцию по обеспечению прикрытия населённых пунктов.

За два последних года, несмотря на все проблемы с финансированием, удалось всё-таки достаточно серьёзно продвинуться в части технического укрепления. Мы приобрели 46 единиц основной и специализированной пожарной техники, в том числе 22 автомобиля - специализированные пожарные автоцистерны. Точнее, мы приобретаем их, так называемые АРСы 14-е, из войск (на слайде это видно) и превращаем их в такие хорошие автомобили, на той же базе, естественно. Приобретаем где-то примерно за 200 тыс. в Вооруженных силах, и где-то 170-150 тыс. идёт на переоборудование. Устанавливаем насосное оборудование, приобретаем рукава, всё необходимое, ну где-то какой-то ремонт, покраска - и ставим на боевое дежурство эти автомобили.

Мне вот только немножко непонятно, Владимир Владимирович. Вроде бы - для государственных нужд, но всё-таки деньги большие для таких непростых бюджетов, как наши. Конечно же, за 200 тыс. плюс ещё 150-170 - это 370 тыс., это ощутимо. А так, мы их не только используем в лесу, а практически большая часть крупных поселений, во всяком случае, обеспечены сегодня вот такой техникой. Хочу, правда, подчеркнуть: спасибо Сергею Кужугетовичу - 10 единиц были выделены нам безвозмездно, их уже превратили в нормальные пожарные машины.

В целом больших проблем с ГСМ, финансированием у нас не возникает. Правда, есть одна просьба. Всё-таки, на мой взгляд, необходимо немножко изменить методику распределения субвенций с учётом того, что есть традиционно ежегодно горящие территории, и здесь, конечно же, подход, на мой взгляд, должен быть немножко дифференцированным. Мы, например, в этом году на текущие пожарные дела можем затратить порядка 30 млн рублей. По существу эти деньги уже выбраны, а пожароопасный сезон ещё не завершился.

Я поддерживаю своего коллегу, Вячеслава Владимировича Наговицына, что надо потихонечку менять, конечно, систему - от расчетов финансирования по факту с переходом на результат.

Вот, может быть, один из способов - это разрешить нам напрямую сэкономленные нами средства использовать ну хотя бы на две функции. Первое - на материальное стимулирование тех, кто отличился по итогам пожароопасного периода, второе - на приобретение дополнительной техники, что было бы совсем неплохо. И также у нас, у сибиряков, есть общая просьба - ускорить решение вопроса об организации в Сибирском федеральном округе межрегионального авиационного лесопожарного центра для организации оперативной переброски парашютно-десантных команд авиаохраны лесов, потому что территория огромная, иногда нам приходится обращаться друг к другу за помощью. И, безусловно, наличие такого центра с хорошим оснащением и мобильными силами могло бы помочь в ликвидации пожаров. Докладываю, что на сей момент в Забайкальском крае пожаров нет, обстановка контролируется. Доклад окончен.

В.В.Путин: Спасибо, Равиль Фаритович, спасибо большое. Дарькин Сергей Михайлович, губернатор Приморского края, пожалуйста!

С.М.Дарькин: Добрый день, Владимир Владимирович, добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на территории Приморского края природных пожаров нет. С начала этого года в Приморском крае было зарегистрировано 142 очага природного пожара на площади 7800 га. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество пожаров уменьшилось в 3,9 раза. Доля крупных пожаров снизилась в 9 раз по сравнению с 2009 годом. Общий ущерб снизился в 22 раза. Снижения количества и площадей пожаров мы достигли за счёт следующих мероприятий. Так же, как и все, мы создали крупные группировки сил и средств - 3 тыс. человек и более 1 тыс. единиц техники. Провели обучение 61 руководителя организаций, которые  могут тушить крупные лесные пожары. Для патрулирования и тушения лесных пожаров работают 9 авиационных судов.

До начала пожароопасного сезона по результатам проведенного 5-летнего мониторинга мы разместили шесть мобильных оперативных групп для профилактики пожаротушения. И что достаточно важно, мы в прошлом году сделали 506 км противопожарных полос. Для контроля над лесопожарной ситуацией совместно с МЧС мы создали единый диспетчерский пульт, который подключён к системе космического мониторинга за пожарами. Также организовано подключение к системе космического мониторинга Рослесхоза всех лесничеств и 134 крупных арендатора. У них стоят мониторы и они имеют всю космическую съёмку. Это очень существенно помогает нам оперативно реагировать на возникающие пожары и в кратчайшие сроки их ликвидировать.

Владимир Владимирович, сегодня мы полностью на территории Приморского края пожары ликвидировали. Сил и средств достаточно. Есть резервные фонды. Мы готовы к дальнейшей работе по профилактике и борьбе с лесными пожарами. Доклад закончен.

В.В.Путин:  Сергей Михайлович, спасибо большое. Теперь, пожалуйста, Сергей Кужугетович Шойгу, а затем - Зубков.

С.К.Шойгу: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги. Всего с начала пожароопасного периода 2010 года количество природных пожаров возросло на 6%. В то же время благодаря предпринятым мерам, в том числе нашими коллегами, площадь, пройденная пожарами, по сравнению с прошлым годом уменьшена в 2,3 раза. Количество торфяных пожаров вызывает по-прежнему тревогу - увеличение в 2,7 раза. Площадь, пройденная торфяниками, в 3,2 раза превышает среднее многолетнее и ситуацию прошлого года. Ежедневно возникает в среднем 42 торфяных пожара. К счастью, 90% этих пожаров тушится в день обнаружения. В целом на территории страны для борьбы с природными пожарами сформирована система антикризисного управления, создана и действует группировка сил и средств российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях численностью более 238 тыс. человек, 25 тыс. единиц техники, включая 226 воздушных судов. Авиацией МЧС России совершено свыше 400 вылетов, - общий налет более 600 часов. На очаги возгорания сброшено почти 6 тыс. тонн воды. Обследовано свыше 20 тыс. кв. км лесных массивов.

В целом особый противопожарный режим, ограничения на посещение леса введены в 32 субъектах Российской Федерации. Принятыми мерами удалось избежать серьёзных потерь для экономики, транспортной инфраструктуры, нефте- и газопроводов. На данный момент благодаря предпринимаемым мерам до 90% природных пожаров тушится в день обнаружения. Конечно, ситуация сложная, и здесь, на наш взгляд, необходимо предпринять дополнительные меры как в срочном порядке, так и в дальнейшей перспективе.

Во-первых, в особо опасных регионах, - там, где сегодня у нас засуха, ветра и довольно большие скопления людей в выходные дни выходят в леса, - надо усилить группировку как по контролю посещаемости лесов, так и по контролю за пожарной обстановкой как с воздуха, так и на земле.

Следующее - это тушение лесных пожаров на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и других охраняемых природных территорий. В настоящий момент руководители этих организаций самостоятельно заключают договора на привлечение сил и средств, или проводят тушение пожаров своими силами. К примеру, территория государственного природного заповедника «Рдейский» в Новгородской области составляет 36 тыс. га. При этом для тушения природных пожаров запланировано привлечение всех сотрудников заповедника, а их всего 14 человек. У них на вооружении находится один трактор и три бензопилы. Таких примеров более чем достаточно, и в связи с этим представляется целесообразным тушение лесных пожаров на особо охраняемых природных территориях осуществлять на договорной основе подразделениями Федеральной противопожарной службы.

В-третьих, остается серьёзной проблемой привлечение к тушению природных пожаров подготовленных и оснащенных соответствующей техникой организаций. По этому поводу, Владимир Владимирович, мы Вам сделали отдельный доклад. Я думаю, что в протоколе должны появиться поручения по этому поводу.

Что касается надзора за лесопожарной обстановкой, здесь у нас предложения совершенно конкретные: свести все надзоры в одни руки, чтобы это действительно был единый надзор на территории каждого субъекта. Сегодня этот надзор осуществляют Минсельхоз, Министерство природных ресурсов, отчасти Министерство обороны и органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Дополнения и изменения в законы - основное, что надо на сегодняшний день внести. Если мы действительно создадим такой единый орган, который будет надзирать за лесами, то здесь надо вносить изменения, так как сегодняшние законы предписывают появляться в лесах и проверять разделительные полосы, дороги, водоемы, оснащённость подразделений не чаще одного раза в три года. Это, конечно, надо делать каждый пожароопасный период и смотреть опашку населённых пунктов, чтобы не было тех случаев, которые у нас имели место в последние дни.

Большое количество федеральных сил привлекается сегодня и к охране, и к тушению лесов. У меня в связи с этим несколько вопросов по федеральным силам, Владимир Владимирович. Первое: я буду просить о выделении средств для восстановления ресурсов федеральных сил. Это касается и Министерства обороны, и Министерства по чрезвычайным ситуациям, и Министерства внутренних дел. Сегодня мы вырабатываем ресурс, который у нас не предусмотрен на тушение лесных пожаров. Требуется выделение средств из резервного фонда на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

Следующее. Достаточно эффективно показывают себя самолёты Бе-200. Тут, может быть в долгосрочной перспективе, я бы просил Вашего поручения о создании дополнительно двух эскадрилий в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, состоящих из четырёх самолётов каждая.

И, наконец, последнее.  Ещё два года назад Вы поддержали наше предложение о передаче снимаемой с вооружения техники на переоборудование, в первую очередь это касалось автоцистерн. Должен доложить, что сегодня это тысячи единиц. У нас есть субъекты, в которые дополнительно поставлено на вооружение до 300 пожарных автомобилей за счёт снятия техники с длительного хранения.

Благодарю за внимание, доклад окончен. 

В.В.Путин: Спасибо. Виктор Алексеевич, прошу Вас.

В.А.Зубков: Уважаемые руководители регионов! Я абсолютно согласен с выступающими руководителями регионов в том, что ситуация в лесах сегодня непростая, но контролируемая.

Мы в Правительстве в этом году как никогда рано начали работу по обсуждению пожароопасного сезона - ещё в марте на заседании Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации.

3 июня текущего года на селекторном совещании в Правительстве дали поручения по обеспечению организаций, которые осуществляют охрану лесов от пожара, необходимой противопожарной техникой; повысить эффективность противопожарной работы, в том числе на землях особо охраняемых территорий, заповедников; усилить контроль за использованием федеральных средств, субвенций на профилактику и ликвидацию лесных пожаров.

Надо сказать, и об этом уже говорили руководители регионов, в целом ситуация находится под контролем.

Общая площадь, пройденная огнём в этом году, - 480 тыс. га. В прошлом году была 1 млн 650 га, то есть значительно меньше.

Однако аномальная жара и засуха стали причиной волны пожаров в Ивановской области, в Бурятии, Иркутске, Тюменской области, Приморском крае и ряде других регионов - здесь выступали руководители.

Были и крупные пожары. Из-за медлительности региональных властей произошло распространение лесного пожара на площади 5,4 тыс. га в Ивановской области.

Надо сказать, что руководители регионов правильно реагируют там, где медленно принимаются меры по ликвидации пожаров: освобождены два руководителя комитета по лесному хозяйству - в Ивановской области и Приморском крае.

Лес - федеральная собственность. На его охрану выделяются значительные средства из федерального бюджета.

Я хочу поддержать - здесь этот разговор начал Сергей Кужугетович, и я об этом Вам тоже докладывал, что необходимо наше федеральное агентство Рослесхоз наделить всеми полномочиями по контролю за лесами, в том числе и за пожарной безопасностью. Таких полномочий у него сегодня нет, они размыты по ряду министерств и ведомств. Мы проводим в Правительстве работу по тому, чтобы наделить его этими полномочиями.

Кстати, об этом просили хозяйствующие субъекты, регионы. На этой неделе, в четверг, я проведу последнее согласительное совещание с одним министерством, и мы предоставим материалы в нашу Правительственную комиссию по административной реформе, для того чтобы связь между федеральным центром и регионами была прямая и четкая.

Необходимо активизировать работу по созданию межрегиональных федеральных пожарных центров. Здесь тоже сегодня об этом говорили губернаторы. Что бы рекомендовал субъектам Федерации? Обеспечить более активную работу с арендаторами лесного фонда. Ужесточить наказание за невыполнение арендаторами противопожарных мероприятий. Я думаю, что пора уже разработать нам - времени прошло достаточно много с тех пор, как заработал Закон о лесах, - региональные целевые программы охраны лесов от пожаров, хотя бы на ближайшие пять лет, до 2015 года.

Я думаю, что регионам, может быть, следует несколько увеличить финансирование противопожарных мероприятий из своих бюджетов, в том числе направить на это часть средств, поступающих в бюджеты субъекта Федерации, за использование лесов. Эти средства, может быть, использовать на приобретение средств пожаротушения.

Реализация мер, о которых говорили и сами руководители регионов, и  Сергей Кужугетович, я думаю, позволит стабилизировать пожароопасную обстановку в лесах, обеспечить нормальную работу в этом направлении. Спасибо.

В.В.Путин: Спасибо. Я на экране вижу у нас ещё один участник нашего совещания из Кабардино-Балкарии - Каноков Арсен Баширович. Арсен Баширович, как в вашем регионе дела обстоят?

А.Б.Каноков: Добрый день, Владимир Владимирович! В отличие от коллег у нас 10 лет не было пожаров в республике. Поэтому у нас обстановка нормальная.

Я хотел бы, если можно, коротко доложить по Баксанской ГЭС. Если разрешите, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Пожалуйста.

А.Б.Каноков: У нас была Правительственная комиссия во главе с Игорем Ивановичем Сечиным. Мы сделали ревизию, съездили на ГЭС, определили объёмы восстановительных работ, которые необходимо провести на этой ГЭС. Сейчас идёт очистка, и я Вас хотел поблагодарить за то, что в республику приехали руководители «РусГидро», МРСК.

Определены объёмы работ: восстановление Баксанской ГЭС займёт около двух лет и определена сумма, необходимая для того, чтобы восстановить ГЭС большей генерации. Где-то около 25 МВт генерировала Баксанская ГЭС, принято решение увеличить до 30-35 МВт генерацию электроэнергии на Баксанской ГЭС.

Я хотел бы поблагодарить, что Комиссия работает в республике, эта работа проводится в Кабардино-Балкарии - за это хотел бы поблагодарить. А вот в отношении лесных пожаров мы, благодаря Министерству чрезвычайных ситуаций, оснащены техникой. Министерство контролирует ситуацию, необходимые средства и силы есть, если произойдёт случай возникновения пожара на территории республики. Доклад окончен. Спасибо!

В.В.Путин: Спасибо, Арсен Баширович! Нужно вместе с правоохранительными органами усиливать защиту объектов подобного рода - энергетических и других объектов инфраструктуры. Вы знаете об обстоятельствах происшествия, о котором Вы сейчас сказали, поэтому нужно внимательнее относиться к организации вопросов безопасности. Надеюсь, что это и Вами, и коллегами из правоохранительных органов будет сделано. Что касается восстановления - есть определённые планы, Вы сейчас о них сказали. Мы планировали эту станцию вообще ставить на капитальный ремонт в ближайшее время. Её нужно переоборудовать существенным образом. Этим мы и займёмся.

Давайте вернёмся к основной нашей теме - теме борьбы с пожарами. Мы заслушали сейчас доклады с мест наших коллег, руководителей регионов Российской Федерации. Услышали и мнение руководителей федеральных органов.

Что бы я хотел сказать в завершение. Прежде всего некоторые соображения по организации работы. Вот, получил справку об организациях-победителях аукционов на выполнение функций по тушению лесных пожаров. Республика Башкортостан.

Победившая организация имеет следующие силы и средства: 1080 человек, 32 пожарные машины, 46 тракторов и 52 других технических средства. Пермский край: 69 человек и 2 самолёта. Ясно, что это не Бе-200, это наверняка Ан-2. 69 человек и все! Что же это за такая организация победила на конкурсе по тушению пожаров? База авиационной охраны лесов. Охраны лесов! Они способны такими силами и средствами тушить пожары? Они могут, наверное, дать информацию о том, что происходит в регионе, разведку осуществить. Но что они могут делать по тушению?

Республика Марий Эл - 56 человек всего-то, в Мордовии - 50 человек.

Обращаю внимание руководителей регионов на тщательный отбор организаций, которым доверено решение таких сложных и подчас очень острых задач. Видимо, нужно совершенствовать систему отбора. Мы и в Правительстве должны будем над этим подумать.

Теперь по конкретным предложениям, которые были сделаны коллегами. Прежде всего, конечно, Московская область и решение вопросов, связанных с горением торфяников. Борис Всеволодович (Громов) сказал, что только на один торфяник нужно выделить 5 млрд, на все - это получается где-то 20-25 млрд. Я прошу руководство Московской области вместе с МЧС России и с Министерством экономического развития предоставить необходимые обоснования: в какие годы, в какие сроки и какие объёмы денег нужны для полного решения проблемы. Условно для полного, потому что торфяники и природа - дело неконтролируемое и сложное. Но тем не менее нужно сделать всё, чтобы минимизировать негативные последствия от горения торфа в Московской области. По годам и по объёмам финансирования, пожалуйста.

Теперь по поводу задолженности лесхоза. Виктор Алексеевич (обращаясь к В.А.Зубкову), пожалуйста, обратите внимание кредиторов.

В.А.Зубков: Там 30 млн.

В.В.Путин: Хорошие предложения были сделаны и руководителем Бурятии. Действительно, и систему оплаты труда пожарных, и систему платы за горелый лес можно и нужно менять. Прошу всех тоже над этим подумать.

В Забайкальском крае было сделано предложение. Я запомнил, Равиль Фаритович, и мы будем иметь это в виду.

Что касается создания центров в Сибири - тоже дело правильное. Сергей Кужугетович (обращаясь к С.К.Шойгу), прошу продумать и потом отдельно доложить.

Хочу отметить положительную работу Приморского края. 500 с лишним километров противопожарных полос - это большой объём выполненной работы. Думаю, что и это результат того, что в Приморском крае складывается благополучная ситуация. Подумаем о выделении дополнительных денег из резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Представьте предложения и по формированию двух специальных подразделений - двух авиационных групп.

В целом ситуация с лесными пожарами в России непростая, но, как видно из докладов с мест, контролируемая. Общая площадь возгораний в этом году, и об этом некоторые руководители с мест сказали, почти в 3 раза меньше, чем в 2009-м, хотя погодные условия сегодня сложнее, чем в прошлом году.

В Приморском крае ущерб по сравнению с прошлым годом снизился в 22 раза. Неплохо.

Тем не менее необходимо отметить, что не всегда принимаемые в регионах меры были результативными, а главное - своевременными. В ряде случаев это привело к печальным, а подчас и трагическим последствиям.

Несколько населённых пунктов серьёзно пострадали от огня. Граждане лишились своих домов, имущества. Хочу напомнить своим коллегам в регионах Российской Федерации, что оказание помощи людям в данном случае - обязанность субъектов Российской Федерации. Прошу вас представить в Министерство здравоохранения и социального развития информацию об объемах и конкретных направлениях вашей работы по помощи людям, пострадавшим от пожара.

Напомню, руководители всех уровней несут персональную ответственность за контроль над пожарной обстановкой и эффективностью принимаемых мер. Внимания к этой проблеме ослаблять нельзя. Соответствующее поручение Правительства будет подготовлено в самое ближайшее время. Все предложения, которые сегодня прозвучали на нашем совещании, будут обобщены.

Большое всем спасибо за работу. Всего доброго.

Адрес страницы в сети интернет: http://archive.government.ru/docs/11511/